Требования к программам дополнительного образования детей

Требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования разработаны согласно письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей  Минобрнауки РФ от 11 декабря 2006г № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».  Подробно раскрыты следующие структурные элементы программы: Титульный лист Пояснительная записка Учебно-тематический план Содержание изучаемого курса  Методическое обеспечение дополнительной  образовательно...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Требования к содержанию и оформлению

программ дополнительного образования детей


Согласно письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 11 декабря 2006г № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» дополнительная образовательная программа включает следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист

  2. Пояснительная записка

  3. Учебно-тематический план

  4. Содержание изучаемого курса

  5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

  6. Список литературы

На Титульном листе должно быть отражено (приложение 1):

  • наименование образовательного учреждения;

  • где, когда и кем утверждена программа;

  • название программы;

  • срок реализации программы (сколько лет)

  • возраст детей, на которых программа рассчитана

  • Ф.И.О., должность автора (авторов) программы;

  • название населенного пункта;

  • год разработки дополнительной образовательной программы

Любая образовательная программа, независимо от ее профиля, включает такой компонент, как пояснительная записка. В пояснительной записке следует отразить:

  • обоснование актуальности, практической значимости программы, связь с уже существующими по данному направлению программами;

    • вид (модифицированная, авторская программа);

    • ее новизну (для претендующих на авторство) и основные изменения, которые внесены в содержание имеющейся программы (для модифицированных);

    • цель и задачи дополнительной образовательной программы (приложение 2);

    • возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

    • сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

    • формы и режим занятий (общее число часов в год; число часов и занятий в неделю; периодичность занятий);

    • ожидаемые результаты и способы их проверки (что будут знать и уметь обучающиеся и каким образом это определяется)( приложение 3).

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы включает:

    • перечень разделов, тем;

    • количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

Учебно-тематический план традиционно оформляется в виде таблицы.

Тема

Общее кол-во часов

В том числе

Теоретические

часы

Практические

часы


16

6

10

Итого

216

72

144

Содержание дополнительной образовательной программы

Содержание программы - это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Раскрывать содержание тем следует в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане. Для этого необходимо:

- указать название темы;

- перечислить основные узловые моменты, которые излагаются в рамках данной темы;

- указать, в каких формах организуется образовательный процесс (теоретических, практических)

Обычно первая тема - введение в программу, последняя - итоговое мероприятие ( приложение 4).

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя:

    • краткое описание основных способов и форм работы с детьми, планируемых по каждому разделу: индивидуальных и групповых; практических и теоретических. Желательно пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм занятий.

    • описание основных методов организации учебно-воспитательного процесса;

    • техническое оснащение занятий (краткая характеристика дидактического материала, материально-технических средств, необходимых для реализации программы);

    • описание форм подведения итогов по каждой теме или разделу.


Приложение 1.

Титульный лист дополнительной образовательной программы.


Наименование образовательного учреждения


Утверждаю

_____________ / /




Название программы

Срок реализации программы

Возраст детей



Фамилия, имя, отчество

Должность разработчика программы




Населенный пункт

Год разработки программы


Приложение 2.

Цель и задачи дополнительной образовательной программы.

Цель - предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. Требования к программам дополнительного образования детейЦель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность.

Конкретизация цели осуществляется через определение задач, показывающих, что нужно сделать, чтобы достичь цели. Задачи бывают:

      • обучающие - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.д.;

      • воспитательные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.д.;

      • развивающие - развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.; формирование потребности в самопознании, саморазвитии.

Формулирование задач также не должно быть абстрактным, они должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.

Например, цель и задачи образовательной программы «Работа с глиной».

Цель программы: формирование основ эстетической культуры в процессе приобщения младших школьников к изобразительной художественно-творческой деятельности (при работе с глиной).

Задачи программы:

1. Формирование эстетических знаний, художественно-пластических умений и художественно-творческого опыта;

2. Развитие интереса и способностей к художественно-творческой деятельности;

3. Воспитание нравственности и культуры поведения младших школьников.


Приложение 3.

Ожидаемые результаты обучения

Требования к подготовке учащихся проектируются по годам обучения и разделам программы. В каждом разделе программы выделяются объем знаний и умений, которыми должен овладеть обучающийся и качества, которые могут быть развиты у детей в процессе занятий по программе.

Например, к прогнозируемым результатам программы «Работа с глиной» относятся следующие знания и умения:

К концу первого года обучения ребенок

должен знать:

- название материала и его свойства;

- название и назначение инструментов, правил безопасности труда и личной гигиены;

- основные приемы и способы лепки;

- главные отличительные элементы орнамента в росписи каргопольской, дымковской и филимоновской игрушек;

- значение слов: керамика, палитра, линия, форма, объем, растительный и геометрический орнамент, ритм, композиция;

должен уметь:

- организовывать свое рабочее место;

- использовать в своей работе различные способы и приемы лепки;

- пользоваться стекой и печаткой;

- пользоваться кистью, красками, палитрой;

- лепить несложную игрушку на основе традиционной, расписывать по образцам каргопольского, дымковского, филимоновского орнаментов;

Описать систему отслеживания и оценивания результатов обучения детей: тесты, зачеты, выставки, соревнования, конкурсы, учебно-исследовательские конференции и т.д.


Приложение 4.

Содержание дополнительной образовательной программы.

Например, фрагмент содержания программы «Школа дизайна одежды».

Тема: Стиль как основная категория в моде.

Понятие «стиль» в моде. Классификация стилей одежды: традиционный, нетрадиционный, диффузный. Психофизиологическая классификация типов личностей: авангард, интеллектуал, классический, романтический, молодежный, свободный. Выбор стиля в соответствии с ситуацией.

Формы работы: лекция, дискуссия, самостоятельная работа с журналами.

Формы контроля: конкурс-презентация выбора стиля

© 2010-2022