• Преподавателю
  • Другое
  • Программа Социально-трудовая адаптация воспитанников с ОВЗ в условиях санаторной школы-интерната

Программа Социально-трудовая адаптация воспитанников с ОВЗ в условиях санаторной школы-интерната

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Программа Социально-трудовая адаптация воспитанников с ОВЗ в условиях санаторной школы-интерната

Республиканское государственное оздоровительное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в длительном лечении

«Боградская санаторная школа-интернат»

Россия, 655340, Республика Хакасия, с. Боград, ул. Советская, 134;

тел. 8(39034) 9-11-38, 9-18-02, тел/факс 8(39034) 9-13-90, 9-18-02,

E-mail: [email protected]


Программа Социально-трудовая адаптация воспитанников с ОВЗ в условиях санаторной школы-интерната





ПРОГРАММА

Программа Социально-трудовая адаптация воспитанников с ОВЗ в условиях санаторной школы-интерната




Боград

2012

СОДЕРЖАНИЕ


РАЗДЕЛ I. Актуальность создания программы «Социально-трудовая адаптация воспитанников с ограниченными возможностями в условиях санаторной школы-интерната».

с. 3-4

РАЗДЕЛ II. Особенности образовательного учреждения.

2.1. Общие сведения об учреждении.

2.2. Краткая характеристика социальной среды.

2.3. Характеристика контингента воспитанников.

с. 4-6

РАЗДЕЛ III. Особенности образовательного процесса, обеспечивающего социализацию детей с ограниченными возможностями.

3.1. Характеристика трудового обучения воспитанников.

3.2. Характеристика воспитательного процесса.

3.3. Ресурсное обеспечение

с. 6-10

РАЗДЕЛ IV. Программа «Социально-трудовая адаптация воспитанников с ограниченными возможностями в условиях санаторной школы-интерната».

4.1. Паспорт программы.

4.2. Необходимые ресурсы для реализации программы.

4.3. Пояснительная записка..

4.4. Содержание программы.

4.5. Механизм функционирования программы. 4.4. Мероприятия по реализации программы «Социально-трудовая адаптация воспитанников с ограниченными возможностями в условиях санаторной школы-интерната» на 2012- 2015 гг.

с. 11- 22

Заключение

с. 23

Раздел 1. Актуальность создания программы «Социально-трудовая адаптация воспитанников с ограниченными возможностями в условиях санаторной школы-интерната»

Мысль о том, что человек не может жить вне трудовой деятельности не вызывает, наверное, ни у кого сомнения. Наши дети должны любить труд, должны иметь необходимые трудовые навыки, навыки самообслуживания. Это нужно им для того, чтобы, выйдя из стен школы- интерната, они могли быть социально готовыми к преодолению жизненных трудностей, смогли бы получить профессию, адекватную своим способностям, достойно и ответственно трудиться, успешно интегрироваться в общество, быть им востребованными. Возможно, поэтому одной из важнейших задач современной образовательной деятельности школы становится возрождение трудового воспитания с учетом изменившихся социально - экономических условий и потребностей. Как показал многолетний опыт работы, наши выпускники коррекционных классов 8 вида оказываются недостаточно подготовленными к выбору своего жизненного пути. Привыкнув к тому, что о них постоянно заботятся, после выпуска из школы ученики часто теряются в жестких жизненных реалиях, потому что в результате длительного проживания в закрытом учреждении у них отпадает один из важнейших источников накопления опыта и знаний - они не успевают усваивать многообразие межличностных отношений, так как в условиях школы-интерната постоянно находятся в кругу сверстников, в кругу одних и тех же впечатлений, одних и тех же педагогических воздействий. Кроме того, чрезмерная опека и забота взрослых лишают их самостоятельности: четкий режим дня, постоянный контроль со стороны педагогов - все это лишает детей необходимости самостоятельно планировать, контролировать свое поведение, решать возникающие проблемы. Сказывается также дефицит социального опыта. Это приводит к затруднениям в межличностном общении со сверстниками, взрослыми, проявлению негативного отношения к участию в трудовых процессах, неуверенности и незнании, как вести себя в той или иной жизненной ситуации. По сути, воспитанники лишены основ самостоятельного существования в социуме.

Поэтому главным направлением деятельности педагогического коллектива школы-интерната является социально-трудовая адаптация воспитанников.

Понятие «социально-трудовая адаптация» определяется как процесс личностного становления, который приводит поведение и трудовую деятельность человека в соответствие с существующими в нашем обществе и трудовых коллективах нормами, правилами и традициями

В связи с этими обстоятельствами на первый план в деятельности нашего образовательного учреждения выходят поиск эффективных путей социальной адаптации учащихся через трудовое обучение, воспитание и профориентацию, включение детей с нарушениями интеллекта в социальную среду, приобщение к общественной жизни группы, класса, школы.

Для более успешного решения проблем социально-трудовой адаптации педколлективом были определены основные направления деятельности:

1. Изучение теоретических основ адаптивной системы трудового обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта, передового педагогического опыта других школ.

2. Осуществление психолого-медико-педагогического сопровождения и социальной поддержки учащихся в процессе трудового обучения.

3. Изучение рынка труда с целью изменения профиля трудового обучения.

4. Осуществление социально-развивающей деятельности в нескольких направлениях:

  • изучение индивидуальных особенностей, склонностей, возможностей, интересов каждого воспитанника;

  • профориентация и подготовка к овладению выбранной профессией;

  • установление взаимодействия с ПУ-13 по подготовке выпускников школы- интерната к поступлению в данное учреждение НПО.

С целью повышения социальной компетентности обучающихся, воспитанников и их подготовки к будущей самостоятельной жизни школой разработана программа «Социальная адаптация воспитанников с нарушениями интеллекта в условиях санаторной школы-интерната», которая успешно реализуется уже в течение 10 лет.

РАЗДЕЛ 2 Особенности образовательного учреждения.

2.1. Характеристика образовательного учреждения

Информационная справка

Общая информация


1

Наименование образовательного учреждения (по уставу)

Республиканское государственное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Боградская санаторная школа-интернат»

2

Учредитель

Министерство образования и науки Республики Хакасия

3

Год основания

1964

4

Адрес юридический и фактический

Республика Хакасия, Боградский район, село Боград, улица Советская, 134

5

Телефон (с кодом)

8(39034) 9-11-38 (приемная), 9-18-02 (директор)

6

e-mail

[email protected]

7

Адрес сайта в Интернет

[email protected]

8

ФИО руководителя

Сердюкова Галина Валентиновна

9

Количество педагогов, имеющих дефектологическое образование (в %)

25% - высшее дефектологическое образование

70% прошли профессиональную курсовую переподготовку по программе «Коррекционно-педагогическая работа с детьми с интеллектуальными нарушениями» ХГУ, институт НПО.

10

Количество педагогов, занятых в сфере трудового обучения

5 (3-учителя нач. кл.)

11

Общее количество обучающихся (воспитанников)

58

12

Из общего количества обучающихся - инвалиды

5

13

Направления, по которым организовано трудовое обучение

швейное дело

столярное дело

обувное дело

14

Программы, по которым работает образовательное учреждение по трудовому обучению

Мозговой

РГООУ «Боградская санаторная школа-интернат» имеет статус санаторной школы-интерната основного общего образования для детей, нуждающихся в длительном лечении. Специфика деятельности школы-интерната определяется тем, что образовательное учреждение предполагает круглосуточное пребывание детей в стенах школы.

Приоритетным направлением являются оздоровление и социализация личности ребенка

Школа открылось в 1964 г. В ней обучаются 180 детей с малыми и затихающими формами туберкулеза со всех территорий Хакасии. Из них 58 детей с нарушениями интеллекта. Ежегодная сменяемость детского контингента составляет от 32 до 51%, что затрудняет оценить в полной мере результативность работы школы по социализации личности ребенка с образовательными проблемами.

В учреждении для обучения детей с ОВЗ оборудованы специальные помещения и кабинеты: спортзал, столовая на 120 посадочных мест, актовый зал, библиотека и читальный зал, 7 медицинских и 11учебных кабинетов.

Продолжительность урока - 40 минут, перемен - от 10 до 20 минут. 2.2. Краткая характеристика социальной среды.

Школа-интернат расположена в восточной части с. Боград в районе частного сектора. Вблизи школы-интерната расположены: Боградская средняя школа, детский сад, районный ДК, районная централизованная библиотека, центральная районная больница, Дом детского творчества.

Среди воспитанников имеется большое количество детей, проживающих в условиях социального риска и семейного неблагополучия: алкоголизм родителей, ведение аморального образа жизни, насильственный стиль воспитания. Социокультурная ситуация в семьях наших воспитанников доста­точно сложная: высок процент «проблемных» семей (около 67%). Неработаю­щие родители - до 54%. Крайне низок образовательный ценз родителей: высшего об­разования не имеют, около 40% родителей - сами выпускники коррекционных учреждений или инвалиды по психическому или физическому заболеванию.

Социальное положение родителей вынуждает образова­тельное учреждение брать на себя реализацию тех функций, ко­торые в социально-благополучных условиях выполняет семья:

- привитие хозяйственно-бытовых навыков;

- привитие навыков самообслуживания;

- удовлетворение потребностей в общении;

- формирование навыков элементарного социального кон­троля;

- создание у детей адекватного представления о своих воз­можностях через систему дополнительного образования.

2.3. Характеристика контингента воспитанников

В школе-интернате обучается 58 детей с ОВЗ. Из них 5 детей-инвалидов, 3 ребенка - полные сироты, 11 детей находятся под опекой.

РАЗДЕЛ III. Особенности образовательного процесса

Образовательный процесс ориентирован на обучение, воспитание, развитие, коррекцию наиболее важных психических функций для успешной социальной адаптации и интеграции в социум

3.1. Трудовое обучение воспитанников в условиях школы-интерната

В школе-интернате сложилась определенная система трудового обучения.

Содержание обучения на первом этапе направлено на:

  • формирование организационных умений и навыков в труде;

  • приобретение первоначальных навыков в работе с инструментами;

  • обучение доступным приемам труда;

  • привитие интереса к трудовой деятельности;

  • развитие наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки;

  • ориентировку на выбор профильного труда.

Учителя начальных классов формируют положительное отношение к урокам труда. Это очень важно при формировании организационных умений и навыков работы, поскольку в дальнейшем ученики должны научиться организованно и вовремя приходить в мастерскую, бережно относиться к инструментам и т.д.

Особое место в системе трудового обучения отводится индивидуальным и коррекционным занятиям. Они дают возможность более тонко и целенаправленно организовывать коррекционную работу.

Основными профилями по профессионально-трудовому обучению в 5-9 классах являются:

  • швейное дело,

  • обувное дело (ручной ремонт обуви),

  • столярное дело.

Индивидуально- групповые коррекционные занятия: «Вышивание лентами», «Бумагопластика», «Вязание», «Золотая соломка».

Содержание профессионально-трудового обучения в 5-9 классах строится по операционно-комплексной системе. Учащиеся не только знакомятся с новыми приемами труда, но и изготавливают изделия, имеющие общественно-полезное назначение в интернате.

В силу своих особенностей дети с ОВЗ не могут определиться с выбором профессии: он суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому значительно возрастает значимость профориентационной работы, главным направлением которой является воспитание у школьников интереса к предлагаемым доступным видам труда. Но, однако, решение этой задачи осложняется спецификой трудовой деятельности в учебном процессе. Специфические особенности учеников определили основные требования к организации их трудового обучения, его практической, коррекционной и социальной направленности.

Наше образовательное учреждение рассматривает содержание подготовки к труду детей с отклонениями в развитии по возрастным этапам: подготовительный (2-4 классы), ориентировочный (5-7 классы), формирующий (8-9 класс).

На первом, подготовительном, этапе (начальные классы) начинается развитие интересов и выявление способностей. Дети с разрешения родителей или лиц, их заменяющих, привлекаются к общественно-полезному труду. В профориентационном направлении учащихся начальных классов знакомят с профессиями их родителей или родственников с упором на то, что человек должен выбирать профессию в соответствии со своими возможностями.

На втором этапе основной целью является общая ориентация детей в мире труда и профессий. Причем, в 5-7 классах эта ориентация носит общетрудовой характер: расширение социальных связей, развитие интересов и способностей, общая трудовая подготовка, формирование коммуникативных навыков, навыков саморегуляции и адекватной самооценки. Продолжается профессиональная пропаганда и профориентация на доступные виды трудовой деятельности, формирование установок на общественно-полезную деятельность.

На третьем этапе в 8-9 классах осуществляется формирование профессиональных трудовых интересов, ориентировка на доступные виды трудовой деятельности, изучение основ производства, основ домашней экономики, формирование навыков социального взаимодействия.

Но вместе с тем в системе коррекционного обучения школьников с интеллектуальными нарушениями можно довольно четко выявить некоторые противоречия между сложившейся системой профессионально-трудовой подготовки в школе и современными социально-экономическими условиями, затрудняющими трудоустройство выпускников, что не позволяют выпускникам с образовательными проблемами быть конкурентоспособными на рынке труда. Кроме того, не являясь в большинстве инвалидами, они не имеют никаких льгот при трудоустройстве. К ним предъявляются те же требования, что и к выпускникам общеобразовательных классов.

Эффективность профессионально-трудового обучения в значительной мере связана с воспитанием положительной мотивации к труду.

Вся деятельность нашего ОУ направлена на создание такого образовательного пространства, в котором ребёнок с особыми потребностями живёт, развивается, приобретает профессиональные навыки, получает реальный опыт успешной социализации.

Проводимая работа высветила ряд проблем и заставила наше учреждение пересмотреть систему трудового обучения и воспитания в целом.

Для обеспечения максимальной успешности социальной адаптации в учебный план 2011-2012 учебного года будет введен факультативный курс «Трудоустройство» (9 класс).

Для социальной адаптации воспитанников огромное значение имеет трудовое обучение, которое решает задачи трудового и экономического воспитания, учит бережному отношению к результатам своего труда и главное формирует у школьников социальную ответственность. Для детей нашей школы- интерната профессиональное обучение является одним из важнейших условий интеграции в общество. Учащиеся старших классов, под руководством учителей труда, оказывают большую помощь школе: ремонтируют мебель; шьют шторы, покрывала, вяжут, вышивают; выполняют работу по заказам педагогов и администрации интерната; производят ремонт одежды и обуви.

Кроме того, воспитанники ежедневно занимаются самообслуживанием: дежурство по спальне, классу, школе, столовой; привлекаются к общественно-полезному труду (уборка спален, классных помещений, закрепленных территорией).

Профориентация осуществляется педагогами через беседы, ролевые игры, занятия, проводимые совместно с работниками различных предприятий и учреждений села, специалистами Центра занятости населения, психологом, родителями.

В учреждении сформирован благоприятный морально- психологический климат, созданы условия для труда и учебы.

Трудовое обучение в нашей школе ориентируется на региональные, местные условия: потребность в рабочих кадрах, возможность трудоустройства выпускников, возможность продолжения обучения в ПУ. К сожалению, часть выпускников остается невостребованной после окончания обучения, т.к. в последнее время в ПУ сокращается количество групп, специальностей, по которым бы могли обучаться наши выпускники.

3.2. Характеристика воспитательного процесса

Основная цель воспитательной работы, проводимой в школе-интернате - подготовка к жизни человека, способного интегрироваться в современное общество.

Одним из важнейших направлений воспитательного процесса является трудовое воспитание школьников.

В условиях санаторной школы-интерната решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся:

  • формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни;

  • развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;

  • воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;

  • вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

Трудовое воспитание в школе включает в себя три взаимозависимых блока:

1. Воспитание в процессе обучения (трудовое обучение - 2-4 классы, профессионально-трудовое обучение - 5-9 классы).

2. Воспитание в процессе внеурочной деятельности (кружки).

3. Воспитание во взаимодействии с социумом (центральная районная библиотека, районный Дом культуры, районный краеведческий музей, центральная районная больница, РОВД, образовательные учреждения с. Боград и др.).

В школе работают кружки, расширяющие профили трудового обучения:

«Юные рукодельницы»

«Золотые ручки»

«Радуга» (декоративно-прикладное творчество)

Успех трудового воспитания зависит от его правильной организации, соблюдения таких педагогических условий, как:

  • подчинение труда детей учебно-воспитательным задачам, которое достигается в процессе взаимопроникновения целей учебного, общественно полезного и производительного труда: практическое применение знания и умения, полученные в учебном процессе.

  • сочетание общественной значимости труда с личными интересами школьника. Дети должны быть убеждены в целесообразности и полезности предстоящей деятельности для общества, для школы, для себя. Объяснение смысла труда доводится учащимся с учетом их возраста, индивидуальных интересов и потребностей.

  • посильность и доступность трудовой деятельности: исключение физических перегрузок, выбор трудовых заданий в соответствии с силами и способностями учащихся;

  • разумная требовательность в осуществлении трудовой деятельности учащихся;

  • сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности: сотрудничество детей в звеньях, бригадах; каждый член детского коллектива должен иметь конкретное задание, уметь его выполнять, нести ответственность за качество и своевременность его исполнения.

Школа с 1997 г. реализует авторскую программу наших педагогов Щегониной И.Б., Ивановой Э.П. «Социальная адаптация воспитанников с нарушениями интеллекта в условиях школы-интерната». Программа предусматривает обучение детей навыкам самообслуживания, нормативному поведению, профориентационную работу, способствует привитию социальных навыков, приучает к самостоятельности.

Одним из направлений социально-трудовой адаптации является профориентация школьников, которая направлена на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении. Система профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты:

  • профессиональное просвещение (профинформация),

  • профессиональная консультация,

Профессиональное просвещение: сообщение школьникам определенных знаний о социально-экономических особенностях, психофизиологических требованиях тех или иных профессий; ознакомление детей и подростков с профессиями, с потребностями села, района, республики в рабочих руках. Педагоги активно влияют на формирование профессиональных мотивов.

Профессиональная консультация: оказание помощи, советы специалистов (психолога, врача, педагогов) с целью установления соответствия между требованиями, предъявляемыми профессией к человеку, и его индивидуально-психологическими особенностями.

Компоненты профориентации взаимосвязаны. Проведение профориентации в нашей школе ориентировано на возрастные особенности школьников. На ступени начальной школы раскрывается важность и необходимость труда для общества, формируется потребность быть полезным людям. На ступени основной школы раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути, учащиеся знакомятся с конкретными видами трудовой деятельности, расширяется круг представлений о труде взрослых.

РАЗДЕЛ IV. Программа «Социально-трудовая адаптация воспитанников с ограниченными возможностями в условиях санаторной школы-интерната»

ПАСПОРТ программы «Социально-трудовая адаптация воспитанников с ограниченными возможностями в условиях санаторной школы-интерната»

1. Нормативная база для разработки программы

1. Декларация прав ребёнка.

2. Конвенция о правах ребенка.

3. Конституция Российской Федерации.

4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в

Российской Федерации».

5. Закон РФ «Об образовании», Закон РХ «Об

образовании».

6. Концепция модернизации российского образования на

период до 2015 года.

7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая

школа».

8. Внутришкольные нормативные документы.

2. Разработчики программы

Творческая группа педагогов коррекционных классов Руководитель группы Богданович Н.Э.

3. Цель программы

Социализация личности ребенка с ограниченными возможностями в процессе профессионально-трудового обучения и трудового воспитания; подготовка к самостоятельной жизни в социуме

4. Основные задачи программы

1. Приобщать обучающихся, воспитанников к общечеловеческим ценностям через трудовое обучение и воспитание.

2. Формировать представления о мире труда и профессий.

3. Координировать взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, школы и социума.

4. Формировать убежденность в необходимости трудовой деятельности, воспитывать уважение к труду и людям труда.

5. Развивать стремление добиваться наилучших трудовых результатов.

6.Формировать основы социально-бытовых знаний, умения и навыки бытового труда.

5. Ожидаемые конечные результаты реализации

программы

I. Повышение социально-трудовой компетентности воспитанников. Освоение программного материала по профессионально-трудовому обучению. Овладение основами знаний и правил социально-нормативного поведения, навыками межличностного общения. Уважение права личности и собственности. Сформированность потребности в трудовой деятельности. Занятия продуктивной деятельностью. Ориентирование школьников на рабочие профессии, востребованные в селе. Полное удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании. Ведение здорового образа жизни.

II. Повышение уровня профессионализма педагогов, характеризующегося результативным и творческим подходом к работе с детьми с образовательными проблемами.

6. Принципы реализации программы

Принцип личностно ориентированного подхода - создание условий для развития индивидуальности учащегося.

Организация психолого-педагогической поддержки учащегося в овладении трудовыми навыками.

Принцип социального взаимодействия - совместное творчество всех участников образовательного процесса, расширение сферы общения учащихся, создание условий для профессионального самоопределения, формирования социальных навыков.

7. Исполнители программы

Педагогический коллектив коррекционных классов РГООУ «Боградская санаторная школа-интернат»

4.1. Новизна программы состоит в том, что:

  • разработана модель воспитательной среды образовательного учреждения;

  • определены и использованы в практической деятельности критерии и уровни социализации детей с интеллектуальными нарушениями;

  • разработана и реализуется программа «Социальная адаптация воспитанников с нарушениями интеллекта в условиях школы-интерната»;

  • выявлены специальные педагогические условия, необходимые для полноценной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в воспитательном пространстве: включение детей в специально организованную деятельность, направленную на усвоение социально-трудовых ролей.

Кроме того, в результате комплексного медико-социально-психолого-педагогического изучения личности ребенка было выявлено, что социально-трудовая адаптация подростков с ОВЗ зависит не только от степени умственной отсталости, но и от личностных характеристик, соматического здоровья, социальной среды, в которой развивался ребенок до поступления в наше учебное заведение. Результаты, полученные в процессе изучения, являются основой для разработки индивидуальных программ социально-трудовой адаптации отдельных категорий детей; способствуют оптимальной организации их трудовой и учебной деятельности; дают реальные возможности для дифференцированного подхода при организации трудовой деятельности подростков; могут быть использованы в практической деятельности педагогов. Также определены факторы, затрудняющие социально-трудовую адаптацию и факторы, относительно благоприятно влияющие на социально-трудовую адаптацию воспитанников.

Необходимые ресурсы для реализации программы

Материальное обеспечение:

-помещения для занятий: учебные мастерские;

- техническое оснащение (магнитофон, видеомагнитофон, мультипроектор и др.).

Кадровое обеспечение программы: специалисты образовательного учреждения: учителя технологии высшей и второй квалификационных категорий, учителя начальных классов, воспитатели, социальный педагог, психолог, врач.

В результате усвоения программы у учащихся должны быть сформированы знания:

- о видах профессий; - о медицинских и профессиональных требованиях;

- об учебных заведениях, предоставляющих возможность получения профессии;

- о повышении квалификации и профессионального роста;

- о состоянии рынка труда.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Еще не повзрослев, не став самостоятельными, не имея опыта принятия решений, выпускники специальных (коррекционных) классов VIII вида должны определиться в таком важном вопросе, как выбор профессионального пути.

Подготовка детей с ограниченными возможностями к самостоятельной жизни всегда была острой проблемой. Переход к самостоятельной жизни - важный момент в жизни любого молодого человека, и того, кто покидает учреждение интернатного типа, и, того, кто уходит из родительской семьи во взрослую жизнь. Этот переход к независимой жизни связан с серьёзными стрессами.

Вчерашним выпускникам необходимо привыкнуть к самостоятельному существованию, к ответственности за свою жизнь. Они стараются разобраться в себе, определить свой путь. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым в реальности они оказываются неготовыми. Причины возникновения трудностей могут быть совершенно разными. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием воспитанниками тех требований, которые предъявляет социум.

Сама организация жизнеспособности детей в интернатных учреждениях устроена таким образом, что у них формируется только одна позиция - позиция ребенка с ОВЗ, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль реализуется человеком в течение всей его жизни и удерживает его в иждивенческой позиции, блокирует проявление потенциальных возможностей. В связи с трудностями социализации не решаются и задачи адаптации.

Поиски путей разрешения этих проблем привели к созданию программы «Социально-трудовая адаптация воспитанников с ограниченными возможностями в условиях санаторной школы-интерната». Являясь частью общешкольной программы по социализации, настоящая программа направлена на повышение уровня профессиональной зрелости воспитанников, стремления к получению новой информации и адекватному определению предполагаемого места работы; устойчивости интересов, реального соответствия между предпочтениями и способностями.

Цель: Социализация личности ребенка с ограниченными возможностями в процессе профессионально-трудового обучения и трудового воспитания; подготовка к самостоятельной жизни в социуме.

Задачи: 1. Приобщать обучающихся, воспитанников к общечеловеческим ценностям через трудовое обучение и воспитание.

2. Формировать представлений о мире труда и профессий.

3. Координировать взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, школы и социума.

4. Формировать убежденность в необходимости трудовой деятельности, воспитывать уважение к труду и людям труда.

5. Развивать стремление добиваться наилучших трудовых результатов.

6. Формировать основы социально-бытовых знаний, умения и навыки бытового труда.

7. Воспитывать позитивные качества личности. 8. Формировать основы правовых знаний.

Содержание программы:

Программа ««Социально-трудовая адаптация воспитанников с ограниченными возможностями в условиях санаторной школы-интерната» состоит из 3 блоков:

  • 1 блок - «Формирование социально- бытовых знаний, умений и профориентационного развития». (2-4, 5 классы);

  • 2 блок - «Социально- правовое ориентирование». (6 -8 классы)

  • 3 блок - «Формирование профессионального самоопределения». (9 класс).

Блок 1. «Формирование социально- бытовых знаний, умений и профориентационного развития» (2-4, 5 классы).

Цель: Способствовать формированию социальных компетенций у воспитанников, образа мира и себя в этом мире за счет актуализации потенциальных возможностей ребенка.

Разделы


Цели и задачи

Содержание работы

Раздел 1. «Общение с окружающими».

Формировать представления и знания о нормативном поведении, накопление соответствующего опыта.

Часы общения по теме раздела.

Сюжетно-ролевые игры.

Тренинги.

Игры-путешествия, утренники.

Раздел 2. «Учреждения, организации, предприятия»

Ознакомление с профессиями взрослых, значением труда в жизни.

Экскурсии:

краеведческий исторический музей, детская библиотека, ЦРБ, почта.

Часы общения по теме раздела.

Раздел 3. «Азбука профессий»

Ознакомление с профессиями людей в прошлом и настоящем, расширение кругозора.

Встречи с людьми разных профессий.

Конкурсы газет, чтецов и пр.

Часы общения по теме раздела.

Устный журнал «Советы мастера-портного» (уход за одеждой)

Беседа «Профессии добра».

Экскурсии "Профессии, нужные в школе"

Экскурсии в школьные мастерские

Раздел 4. «Хозяйственно-бытовое окружение»

Обучение освоению трудовых операций: самообслуживание; общественно-полезный труд (формирование навыков коллективной трудовой деятельности).

Уход за цветами.

Самообслуживание.

Дежурство в классе.

Трудовые десанты.

Методические рекомендации:

1. Активное использование наглядности: натуральные предметы (посуда, одежда, средства для ухода за посудой, одеждой); реальные объекты: спальная комната, учебный кабинет, туалетная комната и пр.; муляжи, игрушки, модели, иллюстрации, картинки (сюжетные, предметные). 2. Практические упражнения и тренинги, моделирование реальных ситуаций. 3. Проведение ознакомительных экскурсий. 4. Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Почта» и др. 5. Беседы по формированию основ нормативно-правового поведения. Блок 2. Социально- правовое ориентирование (6 -8 классы) Цель: Формирование готовности воспитанников школы-интерната к выполнению социальной роли гражданина.

Разделы


Цели и задачи

Содержание работы

Раздел 1. Конституция Российской Федерации. Личные права человека.

Развитие правого сознания воспитанников, освоение ими взаимозависимости прав и обязанностей.

Часы общения по теме раздела.

Сюжетно-ролевые игры.

Встречи с работниками отдела социальной защиты населения.

Беседы.

Раздел 2. «Трудовой Кодекс РФ» Право на труд.

Формирование умений и навыков действия в рамках способов, закрепленных законом.

Часы общения по теме раздела.

Встречи с работниками Центра занятости, юриспруденции.

Раздел 3. Органы местного самоуправления. Назначение, функции, фактическая польза.

Формирование знаний и навыков ориентации в необходимых социальных институтах для решения жизненных проблем.

Встречи с представителями органов местного самоуправления.

Экскурсии в организации и учреждения.

Часы общения по теме раздела.

Раздел 4.

Моя будущая жизнь.

Формирование умений по защите своих прав и свобод в самостоятельной жизни.

Часы общения по теме раздела.

Беседы.

Анкетирование.

Конкурс сочинений.

Встречи с интересными людьми.

Акция «Тимуровцы» (помощь пожилым педагогам).

Трудовые десанты.

Методические рекомендации:

1. Практические упражнения и тренинги, моделирование реальных ситуаций. 2. Проведение ознакомительных экскурсий. 3. Сюжетно-ролевые игры. 4. Мероприятия по формированию основ нормативно-правового поведения.

Блок 3. Формирование профессионального самоопределения. (9 кл.)

Цель: Формирование у выпускников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям личности, запросам общества, его требованиям к современному труженику.

Разделы


Цели и задачи

Содержание работы

Раздел 1.

Современный рынок труда и требования к профессионалу.

Ознакомить воспитанников с миром профессий.

Часы общения по теме раздела.

Встречи с предпринимателями.

Беседы.

Самостоятельный поиск информации в Internet.

Раздел 2.

Секреты выбора профессии.

Необходимость профессионального образования.

Ознакомить с видами и особенностями профессий. Познакомить с учебным заведением НПО ПУ-13, дать подробную информацию о сроках обучения.

Часы общения по теме раздела.

Встречи с интересными людьми.

Беседы.

Деловые игры.

Экскурсия в ПУ.

Практические упражнения по обучению элементам профессиональных умений в данной профессии.

Психологические тренинги.

Раздел 3.

Поиск работы

Ознакомить с путями поиска работы и средствами самопрезентации.

Экскурсии в организации и учреждения.

Часы общения по теме раздела.

Составление резюме.

Раздел 4.

«У меня все получится!»

Формировать навыки профессионального самоопределения.

Часы общения по теме раздела.

Беседы.

Анкетирование.

Встречи с интересными людьми.

Деловая игра «Устройство на работу».

Практические занятия:

Сюжетно-ролевые игры с профессиональным уклоном.

Психологические тренинги.

Участие в КТД "Праздник труда"

Методические рекомендации: 1. Обучение навыкам работы с информацией. 2. Профориентационная работа. 3. Создание программы факультативного курса «Трудоустройство».

V. Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации программы

Программа по социально-трудовой адаптации воспитанников с интеллектуальными нарушениями позволит более успешно решать главную цель обучения и воспитания - подготовка к жизни выпускника, способного самостоятельно жить в современном обществе. Кроме того, будут решены задачи: - Формирование элементов обобщенных социально-бытовых знаний. - Формирование основ нормативно-правового поведения. - Формирование умения жить и работать в коллективе, положительных отношений между взрослыми и сверстниками. - Расширение кругозора о профессиях и подготовка детей к собственному профессиональному выбору. - Повысится уровень воспитанности учащихся; - Повысится активность, интерес, удовлетворенность детей; - Расширятся знания и представления об окружающем мире; - Сформируются социально- бытовые, трудовые навыки и умения; - Повысится правовая грамотность детей, социальная компетентность; - Совершенствуется работа по самоопределению и профориентации учащихся; - Активизируется совместная деятельность администрации школы, педколлектива, общественных организаций по созданию условий для социально- трудовой адаптации учащихся. Программа направлена на объединение и взаимодействие всех компонентов и участников воспитательного процесса, поможет сформировать воспитательное пространство школы, способствующего реализации индивидуальных воспитательных запросов учащихся. Программа может быть реализована при наличии следующих педагогических условий:

№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки исполнения

I. Организационно-структурные преобразования

Наличие коррекционных классов 8 вида.

Открытие консультационного пункта коррекционной психолого-медико-педагогической помощи.

Организация «Школы педагогического мастерства»

с 1992 г.

2012-2015

1.1. Расширение взаимодействия с учреждениями, организациями:

- начального - профессионального образования (ПУ-13)

- изучение и обмен опытом практической работы по организации обучения детей с особыми образовательными потребностями с коррекционными учреждениями республики;

  • - центральная больница, отдел социальной защиты населения (опыт внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий и выработка совместных рекомендаций по дальнейшему определению профессионального пути выпускников);

- дополнительного образования по распространению опыта профессиональной подготовки воспитанников во внеурочное время;

- взаимодействие со специалистами Центра МППС «Радость», РесИПКиПРО: использование научного потенциала специалистов Центра через систему лекции, семинаров, тренингов, организуемых для педагогов школы; консультаций по оказанию практической помощи.

2012-2015

II. Совершенствование учебно-воспитательного процесса

2.1.

Внедрение современных технологий:

  • создание благоприятных материальных и санитарно-гигиенических условий обучения и воспитания:

  • повышение качества образования на основе внедрения современных образовательных технологий;

  • рациональная организация учебной деятельности на уроках с учётом динамики работоспособности воспитанников составление расписания уроков в строгом соответствии с дневной и недельной динамикой умственной работоспособности);

  • соблюдение гигиенических нормативов объема учебной, внеурочной нагрузки и домашних заданий.

  • создание условий для социально-трудовой адаптации, реабилитации и улучшения здоровья воспитанников через организацию лечебно-профилакти­ческой, педагогической и коррекционной работы;

  • организация обучения на основе психолого-медико-педагогической диагностики воспитанников;

  • внедрение передовых коррекционно-оздоровительных, социальных и психолого-педагогических, информационных технологий в практику работы;

  • создание системы методического сопровождения образовательного процесса;

  • отработка новых моделей коррекционно-развивающих уроков, ориентированных на реализацию коррекционного компонента в учебном процессе.

2012-2015












2.2.

Организационные преобразования профессиональной подготовки выпускников:




2012-2015


  • поиск путей совершенствования профессиональной подготовки воспитанников;

  • расширение профилей профессиональной подготовки воспитанников;

  • составление новых программ обучения для групп с низкими познавательными возможностями;

  • разработка адаптированных программ по трудовому обучению для детей, имеющих физические нарушения;

  • осуществление индивидуального подхода в образовательной деятельности на основе выявленных учебно-трудовых возможностей воспитанников;

  • осуществление контроля и учета динамики усвоения программного материала и развития воспитанников;

2.3.

Оптимизация воспитательного процесса:

- организация воспитания как процесса управления развитием личности, создание для этого благоприятных условий в учреждении;

  • выбор приоритетов развития воспитательной системы:

1. адаптационной (преодоление трудностей социализации и адаптации, предполагающее организацию системы педагогической работы, направленной на формирование модели выпускника способного стать полноценным членом общества, готовым не только к самостоятельной жизни, но и к решению социальных проблем, ожидающих его на жизненном пути);

2. защищающей и охраняющей права детей (комплекс психолого-педагогических и социальных мер, обеспечивающих: социальную защиту и оптимальное социальное развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью, адаптацию к существующим условиям, соблюдение его прав и свобод, деятельность по подготовке воспитанников к социальной самозащите).

2012-2015

III. Совершенствование системы психолого- педагогического и медико-социального сопровождения (ППМСС)

4.1.

Формирование информационного научно-методического банка ПМПСсопровождения:

  • организация системы ППМС сопровождения детей с ОВЗ;

  • реализация комплекса мер, направленных на физическое и психи­ческое развитие ребенка, их коррекцию, психологическую реаби­литацию;

  • диагностика социальных проблем ребенка и его адаптация на переходных этапах обучения в школе, перспективы дальнейшего обучения и социализации;

  • организация диагностики учащихся 9-х классов, определение их психофизических возможностей, готовности к самостоятельной жизни в социуме;

  • развитие психолого-педагогической и социальной службы по оказанию помощи воспитанникам в решении личных проблем, выходе из психотравмирующих ситуаций и профилактике правонарушений;

  • обеспечение осознанного профессионального выбора, содействующего самоопределению выпускников по завершению специального образования;

  • развитие системы мониторинга профессионального самоопределения выпускников: прогнозирование маршрута профессионального становления подростка;

  • учет факторов, которые могут снизить результативность социальной адаптации в разных формах самостоятельной жизни.






2012-2015


VI. Материально-техническое обеспечение


6.1


Укрепление материально-технической базы школы-интерната:

  • сохранение и развитие материально-технической базы в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, социальных норм и нормативов;

  • переход на новые нормативы и механизмы оснащения учреждения средствами обучения, инвентарем, учебно-наглядными пособиями, станочным оборудованием, приборами, вычислительной, информационной и множительной техникой, печатной учебно-методической;

  • приобретение необходимого инструментария и оборудования для создания здоровьесберегающей учебно-развивающей среды;

  • оснащение учреждения защитными средствами, обеспечивающими защиту педагогических и других работников, воспитанников в условиях чрезвычайных ситуаций и военного положения;

  • реконструкция, текущий и капитальный ремонт учреждения.

  • оснащение школьных мастерских современным учебно-дидактическим, коррекционно-развивающим и наглядным материалом;

  • приобретение и обновление оборудования для обеспечения условий профессиональной подготовки.

2012-2015

Механизмы функционирования программы

Комплексная программа «Социально-трудовая адаптация воспитанников с ограниченными возможностями в условиях санаторной школы-интерната» выполняет следующие функции:

  • интегрирующую: содействие успешной интеграции воспитанников в социум, усилия школы по созданию благоприятных условий для образования и воспитания детей и подростков;

  • регулирующую: упорядочивание общей системы работы образовательного учреждения с родителями, субъектами социального воспитания;

  • корректирующую: осуществление психолого-педагогической коррекции возникающих проблемных ситуаций.

Мероприятия

по реализации программы «Социально-трудовая адаптация воспитанников с ограниченными возможностями в условиях санаторной школы-интерната» на 2012 - 2015 гг.

Направления деятельности

Участники деятельности

Сроки проведения

Прогнозируемый результат

1. Обсуждение мероприятий по реализации программы «Социально-трудовая адаптация воспитанников с ограниченными возможностями в условиях санаторной школы-интерната»

Педагогический совет школы,

представители родительского комитета

Август 2012 г.

Ознакомление педагогов школы с мероприятиями.

Утверждение Программы педагогическим советом школы.

2.Организация работы методических семинаров по проблеме социально-трудовой адаптации

Зам. по МР, педагоги.

по плану

Ознакомление педагогов школы с инновационными технологиями, обмен опытом.

3.Подбор и апробация диагностических методик для изучения уровня готовности школьников к профессиональному самоопределению.

Администрация, педагоги.

Постоянно

Выявление уровня сформированности трудовых навыков, интересов.

4. Создание социально-значимых проектов педагогами, учащимися и воспитанниками.

Классные руководители, психолог, социальный педагог, методист, организатор по внеклассной, внешкольной работе, учителя, воспитатели, библиотекарь.

2012-2015 гг.



Создание и реализация проектов:

«Школьный двор»

«Игровая гостиная»

«Будь здоров!»

«Наши достижения».

Экологический проект «Клумба»

КТД «Зеленая школа»

5. Разработка педагогического обеспечения реализации социально-значимых проектов.

Классные руководители, психологи, социальный педагог, методист, организатор по внеклассной, внешкольной работе, учителя, воспитатели.

2012-2015 гг.

Создание банка методических данных по реализации социально-значимых проектов

6. Осуществление психолого-педагогического сопровождения реализации Программы ««Социально-трудовая адаптация воспитанников с ограниченными возможностями в условиях санаторной школы-интерната»

Администрация, классные руководители, психологи, социальный педагог, организатор по внеклассной, внешкольной работе, методист, учителя, воспитатели.

2011-2015

Создание базы данных на каждого ребенка с целью оказания своевременной помощи. Реализация рекомендаций педконсилиумов. Совершенствование системы поддержки ребенка.

7.Создание консультационного пункта для родителей.

Администрация.

2012 г.

Совершенствование системы оказания родителям образовательных и консультационных услуг.

8. Внесение корректив в Программу

Администрация, педагоги

Ежегодно

Совершенствование Программы

9. Обеспечение условий для самореализации учащихся и педагогов.

Администрация, педагоги

Постоянно

Формирование у учащихся готовности к самостоятельности и выбору профессии.

10. Регулярное исследование эффективности воспитательной работы.

Администрация, педагоги, методист.

Постоянно

Мониторинг эффективности реализации Программы.

12. Постоянное информирование педагогов, учащихся о ходе и результатах реализации Программы.

Администрация

Ежегодно

Подведение итогов учебно-воспитательной работы на промежуточных и конечных этапах.

13. Сбор и систематизация материалов по реализации Программы.

Администрация, педагогические работники

Ежегодно

Создание банка научно-методических данных.

14. Подведение итогов реализации Программы, определение перспектив, путей и способов дальнейшего ее развития.

Администрация, педагоги, учащиеся, родители.

2014 - 2015 гг.

Эффективность Программы, целесообразность ее дальнейшего использования.




Заключение


Несмотря на большую работу, проводимую школой-интернатом по социальной адаптации и профессиональному обучению воспитанников, устроиться на работу нашим выпускникам очень трудно, поскольку рынок труда практически ничего ему не предлагает. Наличие отклонений в интеллектуальном развитии учащихся коррекционной школы очень усложняет адаптацию к самостоятельной жизни.

Чтобы выпускники могли успешно пройти социально - трудовую адаптацию, необходимо:

  • расширение профиля профессионально - трудовой подготовки выпускников;

  • обеспечение индивидуализации и дифференциации в профессионально - трудовом обучении;

  • расширение возможности интеграции выпускников в социум;

    • осуществление контроля и учета динамики усвоения программного материала и развития воспитанников;

    • создание проектов программ подготовки выпускников по выбранному профилю для дальнейшей профессиональной ориентации и интеграции в общество.

20

© 2010-2022