Конспект урока по русскому языку на тему

ЦЕЛЬ: Øзакрепить знания об имени числительном как части речи; Øдать понятие о простых, сложных и составных числительных, формировать навык их различия; Øвоспитывать стремление к  здоровому  образу жизни. ОБОРУДОВАНИЕ: Øдоска, Øмультимедийный проектор, Øэкран, Øучебник «Русский язык» (УМК  М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской).   ХОД УРОКА:  «Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья».  Артур Шопенгауэр.   1.     Организационный момент. Настрой на работу. Здравствуйте ребята! Я задам вам в...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Конспект урока по русскому языку на тему













Магер Лариса Николаевна,

учитель русского языка и литературы

филиал Мизоновская ООШ

МАОУ Новолоктинская СОШ



ЦЕЛЬ:

  • закрепить знания об имени числительном как части речи;

  • дать понятие о простых, сложных и составных числительных, формировать навык их различия;

  • воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • доска,

  • мультимедийный проектор,

  • экран,

  • учебник «Русский язык» (УМК М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской).

ХОД УРОКА:

«Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья».

Артур Шопенгауэр.


  1. Организационный момент. Настрой на работу.

Здравствуйте ребята! Я задам вам вопросы, а вы быстро и дружно

все вместе отвечайте:

Таких, что с физкультурой

Не дружат никогда

Не прыгают, не бегают,

А только спят всегда.

Не любят лыжи и коньки

И на футбол их не зови,

Раскройте мне секрет:

Таких из собравшихся здесь нет?

Дети: Нет.

Кто с работой дружен

Нам сегодня в классе нужен?

Дети: Нужен.

Таким ребятам хвала и честь

Такие ребята в классе есть?

Дети: Да!


  1. Слово учителя.

Эх, жить бы мне долго-долго!

Но краток наш бренный век

Увы, человек не Волга,

Не Каспий и не Казбек.

Когда-нибудь путь замкнётся,

И вот на восходе дня

Город мой вдруг проснётся

Впервые уже без меня.

Э. Асадов

Каждый из нас хочет жить долго и счастливо, а это значит, что каждый должен уметь беречь великий дар - здоровое тело и здоровый дух.

В последние полтора-два века люди немало узнали о здоровье и о том, как его поддерживать. Сегодня на уроке русского языка мы познакомимся с новой частью речи - имя числительное. Но урок мы посвятим не только этой части речи. А вот речевую тему урока вы мне скажите сами, ещё раз прочитав эпиграф к уроку и расшифровав анаграммы.

ЗКУЛЬФИТРАУ - физкультура

ДКАЗАРЯ - зарядка

ЛКАЗАКА - закалка

ЕНГИАГИ - гигиена

  1. Синтаксический разбор предложения.

Здоровье - это вершина, на которую человек должен подняться самостоятельно.

[ ], ( ).


  1. Работа с диаграммой.

Учёные считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% - от действия окружающей среды, 10% - от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт.


  • Запишите числительные. Разберите их по составу.

Сто, двадцать, десять, пятьдесят.

Что вы увидели? Какой вывод можно сделать?

Вывод: числительные могут быть простыми (один корень) и сложными (два корня).

  1. Работа с текстом

Долгожитель Ф. Углов

По данным на 2009 год, около 350 тысяч жителей России являются долгожителями, достигшими возраста 90 и более лет. 6 800 россиян перешагнули столетний рубеж.
Фёдор Григорьевич Углов, доживший почти до 104 лет, работал хирургом больше 70 лет, прошёл войну и пережил блокаду Ленинграда. В свои 100 лет он делал хирургические операции, читал без очков и водил машину. Его 3 основные правила долголетия: никогда не употребляй спиртное, не кури и не переедай!
Каждый человек должен знать, что его здоровье, его долголетие во многом находятся в его собственных руках.


  • Докажите, что перед вами текст. Озаглавьте его.

  • Выпишите словосочетания с числительными.

( до ста сорока лет, две тысячи девятый год, девяноста лет, шесть тысяч восемьсот россиян, семьдесят лет, три правила, сто лет)

  • Укажите среди выписанных числительных сложные.

  • Будет слово столетний числительным. (Нет, это прилагательное)

Вывод: числительные бывают простыми (одно слово) и составными (два и более слов).

  1. Физминутка для глаз. ( Во время физминутки проветривается кабинет).
    Это полезно знать!

«Куда не проходит солнечный луч, туда часто заходит врач»
(итальянская пословица)

Вместе с пылью в воздухе всегда содержатся бактерии и микробы. В 1м3 воздуха класса до начала занятий 2600 микробов, а концу занятий - 13500. Из одной бактерии через каждые 30 минут образуется две.

Для организма вреден воздух душных помещений: в нем много ядовитых газов - аммиака, сероводорода, углекислого газа. Нужно следить за чистотой воздуха помещения. Его нужно проветривать и убирать.


  1. ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Кутузов в 67 лет разбил Наполеона, Суворов в 70 лет перешел Альпы, разбив Массену при СенГотарде, Лев Толстой в 70 лет закончил «Воскресение». Все три российских нобелевских лауреата по физике старше 70 лет и продолжают успешно работать. Академик Федор Углов был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый старый хирург в мире, продолжающий делать операции. Руководителю Московского камерного академического музыкального театра Борису Покровскому было 98 лет. Желание жить долго и оставаться бодрым и здоровым - мечта любого человека. Наши предки не одну сотню лет искали эликсир молодости и долголетия.


  1. Прочитайте высказывания великих людей, запишите одно, наиболее

понравившееся вам. Подчеркните числительное и определите, какое оно: простое, составное, сложное.

  • Наш организм создан для 120 лет жизни. Если мы живём меньше, то это вызвано не недостатками организма, а тем, как мы с ним обращаемся. (К. Купер)

  • Пусть будут врачами твоими трое: весёлый характер, покой и уверенность в жизни. (Древняя мудрость)


  1. Прочитай пословицы. В них указаны старинные меры длины и веса.

Запиши две пословицы, в скобках указывая значения мер.

Аршин = 0.71
вершок = 1/16 аршина = 4.45см
пядь = 1/4 аршина, 18 см
сажень = 3 аршина, 2 м 13 см
верста = 1.06 км

пуд = 16 кг
фунт = 454 г
золотник = 4,26 г
центнер = 100 кг
тонна = 1000 кг

1. Фунт(…) пуду(…) уступает (русская).
2. Чужой вершок(…) видит, а свой аршин(…) не замечает (японская).
3. Дела на вершок(…), болтовни на сажень(…) (индонезийская).
4. Болезнь приходит пудами(…), а уходит по золотнику(…) (башкирская).
5. И у насекомого с вершок(…) полвершка(…) душа занимает (японская).
6. Семи пядей(…) во лбу (русская).
7. За семь верст(…) комара искали, а он на носу (русская).
8. Человека узнаешь, когда с ним пуд(…) соли съешь (русская).
9. Мал золотник(…), да дорог (русская).
10. Знает, почем фунт(…) лиха (русская).
11. Один грамм хвастливости портит центнер (…)достоинства (французская).

И ещё хочу вам сказать, что «люди со скверным характером долго не живут». Это абхазская пословица. Чему она нас учит? А как она соотносится с темой урока?

  1. Рефлексия «Продолжи мысль».

Я понял, что…

Мне понравилось, что…

Я хочу…

Мне необходимо…

  1. Домашнее задание.

П. 60,

  • упражнение 349.

  • Работа с текстом. Вставить пропущенные числительные.

Наш класс

Наш класс появился на свет __ (________) сентября _____ (____) года. Тогда нас называли ____ (_______), а сейчас мы - ____________ (_________).

В нашем классе ______ (______) человек. ______ (______) мальчиков, ______ (______) девочек. За каждой партой сидит _______ (_______) ученика.

Каждый день мы получаем по ______ (______) оценок. Мы очень стараемся, потому что хотим быть лучшим классом.

  • Составить текст на тему «Белая Олимпиада 2014 года», используя

числительные.


  1. ИТОГ УРОКА, НАПУТСТВИЕ

Я желаю вам, ребята,

Быть здоровыми всегда,

Но добиться результата

Не возможно без труда.

Постарайтесь не лениться,

Каждый раз перед едой

Прежде чем за стол садиться,

Руки вымойте водой.

И зарядкой занимайтесь

Ежедневно по утрам.

И конечно закаляйтесь,

Это так поможет вам.

Свежим воздухом дышите

По возможности всегда,

На прогулки в лес ходите

Он вам силы даст, друзья.

В конце урока немного позитива, чтобы учащиеся немного расслабились после работы и на следующий урок пошли в хорошем настроении.

Литература:

  1. УМК Т.М.Баранова

  2. Волина В.В «Весёлая грамматика»-М.:Знание, 1995.

  3. Колчанова С.С. «Русский язык.6 класс» - Волгоград:Учитель,2007.











Приложение 1.


Задание.

Запиши две пословицы, в скобках указывая значения мер.

Аршин = 0.71
вершок = 1/16 аршина = 4.45см
пядь = 1/4 аршина, 18 см
сажень = 3 аршина, 2 м 13 см
верста = 1.06 км

пуд = 16 кг
фунт = 454 г
золотник = 4,26 г
центнер = 100 кг
тонна = 1000 кг

1. Фунт(…) пуду(…) уступает (русская).
2. Чужой вершок(…) видит, а свой аршин(…) не замечает (японская).
3. Дела на вершок(…), болтовни на сажень(…) (индонезийская).
4. Болезнь приходит пудами(…), а уходит по золотнику(…) (башкирская).
5. И у насекомого с вершок(…) полвершка(…) душа занимает (японская).
6. Семи пядей(…) во лбу (русская).
7. За семь верст(…) комара искали, а он на носу (русская).
8. Человека узнаешь, когда с ним пуд(…) соли съешь (русская).
9. Мал золотник(…), да дорог (русская).
10. Знает, почем фунт(…) лиха (русская).
11. Один грамм хвастливости портит центнер (…)достоинства (французская).





Приложение 2.


Работа с текстом. Вставить пропущенные числительные.





Наш класс

Наш класс появился на свет __ (________) сентября _____ (____) года. Тогда нас называли ____ (_______), а сейчас мы - ____________ (_________).

В нашем классе ______ (______) человек. ______ (______) мальчиков, ______ (______) девочек. За каждой партой сидит _______ (_______) ученика.

Каждый день мы получаем по ______ (______) оценок. Мы очень стараемся, потому что хотим быть лучшим классом.


© 2010-2022