- Преподавателю
- Другое
- Требования к программам дополнительного образования детей
Требования к программам дополнительного образования детей
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лыбашева Л.Н. |
Дата | 02.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Требования к содержанию и оформлению
программ дополнительного образования детей
Согласно письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 11 декабря 2006г № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» дополнительная образовательная программа включает следующие структурные элементы:
-
Титульный лист
-
Пояснительная записка
-
Учебно-тематический план
-
Содержание изучаемого курса
-
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
-
Список литературы
На Титульном листе должно быть отражено (приложение 1):
-
наименование образовательного учреждения;
-
где, когда и кем утверждена программа;
-
название программы;
-
срок реализации программы (сколько лет)
-
возраст детей, на которых программа рассчитана
-
Ф.И.О., должность автора (авторов) программы;
-
название населенного пункта;
-
год разработки дополнительной образовательной программы
Любая образовательная программа, независимо от ее профиля, включает такой компонент, как пояснительная записка. В пояснительной записке следует отразить:
-
обоснование актуальности, практической значимости программы, связь с уже существующими по данному направлению программами;
-
вид (модифицированная, авторская программа);
-
ее новизну (для претендующих на авторство) и основные изменения, которые внесены в содержание имеющейся программы (для модифицированных);
-
цель и задачи дополнительной образовательной программы (приложение 2);
-
возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
-
сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
-
формы и режим занятий (общее число часов в год; число часов и занятий в неделю; периодичность занятий);
-
ожидаемые результаты и способы их проверки (что будут знать и уметь обучающиеся и каким образом это определяется)( приложение 3).
-
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы включает:
-
-
перечень разделов, тем;
-
количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
-
Учебно-тематический план традиционно оформляется в виде таблицы.
-
Тема
Общее кол-во часов
В том числе
Теоретические
часы
Практические
часы
16
6
10
Итого
216
72
144
Содержание дополнительной образовательной программы
Содержание программы - это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Раскрывать содержание тем следует в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане. Для этого необходимо:
- указать название темы;
- перечислить основные узловые моменты, которые излагаются в рамках данной темы;
- указать, в каких формах организуется образовательный процесс (теоретических, практических)
Обычно первая тема - введение в программу, последняя - итоговое мероприятие ( приложение 4).
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя:
-
-
краткое описание основных способов и форм работы с детьми, планируемых по каждому разделу: индивидуальных и групповых; практических и теоретических. Желательно пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм занятий.
-
описание основных методов организации учебно-воспитательного процесса;
-
техническое оснащение занятий (краткая характеристика дидактического материала, материально-технических средств, необходимых для реализации программы);
-
описание форм подведения итогов по каждой теме или разделу.
-
Приложение 1.
Титульный лист дополнительной образовательной программы.
Наименование образовательного учреждения
Утверждаю
_____________ / /
Название программы
Срок реализации программы
Возраст детей
Фамилия, имя, отчество
Должность разработчика программы
Населенный пункт
Год разработки программы
Приложение 2.
Цель и задачи дополнительной образовательной программы.
Цель - предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность.
Конкретизация цели осуществляется через определение задач, показывающих, что нужно сделать, чтобы достичь цели. Задачи бывают:
-
-
-
обучающие - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.д.;
-
воспитательные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.д.;
-
развивающие - развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.; формирование потребности в самопознании, саморазвитии.
-
-
Формулирование задач также не должно быть абстрактным, они должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.
Например, цель и задачи образовательной программы «Работа с глиной».
Цель программы: формирование основ эстетической культуры в процессе приобщения младших школьников к изобразительной художественно-творческой деятельности (при работе с глиной).
Задачи программы:
1. Формирование эстетических знаний, художественно-пластических умений и художественно-творческого опыта;
2. Развитие интереса и способностей к художественно-творческой деятельности;
3. Воспитание нравственности и культуры поведения младших школьников.
Приложение 3.
Ожидаемые результаты обучения
Требования к подготовке учащихся проектируются по годам обучения и разделам программы. В каждом разделе программы выделяются объем знаний и умений, которыми должен овладеть обучающийся и качества, которые могут быть развиты у детей в процессе занятий по программе.
Например, к прогнозируемым результатам программы «Работа с глиной» относятся следующие знания и умения:
К концу первого года обучения ребенок
должен знать:
- название материала и его свойства;
- название и назначение инструментов, правил безопасности труда и личной гигиены;
- основные приемы и способы лепки;
- главные отличительные элементы орнамента в росписи каргопольской, дымковской и филимоновской игрушек;
- значение слов: керамика, палитра, линия, форма, объем, растительный и геометрический орнамент, ритм, композиция;
должен уметь:
- организовывать свое рабочее место;
- использовать в своей работе различные способы и приемы лепки;
- пользоваться стекой и печаткой;
- пользоваться кистью, красками, палитрой;
- лепить несложную игрушку на основе традиционной, расписывать по образцам каргопольского, дымковского, филимоновского орнаментов;
Описать систему отслеживания и оценивания результатов обучения детей: тесты, зачеты, выставки, соревнования, конкурсы, учебно-исследовательские конференции и т.д.
Приложение 4.
Содержание дополнительной образовательной программы.
Например, фрагмент содержания программы «Школа дизайна одежды».
Тема: Стиль как основная категория в моде.
Понятие «стиль» в моде. Классификация стилей одежды: традиционный, нетрадиционный, диффузный. Психофизиологическая классификация типов личностей: авангард, интеллектуал, классический, романтический, молодежный, свободный. Выбор стиля в соответствии с ситуацией.
Формы работы: лекция, дискуссия, самостоятельная работа с журналами.
Формы контроля: конкурс-презентация выбора стиля