Конспект открытого урока по русскому языку «Местоимение. Обобщение изученного. »

Данный урок разработан с применениеммодульной педагогической технологии. У подобных уроков есть некоторые положительные стороны:   -максимальное количество времени ученик работает самостоятельно, учитель является лишь координатором учебной деятельности; -мотивация учащихся достаточно высока; -данная работа позволяет учащимся определить, насколько они усвоили тот или иной материал, ликвидировать все пробелы; -велико воспитательное значение данных уроков (у учащихся воспитывается ответственность ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Конспект открытого урока

по русскому языку


Тема урока: «Местоимение. Обобщение изученного.»





Учитель Фёдорова С.В.































Уважаемый шестиклассник! Сегодня тебе предстоит повторить и обобщить весь изученный материал по теме «Местоимение». Будь внимателен при выполнении заданий. Удачи тебе!

Работу выполняет…………………………………………………


Модульный урок


Обобщение изученного по теме «Местоимение»

УЭ0 - Интегрирующая дидактическая цель

УЭ1 - Систематизация теоретических сведений о местоимении

УЭ2 - Практическая работа по выделению местоимений среди других частей речи

УЭ3 - Практическая работа по определению разряда местоимений

УЭ4 - Составление заданий на склонение местоимений

УЭ5 - Работа по орфографии

УЭ6 - Тест (правописание отрицательных местоимений)

УЭ7 - Морфологический разбор местоимений

УЭ8 - Практическая работа по определению синтаксической роли местоимений

УЭ9 - Рефлексия (повтор)

УЭ10 - Выходной контроль

№ УЭ

Учебный материал с указанием задания

Руководство по усвоению материала

УЭ0

Интегрирующая цель

Обобщить и систематизировать знания, умения, навыки,

приобретённые в течение изучения темы:

  1. Знать общее грамматическое значение местоимений, разряды

  2. Уметь выделять местоимения среди других частей речи.

  3. Уметь правильно писать отрицательные местоимения

  4. Уметь правильно писать неопределенные местоимения

  5. Уметь определять синтаксическую роль местоимений

  6. Знать особенности склонения местоимений

  7. Владеть навыком морфологического разбора местоимений

Используй в своей работе: «Русский язык: учебник для 6 класса» под редакцией М.М.Разумовской.

УЭ1

Цель:

систематизация теоретических сведений о местоимении.

Вспомним, что нам известно о местоимении:

  1. Что обозначает местоимение?

  2. На какие разряды делятся местоимения по значению? Перечислить все разряды.

  3. Какие морфологические признаки имеют местоимения?

  4. Что ты знаешь о правописании отрицательных и неопределенных местоимений?

  5. Какими членами предложения могут быть местоимения?

  6. Как производится морфологический разбор местоимений?

  7. Какова роль местоимений в речи?

Работаем в парах: на вопросы отвечаем по очереди, оценки ставим друг другу.

10 минут.

УЭ2

Цель:

Проверить умение находить местоимения среди других частей речи, определять их разряд.

Найди местоимения и укажи их разряд:

1)Будет и на нашей улице праздник. 2)Всяк молодец на свой образец. 3)Давай дружить: то я к тебе, то ты меня к себе. 4)Всякая лиса свой хвост хвалит. 5)Не хвали сам себя: пусть другие похвалят тебя. 6)Кто сам собой не управит, тот и другого не наставит. 7)Скажи, с кем ты знаком, а я скажу, кто ты таков.8)Кто-то, не справившись со своим конем, стал бить седло. 9) Курица пошла приобрести что-нибудь, но и шкуру там оставила.10) Ничего не сделано, если остается что-нибудь недоделанное.

Работай самостоятельно, в случае необходимости сверяй свой ответ с эталоном.

5 минут. Самооценка.

УЭ3

Цель:

проверить умение узнавать местоимения в любой грамматической форме и определять разряд.

Поставь местоимения в начальную форму и определи разряд:

С собой, самим, о них, любому, всему, с нами, тем, скольких, кое у кого, с ними, некому, ничем, ничьего, какие-нибудь.

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

После выполнения задания сверь результат с эталоном. Поставь себе оценку за работу.

5 минут.

УЭ4

Цель:

отработать умение правильно склонять местоимения.

Вставь в предложения местоимения, предложенные в скобках:

  1. …………ребенок плохо воспитан. (их)

  2. Я грущу по………..(вы)

  3. Иди к ……………….(я)

  4. Мы у ………………узнали твой секрет.(кое-кто)

  5. ………………..…людям ты дал свой номер телефона? (сколько)

  6. Я……………….…не брал денег взаймы.(никто)

  7. Без ………… советов трудно выполнить задание правильно. (чей-либо)

Если трудно выполнить задание, обращайся к эталону. Самопроверка.

5 минут.

УЭ5

Цель:

Проверить умение правильно писать неопределенные местоимения.

Исправь ошибки в употреблении неопределенных местоимений:

Кое - с кем это уже случалось, кое у - кого совсем недавно было много неприятностей. Надо было бы мне узнать кое - о чем и поговорить кое с - кем об этом. Но боюсь, кое кто не захочет делиться со мной кое чем. Думаю, что кое кому это неинтересно - рассказывать мне кое о чем. Жаль, но мне придется самому решать, с кем остаться. А для этого придется кому то что то объяснять, с кем нибудь мириться и у кого либо просить прощение.

Сверь свой вариант с работой товарища.

Поставь себе оценку.

5 минут.

УЭ6

Цель:

проверить умение правильно писать отрицательные местоимения.

Вставь необходимые буквы в словосочетания:

  1. Не или Ни?

А. н…сколько устал

Б. н…где остановиться

В. н…кто не признался

Г. н…чем не заинтересовался


  1. Не или Ни?

А. н…когда не бывал

Б. н…чему не научился

В. появился н…кто в черном плаще

Г. Н…что человеческое мне не чуждо


  1. Не или Ни?

А. н… у кого не спросил

Б. н… о чем было мечтать

В. н…которые трудности

Г. н… в чем не раскаивался


  1. Не или Ни?

А. н…чей мяч

Б. н…чему не был рад

В. н… к чему было придраться

Г. н…кого винить

  1. Не или Ни?

А. н… в чьем внимании не нуждался

Б. н… у кого уточнить

В. н… о чем не сожалел

Г. н…чего расстраиваться

Определи, слитно или раздельно пишется Не(Ни):

  1. А. (не) за чем говорить

Б. (не) куда звонить

В (ни) за что не скажу

Г. (ни) где не задерживался

  1. А. (ни) куда не заходил

Б. (не) где присесть

В. (не) с кем словом перемолвиться

Г. (ни) от чьей помощи не отказывался

  1. А. (не) за что ругать

Б. (ни) у кого не одалживался

В. (ни) как не настроится

Г. (не) кого благодарить

После выполнения задания сверь результат с эталоном.

Поставь себе оценку за работу.

10 минут.

УЭ7

Цель:

закрепить навык морфологического разбора местоимений.

Выполни морфологический разбор местоимений, имеющихся в предложении:

Без твоей помощи я бы не смог помочь этому человеку.

Сверь свой вариант с работой товарища.

Поставь себе оценку.

5 минут.

УЭ8

Цель:

повторить материал о синтаксической роли местоимений.

В данных предложениях подчеркни местоимения как члены предложения, укажи сверху разряд.

Один сказочник рассказывает: « В некотором царстве, в некотором государстве жил некто. Пошел он однажды по некоей дороге, нашел нечто, встретил некоего человека, дал ему некоторую часть найденного. Что у него осталось?»

А второй говорит:» Это не так было. Вот я сейчас расскажу! В каком-то царстве, в каком- то государстве жил кто-то. Пошел он по какой-то дороге, нашел что-то. Встретил кого-то и отдал часть. А у него что осталось?»

Третий посмеялся и сказал: «Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил, никто не шел, никого не встречал, никому и ничего не давал. Нечего и спрашивать, сколько у него осталось. И спорить тут не о ком и не о чем».

После выполнения задания сверь свой результат с эталоном.

Поставь себе оценку за работу.

10 минут.

УЭ9

Обобщение.

Вернись к УЭ0. Достиг ли ты поставленной цели?

Да\Нет (подчеркнуть).

В таблице оценок в графу «Итог» поставь средний бал, сложив все баллы, полученные за отдельные элементы и разделив их на количество заданий( разделить на 8)

Таблица оценок

УЭ1

УЭ2

УЭ3

УЭ4

УЭ5

УЭ6

УЭ7

УЭ8

Итог



5 минут.

УЭ10

Выходной контроль.

Ты хорошо поработал. Постарайся проявить свои знания при выполнении контрольного задания.




Эталон выполнения заданий.


УЭ2 Наши(притяжат.), всяк(опр.), свои(опр.), я(личн.), к тебе(личн.), ты(личн.),меня(личн.), к себе(возвр.), всякая(опред.), свой(притяж.), сам(опр.), себя(возвр.), другие(опр.).тебя(личн.), кто(относит.), сам(опред.), собой(возвр.), тот(указ.), другого(опред.), с кем(относит.), ты(личн.), я(личн.), кто(относит.), ты(личн.), таков(указат.), кто-то(неопред.), со своим(притяж.), что-нибудь(неопред.), ничего (отриц.), что-нибудь (неопред.).

УЭ3 Себя(возвр.), сам(опр.), они(личн.), любой(опр.), весь(опред.), мы(личн.), тот(указ.), сколько(вопросит.-относит.), кое-кто(неопр.), они(личн.), некого(отриц.), ничто(отриц.), ничей(отриц.), какой-нибудь(неопр.).

УЭ4 Их, вас, ко мне, кое у кого, скольким, ни у кого, чьих-либо.

УЭ5 Кое с кем, кое у кого, кое о чем, кое с кем, кое-кто, кое-чем, кое-кому, кое о чем, кому-то, что-то, чем-нибудь, у кого-либо.

УЭ6 1. А. не 2. А. ни 3. А. ни 4.А. ни 5. А. ни

Б. не Б. ни Б. не Б. ни Б. не

В. ни В. не В. не В. не В. ни

Г. ни Г. ни Г. ни Г. не Г. не

6.А. не за чем 7. А. никуда 8.А. не за что

Б. некуда Б. негде Б. ни у кого

В. ни за что В. не с кем В. никак

Г. нигде Г. ни от чьей Г. некого

УЭ7 Твоей - указ. на признак, нач. форма - твой, притяжат., жен. род., ед. число, родит. падеж, является определением.

Я - указ. на предмет, начальная форма - я, личное, именит. падеж, является подлежащим.

Этому - указывает на признак, начальная форма - этот, указат., муж. род., единств. число, дательный падеж, является определением.

УЭ8 Некотором(неопр.), некотором(неопр.), некто(неопр.), по некоей(неопр.), нечто(неопр.), некоего(неопр.), ему(личн.), некоторую(неопр.), что(вопр.), у него(личн.), это(указ), я(личн), каком-то(неопр), каком-то(неопр), кто-то(неопр), он(личн), по какой-то(неопр), что-то(неопр), кого-то(неопр), у него(личн), что(вопросит), ни в каком(отриц), ни в каком(отриц), никто(отриц), никто(отриц), никого(отриц), никому(отриц), ничего(отриц), нечего(отриц), сколько(относит), не о ком(отриц), не о чем(отриц).







Выходной контроль.



Фамилия_________________________________


Вариант №1


  1. Вставьте в текст местоимения, меняя их форму по мере необходимости.

  2. Над местоимениями напишите разряд.

  3. Выполните морфологический разбор трех подчеркнутых местоимений.


Однажды в летнюю ночь (я) сидел в …………(мой) комнате за письменным столом. Ночь была тихая, только с реки доносились ………………(какой-то) далёкие лёгкие звуки. В полной ночной тишине под полом вдруг послышались ……….……(какой-то) тихие голоса. (Они) были похожи на шёпот птенцов, ……..……(который) пробудились в гнезде. Но ……..……(какой) птенцы могли быть в подполье? (Я) долго не мог понять, (кто) разговаривает у ……….…(я) под полом. Потом (я) догадался, (что) (это) ежи.

Ежи - смирные и кроткие звери. Разговаривать, конечно, (они) не умеют. (Это) (я) слышал (их) возню. (Они) ……………(никто) не причиняют вреда и ……..……(никто) не боятся. Днём (они) спят, а ночью выходят на охоту. (Они) уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами.

На зиму ежи засыпают. (Их) маленькие берлоги покрывают снежные сугробы, и (они) преспокойно спят …………(весь) зиму.


Вариант №2


  1. Вставьте в текст местоимения, меняя их форму по мере необходимости.

  2. Над местоимениями напишите разряд.

  3. Выполните морфологический разбор трех подчеркнутых местоимений.

Стояла зима. Снег падал пушистыми хлопьями, приятно касался лица.

Рыжая собачка прижалась к двери …………….(какой-то) подъезда, беспомощно повизгивала и дрожала от холода. …..…(она) хотелось обогреться, но (никто) не спешил ……(она) помочь.

Вдруг (кто-то) толкнул дверь. Собака вскочила, увидела ……………(какой-то) невысокого человека в кожаном пальто. Доверчиво прикоснулась (она) к ………(он) руке. (Он) отряхнул снег с (её) спины и поманил за …………(себя).

Дома (он) выделал …..…(она) оловянную тарелку, блюдце, и собака осталась жить у ………(он).

(Этот) незнакомец оказался знаменитым артистом цирка Дуровым. История Каштанки описана в известном рассказе Чехова. Но не (все) знают, (что) столяр судился с ……………(сам) Дуровым, чтобы вернуть собаку. Дуров предложил хозяину (столько) денег, (что) столяр начал колебаться. Судья почувствовал, (что) столяр не привязан к собаке. Каштанка осталась у артиста.

© 2010-2022