Литературный час посвященный творчеству К. М. Симонова

Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 села Ермолаево

Куюргазинского района Республики Башкортостан»












Литературный час

посвящённый творчеству

Константина Михайловича Симонова









Составила Заведующий библиотекой:

Пояркова М.Г






2016г.

Литературный час

посвящённый творчеству

Константина Михайловича Симонова


Цель:

  • знакомство учащихся с личностью известного советского поэта, писателя, военного корреспондента и общественного деятеля Константина Симонова.

Задачи:

  • расширить знакомство учащихся с биографией и творчеством К.М.Симонова.

  • привить любовь к слову,

  • привлечь к чтению военно-патриотической литературы через творчество К. Симонова.

Оборудование:

  • портрет К.М.Симонова,

  • фотографии о войне,

  • выставка произведений К.М.Симонова

  • компьютер, видеопроектор,

  • презентация

«Моя цель - дать почувствовать

читателю, какой была эта война.

Победа нам досталась дорогой ценой.

Если я не расскажу об этих трудностях,

тогда мне не удастся рассказать о мере

подвига нашего народа.»

К.Симонов


Библиотекарь:

Ребята, наш урок посвящён жизни и творчеству Константина Симонова.

Константин Симонов - поэт, прозаик, драматург, журналист и общественный деятель.

Давайте посмотрим презентацию об этом удивительном человеке, о замечательном писателе.

Слайд 2.

Константин Симонов - поэт, прозаик, драматург, журналист и общественный деятель. Герой Социалистического труда, Лауреат Ленинской и шести Сталинских премий.

Слайд 3.

Родился 28 ноября 1915 года в Петрограде, в семье полковника Генерального Штаба Михаила Симонова и княжны Александры Леонидовны Оболенской. Своего отца так и не увидел. Он пропал без вести в годы гражданской войны. В 1919 мать с сыном переехала в Рязань, где вышла замуж за преподавателя военного дела бывшего полковника царской армии А.Г.Иванишева. Мальчика воспитал отчим. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. Особого достатка в семье никогда не было, поэтому мальчику пришлось после окончания семи классов пойти в фабрично - заводское училище (ФЗУ) и работать токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда семья переехала в 1931. Так он зарабатывал рабочий стаж и продолжал работать еще два года после того, как поступил в Литературный институт им. А. М. Горького. Знаний у Симонова было недостаточно с его семилетним образованием, но он считался представителем рабочего класса, а это было самой лучшей рекомендацией. В 1938 году Константин Симонов оканчивает Литературный институт.

Слайд 4.

В 1938 году Константин Симонов окончил Литературный институт имени А. М. Горького. К этому времени он уже написал несколько произведений - в 1936 году в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь» были напечатаны первые стихи Симонова.

Слайд 5.

Судьба возложила на его плечи нелегкий солдатский труд еще до начала Великой Отечественной войны. Летом 1939 года Симонов побывал на своей первой войне, на Халхин-Голе, в качестве сотрудника газеты «Героическая красноармейская».

Слайд 6,7

Здесь поэт услышал первые раскаты будущей Второй мировой войны. Там, на Халхин-Голе, началась огневая, в прямом смысле слова, поэзия Симонова. С Халхин-Гола он привез книгу новых стихов, стихов, посвященных живым и павшим героям. Тогда же Симонов был удостоен первой правительственной награды - ордена «Знак Почета». Ему было тогда 24 года.

Слайд 8

В 1940-1941г окончил курсы военных корреспондентов при военной политической академии.

Слайд 9

Началась Великая Отечественная война.

Слайд 10

Константин Симонов был призван в армию, работал в газете «Боевое знамя». Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. Тема войны, жизни и смерти прочно вошли в творчество К.М.Симонова. Прошло совсем немного времени, и он стал не только любимым поэтом, но и популярным журналистом на фронте и во всей стране.

Слайд 11

В годы войны он написал пьесы: «Русские люди», «Жди меня», повесть «Дни и ночи», две книги стихов «С тобой и без тебя», «Война».

(Ученик читает стихотворение «Товарищ».)

Товарищ.
Вслед за врагом пять дней за пядью пядь
Мы по пятам на Запад шли опять.
На пятый день под яростным огнем
Упал товарищ, к Западу лицом.
Как шел вперед, как умер на бегу,
Так и упал и замер на снегу.
Так широко он руки разбросал,
Как будто разом всю страну обнял.
Мать будет плакать много горьких дней,
Победа сына не воротит ей.
Но сыну было - пусть узнает мать -
Лицом на Запад легче умирать.

Слайд 12

Стихи Симонова призывают к борьбе с врагом, служили для цели поддержания воинского духа солдат, а не только служили описанием событий военной поры, показывали их как результат определённого состояния человеческой души выражавшие всеобщую душевную жизнь русского народа во время Великой Отечественной войны.

Слайд 13

По словам Симонова: »Не знаю, как кто на это смотрят, а по мне дружба человеческая - самое дорогое чувство на земле. Это чувство с большой силой проявляется, когда людям тяжело; а на войне - людям очень тяжело». 1942 год. В авиационной катастрофе погибает один из авторов «12 стульев» - писатель, военный корреспондент Евгений Петров. Симонова потрясла смерть друга - эта простая, горькая, неотвратимая истина войны: «На наших глазах умирали товарищи». Он пишет об этом много, настойчиво и каждый раз предельно взволнованно, потому что есть в жизни и такие события, к которым не привыкаешь, как бы часто они не повторялись. «Смерть друга»- посвящено памяти друга Евгения Петрова военного корреспондента.

(Ученик читает стихотворение «Смерть друга»)

Смерть друга
Неправда, друг не умирает,
Лишь рядом быть перестает.
Он кров с тобой не разделяет,
Из фляги из твоей не пьет.

В землянке, занесен метелью,
Застольной не поет с тобой
И рядом, под одной шинелью,
Не спит у печки жестяной.

Но все, что между вами было,
Все, что за вами следом шло,
С его останками в могилу
Улечься вместе не смогло.

Упрямство, гнев его, терпенье -
Ты все себе в наследство взял,
Двойного слуха ты и зренья
Пожизненным владельцем стал.

Любовь мы завещаем женам,
Воспоминанья - сыновьям,
Но по земле, войной сожженной,
Идти завещано друзьям.

Никто еще не знает средства
От неожиданных смертей.
Все тяжелее груз наследства,
Все уже круг твоих друзей.

Взвали тот груз себе на плечи,
Не оставляя ничего,
Огню, штыку, врагу навстречу
Неси его, неси его!

Когда же ты нести не сможешь,
То знай, что, голову сложив,
Его всего лишь переложишь
На плечи тех, кто будет жив.

И кто-то, кто тебя не видел,
Из третьих рук твой груз возьмет,
За мертвых мстя и ненавидя,
Его к победе донесет.

Слайд 14

Любая война начинается с дороги. Образ дороги - символ жизненного пути, который каждый человек должен пройти достойно. И эти военные дороги разводят в разные стороны друзей: Константина Симонова и Алексея Суркова. Алексей Сурков тоже военный корреспондент, поэт, автор известной песни времён войны «Землянка». Стихотворение посвящается именно ему, а так же обращено и к нашей памяти. Духом товарищества проникнуто стихотворение Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины». Обращаясь к другу, поэт говорит здесь о Родине, которая, как он понимает сейчас, открылась ему по-настоящему только в дни горя, в дни испытании.

Слайд 15

Сейчас мы прослушивание стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины». (Видеоролик №1)

Слайд 16

В 41-м году поэт потрясен седым мальчишкой, которого отец-майор на пушечном лафете (артиллерийское орудие) вывез из Брестской крепости. И Симонов пишет стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете». В стихотворении раскрывается мотив детства, загубленного жестокой и беспощадной войной. Мальчика везут из Бреста - первой советской крепости, принявшей на себя удар гитлеровской армии и оказавшей героическое сопротивление. Ребенок расположился на лафете, то есть на станке артиллерийского орудия. Мать мальчика погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя. Раненый отец привязал мальчика к щиту, чтобы тот не упал. Проснувшись, мальчик махал рукой войскам, которые шли из глубины России на фронт. Мальчику десять лет, но за десять дней войны он пережил огромное горе, которое не под силу порой выдержать и взрослому человеку: гибель матери, обстрелы, эвакуация из родного города, ранение отца. Мальчик словно побывал "на том свете", потому что уже видел смерть и страдание. Десять дней ужаса войны, пережитые ребенком, будут вспоминаться последующими поколениями как подвиг.

(Ученик читает стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете»)

Майор привез мальчишку на лафете.
Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой...
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой...

Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.

За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.

Слайд 17

В 1942 году Симонов пишет стихотворение «Если дорог тебе твой дом», о котором Маршал Советского Союза И. Х. Баграмян сказал: «Я бы присвоил этому стихотворению звание Героя Советского Союза: оно убило гитлеровцев больше, чем самый прославленный снайпер».

Слайд 18

Послушаем отрывок стихотворения из кинофильма «Битва за Севастополь» (Видео ролик №2)

Слайд 19

Константин Симонов был не только поэтом, писателем, но и военным корреспондентом. В левой руке было оружие, в правой блокнот в который он записывал то, что видел во время боёв и во времена короткого затишья, а иногда писал и стихи по горячим следам.

(Ученик читает стихотворение « Атака»)

Атака.
Когда ты по свистку, по знаку,
Встав на растоптанном снегу,
Готовясь броситься в атаку,
Винтовку вскинул на бегу,
Какой уютной показалась
Тебе холодная земля,
Как все на ней запоминалось:
Примерзший стебель ковыля,
Едва заметные пригорки,
Разрывов дымные следы,
Щепоть рассыпанной махорки
И льдинки пролитой воды.
Казалось, чтобы оторваться,
Рук мало - надо два крыла.
Казалось, если лечь, остаться -
Земля бы крепостью была.
Пусть снег метет, пусть ветер гонит,
Пускай лежать здесь много дней.
Земля. На ней никто не тронет.
Лишь крепче прижимайся к ней.
Ты этим мыслям жадно верил
Секунду с четвертью, пока
Ты сам длину им не отмерил
Длиною ротного свистка.
Когда осекся звук короткий,
Ты в тот неуловимый миг.
Уже тяжелою походкой
Бежал по снегу напрямик.
Осталась только сила ветра,
И грузный шаг по целине,
И те последних тридцать метров,
Где жизнь со смертью наравне!

Слайд 20

Война, как вор, прокралась в каждый дом, оторвала людей от родной земли, разделила семьи, разрушила домашний очаг. Каждый чувствовал, что он, как любимой, лишился родной земли. И каждый повторял: «Жди меня». Но до этого никто не написал этих слов. Их написал Симонов. Писал о своем, но произнес мысль миллионов.

Слова «Жди меня…» были солдатским паролем. В них было заключено все - вера, надежда и любовь. Вскоре это стихотворение поэта «Жди меня, и я вернусь» облетело всю линию фронта, став для солдат одновременно и гимном, и молитвой.

Слайд 21

Это произведение посвящено актрисе Валентине Серовой. Уходя на фронт, Константин Симонов не был уверен ни в победе советской армии, ни в том, что ему удастся увернуться живым. Тем не менее, его согревала мысль, что где-то далеко, в солнечной Фергане, куда был эвакуирован театр Валентины Серовой, его ждет любимая женщина. И именно это давало поэту силы и веру, вселяло надежду, что рано или поздно война закончится, и он сможет быть счастливо со своей избранницей. Поэтому, обращаясь в стихотворении к Валентине Серовой, он просит ее лишь об одном: «Жди меня!». Одноименный фильм с Валентиной Серовой в главной роли, помогал воющей стране пережить голод, бомбежки, разлуки - если есть такая верная любовь, то, значит, стоит жить и бороться...
Слайд 22

Отрывок фильма «Жди меня». (Видео ролик №3)

Слайд 23

13 июля 1942 года в Буйническом поле под Могилевом Симонов оказался в расположении 388-го полка, который стоял насмерть. Этот крохотный островок надежды в море боли и отчаяния произвел на писателя огромное впечатление. Именно здесь Симонов завещал развеять свой прах после своей смерти. Завещание его было выполнено.

Слайд 24

Закончилась война, Симонову нет еще и тридцати. За оборону Москвы подполковник Константин Михайлович Симонов награжден медалью «За оборону Москвы». После войны появились его сборники очерков:«Письма из Чехословакии», «Славянская дружба»,«Югославская тетрадь», «От Чёрного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента».

После войны в течение трёх лет пробыл в многочисленных зарубежных командировках Япония, США, Китай, работал главным редактором журнала «Новый мир».

Слайд 25

Главную книгу «Живые и мёртвые» он писал одиннадцать лет. По этой книге был снят художественный фильм. Завершает трилогию «Солдатами не рождаются» и «Последнее лето». За эту трилогию получил высокую государственную награду.

Слайд 26

Главный девиз в его жизни был

«Не отступать!

Ни перед препятствиями!

Ни перед угрозами!

Ни перед необходимостью отдать свою жизнь за правое дело!»

Слайд27

Умер К.Симонов 28 августа 1979 года. По завещанию поэта прах его развеяли на Буйничевском поле под Молилёвым, откуда он чудом выкрался живым тогда, в июле 1941-го года. Сейчас там, на поле боя, стоит валун. На котором высечено: «Константин Симонов». Прах его смешался с прахом погибших в 1941г. Он вернулся к нам навсегда.

Итог занятия:

Прочитав и прослушав сегодня ряд стихотворений о войне, мы услышали, что автор выразил силу духа целого поколения людей, выстоявших в страшной войне: тех, кто воевал, и тех, кто ждал их. Нельзя не прийти к выводу, что необходимо помнить уроки истории, так как именно опытом минувшего освещается настоящее и будущее. Давайте, ребята, будем помнить, какой ценой далась победа, давайте будем учиться быть благодарными тем воинам, благодаря которым над нами сейчас мирное небо. И пока жива память об этой войне голоса Симонова и его поколения будут звучать в сердцах потомков. Только на такой литературе можно воспитать добрые чувства и достойных защитников Отечества.


© 2010-2022