Рабочая программа по бурятскому языку во 2 классе общеобразовательной школы

         Уровень владения бурятским языком, задаваемый в программе, характеризует образовательные услуги, которые предоставляют учащимся регион и школа согласно стандарту по бурятскому языку как государственному. Основной целью  обучения бурятскому языку является формирование у школьников коммуникативных умений, поэтому в качестве минимальных требований в программе указываются требования к овладению коммуникативными умениями (говорением, аудированием, чтением и письмом)
Раздел Другое
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


1. Пояснительная записка

Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту, разработана в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», «О языках народов РФ», «О языках народов РБ»(принятого в июле 1992г) на основе начального и основного общего образования(от 09.06.2008г.№830), а также на основе Базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, утверждённого приказом Минобрнауки России от 30.08.2010№889.

Адресат

Программа рекомендована учащимся для обучения бурятскому языку во 2 классе общеобразовательной школы.

Объём и сроки обучения

Программа по бурятскому языку общим объёмом 68 часов изучается в течение учебного года согласно Базисного учебного плана МАОУ "ООШ № 38 г. Улан - Удэ".

Актуальность

Уровень владения бурятским языком, задаваемый в программе, характеризует образовательные услуги, которые предоставляют учащимся регион и школа согласно стандарту по бурятскому языку как государственному. Основной целью обучения бурятскому языку является формирование у школьников коммуникативных умений, поэтому в качестве минимальных требований в программе указываются требования к овладению коммуникативными умениями (говорением, аудированием, чтением и письмом)

Особенности программного материала

Основным приоритетом при обучении бурятскому как государственному является гуманитаризация образования, когда стратегией обучения провозглашается личностно-ориентированный подход. Центром образовательного процесса становится личность школьника, учёт его образовательных потребностей, возможностей, склонностей, способностей. Это предполагается реализовать на основе дифференциации и индивидуализации обучения, использования соответствующих технологий. Младший школьный возраст отличается общительностью и эмоциональностью. У них интенсивно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление. Формируется способность к словесно-логическому мышлению, рассуждению. У детей этого возраста велик интерес к чтению, к сказкам. Им интересны знания об окружающем мире, поэтому важно пробудить в них любознательность, познавательную активность.

Предлагаемая программа построена на основе УМК. С методических позиций основной характеристикой УМК является коммуникативная направленность. При отборе и организации учебного материала автором учитывались возрастные, психологические и интеллектуальные особенности учащихся младшего возраста, их ценностно-ориентационные и мотивационные характеристики.

Базой данного курса является учебник под редакцией авторов Г-Х Гунжитовой, А.А. Дугаровой, Б.Д.Шожоевой "Амар мэндэ-э!" 2014г., который полностью соответствует современным методологическим концепциям обучения, богат социокультурным компонентом, а также предлагает новые педагогические технологии, направленные на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта в практической деятельности учителя. В учебнике имеет место красочные занимательные сюжеты, яркие картинки и сказочные ситуации. Тексты диалогов сопровождаются лексико-грамматическими заданиями, активизирующими речевые навыки учащихся

Целевая установка

Основная цель курса «Бурятский язык как государственный» -это комплексное решение задач, стоящих перед предметом, а именно формирование коммуникативной компетенции учащихся ,понимаемой как их способность и готовность общаться на бурятском языке в пределах тем, определённых региональным стандартом по бурятскому языку как государственному и программам по бурятскому языку как государственному.

В ходе достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1.Формирование умений общаться на бурятском языке с учётом речевых возможностей, потребностей и интересов младших школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, внимания ,мышления ,памяти и воображения; мотивации к дальнейшему аудировании, чтении и письме.

2.Развитие личности ребёнка ,его речевых способностей изучению бурятского языка на последующих этапах школьного образования.

3.Обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании бурятского языка как средства общения.

4.Освоение элементарных лингвистических представлений ,доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на бурятском языке :формирование некоторых универсальных лингвистических понятий (звук, буква, слово, предложение, части речи, интонация и т.п.) наблюдаемых в русском и бурятском языках.

5.Знакомство с некоторыми обычаями бурят, детским песенным, стихотворным и сказочным фольклора, произведениями детской художественной литературы на бурятском языке.

6.Формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений.

Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, практических занятий, экскурсий.

2. Содержание тем учебного курса

Первой содержательной линией являются коммуникативные умения, второй - языковые (в том числе лингвострановедческие) знания и навыки оперирования ими, третьей - социокультурные (в том числе страноведческие) знания, умения и навыки.

Указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи. Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения бурятским языком на каждом отрезке и этапе обучения. Формирование коммуникативных умений невозможно без овладения языковыми средствами, своего рода «строительным материалом», с помощью которого оформляется сообщение. Однако знание слов, грамматических форм, конструкций само по себе не обеспечивает формирования коммуникативных умений. Необходим навык владения этим материалом для порождения или распознавания информации. Языковые навыки представляют собой часть сложных умений - говорения, чтения, письма, аудирования. Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано и с социокультурными, страноведческими знаниями, умениями и навыками, что предполагает вторичную социализацию, т. е. вхождение личности в иное социокультурное сообщество. Без знания элементов социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах.

Таким образом, все три указанные выше содержательные линии взаимосвязаны и отсутствие одной из них нарушает единство предметной области «Бурятский язык как государственный язык Республики Бурятия», что не дает возможности достичь поставленных целей.

В свою очередь, первые две содержательные линии могут и должны быть развернуты. Так, коммуникативные умения, как уже указывалось, различаются по виду речевой деятельности: умения в области говорения, чтения, понимания на слух и письма. Содержательная линия языковых знаний и навыков подразделяет их на лексические, грамматические и фонетические. Две из трех аспектных групп знаний (лексика, грамматика) и соответствующие им навыки должны быть поделены на две подгруппы в зависимости от того, предназначен ли этот материал для использования при продуцировании сообщения - на продуктивные (говорение, письмо) или для его понимания - на рецептивные (чтение, аудирование). Так, например, для использования слова при оформлении высказывания говорящий должен знать, как сочетается данное слово с другими словами, в какой ситуации оно может быть употреблено, а также владеть навыком грамматического оформления высказывания. Для понимания слова в тексте нужно опознать его, отличить от сходных слов, распознать его форму и, наконец, определить его значение в соответствии с контекстом, т. е. выполнять специфические рецептивные действия и приобрести соответствующие навыки.

Особенность рецептивных видов речевой деятельности состоит в том, что для понимания информации в тексте и со слуха необходимо знание большего объема языкового материала по сравнению с продуцированием сообщений, так как слушающий воспринимает языковой материал, выбор которого осуществляет говорящий и пишущий, а в роли говорящего или пишущего он сам подбирает языковой материал и может обойтись меньшим объемом. Из этого следует, что весь языковой материал (лексический, грамматический) должен усваиваться рецептивно, т. е. с целью понимания звучащей или письменной речи, а часть его - продуктивно, т. е. для употребления в устной и письменной речи.

3. Учебно- тематический план

№ уроков

Названия раздела, тема урока

Дата

Кол-во

часов

Из них

Характеристика

основных видов деятельности

учащихся

Формы

контроля

Тип

урока

Теор

Практ

Раздел 1. "АБаХа" (вводно- фонетический курс)

1-2

1четверть

Краткие гласные

2

1

1

Говорение, письмо,

произношение кратких гласных

Урок изучения нового материала

3-4

Звук бурятский

ү

2

1

1

Говорение, письмо

Урок изучения нового материала

5-6

Долгие гласные

2

1

1

Произношение долгих гласных, запись под диктовку слов с долгими гласными

Урок изучения нового материала

7-8

Гласный өө

2

1

1

Чтение, письмо

Урок изучения нового материала

9-10

Дифтонги

2

1

1

Произношение дифтонгов, чтение слов с дифтонгами

Комбинированные уроки

11

12

Закон гармонии гласных

2

1

1

Правописание слов с учетом гармонии гласных

Урок изучения нового материала

13

14

Согласные звуки

2

1

1

Произношение бурятских специфичных согласных, чтение слов, текста

Урок изучения нового материала

15-

16

Буква г

2

1

1

Говорение, чтение, письмо

Уроки развития умений и навыков

17-

18

Звук h

2

1

1

Говорение, чтение, письмо

Урок изучения нового материала

19-20

Буква б

2

1

1

Говорение, чтение, письмо

Уроки развития умений и навыков

21-22

Звук й

2

1

1

Говорение, чтение, письмо

Уроки развития умений и навыков

23

Контрольная работа

1

1

Письменная работа

Письменная

контрольная работа

Урок контроля знаний


24-25

Приветствие

2

1

1

Усвоение новых слов по теме.

ведение диалога

Урок изучения нового материала

26-27

Мое имя

2

1

1

Чтение по ролям.

Комбинированные уроки

28-29

Мой друг

2

1

1

Запомнить новые слова. Читать с полным пониманием.

тест

Урок изучения нового материала

30-31

Кто каков?

2

1

1

Запомнить новые слова. Вести диалог по образцу.

Урок изучения нового материала

32-33

Моя семья

2

1

1

Запомнить новые слова. Читать с полным пониманием.

Комбинированные уроки

34-35

У Гэсэра большая семья

2

1

1

Аудирование

Урок изучения нового материала

36

Контрольная работа

1

1

Письменная

контрольная работа

Урок контроля знаний

37-38

Сосчитаем!

2

1

1

Запомнить новые слова.

Урок формирования умений и навыков

39-40

Нарисуем радугу

(Цвета)

2

1

1

Говорение, чтение

Урок изучения нового материала

41-42

Учебные принадлежности

2

1

1

Говорение, чтение

Урок изучения нового материала

43-44

Это твоя книга

(Вопросит. предложения)

2

1

1

Говорение, чтение

Урок изучения нового материала

45-45

Это их шагай.

(притяж. местоим.)

2

1

1

Письмо

Урок изучения нового материала

47-48

Это чей рисунок?

2

1

1

Правильное интонирование вопросительных предложений

Уроки развития умений и навыков

49-50

Я полиглот

2

1

1

Говорение, чтение

Уроки развития умений и навыков

51-52

Мне 8 лет

2

1

1

Говорение, чтение

Комбинированные уроки

53-54

Моя мама волшебница

(Профессии)

2

1

1

Аудирование

Урок изучения нового материала

55

Контрольная работа

1

1

Письмо

Письменная

контрольная работа

Урок контроля знаний

56-57

Будамшу поёт

2

1

1

Говорение, чтение

Уроки развития умений и навыков

58-59

Я езжу на велосипеде

2

1

1

Употребленние новой лексики в речи.

Уроки развития умений и навыков

60-61

Я не езжу на велосипеде(Отрицание)

2

1

1

Употребление отрицания в речи

Комбинированные уроки

62-63

Театр. (Сыграем

сценку)

2

1

1

Говорение, аудирование

Урок изучения нового материала

64

Жители загадочной планеты Ангараг

1

1

1

Говорение, чтение

тест

Урок развития умений и навыков

65-66

Наши друзья

(Домашние животные)

2

1

1

Говорение, аудирование

Урок изучения нового материала

67

Повторение

1

1

Чтение, письмо, аудирование

Урок обобщения и систематизации знаний

68

Контрольная работа

1

1

Письменная

контр. работа

Урок контроля знаний


4. Требования к уровню подготовки учащихся

Обучение бурятскому языку предполагает овладение учащимися непосредственной и опосредованной формами общения. которое реализуется соответственно в аудировании, чтении и письме.

В области аудирования учащиеся 2 класса должны уметь слушать и понимать речь учителя, своих сверстников и других носителей языка.

Диалогическая речь. Учащиеся должны уметь вступить и поддержать несложную беседу, используя изученную клише этикетного характера.

Виды диалогов: этикетного характера; расспрос (односторонний, двусторонний; побуждение к действию; обмен информацией.

Монологическая речь. Учащиеся должны уметь высказываться в связи с ситуацией, увиденным.

количественные параметры: объем высказывания 3-4 реплики от каждого собеседника.

Чтение. Учащиеся должны овладеть двумя формами чтения: вслух и про себя.

Письмо. Учащиеся должны овладеть графической и орфографической системами бурятского языка, а также уметь:

- вести записи в тетради и словаре;

- писать диктанты (словарный, слуховой);

- писать поздравительные открытки.

Коммуникативная компетенция (речевые умения и навыки)

Учащиеся должны уметь:

-соотносить звуки и буквы, правильно читать текст (чтение повествовательных и описательных текстов- до 30 слов);

-отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

-выделять в тексте основную мысль;

-пересказывать текст (кратко и полно);

-прослушав текст, понять его основное содержание, определить основную тему сообщения (о чем?);

-выбрать из предложенных нескольких заголовков наиболее подходящий вариант, выразить свое отношение к прослушанному;

-общаться в семейно-бытовой и учебной сферах;

- участвовать в диалоге, в ситуациях общения;

-вести диалог этикетного характера, уметь приветствовать и отвечать на приветствие, представиться, познакомиться, вежливо попрощаться, поздравить и поблагодарить за поздравление и т.д.;

-уметь расспрашивать - диалог-расспрос (кто? что?);

-уметь обратиться с просьбой, выразить готовность или отказ выполнить ее - диалог-побуждение к действию;

-вести диалог с опорой на образец;

- уметь отвечать на ключевые вопросы по содержанию услышанного;

- уметь пересказывать прочитанный текст, отвечая на вопросы по тексту;

- рассказывать о себе, о своей семье, о родителях, друзьях, школе, школьных принадлежностях;

- описывать, сообщить информацию о прогнозе погоды, временах года, природе родного края;

- описывать игрушки;

- правильно списывать слова в тетрадь;

- выполнять лексические и грамматические упражнения.

Языковая компетенция (языковые умения и знания)

Учащиеся должны знать:

- алфавит; основные понятия: гласный, согласный, краткие и долгие гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные, заглавные буквы в именах собственных, правописание долгих гласных, дифтонгов изучаемого языка; слово, предложение, число (единственное, множественное), время (настоящее, прошедшее, будущее);

- основные правила чтения и орфографии;

- особенности интонации основных типов предложений;

- сингармонизм;

- части речи: имя существительное (употребление существительных в единственном и множественном числах);

- имя прилагательное (вопросы);

- имя числительное (до 10) - вопросы, порядок числительных;

- личные местоимения;

- порядок слов в предложении;

Учащиеся должны практически усвоить:

- виды и времена глагола;

Учащиеся должны знать:

- правила правописания букв, правила пунктуации: точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятая при обращении и т.д.

Социокультурная компетенция

Знакомство. Обращение. Поздравление. Благодарность. Названия домашних и диких животных. Бурятские национальные игры. Игрушки. Бурятские национальные блюда. Семейные отношения. Имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений. Знать наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме), загадки, скороговорки, пословицы.

5. Учебно-методическое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение включает:

-учебники:

1.Г-Х Гунжитова, А.А. Дугарова, Б.Д.Шожоева "Амар мэндэ-э!", 2014г, допущено Министерством образования и науки Республики Бурятия, Улан-Удэ, Бэлиг.

2.Могоева Д.Д. «Амар сайн, ʏхибʏʏд!»,2002г, допущено Министерством образования и науки Республики Бурятия, Улан-Удэ, Бэлиг.

-методические материалы:

1.Нанзатова Э.П. Методическая система обучения бурятскому языку как второму в начальной школе, 2002г, допущено Министерством образования и науки Республики Бурятия, Улан-Удэ, Бэлиг.

2.Нанзатова Э.П., Языкова Н.В. «Методика обучения бурятскому языку», 2008г, Улан-Удэ, БГУ.

-дидактические материалы:

1.Гомбоев Б.Б. «hонирхолтой нааданууд», 1995г, Улан-Удэ,Бэлиг.

2.Шагдаров Л.Д.,Хомонов М.П. Бурятские и русские пословицы,поговорки, 1996г,г.Улан-Удэ, Бэлиг.

3.Бадмаева Л.Б.,Мангутова У.Е. «Буряад хэлэн», 2004г, Улан-Удэ

4.Нанзатова Д.Ц. «Буряад хэлэн» 2001г, Улан-Удэ, Бэлиг

5.Будаев Ц.Б. «Русско-бурятский разговорник для учащихся»,1989г,Улан-Удэ

6.Бабушкин С.М. Толи-словарь, Улан-Удэ, Республиканская типография 2002г.

-материалы для контроля:

1. .Г-Х Гунжитова, А.А. Дугарова, Б.Д.Шожоева "Амар мэндэ-э!", (рабочая тетрадь), 2014 г,У-Удэ, Бэлиг

2.Тесты по бурятскому языку как государственному

6. Контрольно-измерительный материал

Контрольная работа № 1

Цель: выявить, насколько успешно усваивают бурятский язык

1.Переведите слова на бурятский язык:

учитель- медведь-

школа- лиса-

девочка- волк-

мальчик- заяц-

2.Переведите слова и выражения на русский язык:

Алтан намар- баабгай бэшэнэ-

Шара набшаhан- үнэгэн зурана-

Манай hургуули- заряа уншана-

Улаан бүмбэгэ- шоно шагнана

Контрольная работа № 2

Цель: проверить знания перевода слов, выражений, числа от 1-10

1.Словарный диктант.

Аха, аба, аша, абаха, баха, ошохо, ошоо, ахаа, абаа, ашаа, хааха, ааша.

2.Переведите на русский язык:

Минии аха-

Шинии ном-

Энэ минии аша-

Энэ шинии хонхо-

3.Напишите числа словами:

1-

4-

5-

7-

10-

Контрольный диктант № 3

Цель: систематизировать знания учащихся по правописанию слов с краткими и долгими

гласными

Бэрхэ hурагшад

Энэ минии hургуули. Һурагшад бэрхэ hурана. Энэ бэрхэ hурагшад. Саран уншахадаа бэрхэ. Оюна дуулахадаа бэрхэ.Аюр бэшэхэдээ бэрхэ.Минии дүү хүбүүн нэгэдэхи класста hурана. Тэрэ бэрхээр hурана. Би уншахадаа бэрхэб. Би бэшэхэдээ бэрхэб.

Грамматическое задание:

Подчеркнуть краткие гласные одной чертой, долгие гласные двумя чертами.

Контрольная работа № 4

Цель: закрепить слова с гласной бурятского алфавита-өө-, проверить умение правильного применения местоимений в предложении.

1.Найти соответствия:

Би они

Та мы

Ши я

Тэрэ вы

Тэдэ она

Бидэ ты

2.Вместо точек написать гласные:

Ул…н, зар…, эж..,мүн…дэр, саг…н, тах…, үүр…, м.най, шүд…,мин…,үгл…дэр,бэш..нэ

3.Правильно написать местоимения:

(Я) ёлко гоёоно… . (Она) ёохор хатарна. (Ты) ном уншана… .(Они) дуу дуулана. Энэ (моя) дэбтэр. (Наша) hургуули томо.

Контрольный диктант № 5

Цель: проверить правильное правописание слов с дифтонгами, знания обучающихся за год, подвести итог.

Эбтэй гэр бүлэ

Манай бүлэ эбтэй. Минии ахайнар бэрхэ. Эжымнай дулаан малгай, бээлэй оёдог.Энэ минии гоё малгай. Энэ манай нохой. Манай нохой шангаар хусадаг. Мүнөөдэр hайндэр.Манайда айлшад ерээ.Аба амтатай бууза шанаа. Аха зөөхэй асараа.

Абгай намда гоё малгай бэлэглээ.

Грамматическое задание:

подчеркнуть дифтонги.

7. Список литературы

1.Г-Х Гунжитова, А.А. Дугарова, Б.Д.Шожоева "Амар мэндэ-э!", 2014г, допущено Министерством образования и науки Республики Бурятия, Улан-Удэ, Бэлиг.

2.Могоева Д.Д. «Амар сайн, ʏхибʏʏд!»,2002г, допущено Министерством образования и науки Республики Бурятия, Улан-Удэ, Бэлиг.

3.Э.П. Нанзатова, С. Ц. Содномов, Ж.Д. Дамбаева " Программа по бурятскому языку для начальных общеобразовательных школ"



© 2010-2022