- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по дисциплине Материаловедение
Рабочая программа по дисциплине Материаловедение
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Черных Е.Г. |
Дата | 11.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия
«Черногорский механико-технологический техникум»
ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОП.05. Материаловедение
Для специальности
13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование»
2015 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование(базовая подготовка).
Разработчик: преподаватель профессиональных дисциплин Черных Е.Г.
Рассмотрено на заседании Утверждаю
методической комиссии заместитель директора по УР
энергетических дисциплин Бычкова С.А.
Председатель Тарханова Л.А.
«____»_______________2015г. «____»_______________2015г __________________________ _________________________
Согласовано ________________________________________________________________________________________________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
-
Паспорт программы учебной дисциплины 4
-
Структура и содержание учебной дисциплины 6
-
Условия реализации программы учебной дисциплины 11
-
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 12
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05. Материаловедение
-
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности - 13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование»
Программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании; в повышении квалификации и переподготовке.
-
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам.
-
Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть следующими профессиональными компетенциями:
ПК 1.1. Осуществлять пуск и останов теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.
ПК 1.2. Управлять режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.
ПК 1.3. Осуществлять мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации аварий теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.
ПК 2.1. Выполнять дефектацию теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.
ПК 2.2. Производить ремонт теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.
ПК 3.1. Участвовать в наладке и испытаниях теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.
ПК 3.2. Составлять отчетную документацию по результатам наладки и испытаний теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.
уметь:
- определять свойства и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы, применяемые в производстве, по маркировке, внешнему виду, происхождению, свойствам, составу, назначению и способу приготовления;
- определять твердость материалов;
- определять режимы отжига, закалки и отпуска стали;
- подбирать конструкционные материалы по их назначению и условиям эксплуатации;
- подбирать способы и режимы обработки металлов (литьем, давлением, сваркой, резанием) для изготовления различных деталей.
знать:
- виды механической, химической и термической обработки металлов и сплавов;
- виды прокладочных и уплотнительных материалов;
- закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, защиты от коррозии;
- классификацию, основные виды, маркировку, область применения и виды обработки конструкционных материалов, основные сведения об их назначении и свойствах, принципы их выбора для применения в производстве;
- методы измерения параметров и определения свойств материалов;
- основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов;
- основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии производства;
- основные свойства полимеров и их использование;
- особенности строения металлов и сплавов;
- свойства смазочных и абразивных материалов;
- способы получения композиционных материалов;
- сущность технологических процессов литья, сварки, обработки металлов давлением и резанием.
-
Количество часов на освоение программы дисциплины
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 96 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 64 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 32 часа, практических работ - 20 часов.
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
-
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
64
В том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
20
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
32
В том числе:
Конспект
32
Итоговая аттестация в форме - дифференцированный зачет
-
Тематический план и содержание учебной дисциплины - МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Предмет материаловедения, его связь с другими дисциплинами. Из истории материаловедения. Тенденции и перспективы развития материаловедения.
2
Тема 1.
Строение, основные свойства и способы испытания металлов и сплавов
Содержание учебного материала
6
1
Основные виды металлов. Кристаллическое строение металлов. Кристаллические решетки, их типы. Полиморфные превращения
2
2
2
Металлические сплавы.
2
3
Испытания и исследования металлов и сплавов
2
Практическая работа №1,2,3,4,5
12
1
Кристаллизация металлов. Построение кривых охлаждения
2
2
Железо и его сплавы. Структурные составляющие железоуглеродис- тых сплавов. Диаграмма состояния железо-углерод (цементит).
4
3
Механические испытания металлов. Испытания на растяжение. Испытание на сжатие.
2
4
Механические испытания металлов. Испытания на удар. Испытания на усталость.
2
5
Испытания на твердость. Определение числа твердости по Бринеллю, по Роквеллу, по Виккерсу.
2
Самостоятельная работа обучающихся
6
1
Технологические испытания металлов
2
2
Методы исследования структуры металлов и сплавов
2
3
Физические методы исследования
2
Тема 2
Чугуны
Содержание учебного материала
Практическая работа №6
2
1
Чугун. Изучение микроструктуры чугуна
2
Тема 3
Сталь и изделия из неё
Содержание учебного материала
8
1
Виды сталей. Классификация углеродистых сталей. Углеродистые стали обыкновенного качества. Углеродистые качественные стали.
2
2
1
2
3
4
2
Классификация легированных сталей. Низколегированные строительные стали. Строительные стали повышенной прочности. Высокопрочные стали.
2
2
3
Влияние примесей на структуру и механические свойства стали.
2
4
Классификация стальных труб. Виды стальных труб и их технические характеристики. Соединительные части и детали. Стальные трубы с наружным защитным антикоррозийным покрытием.
2
Практическая №7
2
1
Производство стали. Физико-химические процессы получения стали.
2
Самостоятельная работа обучающихся
12
1
Общие сведения. Маркировка сталей в России
2
2
Производство стали в кислородных конвертерах
2
3
Производство стали в мартеновских печах
2
4
Производство стали в электропечах
2
5
Инструментальные углеродистые стали
2
6
Влияние углерода и примесей на структуру и свойства сталей
2
Тема 4
Термическая обработка стали и чугуна
Содержание учебного материала
4
1
Термическая обработка чугуна. Критическая температура чугуна.
2
2
2
Общие сведения о процессе обработки металлов давлением. Пластичность металлов. Способы обработки металлов давлением
2
Практическая №8
2
1
Основные виды термической обработки стали. Изучение технологического процесса отжига, нормализации, закалки и отпуска стали.
2
Самостоятельная работа обучающихся
10
1
Обработка стали холодом
2
2
Понятие о термомеханической обработке стали
2
3
Оборудование термических цехов
2
4
Понятие о радиационном облучении стали
2
5
Контроль температурного режима термической обработки
2
Тема 5
Коррозия металлов и основные способы защиты от неё
Содержание учебного материала
4
1
Электрохимическая коррозия металлов.
2
2
2
Химическая коррозия металлов. Почвенная коррозия. Способы защиты от коррозии.
2
1
2
3
4
Тема 6
Цветные металлы и их сплавы
Содержание учебного материала
1
Цветные металлы и их сплавы. Сплавы на основе алюминия, меди и магния.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
2
1
Благородные металлы. Припои и флюсы
2
Тема 7
Композиционные материалы
Содержание учебного материала
2
1
Основные свойства и классификация композиционных материалов
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
2
1
Композиционные материалы с нуль-мерными и одномерными наполнителями
2
Тема 8
Полимеры.
Содержание учебного материала
2
1
Полимеры. Классификация, строение, свойства. Использование
2
2
Тема 9
Вспомогательные материалы
Содержание учебного материала
4
1
Крепежные изделия общего назначения. Прокладочные и уплотнительные материалы. Набивочные материалы.
2
2
2
Смазочные и абразивные материалы. Лакокрасочные материалы. Транспортировка и хранение.
2
Тема 10
Способы обработки материалов.
Содержание учебного материала
8
1
Литейное производство. Литье в разовые формы. Литейные сплавы, их плавка и получение отливок
2
2
2
Понятие о лазерной термической обработке стали
2
3
Обработка металлов резанием. Элементы резания. Процесс резания. Понятие о режимах резания.
2
4
Дефекты термической обработки и меры их предупреждения
2
Практическая работа № 9
2
1
Обработка металлов давлением. Общие сведения. Прокатка, прессование и волочение.
2
Заключительный урок
2
Всего:
96
Из них аудиторных часов - 64.
Внеаудиторной самостоятельной - 32
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
-
- ознакомительный ( узнавание ранее изученных объектов, свойств);
-
- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
-
- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству учащихся;
- рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- персональный компьютер
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы.
Основные источники:
-
Сеферов Г.Г., Батиенков В.Т. Материаловедение. - М.: ИНФРА-М, 2008.
-
Стерин И.С. Материаловедение. - М.: ДРОФА, 2009.
Дополнительные источники:
-
Никифоров В.М. Технология металлов и конструкционные материалы. - Л.: Машиностроение, Ленинградское отделение, 1987.
-
Чумаченко Ю.Т. Материаловедение. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе опроса, проведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения обучающимися самостоятельной работы.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
Определять свойства и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы, применяемые в производстве, по маркировке. Внешнему виду. Происхождению. Свойствам, составу. Назначению и способу приготовления
Устные и письменные опросы в течение обучения, практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа
Определять твердость материалов
Устные и письменные опросы в течение обучения, практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа
Определять режимы отжига. Закалки и отпуска стали
Устные и письменные опросы в течение обучения, практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа
Подбирать конструкционные материалы по их назначению и условиям эксплуатации
Устные и письменные опросы в течение обучения, практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа
Подбирать способы и режимы обработки металлов (литьем, давлением, сваркой, резанием) для изготовления различных деталей
Устные и письменные опросы в течение обучения, практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа
Знать:
Виды механической, химической и термической обработки металлов и сплавов
Устные и письменные опросы в течение обучения, практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа
Виды прокладочных и уплотнительных материалов
Устные и письменные опросы в течение обучения, практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа
Закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов. Защиты от коррозии
Устные и письменные опросы в течение обучения, практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа
Классификацию, основные виды, маркировку, область применения и виды обработки конструкционных материалов, основные сведения об их назначении и свойствах, принципы их выбора для применения в производстве
Устные и письменные опросы в течение обучения, практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа
Методы измерения параметров и определения свойств материалов
Устные и письменные опросы в течение обучения, практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа
Основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов
Устные и письменные опросы в течение обучения, практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа
Основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства
Устные и письменные опросы в течение обучения, практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа
Основные свойства полимеров и их использование
Устные и письменные опросы в течение обучения, практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа
Особенности строения металлов и сплавов
Устные и письменные опросы в течение обучения, практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа
Свойства смазочных и абразивных материалов
Устные и письменные опросы в течение обучения, практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа
Способы получения композиционных материалов
Устные и письменные опросы в течение обучения, практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа
Сущность технологических процессов литья, сварки, обработки металлов давлением и резанием.
Устные и письменные опросы в течение обучения, практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа