«Функциональная грамотность школьников: актуальные проблемы и пути решения»

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ВНУТРИШКОЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ КТЛ


Главой государства Н.Назарбаевым в Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация-главный вектор развития Казахстана» поставлена конкретная задача по принятию 5-летнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников. Общие ориентиры развития функциональной грамотности определены в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, цели которой направлены на формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире.

Педагоги в школах Республики дают предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях (что подтверждается результатами различных исследований) по результатам Международной программы оценки и уме­ний учащихся - PISA.

В связи с этим в настоящее время остается актуальной проблема повышения качества школьного образования, решение которой зависит от профессиональной компететности педагогических кадров. Развитие профессиональной компетентности учителя, обеспечивающей реализацию педагогического процесса, является на современном этапе развития образования одной из главных задач. Назревшая необходимость повышения профессиональной компетентности учителя обусловлена недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической теории и практике.

В казахско-турецком лицее №3 г.Жезказган созданы организационно-педагогические условия для развития профессиональной компетентности учителя в процессе формирования функциональной грамотности учащихся, включающие создание образовательной среды для учителей, характеризующейся принципами субъективности, активности, проблемности и индивидуализации обучения, рефлексивности, актуализации результатов обучения.

На первоначальном этапе в текущем 2014 году прошла работа по повышению уровня информационной и методологической компетентности учителей. Учителя казахского языка, математики, физики прошли курсы повышения квалификации в филиале АО НЦПК «Өрлеу» на тему «Развитие функциональной естественнонаучной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA». Учителя, прошедшие курсы нового формата и курсы PISA провели групповые и индивидуальные коучинги, семинары с учителями на базе школы.

В практику работы внедрены такие механизмы развития прфессиональной компететности, как диагностирование педагогов т.е. работа психолога, работа с молодыми специалистами, ТАТ (тестирование учителей 2 раза в год на знание предмета), план по самообразованию, создание творческих групп, повышение квалификации педагогических кадров в развитии профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности школьников, участие в международных сравнительных исследованиях ( PISA, TIMSS, PIRLS), ежегодное участие в конференциях областных, республиканских, международных уровней, семинарах, участие в исследовательской работе, участие в различных конкурсах, поощрения в целях стимулирования.

В содержание и структуру процесса развития профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся в условиях внутришкольной методической работы включены следующие виды работ: внедрение курсов внешкольного, дополнительного образования («ментальная арифметика», гончарное дело, курсы скорочтения и другие), использование инновационных педагогических технологий, школьный мониторинг, разработка авторских программ («Өлке әдебиеті», «Жезқазған аймағының климаты», «Толқындар әлемі» и другие) .

При разработке и составлении учебных программ учителя стараются интегрировать предметы, включать воспитательные компоненты. При проведении курсов применяют педагогические знания, умения, профессионально значимые личностные качества, направленные на достижение эффективного результата в овладении учащимися ключевыми компетенциями, особенно компетенцией в решении жизненных проблем и компетенцией работы с информацией на необходимом и достаточном уровне, как основы успешной адаптации и полноценного функционирования в современном обществе.

В качестве основы развития профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся выступает уровневая дифференциация обучения, интерактивная технология, проектная деятельность, PBL (Project Based Learning) - обучение через проектную деятельность, участие в международном конкурсе проектов молодых исследователей (YIPC), проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, информационные и коммуникационные технологии («Flipped education», «Edupage», «Learning zone»), с этого года ввели в практику проведение конференции в новом формате TEDх, вебинары опирающиеся на реализацию и развитие потенциальных возможностей каждого участника, взаимодействие и интеграцию усилий всех на основе партнерства, что позволяет педагогу развивать коммуникативную грамотность, умение сотрудничать, организовать свою деятельность.

Активное использование в учебном процессе интерактивных образовательных технологий Kahoot оnline-тестирование позволяет определить эффективность усвоения учебного материала, внедрение игрового компонента «Class craft» дает возможность через игру усвоить учебный материал по всем предметам, использование Tests.Katev.кz. - возможность составления мониторинга проведенных мероприятий, успеваемости, пробных тестов, олимпиад и.т.д

При организации УВП педагогами используются материалы ведущих университетов (MIT и др.), материалы ведущих журналов (Harvard Review, Nature, Science и т.д.), что дает педагогам большую возможность в развитии учебной компететности.

Все виды педагогической деятельноси в организации учебно-воспитательного процесса педагогами осуществляются на основе личностно-ориентированного подхода, диктующего необходимость построения и использования проекта развития индивидуальной траектории учащегося.

Профессиональная компететность педагога по формированию функциональной грамотности учащихся рассматривается сегодня как условие достижения современного качества образования.

Литература

  1. Н.Назарбаев «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана». Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 27 января 2012 года

  2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.

  3. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности на 2012-2016 годы.

  4. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. - 2005. - № 4.

  5. Гаврилюк В. В. Преодоление функциональной неграмотности и формирование социальной компетентности// Социол. исслед. 2006. N 12.

  6. International and Regional Documents on Adult Education. Anthology of Texts with Comments. Bonn, 2003

© 2010-2022