Рабочая программа элективного курса по географии География городов России

      Рабочая программа элективного курса «География городов России» предназначена для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Программа курса подходит для базового уровня обучения. Содержание курса расширяет материал  по теме «Население Российской Федерации», представленного в учебнике для 9 класса общеобразовательной школы  «География России. Население и хозяйство» (авторы  В.П. Дронов, В.Я. Ром).                          При изучении темы «Городское и сельское население России» бо...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа № 2 c углублённым изучением отдельных предметов п. Добринка Липецкой области

Рекомендована к утверждению. Утверждаю.

Протокол заседания Директор ______________

методического объединения /Н.Н. Зиброва/

от____________ №_____

Приказ от ________2014 г. №______



Рабочая программа

элективного курса по географии

в рамках предпрофильной подготовки

«География городов России»

9 класс





(9 класс - 0,5 часов в неделю, 17 часов в год)



Разработала

учитель географии

Фатеева Е.М.

2014 - 2015 г.



I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса «География городов России» предназначена для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Программа курса подходит для базового уровня обучения. Содержание курса расширяет материал по теме «Население Российской Федерации», представленного в учебнике для 9 класса общеобразовательной школы «География России. Население и хозяйство» (авторы В.П. Дронов, В.Я. Ром).

При изучении темы «Городское и сельское население России» большой интерес у учащихся вызывает информация, связанная с городами: количество городских поселений, численность населения, историческое прошлое, географическое положение, достопримечательности и особенности многих городов. Элективный курс «География городов России» позволит удовлетворить индивидуальные образовательные потребности и склонности и существенно расширит знания о городах и городских агломерациях нашей страны. В современном мире города являются главной формой расселения людей. В них сосредоточены огромные историко-культурные ценности, производственные мощности, научный потенциал. Города - территории, где соединяются разные стороны деятельности людей, на пересечении которых возникают новые направления в науке, культуре, политике.

В общеобразовательной школе знания о городе включены в разные предметы: географию, литературу, историю и другие. Однако понятие «город» рассматривается фрагментарно, и у учащихся формируется недостаточно полное представление о городе в целом и о роли городской среды в жизни человека.

Данный элективный курс представляется актуальным, так как он не только даёт знания по физической, экономической и социальной географии, осуществляет межпредметные связи с историей, литературой, культурой, но и способствует формированию всесторонне образованной личности. Кроме того, курс позволит показать значение городов в материальной и духовной жизни населения, развивать творческие способности, умение анализировать статистические данные, работать с различной справочной литературой, отыскивать нужную информацию в Интернет, дискутировать по проблемам городов и, наконец, воспитывать патриотические чувства.

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: географическими и историческими картами, справочниками, дополнительной научно - популярной литературой, диаграммами, рисунками, ресурсами Интернет.

Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) работу учащихся, подготовку сообщений, докладов или составление слайдовых презентаций.

Данная программа элективного курса рассчитана на 17 часов.

Цель программы:

- углубление и расширение знаний по географии, входящих в базисный учебный план школы;

- создание условий для формирования и развития у учащихся интереса к изучению городов России и городов родного края, к самостоятельному приобретению знаний;

- развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.

Задачи:

  • Расширение знаний по экономической и социальной географии: рассматривание исторических аспектов возникновения и развития сети городов в России, знакомство с городами-миллионерами, городами - Героями, городами «Золотого кольца России» и городами нашей области.

  • Вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению истории возникновения, географического положения, функций городов.

  • Формирование навыков работы с картографическими источниками, географической литературой, компьютером.

  • Развитие умения отбирать необходимый материал, грамотно оформлять творческие работы и слайдовые презентации, а также умения публичного выступления.

  • Воспитание любви к родному краю, к Родине.

  • Содействие нравственному и эстетическому воспитанию.

  • Развитие логического мышления

  • Развитие коммуникативных навыков.

Элективный курс «География городов России» для 9 класса составлен на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

  • Фундаментального ядра содержания общего образования;

  • Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте, общего образования второго поколения;

  • Программы развития и формирования универсальных учебных действий;

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Элективный курс направлен на расширеннее содержания базового курса географии, что позволяет получить дополнительную информацию по изучаемой в базовом курсе темы, способствуют удовлетворению познавательных интересов в области географической деятельности человека.

В основу элективного курса по географии положены учебные программы, использующиеся в базовом обучении.

Содержание курса предполагает использование активных форм обучения (исследовательский и частично - исследовательский) в ходе работы с различными источниками информации: картами атласа, контурными картами, текстом учебника, дополнительной литературой, анализ диаграмм, схем, рисунков.

Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, насыщен практическими работами.

Элективный курс может использоваться в качестве курса направленного на углубленное изучение географии населения России, особенностей городов нашей страны в условиях дополнительной подготовки учащихся. Курс способствует поддержанию интереса к предмету, воспитанию любви к родному краю.
Актуальность и важность элективного курса в том, что он вооружает учащихся необходимыми каждому образованному человеку теоретическими знаниями и практическими навыками, способствует реализации углубленного изучения предмета, предполагает развитие навыков анализа, обобщения, сравнения карт, решения разнообразных практических задач.

При отборе содержания основное внимание было уделено следующим принципам:

  • междисциплинарного подхода к формированию содержания (знание о городе включает различные аспекты: географические (физико - и экономико-географические, социальные), исторические, экологические и др.);

  • гуманизации (город рассматривается как особое творение ума и рук человеческих);

  • проблемности (в курсе предполагается рассмотрение многоаспектности проблем современного города, разных оценок его функциональных особенностей);

- историзма (особенности города рассматриваются в зависимости от времени и места его возникновения, своеобразия современного облика и структуры).

В содержание курса включен краеведческий материал, что способствует расширению самостоятельной работы школьников и формированию их умения вести исследовательскую работу.

Данный курс завершается итоговым зачетом в форме мультимедийной презентации.

Формы организации учебного процесса: лекции, беседы, практикумы, творческая работа, самостоятельная работа, представление мультимедийных презентаций, рефератов, сообщений.

Механизмы формирования ключевых компетенций:

- Развитие мотивации достижения «Стратегия успеха»;

- Интерактивное обучение;

- Учет индивидуальные особенности каждого ученика;

- Объединение в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний;

- Изучение и учет жизненного опыта учеников, их интересов, особенностей развития.

- Акцент на учебную деятельность, основанную на инициативе и ответственности самих учеников.

Технологии обучения:

- Уровневая дифференциация

- Обучение на основе «учебных ситуаций»

- Проектная деятельность

- Информационные и коммуникационные технологии

- Личностно - ориентированное обучение

- Технология анализа конкретной ситуации

Формы контроля:

1. Тематический контроль:

- проблемные вопросы и задания, предполагающие развёрнутые ответы и позволяющие выявить степень усвоения материала;

- подготовка рефератов и сообщений.

2. Итоговый зачет в завершении курса в форме мультимедийной презентации.

III. МЕСТО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Элективный курс по географии реализуется за счет школьного компонента и составляет 17 часов (0,5 часов в неделю).

IV. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

В результате изучения элективного курса «География городов России» у обучающихся будут сформированы:

Личностные результаты:

- ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания

всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- гармонично развитые социальные чувства и качества:

- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

Метапредметные результаты:

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

- давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

- обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

- создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Предметные результаты:

- осознание роли географии в познании окружающего мира;

- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;

- расширение системы географических знаний населении страны;

- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;

- определять по картам местоположение географических объектов;

- выявлять зависимость размещения населения и населенных пунктов от природных условий территории;

- приводить примеры закономерностей размещения населения, городов;

- оценивать особенности географического положения, демографической ситуации, степени урбанизации территории;

- различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

- выделять, описывать и объяснять по картам признаки городов;

- представление о существенных признаках понятий «город», «урбанизация», «городская агломерация»;

- представление о истории возникновения некоторых городов;

- представление о классификации, функций городов;

- представление о героическом прошлом, достопримечательностях городов-Героев, городов «Золотого кольца России».

- представление о истории возникновения и развития, специфике городов Липецкой области.







V. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Введение 3 часа

Россия - страна Гардарика.

История возникновения городов.

Классификация городов.

Практикум 1 «Составление картосхемы «Типы городов».

Выпускник научится:

Извлекать необходимую информацию из различных источников.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Выделять основных факторов возникновения городов в Древней Руси и на современном этапе.

Составлять картосхемы на основе теоретического материала.

Выпускник получит возможность научиться:

Анализировать различные виды географической информации.

Извлекать необходимую информацию из различных источников.

Применять полученную информацию в практической деятельности и повседневной жизни.

Города - миллионеры 3 часа.

Урбанизация - процесс роста городов. Крупнейшие города России.

Заочное путешествие «Москва», «Санкт - Петербург», «Нижний Новгород».

Практикум 2 «Сравнение городского и сельского образа жизни населения».

Практикум 3 «Анализ и объяснение размещения городов-миллионеров и крупнейших городов по территории страны».

Выпускник научится:

Определять особенности городов - миллионеров, факторы, обуславливающие их размещение по территории страны.

Выделять существенные признаки городов, отличающие их от сельских населенных пунктов.

Преобразовывать информацию, представлять информацию в виде сообщений и рефератов, мультимедийной презентации.

Анализировать предложенные задания и находить оптимальный способ их выполнения.

Характеризовать топонимику, планировку, население мегалополисов.

Описывать достопримечательности городов - миллионеров.

Выпускник получит возможность научиться:

Анализировать различные виды географической информации.

Извлекать необходимую информацию из различных источников.

Применять полученную информацию в практической деятельности и повседневной жизни.

Города - герои 3 часа

Великая Отечественная война в истории нашей страны и в истории городов.

Города - герои. Города воинской славы.

Заочное путешествие «Слава и память на века».

Выпускник научиться:

Определять факторы, обуславливающие присвоение городам соответствующего статуса.

Преобразовывать информацию, представлять информацию в виде сообщений и рефератов, мультимедийной презентации.

Анализировать предложенные задания и находить оптимальный способ их выполнения.

Выпускник получит возможность научиться:

Анализировать различные виды географической информации.

Извлекать необходимую информацию из различных источников.

Применять полученную информацию в практической деятельности и повседневной жизни.

Города «Золотого кольца» 3 часа

Города Центральной России, образующие «Золотое Кольцо»

Историческое прошлое, достопримечательности городов «Золотого кольца».

Заочное путешествие «Золотое кольцо».

Выпускник научиться:

Характеризовать географическое положение, топонимику, историческое прошлое, численность населения, достопримечательности - историко-архитектурные ценности, возможности развития туризма городов «Золотого кольца».

Определять особенности городов «Золотого кольца», факторы, обуславливающих их объединение в единый комплекс.

Анализировать предложенные задания и находить оптимальный способ их выполнения.

Выпускник получит возможность научиться:

Анализировать различные виды географической информации.

Извлекать необходимую информацию из различных источников.

Применять полученную информацию в практической деятельности и повседневной жизни.

Города нашего края 3 часа

История возникновения, достопримечательности городов Липецкой области.

Специализация городов Липецкой области.

Заочное путешествие «Города родного края».

Практикум 4 «Определение типов городов области, нанесение их на карту».

Выпускник научится:

Характеризовать географическое положение, топонимику, историческое прошлое, численность населения, достопримечательности - историко-архитектурные ценности, возможности развития туризма городов нашей области.

Определять особенности отдельных городов нашей области, их специализацию.

Выяснять историю возникновения и развития городов.

Анализировать предложенные задания и находить оптимальный способ их выполнения.

Составлять картосхему на основе текстового материала.

Выпускник получит возможность научиться:

Анализировать различные виды географической информации.

Извлекать необходимую информацию из различных источников.

Применять полученную информацию в практической деятельности и повседневной жизни.

Рефлексивная часть курса 1 час

Коллективная творческая работа «Идеальный город». («Город будущего»).

Выпускник научится:

Использовать различные источники информации для выполнения заданий.

Анализировать предложенные задания и находить оптимальный способ их выполнения.

Преобразовывать информацию, представлять информацию в виде сообщений и рефератов, мультимедийной презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

Анализировать различные виды географической информации.

Извлекать необходимую информацию из различных источников.

Применять полученную информацию в практической деятельности и повседневной жизни.

Итоговый зачет 1час

Выпускник научиться:

Преобразовывать информацию, представлять итоговую работу в форме мультимедийной презентации о городах России.


VI. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(0,5 часов в неделю, 17 часов в год)


Содержание учебного материала

Количество

часов

Характеристика основных видов

деятельности ученика

1.

Введение

3

Анализ различных видов географической информации.

Выделение основных факторов возникновения городов в Древней Руси и на современном этапе.

Извлечение необходимой информации из различных источников.

Составление картосхемы «Классификация городов».

2.

Города - миллионеры.

3

Анализ различных видов географической информации.

Определение особенностей городов - миллионеров, факторов, обуславливающих их размещение по территории страны.

Извлечение необходимой информации из различных источников.

Преобразование информации, представление информации в виде сообщений и рефератов, мультимедийной презентации.

3.

Города - «герои».

3

Анализ различных видов географической информации.

Определение факторов, обуславливающих присвоение городам соответствующего статуса.

Извлечение необходимой информации из различных источников.

Преобразование информации, представление информации в виде сообщений и рефератов, мультимедийной презентации.

4.

Города «Золотого кольца».

3

Анализ различных видов географической информации.

Определение особенностей городов «Золотого кольца», факторов, обуславливающих их объединение в единый комплекс.

Извлечение необходимой информации из различных источников.

Преобразование информации, представление информации в виде сообщений и рефератов, мультимедийной презентации.

5.

Города нашего края.

3

Анализ различных видов географической информации.

Определение особенностей отдельных городов нашей области, их специализации.

Выяснение истории возникновения городов.

Извлечение необходимой информации из различных источников.

Преобразование информации, представление информации в виде сообщений и рефератов, мультимедийной презентации.

6.

Рефлексия «Идеальный город». («Город будущего»).

Преобразование информации, представление информации в виде сообщений и рефератов, мультимедийной презентации.

7.

Итоговый зачет.

1

Преобразование информации, представление мультимедийной презентации о городах России.







VII. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА (КУРСА)

Оборудование:

  1. Компьютер.

  2. Мультимедийный проектор.

  3. Атласы и контурные карты.

  4. Настенные карты.

5. Глушкова В. Г. Москва: история, география, краеведение великого города и его окрестностей. - М., 1997.

6. Города России. Энциклопедия / Под ред. Г. М. Лаппо. - М., 1994.

7. Город и деревня в Европейской России: сто лет перемен. Монографический сборник/ Под ред. Т. Нефедовой, П. Поляна и А. Трейвиша. - М., 2001.

8. Камерилова Г. С. Экология города: урбоэкольгия: Учеб. для 10-11 кл. шк. естеств.-науч. профиля. - М., 1997.

9. Ковалев С. А., Ковальская Н. Я. География населения СССР. - М., 1980.

10. ЛавровС. Б., Сдасюк Г. В. Этот контрастный мир. - М., 1985.

11. Лаппо Г. М. География городов. - М., 1997.

12. Москвоведение. География Москвы и Московской области: Пособие для учащихся 8-9 кл. / Под ред. А. И.Алексеева. - М., 1994.

13. Саушкин Ю. Г., Глушкова В. Г. Москва среди городов мира. - М., 1983.

14. Дронов В. П., Ром В. Я. География России. Население и хозяйство: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. - М., 2005.

15. Хрестоматия по географии городов России. Образ страны: русские столицы Москва и Петербург / Авт.-сост. А. Н. Замятин, Д. Н. Замятин; Под общ. ред. Д. Н. Замятина. - М., 1993.

Интернет-ресурсы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт - standart.edu.ru/

  2. Федеральный портал «Российское образование». - edu.ru/

  3. Российский общеобразовательный портал. - school.edu.ru

  4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - window.edu.ru

  5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - school-collection.edu.ru

  6. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - fcior.edu.ru/

  7. Федеральный институт педагогических измерений. - fipi.ru


© 2010-2022