• Преподавателю
  • Другое
  • Имидж педагога. как один из составляющих факторов психологического комфорта учащегося

Имидж педагога. как один из составляющих факторов психологического комфорта учащегося

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Имидж педагога. как один из составляющих факторов психологического комфорта учащегосяИмидж педагога. как один из составляющих факторов психологического комфорта учащегосяИмидж педагога. как один из составляющих факторов психологического комфорта учащегосяИмидж педагога, как один из составляющих факторов психологического комфорта учащегосяИмидж педагога. как один из составляющих факторов психологического комфорта учащегося


Иванова С.М.

Преподаватель Муниципального бюджетного образовательного учреждения

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств»

г. Стрежевого


Каждый педагог хотел бы послушных, думающих и творческих учеников. От созданных условий во время урока и внеклассной деятельности зависит, сможет ли ребенок раскрыться или замкнется в себе. В комфортных условиях человек чувствует себя защищенным, он дружелюбен и открыто идет на контакт. Поэтому одной из самых сложных задач педагога является создание психологического комфорта учащихся. Важно когда ученик расходует свою энергию на продуктивную учебную деятельность, на успешное освоение навыков и знаний. В противном случае, чувствуя страх и тревожность, ребенок уже не может реализовывать свои способности в полной мере, опасаясь быть не понятым, раскритикованным или оскорбленным. У такого ребенка происходит снижение интереса к предмету, появляются пропуски занятий.

Школьный процесс - это большой и сложный механизм, где основными действующими силами являются ученик и учитель. На первый взгляд может показаться, что учитель является движущей силой, а ученик движимой. В действительности же педагог сам должен являться движимой силой.

Каждый день и каждый урок учителя должно волновать, как выстраиваются отношения между ним и учениками. Опыт показывает, что влияние учителя на ученика напрямую связан с авторитетом учителя. Позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение обучающихся к изучаемому предмету. Еще А.С. Макаренко говорил, обращаясь к учителям: «… Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность» [1]. Так же он отмечал, что этому надо учиться. Для современного учителя важно не только формировать свой профессиональный авторитет, но и моделировать свой образ, имидж.

Имидж - образ человека, включающий в себя внешность, манеру поведения, общения и т.п., способствующие воздействию на окружающих [2]. Таким образом, мы можем выделить составные имиджа: как тебя видят (внешние аспекты), как тебя воспринимают (внутренние аспекты) и какой ты профессионал.

Профессиональные аспекты

Имидж педагога

Практический и методический опыт, авторские методики, отзывы детей, родителей и коллег, профессиональные награды, авторские сайты и публикации.

Внутренние аспекты

Внешние аспекты

Интересы, эрудиция, хобби, темперамент, волевые качества, коммуникабельность, жизненная позиция.

Манера двигаться, говорить, мимика, одежда, прическа, культура общения.


Отношение к имиджу у педагогов разное. Одни считают это неискренностью, погоней за внешним впечатлением, позиционируя, что внутреннее содержание должно быть в приоритете. С этим сложно спорить, но не стоит сбрасывать со счетов, что современные дети уделяют большое внимание имиджу не только своему, но и прежде всего педагога-профессионала. По современным исследованиям в списке десяти профессионально значимых качеств учителя с точки зрения учеников имидж занимает второе место [3].

Создание имиджа достаточно длительный, трудоемкий и не прекращающийся процесс. Не возможно создав себе определенный имидж, не работая над ним удерживать свой авторитет. Приступая к созданию собственного имиджа, необходимо произвести анализ существующего своего образа. Важно определить не только те качества, которые следует развивать, но и сохранить качества, являющиеся для него яркой индивидуальностью профессионального поведения. А затем уже по обозначенным выше аспектам формировать свой имидж.

Внешний вид педагога говорит о многом, прежде всего о его культуре. Основные требования к внешнему виду педагога: продуманность и аккуратность костюма, прически, макияжа. Ведь своим внешним видом учитель должен расположить к себе не только учеников, но и их родителей и коллег. Своим личным примером педагог воспитывает такие же качества у своих воспитанников. Красиво выглядеть - это значит проявлять уважение к окружающим.

Визуальный образ - это не только картинка, которую мы видим, но и, то впечатление от человека, которое остается в памяти после общения с ним. Педагог просто обязан следить за своей речью, мимикой и эмоциями. И поскольку ученики подражают речи учителей, становится важным значение работы педагога над своей речью.

Говоря о формировании внутреннего аспекта, важно достаточно критично подойти к анализу характера педагога.

Педагог, обладающий твердым характером и крепкой волей, стремящийся все сделать сам, подавляет своих учеников, оставляет их в стороне от главного. Ученики выступают зрителями. Ему важно, что бы задание было выполнено правильно у максимально большего количества учеников, в идеале у всех. Здесь, зачастую, можно встретить амбиции учителя - «вот какой я педагог, у меня все ученики знают материал!» В художественном образовании такой педагог обязательно вмешивается в творческую работу ученика. Подсказывая и показывая, как должно быть, педагог рисует своей рукой порой целые фрагменты творческих работ, или завершает работу ученика, доводя её до мнимого совершенства, лишая тем самым индивидуальности работу. И надо сказать, что такую работу сложно оценивать как работу ученика.

Педагог, с мягким характером, не способный удерживать элементарный порядок на уроке, так же не создает условий комфортности на уроке. Такой педагог не имеет должного авторитета у своих воспитанников.

Учащиеся младшего, среднего и старшего возрастов по-разному оценивают своих учителей. Если в младшем возрасте авторитет учителя складывается из ролевой позиции педагога, то в среднем возрасте этого уже не достаточно. И чем старше ученик, тем важнее ему знания, которые дает ему учитель. Учащимся средних и старших классов интересен и важен тот педагог, который помимо своего отношения к учащимся, показывает знание своего предмета, педагогическое мастерство и соответствие времени.

Современный педагог помимо практического опыта, обязан методически развиваться, быть в курсе современных педагогических технологий. Изучение чужого опыта работы и анализ своего движет педагога на создание авторских методик, что позволяет ему сделать свой предмет интересным, важным и современным. Педагога, работающего над собой, всегда интересуют отзывы детей, их родителей и коллег о его работе. Себе в помощь педагог уже должен иметь личный сайт учителя, где может публиковать свои статьи, творческие работы и профессиональные награды, характеризующие его жизненную позицию и профессиональные качества.

Каждый педагог стремиться завоевать авторитет. Но, не желая работать над собой, педагог завоевывает ложный авторитет. Существуют разные виды ложного авторитета - это и авторитет подавления, авторитет мнимой доброты, авторитет педантизма, расстояния, резонерства. Все эти виды авторитета рано или поздно приводят к конфликтным ситуациям с детьми, их родителями или с коллегами, что никак не может способствовать психологическому комфорту в школе.

Завершить свою статью хочу словами В.А.Сухомлинского «Если ты не воспитываешь себя, ты плохой учитель, но если ты воспитываешь только себя, ты вообще не учитель»

Список литературы:

1. М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 176 с. Макаренко А.С., Соч., т. 5, стр. 119.

2. enc-dic.com/efremova/Imidzh-31553/ Толковый словарь Ефремовой

3. gumer.info М.В.Гамезо, Е.А.Петрова, Л.М.Орлова «Возрастная и педагогическая психология»

© 2010-2022