• Преподавателю
  • Другое
  • Сообщение «Формы и методы работы над развитием фонематического слуха и формирование навыка письма под диктовку у учащихся 1 класса» (школа VIII вида)

Сообщение «Формы и методы работы над развитием фонематического слуха и формирование навыка письма под диктовку у учащихся 1 класса» (школа VIII вида)

В этом сообщении говорится о том, что первый год обучения является наиболее сложным периодом начального обучения. Именно в первом классе дети учатся понимать обращенную к ним речь, выполнять отдельные несложные задания (встань, принеси, подойди к доске и др.). Именно в первом классе происходит формирование фонематического восприятия и представления; развитие зрительного восприятия, коррекция мелкой моторики руки с целью подготовки детей к обучению письму.        С первых дней учитель начинает ра...
Раздел Другое
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сообщение «Формы и методы работы над развитием фонематического слуха и формирование навыка письма под диктовку у учащихся 1 класса» (школа VIII вида)Сообщение «Формы и методы работы над развитием фонематического слуха и формирование навыка письма под диктовку у учащихся 1 класса» (школа VIII вида)Сообщение «Формы и методы работы над развитием фонематического слуха и формирование навыка письма под диктовку у учащихся 1 класса» (школа VIII вида)Сообщение «Формы и методы работы над развитием фонематического слуха и формирование навыка письма под диктовку у учащихся 1 класса» (школа VIII вида)Сообщение «Формы и методы работы над развитием фонематического слуха и формирование навыка письма под диктовку у учащихся 1 класса» (школа VIII вида)Сообщение «Формы и методы работы над развитием фонематического слуха и формирование навыка письма под диктовку у учащихся 1 класса» (школа VIII вида)Сообщение «Формы и методы работы над развитием фонематического слуха и формирование навыка письма под диктовку у учащихся 1 класса» (школа VIII вида)

Сообщение


«Формы и методы работы

над развитием фонематического слуха

и формирование навыка письма под диктовку

у учащихся 1 класса»

(школа VIII вида)



Обучение в первом классе является наиболее сложным периодом начального обучения. Именно в первом классе дети учатся понимать обращенную к ним речь, выполнять отдельные несложные задания (встань, принеси, подойди к доске и др.). Именно в первом классе происходит формирование фонематического восприятия и представления; развитие зрительного восприятия, коррекция мелкой моторики руки с целью подготовки детей к обучению письму.

С первых дней учитель начинает работу по формированию фонематического слуха, - а это основа для выработки навыков чтения и письма. Развитие фонематического слуха - это долгий и сложный процесс и начинается он с момента формирования у учащихся умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.

1. Узнавание неречевых звуков

Детям предлагается определить на слух, какой из инструментов звучит: бубен, погремушка, колокольчик.

2. Внимательно послушай и определи, что звучало. Скажи и покажи.

(гудок автомашины, звон колокольчика, переливание воды,

удары в бубен)

Необходимо учить детей слушать и различать голоса некоторых животных (кошки, собаки и др.). Можно провести игру «Кто больше услышит звуков?» или «О чём говорит улица?», «О чём говорит коридор?».

Следующий этап - членение высказывания на слова. К моменту поступления в школу у детей, с проблемами в развитии еще не сформирована фразовая речь, работа по усвоению термина «слово» начинается с называния отдельных предметов, когда слово выступает изолированно, вне предложения. Учитель предлагает рассмотреть предметы, которые выставлены на столе (игрушки, учебные вещи) назвать, посчитать сколько их. Далее уточняется, сколько предметов назвали и сколько сказали слов. Повторяется первое, второе, третье слово, как правило не более трёх, т. е. столько, сколько могут посчитать дети.

С этого момента вводится условно - графическая запись слов. Запись осуществляется полосками бумаги черного цвета. На доске учитель - (у себя на парте каждый ученик) выкладывают столько полосок, сколько названо слов.

Затем после натуральных предметов используют их изображения: называют нарисованные предметы и записывают их графически.

Только после такой предварительной работы можно предлагать любые слова (пока только названия предметов) без наглядного подкрепления. Учитель называет слова, уточняет, понимают ли учащиеся их значение и просит их записать:

- Сколько слов я сказала?

- Сколько полосок вы положили на парте?

- Какое первое слово, второе….?

Можно предложить детям самим назвать слова, которые они хотят записать.

Усвоению термина «слово» способствует работа над семантикой слов, которая в добукварный период проводится путем различения на слух и в произношении слов, сходных по звуковому составу, различающихся лишь одним или двумя звуками.

Предлагается назвать предметы на картинке и показать, где изображена мышка, миска, стул, стол, сок, сук и поизнести названия.

Далее учатся строить предложения на основе непосредственно производимого действия или действия изображенного на рисунке (ситуативные картинки) .

- Что делает Маша?

- Что делает мишутка?

Мишутка умывается. Юля подметает.

Учитель объясняет, что сейчас сказали предложение. Предложение записывается одной длинной чертой, указывая на его начало и конец.

Предложение состоит из слов. Уточнив, сколько слов в составленном предложении, называют их и делают соответствующую запись.


Предложения сначала составляют из двух слов, а затем из трех и более. Можно включать в предложение и предлог, обратив внимание на то, что это маленькое, но отдельное слово и записывать его нужно отдельно.

Наиболее сложным моментом работы с предложением является выделение предложения из речи. С этой целью можно взять отрывок ( три - четыре предложения, по два слова в каждом) из отдельного рассказа или сказки и прочитать его, четко отделяя одно предложение от другого, чтобы дети уловили где кончается каждое предложение и смогли повторить их. Например: Наступила осень. Листья опадают. Трава пожелтела

Следующий этап работы - деление слова на слоги, выделение слога, как части слова. На первых порах термин «слог» не дается, о нем говорится, как о «части слова». Внимание учеников акцентируется на том, что слова произносятся по частям, каждое слово состоит из нескольких частей. После этого уточняется, какая часть первая, какая вторая. Это фиксируется графически. В дальнейшем вводится понятие слог, становясь единственным термином в речи учащихся. Начинать работу по делению слова на слоги лучше с показа практической значимости слогов. Для этого можно использовать небольшой рассказ, например, «Дети в лесу», где девочки собирающие ягоды, перекликаются друг с другом: Ма - ша! Ни - на! Са - ша!

В процессе работы выясняется, что, когда дети зовут друг друга громко, имена произносят по слогам. Затем каждую часть слова учащиеся повторяют и обозначают условно - графически. После этого определяется общее количество частей слова и делается вывод, что слова состоят из частей и делятся на части. Таким же образом анализируются некоторые имена учеников класса. А затем любые другие слова, предлагаемые учителем (ка - ша, ру - ка )

Последним этапом является выделение звуков речи (а, у, м), с которых начинается овладение грамотой. При этом следует повторить звуки, которые можно услышать в окружающей действительности (ууууу, ооооо).Основное в этот период - научить способу выделения в слове звуков независимо от их артикуляционной характеристики. Знакомство детей со звуком начинается с выделения слога состоящего из одного звука, гласного, который находится в начале слова, под ударением, так как в этой позиции гласный легче выделить. Слова для анализа подбирают самые понятные, лучше, если вначале это будут имена, в которых первый слог состоит одного звука (для выделения гласных), например: А- ня, О - ля, У- ля и т. д. в дальнейшем можно брать и другие слова: аист, осы, утка.

Дальше работа идет уже по знакомому пути: слово делится на слоги, выделяется первый слог, звук. Условно - графически запись звука оформляется в виде кружочка (красный и синий). Следующие задания направлены на выделение звуков, находящиеся в позициях разной сложности. Упражняясь, ученики подбирают слова с данным звуком; выбирают среди предлагаемых картинок такие, названия которых начинается с этого звука.

Хорошим дидактическим приемом является загадывание загадок, если в отгадке встречается нужный звук; проговаривание частоговорок.

Для развития фонематического слуха и слухового анализа следует использовать доступные детям сказки, рассказы, стихотворения. Словесным материалом для заучивания наизусть с голоса учителя служат короткие четверостишия.

Таким образом, подготовив слуховое внимание детей с проблемами в развитии к восприятию звуков речи, мы можем продолжить формирование навыка звукового анализа в процессе обучения чтению и письму.

Однако процесс обучения письму является более трудным и отстает от чтения в связи с тем, что в ходе написания включается ручная моторика, на первых порах весьма несовершенна.

Кроме того, сам процесс письма представляет собой сложный акт, требующий включения многих анализаторов. Прежде чем написать слово,. надо его услышать или прочитать. Услышанное слово анализируется по своему звуковому составу, уточняется в произношении, трансформируется в зрительные образы и путем движения руки переводится в буквы, из которых состоит слово.

Обучение письму происходит с постепенным наращиванием трудностей.

Письмо под диктовку является самым сложным видом работы для детей с проблемами в развитии. Навык этого письма формируется уже в букварный период. Но уже с первых дней выполняемые в тетрадях упражнения сводятся к орнаментальному рисованию.

  1. Рисование отрезков прямых линий, располагающихся в разных направлениях.

  2. Рисованию кривых линий.

  3. Зарисовка знакомых предметов, в очертании которых присутствуют элементы букв.

  4. Соединение прямых линий в фигуры. Контурами напоминающие буквы.

Как только дети знакомятся с буквами, на каждом уроке русского языка, под диктовку учителя записывают, сначала элементы букв, а затем и пройденные буквы.

Письмо под диктовку слогов и слов предваряется их звуковому анализу в виде условно - графической записи и составления из букв разрезной азбуки.

Постепенно учащиеся уже не составляют слова из букв или слогов, а пишут их опираясь на устный разбор.

Следующим этапом является отказ от условно - графической записи, а затем и звукового анализа. Но для более сложного материала сохраняется вся последовательность упражнений. Недостаточное внимание к такой работе, пропуски отдельных этапов ведут в дальнейшем к ошибкам типа искажения структуры слова.
















Литература

  1. Аксёнова, А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе [ Текст ]: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов/ А.К. Аксенова. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 320с.

  2. Аксёнова, А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы [ Текст ]: книга для учителя. А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская. - 2 изд., допол. - М.: Просвещение, 1991. - 176с.

  3. Волина, В.В. Учимся играя [ Текст ] / В.В. Волина. - М.: Новая школа, 1991. - 448с.

  4. Воронкова, В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы [ Текст ] / В.В. Воронкова. - Изд. 2-е. - М.: Школа - Пресс, 1995. - 128с.

  5. Воронкова, В.В. Уроки русского языка во 2 классе спец. (корр.) общеобраз. школы 8 вида [ Текст ]: пособие для учителя/ В.В. Воронкова. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 72с.

  6. Глаголева, Е.А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму [ Текст ] / Е.А. Глаголева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003. №4. - С.27-33.




© 2010-2022