Статья Прагматизм и идеалы учителя в концепции философии образования

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Н. Чернятина

учитель немецкого языка

Прагматизм и идеалы учителя в концепции философии образования

  1. «философия образования» в современном мире

  2. становление учительской философии образования

  3. идеалистические и прагматические цели учителя в концепции философии образования

1. На протяжении всего карьерного пути педагоги учатся. Сначала они осваивают специальность, постигая самые разнообразные науки, связанные с обучением и воспитанием, овладевают теорией в педагогических учебных заведениях, затем применяют полученные знания на практике. И процесс обучения не прекращается никогда. Это обусловлено спецификой профессии: невозможно работать на протяжении долгих лет, используя одни и те же методы и приемы. Мир не стоит на месте, науки развиваются, приходится следить за происходящим и идти в ногу со временем. Невозможно жить в отрыве от времени. Занятый в наше время педагог продолжает непрерывное обучение: методикам преподавания, психологии (так важно знание психологических особенностей воспитываемого поколения, чтобы уметь с ним работать, учитывать особенности подрастающего поколения), информационным технологиям, облегчающим и усовершенствующим процесс обучения, своему предмету. Связано это, конечно же, и с реализацией новых стандартов образования - ФГОС. Можно принимать ситуацию, можно ей противиться, но нельзя не учиться. В итоге, происходит естественный отбор: тот, кто отвергает новшества, не понимает важности обучения в духе времени, просто выпадает из системы, и ищет себя в другом ремесле.

Продолжающий деятельность педагог всегда развивается. Он учится, думает, работает, анализирует, - процесс его мыслительной деятельности постоянный. И рано или поздно дело не ограничивается только рефлексией своей педагогической деятельности, педагог задумывается о большем. О взаимосвязи наук, об их влиянии друг на друга, о том, как можно применять имеющиеся познания в разных областях в своем предмете. То есть, учитель в один момент становится философом, он начинает размышлять о большем. И область размышлений не ограничивается какими-то стандартными вопросами, здесь все зависит от широты суждений, или, если позволите, полета мысли. Очевидно, педагоги тоже взрослеют и в своей деятельности проходят некие этапы, которые сменяют друг друга и свидетельствуют о развитии личности (профессиональном, духовном). Рассуждая на данную тему, мы и сталкиваться с таким понятием и областью знаний, как «Философия образования». И это вовсе не принципиально новое учение, - это обозначение области философского знания, посвященной рефлексии над образованием. Согласно новым ФГОС педагоги прикладывают общие усилия, « чтобы научить ребенка добывать знания, учить учиться, анализировать свою деятельность, проводить так называемую рефлексию». [1]. Логично предположить, что и занятый обучением учитель, постоянно думает, анализирует свою работу. Без данного этапа осмысления (рефлексии) не происходит профессионального роста, педагог «топчется» на месте. Философия образования призвана способствовать мыслительной деятельности учителя, помогать искать ответы на вопросы, не предлагая готовых ответов и решений. Весь процесс заключается в непрерывном поиске и познании.

2. Если обратиться к истории, то окажется, что общая практика образования, в целом, долгое время существовала без соотнесения с теорией образования. Однако с прогрессом педагогики (теории образования) происходило и все более отчетливое дифференцирование, расхождение областей теории и практики. Система этих отношений, известная в России с советских времен, становится понятнее, если вспомнить, «педагогическое производство» Г.П. Щедровицкого в 1960-е годы. В данной модели образования присутствует учитель, "инженер-методист, конструирующий приемы и способы обучения", "инженер-методист, разрабатывающий программы обучения и воспитания", и "педагог-проектировщик, разрабатывающий проект человека будущего общества".[2]. Их совместная работа направлена на формирование нужных обществу людей, - иначе говоря, на воспитание «идеологически правильных людей».

"В упомянутой модели образования Щедровицкого действуют властные отношения, а потому нет места для учительской философии образования. Для нее не предусмотрено пространство. Она недостаточно осмыслена теоретиками образования и непозволительно игнорируема политиками образования. И те, и другие всегда исходят из важности модели образования и из представлений об учениках, из этого они в своих теориях и документах складывают комплекс требований к учителям. Собственные идеи, понимания, стремления, ценности деятелей образования остаются за рамками картины. В этом смысле учительская философия образования - это трудноразличимая реальность. Негласно принимается, что учителя обязаны совпасть с присутствующим в педагогике образом или идеальным типом "учителя".[3].

"Трудноразличимая реальность" деятеля-учителя, включает важнейшие составляющие всего процесса образования: это собственное понимание учителем целей своей деятельности, целей образования, ролей учителя и ученика, механизмов познания и т.д. Свод подобных вопросов, рассматриваемых в контексте педагогической деятельности, и есть философия учителя.

3.Именно здесь при освещении проблематики «трудноразличимой реальности» возникает вопрос об идеалах учителя. Ведь стремления каждого педагога, те цели, которые он ставит перед собой для достижения, тот результат, на который он работает, и составляют его идеалы. Идеалистическая модель образования своими основными целями определяет укрепление физического здоровья, получение профессиональной подготовки, развитие эстетических и творческих способностей, формирование характера обучающегося. Перенося ситуацию в жизнь, можно предположить, что педагог математики, к примеру, ставит себе идеалом обучение и воспитание ученика, умеющего думать и рассуждать, использовать полученные знания в дальнейшей жизни без применения заученных правил.

Следует понимать, что идеалы не являются списком конкретных качеств, действий и умений, к которым непременно нужно стремиться. Идеал конкретно взятого педагога будет зависеть от его мировоззрения, духовно-нравственного развития, внутренней жизни и прочих убеждений. К идеалам стремится каждый из нас и, чтобы их достичь, мы осуществляем некую деятельность, которая однажды приблизит нас к ним.

С деятельностью связаны также и практические цели учителя. Можно ли утверждать, что учитель современности это прагматик, нацеленный на результат, ведомый конкретными целями и установками, предписываемыми ФГОС? В чем принципиальное отличие прагматических целей от идеалистических? Ведь и достижение прагматических целей тоже связано с деятельностью. Прагматическая педагогика затрагивает важнейшие педагогические проблемы: связь школы с жизнью, соответствие школьного образования интересам и потребностям ребёнка, индивидуальное и трудовое обучение, эффективность обучения и т.д. Главная цель воспитания, с точки зрения педагогики прагматизма - самореализация личности, осуществление её желаний и интересов. Учебный процесс согласно прагматической педагогике строится вокруг интересов ребёнка, что оказывает решающее воздействие на развитие его творческой активности, способствует пробуждению у ребенка самостоятельности, «духа исследования».

Прагматичные цели, таким образом, являются более конкретными, и быть их может великое множество. Это цели сегодняшнего дня. В то время как наши идеалы недостижимы в настоящее время, они четко сформулированы и являются движущей силой осуществляемой деятельности.

Возникает вопрос, возможна ли такая модель, когда педагог, ставя перед собой конкретные задачи и решая их, стремится к достижению своих идеальных целей?

Ну, а почему нет? Живя сегодняшним днем и, разрешая насущные проблемы и задачи, учитель конечной своей целью видит идеалистическую картинку будущего, которая и сподвигает его на деятельность.



1 Приказ об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта от 17 декабря 2010 г. № 1897

2 Г.П. Щедровицкий Педагогика и логика. - М., 1993.

3 М.Н. Кожевникова Концепция учительской философии образования.- Образование человека

© 2010-2022