Исследовательская работа Война глазами современника

Для научно-исследовательской деятельности с учащимися. Темой нашей исследовательской работы является «Великая Отечественная война глазами современника». Данная тема всегда будет оставаться актуальной. Не смотря на то, что с каждым годом события того времени отдаляются от нас, нельзя не отметить важность итогов Великой Отечественной Войны, как для судьбы России, так и для каждого из нас, и это неоспоримо. С каждым годом участников ВОВ все меньше и меньше,  они отдали свои жизни за победу в Вели...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:























































СОДЕРЖАНИЕ


Введение

3

1

Теоретическая часть. Отношение молодежи к Великой Отечественной Войне.………………………………………………….

4

2.

Практическая часть……………………………………………

6

2.1.

Анализ анкетирования «Война глазами современника»

6

2.2.

Интервью с преподавателем истории………………………………………

10

Заключение…………………………………………………………..

10

Список использованных источников……………………………….

11

Приложение 1…………………………………………………………

12

Приложение 2…………………………………………………………

21




































Поклонимся великим тем годам,

Тем славным командирам и бойцам,

И маршалам страны, и рядовым,

Поклонимся и мертвым, и живым,

Всем тем, которых забывать нельзя,

Поклонимся, поклонимся друзья!

Всем миром, всем народом, всей Землей

Поклонимся за тот великий бой!..

М.Львов

Введение

Темой нашей исследовательской работы является «Великая Отечественная война глазами современника». Данная тема всегда будет оставаться актуальной. Не смотря на то, что с каждым годом события того времени отдаляются от нас, нельзя не отметить важность итогов Великой Отечественной Войны, как для судьбы России, так и для каждого из нас, и это неоспоримо. С каждым годом участников ВОВ все меньше и меньше, они отдали свои жизни за победу в Великой Отечественной Войне, а значит и за нашу жизнь. И обо всем этом должна знать и помнить современная молодежь.

Великая Отечественная война оставила наиболее глубокий след в памяти российского народа и кардинально повлияла на дальнейший ход истории России и не только. Празднование Дня Победы стало всенародным праздником, наполненным искренней радостью, истинной любовью, слезами и скорбью по погибшим за Отечество, за свободу, за родных и близких, за будущее своего народа. В настоящее время актуальность темы войны, патриотизма возрастает в связи с последними событиями, происходящими на Украине. Некогда единый народ - русские и украинцы - стали враждовать, и эта вражда приносит множество разрушений, гибнут ни в чем не повинные люди, что может привести к неисправимым последствиям.

Уроки Великой Отечественной войны имеют огромное значение для политики государственных лидеров разных стран. Большинство из них стремятся принизить и извратить эти уроки, с этой целью наносят огромный удар по исторической памяти о войне. Память о войне - это память о наших предках, их подвигах, героизме на фронте и в тылу, их любви и нравственности. Война против исторической памяти о Великой Отечественной войне есть не только диверсия против наших отцов и матерей, бабушек и дедушек. Это и удар по будущему каждой семьи и России в целом.

В 2015 году наша страна будет отмечать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, и мы решили выяснить, а как учащиеся нашего лицея относятся к Великой Отечественной войне, и что они знают о ней.

Объект исследования: обучающиеся Шипуновского лицея.

Предмет исследования: знания о Великой Отечественной Войне и отношение к ней.

Цель исследования: выявление уровня знаний молодежи о Великой Отечественной Войне и отношения к ней.

Задачи:

  1. Разработать и провести анкетирование, позволяющее выявить уровень знаний о ВОВ и отношение обучающихся к ней.

  2. Обработать полученные данные и провести анализ ответов респондентов на поставленные вопросы.

  3. Выяснить, как тема ВОВ представлена в современных учебниках истории.

  4. Сделать выводы по результатам полученных исследований.

  5. Предложить варианты мероприятий, посвященных 70-летию Победы в ВОВ.

  6. Представить результаты исследования на конференции.

Гипотеза исследования:

Современная молодежь очень мало интересуется ВОВ и не имеет четких знаний о ней, равнодушно относится к празднованию Победы и мероприятиям, посвященным этой дате.

Для проведения исследовательской работы были выбраны следующие методы:

  • изучение и анализ Интернет-источников;

  • анкетирование;

  • интервью.

  • анализ анкетных данных.

Период работы: февраль 2015г. - март 2015г.



1. Теоретическая часть

Отношение молодежи к Великой Отечественной Войне.

Великая Отечественная война 1941-1945гг. - это война Советского Союза против нацистской Германии и её европейских союзников (Венгрии, Италии, Румынии, Финляндии, Словакии, Хорватии). Это важнейшая часть Второй мировой войны.1

22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз.Армия и население страны не были к этому готовы. В первый же день было уничтожено 1200 советских самолетов. Красная Армия не была моторизована, командный состав из-за сталинских репрессий конца 1930-х годов состоял в основном из малоопытных полководцев. Верховный же главнокомандующий пребывал все это время в растерянности и не обращался к советскому народу вплоть до 3 июля.

Именно в таком состоянии нашу страну застигла фашистская Германия. Но благодаря смелости и мужеству советских людей, наша страна смогла противостоять врагу. За героические подвиги в Великой Отечественной войне звания Героя Советского Союза удостоены свыше 11 тыс. человек (часть - посмертно), из них 104 - дважды, трое - трижды (Г. К. Жуков, И. Н. Кожедуб и А. И. Покрышкин). Первыми в годы войны этого звания были удостоены советские летчики М. П. Жуков, С. И. Здоровцев и П. Т. Харитонов, таранившие фашистские самолеты на подступах к Ленинграду. Еще один славный летчик, Виктор Васильевич Талалихин, участвовал во многих воздушных боях под Москвой, сбил еще пять вражеских самолетов лично и один в группе. Погиб смертью храбрых в неравной схватке с фашистскими истребителями 27 октября 1941 года. В боях под Волоколамском особенно отличилась 316-я стрелковая дивизия генерала И.В. Панфилова. Отражая в течение 6-ти дней непрерывные атаки врага, они подбили 80 танков и уничтожили несколько сот солдат и офицеров. Попытки противника овладеть районом Волоколамска и открыть путь к Москве с запада провалились. За героические действия это соединение было награждено орденом Красного Знамени. 2

C первых дней Великая Отечественная война приняла характер всенародной борьбы за родное Отечество, свой край и отчий дом. Она затронула интересы всех слоев общества. Одни шли сражаться за социализм. Другие вовсе не думали о социализме, а об Отечестве. Третьи-службисты по приказу. Четвертые ждали своего часа и выступили против своей страны, против существующей власти. Все дело в соотношении этих "потоков". Если акцентировать на последнем, то сложится мнение, что война была не против внешнего врага, а против "тоталитарного режима во главе со Сталиным". Но эти досужие утверждения не соответствуют действительности. На защиту Родины встали миллионы, в том числе и молодые люди, причем не по приказу свыше, а по зову сердца. Наиболее известной, из молодежных организаций, действовавших в годы войны, стала «Молодая гвардия», работа которой отражена на страницах одноименного романа Фадеева.

«Молодая гвардия» возникла под руководством партийного подполья, во главе которого был Ф. П. Лютиков. После оккупации фашистами Краснодона (20 июля 1942) образовалось несколько антифашистских молодёжных групп. Советская партизанка Зоя Анатольевна Космодемьянская («Таня») в свои 18 лет дважды направлялась в тыл противника и несмотря на жестокие пытки, не выдала военной тайны, не назвала своего имени.3

Что касается современной молодежи, этот период мало кого оставляет равнодушным. На многочисленных сайтах и форумах посвященных победеи событиям ВОВ, можно найти множество отзывов и комментариев от молодежи разных возрастов:

" Я считаю, что война - это ужасно. Победа нашей родины в этой войне - это, конечно, радость, но радость сквозь слёзы. В День победы мы все с радостью чествуем ветеранов, а они не только радуются, но и плачут. Мне кажется, что они вспоминают, сколько боли, утрат и тревог принесла им ВОВ, сколько крови было пролито, сколько людей было убито. Улыбаются и плачут, ведь все-таки они выжили и победили! " Анастасия Куровская, 14 лет.4

" Считаю, что война - огромное людское горе, ни чем неоправданная жестокость по отношению к нашему народу. Благодаря мужеству, храбрости, огромному подвигу простых советских людей нашим прадедам удалось остановить и прогнать захватчиков. Без крепкого тыла наши войска не победили бы. Низки поклон труженикам и защитникам нашей Родины, отстоявшим нашу независимость. " Алексей Смирнов,17 лет.

" Моё отношение к Великой Отечественной войне не очень хорошее, потому что война - это потери людей, их гибель. Но именно выигранная война нашим советским народом решила дальнейшее процветание России. Люди, воевавшие в Великой Отечественной войне, отдали жизни, чтобы жили мы, чтобы мы остались одной из великих стран и не поработились врагами. " Максим, 14 лет. 4

" Великая Отечественная война - это важная дата для каждого из нас, ведь наши бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки участвовали в этой войне. Хоть война была суровой , мы победили! Наша вера в Победу была сильна, а наши соотечественники были отважны и стояли за Россию грудью. По моему мнению, эта война показала отвагу и могущество нашей страны. Немного осталось тех, кто, жертвуя собою, защищал нашу Родину и с каждым годом, днем их становиться все меньше и меньше. А столько солдат до сих пор носят статус «неизвестный»? Во многих городах России стоят памятники неизвестным солдатам. А этот солдат мог быть вашим близким, которого вы искали живым или мертвым, но так и не нашли. Думаю, что важно знать место захоронения своих близких, чтобы они были рядом, и каждый год 9 мая ты бы смог прийти на могилу и сказать спасибо за Победу! " Ирина Кашина, 17 лет.4

Так же, что бы память о героях и Ветеранах Великой Отечественной войны не увядала, ежегодно 9 мая наша страна отмечает День Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Это праздник, который соединил в себе радость и скорбь, гордость за нашу историю и искреннюю печаль о многочисленных жертвах войны. В этот день проводятся парады и концерты, в которых активно принимает участие подрастающее поколение. По присутствовать и принять участия в таком празднике можно как от учебных заведений, так и по собственной инициативе. Помимо празднования дня победы, проводятся встречи с ветеранами Вов и детьми войны, благотворительные концерты и разные выставки, посвященные тому времени. Молодому поколению важно осознавать, какой ценой досталась Победа, знать не только для того, чтобы поклониться силе духа и мужеству защитников Родины, но и для того, чтобы принять от них эстафету великой ответственности за судьбу своей Отчизны и следующих поколений.

Выводы

То, что современная молодежь интересуется ВОВ, задумывается о ее последствиях и принимает активное участие в поддержке Ветеранов Великой Отечественной Войны, говорит о хорошем уровне знаний и человечности будущего поколения. Конечно же, могут найтись и те, которых не как не интересует ВОВ, и что бы узнать объективное отношение и уровень знаний о ВОВ, было проведено исследование в нашем лицее.

2. Практическая часть


2.1. Анализ анкетирования «Война глазами современника»


Какое представление о Великой Отечественной войне имеют подростки в середине второго десятилетия XXI века? Мы провели исследование, чтобы понять какой след оставило это трагическое, героическое, но столь отдаленное во времени событие, в памяти сегодняшнего молодого поколения.

Мы хотели выяснить уровень знаний и интерес молодежи к событиям Великой Отечественной войны, установить их отношение к Великой Отечественной войне, понять, как они относятся к празднованию Великой победы.

Результатом исследования должен стать примерный план мероприятий, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Исследование проходило с февраля по март 2015 года. В исследовании приняли участие 53 обучающихся 1-2 курса. Для сравнения мы также провели анкетирование педколлектива лицея - 15 человек.

Среди педагогов в опросе участвовали представители 2 поколении: от 20 до 40 лет и от 40лет и выше. Большинство учащихся имеет возраст 16-17 лет. (Приложение 1, Таблица 1.1.)

Среди педагогов преобладают женщины, среди обучающихся юноши. (Приложение 1, Таблица 1.2.)

Для проведения исследования была разработана анкета «Война глазами современника». Анкета состоит из 29 вопросов закрытого, полузакрытого и открытого типа. (Приложение 3)

С помощью анкеты мы хотели выяснить, что опрашиваемые знают о ВОВ, какие книги, фильмы, песни знают, как они относятся к ВОВ и празднованию Победы.

На первый вопрос «Интересуетесь ли вы событиями, произошедшими в годы ВОВ?» большинство учащихся и все педагоги ответили «да» - это говорит о том, что данная тема остается актуальной и сегодня, и молодежь интересуются событиями тех лет. (Приложение 1, Таблица 1.3.)

Основные знания о войне и ее событиях современная молодежь получает от учителей(42%), от родителей и других родственников(26%) и из средств массовой информации(23%). Очень удивило нас то, что фильмы о войне для молодежи не являются источником информации(3%). У педагогов получились приблизительно такие же результаты, но здесь книги(12%) и фильмы(12%) являются одним из главных источников информации. (Приложение 1, Таблица 1.4.)

На вопрос «Напишите, когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война?» большинство учащихся (67%) ответили верно: 47% - назвали верно год начала и конца войны, 20%- указали дату и год верно. 9% - путали начало Великой Отечественной Войны со Второй Мировой Войной. 19% - ответили не верно, 9% - не ответили на этот вопрос. Все педагоги указали дату и год начала и окончания ВОВ. (Приложение 1, Таблица 1.5.)

На вопрос «Великая Отечественная война была для нашей страны освободительной или захватнической?» большинство обучающихся (70%) ответили «освободительной», 19% считают, что она была для нашей страны захватнической 11% затруднились с ответом. Педагоги в этом вопросе солидарны с учащимися. Этот вопрос возник в связи с тем, что сейчас многие страны пытаются переписать историю Второй мировой войны, занизив роль СССР, а некоторые пытаются объявить нас захватчиками. (Приложение 1, Таблица 1.6.)

На вопрос «Какие страны участвовали в Великой Отечественной Войне?» чаще всего упоминаются Советский Союз (Россия) - 43 человека и Германия, которую отметил 41 человек, а третье место страны - участнице приписали Соединенным Штатам Америки (18 чел.). Более подробные сведенья представлены в таблице № 1. Стоит отметить то, что современные молодые люди не очень хорошо ориентируются в названиях нашей страны СССР и Россия, а также они отделяют советские республики от СССР (например, СССР, Абхазия и Грузия; Украина, Эстония, Белоруссия и конечно же СССР, Германия и СНГ). (Приложение 1, Таблица 1.7.)

На вопрос «Победа в Великой Отечественной войне - это только наша победа или всех сил антигитлеровской коалиции » мнения педагогов и учащихся почти идентичны, но большинство педагогов (47%) считают, что это наша победа, а большинство учащихся (57%) считает, что это победа всех сил антигитлеровской коалиции. (Приложение 1, Таблица 1.8.)

На вопрос «Как Вы думаете, за что шли в бой советские солдаты?» большинство учащихся (54%) и педагогов (43%) ответили, что за родную страну, за родных и близких. На втором месте оказался ответ «За будущее, за жизнь» (31% и 24% соответственно). (Приложение 1, Таблица 1.9.)

Влияние Великой Отечественной Войны на судьбу России неоспоримо, и с этим согласились все педагоги и 92% обучающихся. (Приложение 1, Таблица 1.10.)

На вопрос «Почему войну называют "отечественной"?» мы получили множество ответов. Приятно, что и педагоги и учащиеся отвечали практически одинаково. Огорчает, что 25 студентов не ответили на этот вопрос. Самые популярные ответы:

  • Воевали за Родину, за Отечество -20 человек;

  • Весь народ поднялся на защиту Отечества - 8 человек;

  • Справедливая война, мы отражали нападение врага - 5 человек;

  • То, что в ней воевали достойно.

На вопрос «Каких героев Великой Отечественной войны вы знаете?» 26 человек среди учащихся не дали ответа (среди педагогов 2 чел.). Наиболее популярные ответы:

  • Жуков Г.К. - 16 человек;

  • Сталин - 6 ответов;

  • З. Космодемьянская - 5 ответов;

  • Рокоссовский, Плотников, А. Матросов - 4 ответа;

  • герои-краснодонцы, И. Гастелло - по 3 ответа.

  • все кто воевал - 2 ответа.

Конечно, на этот вопрос более подробно ответили педагоги (20 фамилий), чем учащиеся (15 фамилий). Но все-таки радует, что молодежь знает героев ВОВ.

На вопрос «Назовите крупнейшие сражения Великой Отечественной войны» 16 человек среди учащихся не ответили. Наиболее популярные ответы представлены в таблице. (Приложение 1, Таблица 1.11.)

Как мы видим из таблицы, что обучающиеся вспомнили больше сражений, чем педагоги, но при этом некоторые студенты причислили к битвам ВОВ Куликовскую битву и Ледовое побоище. Полученные результаты говорят о том, что часть студентов ориентируется в событиях ВОВ.

На вопрос «Какие книги о Великой Отечественной войне вы знаете, читали, слышали о них?» получились, пожалуй, самые разрозненные результаты. Как известно, современная молодежь очень мало читает, и поэтому большинство учащихся не ответили на этот вопрос - 42 человека. Также некоторые опрошенные написали произведения, не имеющие отношения к ВОВ - «Воина и мир» (3 чел.), «Тихий Дон». Произведения, которые знают учащиеся - «Они сражались за Родину», «Василий Теркин», «Живые и мертвые», «Судьба человека», «Убитый под Москвой» и учебник истории. В основном это произведения, которые изучаются в школе.

Педагоги написали 23 произведения, наиболее популярные из них: «Судьба человека», «Мемуары Г.К. Жукова», «Повесть о настоящем человеке», «Сильные духом», «Живые и мертвые», «А зори здесь тихие…» и другие. Все это говорит о том, что представители старшего поколения много читали произведений о войне, и как было сказано ранее, получали из книг информацию и знания.

На вопрос «Назовите фильмы о войне, которые вы смотрели?» среди учащихся не ответили 12 человек, всего они назвали 18 фильмов о ВОВ. Но в этот список опять попали фильмы о других вооруженных конфликтах - «Адмирал» (2 чел.), «Воина и мир», «Тихий Дон» (2 чел.), «9 рота» (2 чел.), «Ликвидация», «Старики-разбойники», «Три танкиста». Это говорит о том, что некоторые учащиеся путаются в исторических событиях. Педагоги назвали - 19 фильмов. Наиболее популярные ответы представлены в таблице. (Приложение 1, Таблица 1.12.)

На вопрос «Какие песни о Великой Отечественной войне вы знаете?» среди учащихся не ответили на этот вопрос 21 человек. Педагоги назвали 16 песен, учащиеся - 12 песен о ВОВ, также они сюда отнесли песню «Черный ворон» и «Гимн РФ». Наиболее популярные ответы в таблице. (Приложение 1, Таблица 1.13.)

На вопрос «Как вы относитесь к ветеранам Великой Отечественной войны?» большинство респондентов (94% и 86%) ответили «уважительно», 6% педагогов и 12% учащихся относятся с сочувствием, и лишь 1 учащийся ответил, что относится равнодушно. (Приложение 1, Таблица 1.14.)

Проблема патриотизма в наше время достаточно актуальна. Казалось бы, самые сложные времена (90-е годы), демонстрировавшие самый высокий уровень антипатриотических настроений (в среднем около 70% молодых людей до 30 лет при любой удобной ситуации были готовы покинуть и покидали страну), прошли, и сейчас мы наблюдаем рост национального самосознания.

На вопрос «Считаете ли Вы себя патриотом своей страны?» все педагоги ответили «да». Среди учащихся «да» ответила всего половина, 15% - ответили «нет», и 34% - ответили «не знаю». Скорее всего такое большое количество не определившихся связано с тем, что патриотическое воспитание проводится не систематично, и многие не понимают, что такое патриотизм. (Приложение 1, Таблица 1.15.)

При этом, из учащихся фактически все готовы служить в армии, а среди педагогов мнения разделились. (Приложение 1, Таблица 1.16.)

Если бы на нашу страну напали, то 86% педагогов и 92% учащихся пошли бы защищать Родину. (Приложение 1, Таблица 1.17.)

Готовы совершить сегодня подвиг 72% педагогов и 88% учащихся. (Приложение 1, Таблица 1.18.)

На вопрос «Как Вы считаете, победила бы наша страна сейчас в аналогичной войне?» большинство респондентов считают, что «да» (65% и 71%), при определенных условиях, да - ответили 21% педагогов и 25% учащихся. (Приложение 1, Таблица 1.19.)

Вместе с патриотизмом, стоит затронуть тему нацизма, которая продолжает оставаться не закрытой и затрагивает разные социальные и возрастные группы. На вопрос «Как ты относишься к тому, что в стране, победившей фашизм, появились неофашисты, скинхеды? 80% педагогов ответили, что «крайне отрицательно», 20% - отрицательно. Среди учащихся несколько другая картина: большинство студентов относится к нацизму отрицательно (65%), 4% - относятся положительно, но 31% обучающихся не думал об этом, и это плохо, т.к. они являются легкой жертвой для подобных группировок. (Приложение 1, Таблица 1.20.)

При размышлении о ВОВ у большинства педагогов и учащихся преобладают чувства гордости за победу (44% и 55%) и горечи за человеческие жертвы (52% и 29%). У 8% учащихся никаких чувств не возникает, т.к. они не размышляют на эту тему. (Приложение 1, Таблица 1.21.)

На вопрос «Как Вы считаете, нужно ли изучать историю Великой Отечественной войны? Почему?» ответили почти все респонденты и большинство из них считают, что изучать историю ВОВ нужно. Наиболее популярные ответы:

  • Нужно знать историю своей страны - 16 ответов;

  • чтобы будущее поколение знало историю своей страны - 6 ответов;

  • Это великая история нашей страны, наша гордость - 5 ответов;

  • чтобы не допустить возрождение фашизма, чтобы такое не повторилось - 7 ответов;

  • чтобы не забывать эти жертвы - 1;

  • Чтобы помнить героев, которые защищали родину - 6 ответов;

  • только помня историю можно сохранить страну!

Особенно радует то, что почти все учащиеся ответили на этот вопрос положительно, каждый задумался над этим вопросом и дал свой ответ.

Последние вопросы анкеты о праздновании 70-летия Великой Победы, чтобы выявить отношение учащихся к этим мероприятиям.

На вопрос «В 2015г. исполняется 70 лет со дня победы в Великой Отечественной войне. Будет ли этот день праздником и для Вас?» большинство опрошенных ответили, что «да». Среди учащихся 4 человека ответили, что нет, остальные не знают. (Приложение 1, Таблица 1.22.)

У большинства педагогов и учащихся этот праздник вызывает гордость за свой народ (50% и 28%), 45% и 43% считают этот праздник самым великим. (Приложение 1, Таблица 1.23.)

О важности и мероприятий единогласно заявили почти все респонденты. (Приложение 1, Таблица 1.24.)

Что касается непосредственного участия в мероприятиях, то все педагоги и большинство учащихся либо присутствовали, либо участвовали в мероприятиях посвященных ВОВ. Никогда не присутствовали 8% учащихся. (Приложение 1, Таблица 1.25.)

Что касается вопроса о достаточности проводимых мероприятий, то часть педагогов и большшинство учащихся считают, что достаточно. Большинство педагогов считают, что мероприятий недостаточно или мало (38% и 25%). Среди учащихся 8% считают, что мероприятий слишком много, а остальные - что не достаточно или мало. (Приложение 1, Таблица 1.26.)

В последнем вопросе анкеты мы попросили предложить свои варианты мероприятий, посвященных 70-летию Победы, которые можно включить в план работы лицея. Тут большую активность проявили педагоги. Большинство учащихся не ответили на этот вопрос (42 человека). На основе предложенных вариантов мы предлагаем провести в лицее следующие мероприятия:

  • Показы фильмов о ВОВ, документальной хроники, кинолекторий.

  • Встречи с ветеранами.

  • Проведение дней Воинской славы.

  • «Зарница», марш-бросок.

  • Конкурс чтецов.

  • Торжественная линейка.

  • Цикл классных часов: «Герои ВОВ», «Великие сражения ВОВ», «Города-герои», «Труженики тыла», «Дети войны», «Женщина на войне» и т.п.

  • Оказывать помощь ветеранам и труженикам тыла.

  • Исторический вечер.

  • Участие в акции «Бессмертный полк».

  • Концерт, посвященный Дню Победы,

  • Беседы о Великой Отечественной войне.

  • Создать музей ВОВ.

Выводы

В результате исследования выло выявлено, что молодежь интересуется ВОВ, смотрит фильмы, посвященные тем событиям, но не читает книг о войне. Не забыты имена героев и участников ВОВ. В общем, наша молодежь показала вполне не плохой уровень знаний. В среде молодежи присутствует чувство патриотизма, они готовы к службе в армии, отрицательно относятся к нацизму. Большинство учащихся положительно относится к празднованию Дня Победы. Если сравнить с педагогами, то результаты не сильно отличаются. Но при этом необходимо проводить больше мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне.

2.2. Интервью с преподавателем истории 10

Ситуацию согласилась прокомментировать учитель истории с 18-летним стажем Наталья Владимировна Белова, преподающая в нашем лицее. (Приложение 1, Фотография 1.1.)

«Преподавание истории в средней школе - это боль всех учителей историков. Начнем с того, что ВОВ в школе изучается с 9 класса. Чтобы понять, насколько мало дается информации, нужно вспомнить, что в период 10-летней школы на Великую Отечественную отводилась целая учебная четверть. Это 16-18 уроков. В девяностых программу сократили, но и тогда о войне рассказывалось в пяти параграфах по «Истории России 20 века» и в 4 параграфах учебника «Мир в 20 веке», то есть на 9 уроках. Сейчас по программе на данную тему запланировано 5 часов.

В современных учебниках информация отрывиста, скомкана. Огромный массив данных по целому политическому периоду дается единым блоком, практически тезисно. Ощущение, что составители, в плену иллюзии, решили, что наши дети уже откуда-то обладают всеми этими знаниями, а в школе их только закрепляют. Но это же не так.

Несмотря на обилие возможностей добывания самой разнообразной информации через интернет, доступность книг, подростки не приучены это делать, не приучены интересоваться, хотеть знать что-то вообще, а не только о ВОВ».


Заключение


Исследовательская работа «Война глазами современника» помогла увидеть, что, в общем, молодежь интересуется ВОВ, но не имеет четких знаний о ней. У каждого поколения свой взгляд на прошлое. Во время проведения исследования и обработки результатов, было видно, что война не так серьезно воспринимается молодежью. Учащиеся мало задумываются о том страшном времени. С годами из памяти стираются неприятные воспоминания и цена, которая была заплачена за победу, воспринимается не так масштабно и трагично, как это есть на самом деле. Остается только ощущение радости и гордости за наших героев и народ. Нельзя сказать, что это плохо, но ту боль и утраты, которые причинила война надо предавать гласности.

По результатам исследование можно увидеть, что люди со значительной разницей в возрасте, дают в принципе одинаковые ответы, но в сознании нашей молодежи ВОВ начинает переходить из ранга "события особой важности" в ранг "одного из значительных исторических событий, происшедших когда-либо в России". Что бы это не стало не обратимым, нужно активнее увлекать молодежь событиями тех лет. Мы должны всегда помнить о массовом героизм людей на фронтах, благодаря которому мы сегодня живем.

В основном, учащиеся понимают, что возрождение фашизма может иметь непоправимые последствия. В то же время, даже небольшая часть детей, которые пишут, что относятся положительно к существованию в нашей стране неофашистов и скинхедов, как раз и может пополнить их ряды.

Учащиеся положительно относятся к празднованию 70-летия Победы в ВОВ, но не принимают активного участия в данных мероприятиях. Поэтому необходимо не ограничиваться единичными мероприятиями, а систематически и целенаправленно работать в этом направлении.

Очень печально, что современная молодежь очень мало читает книг о ВОВ, ведь писатели того времени были очевидцами и участниками этих трагических и одновременно героических событий.

В результате исследования гипотеза частично подтвердилась.

В заключение хочется напомнить слова американский философа Джорджа Сантаяна что, тот, кто забывает об истории, обречен на ее повторение. Современные философы выражаются жестче: народ, забывший свою последнюю войну, начинает новую.


Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет,- помните!
О тех, кто уже никогда не споет,- помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!


Роберт Рождественский


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:


  1. traditio-ru.org/wiki/Великая_Отечественная_война

  2. otvoyna.ru/

  3. militera.lib.ru/research/pravda_vs-1/02.html

  4. memory.cdo-revda.edusite.ru









ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Исследовательская работа Война глазами современника

Исследовательская работа Война глазами современника

Педагоги

Учащиеся


Таблица 1.1. Возраст опрашиваемых



Исследовательская работа Война глазами современника

Исследовательская работа Война глазами современника

Педагоги

Учащиеся


Таблица 1.2. Пол респондентов


Исследовательская работа Война глазами современника

Исследовательская работа Война глазами современника

Педагоги

Учащиеся


Таблица 1.3. Интересуетесь ли вы событиями, произошедшими в годы ВОВ?»


Исследовательская работа Война глазами современника

Исследовательская работа Война глазами современника

Педагоги

Учащиеся


Таблица 1.4. От кого (откуда) Вы почерпнули большинство Ваших знаний о Великой Отечественной войне?



Исследовательская работа Война глазами современника

Исследовательская работа Война глазами современника

Педагоги

Учащиеся


Таблица 1.5. Напишите, когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война?



Исследовательская работа Война глазами современника

Исследовательская работа Война глазами современника

Педагоги

Учащиеся


Таблица 1.6. Великая Отечественная война была для нашей страны освободительной или захватнической?




Педагоги (15 чел.)

Учащиеся (53чел)

Болгария

2

1

Италия

3

1

Румыния

4

-

Советский Союз

7

43

Финляндия

1

-

Китай

-

2

Франция

2

9

Германия

7

41

США

7

18

Англия

5

13

Япония

3

10

Нет ответа

2

10


Таблица 1.7. Назовите страны-участницы ВОВ.


Исследовательская работа Война глазами современника

Исследовательская работа Война глазами современника

Педагоги

Учащиеся


Таблица 1.8. Победа в Великой Отечественной войне - это только наша победа или всех сил антигитлеровской коалиции


Исследовательская работа Война глазами современника

Исследовательская работа Война глазами современника

Педагоги

Учащиеся


Таблица 1.9. Как Вы думаете, за что шли в бой советские солдаты?


Исследовательская работа Война глазами современника

Исследовательская работа Война глазами современника

Педагоги

Учащиеся


Таблица 1.10. Как Вы считаете, повлияла ли Великая Отечественная Война на судьбу России?

Учащиеся (53 чел)

Педагоги (15 чел.)

Битва за Москву

7

8

Сталинград

17

13

Курская дуга (битва под Прохоровкой)

13

13

Ленинград

5

3

Брестская крепость

5

-

Битва под Севастополем

2

-

Будапешт

1

-

Взятие рейхстага

1

-

Нет ответа

16

1

Таблица 1.11. Назовите крупнейшие сражения Великой Отечественной войны

Педагоги (15чел.)

Учащиеся (53 чел)

«В бой идут одни старики»

4

14

«Они сражались за Родину»

-

4

«А зори здесь тихие…»

6

7

«Сталинград»

4

12

«Брестская крепость»

1

5

«Офицеры»

-

2

«17 мгновений весны»

4

2

«Батальоны просят огня»

3

-

«Аты-баты, шли солдаты»

4

-

«Щит и меч»

3

-

«Освобождение»

3

-

Таблица 1.12. «Назовите фильмы о войне, которые вы смотрели?»

Учащиеся (53 чел)

Педагоги (15 чел.)

«Катюша»

20

6

«Священная война

2

7

«День Победы»

4

6

«У солдата выходной»

4

-

«Три танкиста»

3

-

«Землянка»

-

5

«Смуглянка»

-

3

«Темная ночь»

-

2

«Алеша»

1

3

«Синий платочек»

-

2

Таблица 1.13. «Какие песни о Великой Отечественной войне вы знаете?»

Исследовательская работа Война глазами современника

Исследовательская работа Война глазами современника

Педагоги

Учащиеся

Таблица 1.14. Как вы относитесь к ветеранам Великой Отечественной войны?

Исследовательская работа Война глазами современника

Исследовательская работа Война глазами современника

Педагоги

Учащиеся

Таблица 1.15. Считаете ли Вы себя патриотом своей страны?

Исследовательская работа Война глазами современника

Исследовательская работа Война глазами современника

Педагоги

Учащиеся

Таблица 1.16. Готовы ли Вы служить в армии?

Исследовательская работа Война глазами современника

Исследовательская работа Война глазами современника

Педагоги

Учащиеся

Таблица 1.17. Если бы на нашу страну напали, Вы пошли бы Родину защищать?

Исследовательская работа Война глазами современника

Исследовательская работа Война глазами современника

Педагоги

Учащиеся

Таблица 1.18. Готовы ли вы совершить подвиг сегодня?

Исследовательская работа Война глазами современника

Исследовательская работа Война глазами современника

Педагоги

Учащиеся

Таблица 1.19. Как Вы считаете, победила бы наша страна сейчас в аналогичной войне?

Исследовательская работа Война глазами современника

Исследовательская работа Война глазами современника

Педагоги

Учащиеся

Таблица 1.20. Как ты относишься к тому, что в стране, победившей фашизм, появились неофашисты, скинхеды?

Исследовательская работа Война глазами современника

Исследовательская работа Война глазами современника

Педагоги

Учащиеся

Таблица 1.21. Какие чувства преобладают у Вас при размышлении о ВОВ?

Исследовательская работа Война глазами современника

Исследовательская работа Война глазами современника

Педагоги

Учащиеся

Таблица 1.22. В 2015г. исполняется 70 лет со дня победы в Великой Отечественной войне. Будет ли этот день праздником и для Вас?

Исследовательская работа Война глазами современника

Исследовательская работа Война глазами современника

Педагоги

Учащиеся

Таблица 1.23. Каковы Ваши чувства в отношении 9 мая?

Исследовательская работа Война глазами современника

Исследовательская работа Война глазами современника

Педагоги

Учащиеся

Таблица 1.24. Считаете ли Вы нужным проводить общественные мероприятия, связанные с годовщиной Победы?

Исследовательская работа Война глазами современника

Исследовательская работа Война глазами современника

Педагоги

Учащиеся

Таблица 1.25. Участвовали Вы когда-нибудь в мероприятиях посвященных ВОВ?

Исследовательская работа Война глазами современника

Исследовательская работа Война глазами современника

Педагоги

Учащиеся

Таблица 1.26. Достаточно ли, по Вашему мнению, проводится мероприятий посвященных ВОВ?

Исследовательская работа Война глазами современника





Фотография 1.1. Интервью с преподавателем истории Беловой Н.В.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкетирование « Война глазами современника»

Просим вас принять участие в анкетировании

Сообщи немного о себе: возраст ______; пол: мужской, женский

1. Интересуетесь ли Вы событиями, произошедшими в годы ВОВ?

А) Да Б) Нет

2. От кого (откуда) Вы почерпнули большинство Ваших знаний о Великой Отечественной войне?

А) Из средств массовой информации

Б) От учителей в школе, преподавателей в других учебных заведениях

В) От друзей, знакомых

Г) От родителей и других родственников

Д) Другое:__________________________________________________

3. Напишите, когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война? _______________________________________

4. Великая Отечественная война была для нашей страны:

А) захватнической, Б) освободительной

5. Какие страны участвовали в Великой Отечественной Войне? ____________________________________________________________

6. Победа в Великой Отечественной войне -

А) это только наша победа

Б) это победа всех сил антигитлеровской коалиции

7. Как Вы думаете, за что шли в бой советские солдаты?

А) За родную страну, за родных и близких

Б) За советский строй, за коммунистическую партию, за Сталина

В) Согласно воинскому долгу, по приказу командиров

Г) За будущее, за жизнь

Д) Другое:___________________________________________________

8. Как Вы считаете, повлияла ли Великая Отечественная Война на судьбу России? А) Да Б) Нет В) Не знаю

9. Почему войну называют "отечественной"?

____________________________________________________________

10. Каких героев Великой Отечественной войны вы знаете?

____________________________________________________________

11. Назовите крупнейшие сражения Великой Отечественной войны.

___________________________________________________________

12. Какие книги о Великой Отечественной войне вы знаете, читали, слышали о них?

____________________________________________________________

13. Назовите фильмы о войне, которые вы смотрели?

___________________________________________________________

14. Какие песни о Великой Отечественной войне вы знаете?

____________________________________________________________

15. Как вы относитесь к ветеранам Великой Отечественной войны?

А) уважительно Б) равнодушно В) с сочувствием

16. Если бы на нашу страну напали, Вы пошли бы Родину защищать? А) Да Б) Нет В) Не знаю

17. Готовы ли вы совершить подвиг сегодня?

А) за семью Б) за Родину, Россию В) не знаю Г) нет

18. Как ты относишься к тому, что в стране, победившей фашизм, появились неофашисты, скинхеды?

А) Положительно Б) отрицательно В) крайне отрицательно

Г) не думал об этом

19. Считаете ли Вы себя патриотом своей страны? А)Да Б)Нет В)Не знаю

20. Готовы ли Вы служить в армии? А) Да Б) Нет

21. Как Вы считаете, победила бы наша страна сейчас в аналогичной войне? А) Да Б) Нет В) При определенных условиях, да

22. Какие чувства преобладают у Вас при размышлении о ВОВ?

А) Гордость за победу над фашизмом

Б) Сожаление за нанесенный ущерб России

В) Горечь за человеческие жертвы

Г) Никаких. Я не размышляю.

Д) Другое ___________________________________________________

23. Как Вы считаете, нужно ли изучать историю Великой Отечественной войны? Почему?

___________________________________________________________

24. В 2015г. исполняется 70 лет со дня победы в Великой Отечественной войне. Будет ли этот день праздником и для Вас?

А) Да Б) Нет В) Другое____________________________________

25. Каковы Ваши чувства в отношении 9 мая?

А) Самый великий праздник, и равного ему не будет

Б) То, благодаря чему чувствуешь гордость за свой народ

В) Просто радостный день окончания страшной войны

Г) Праздник, как праздник

Д) Чувствую безразличие

Е) Раздражает шумиха вокруг этой даты и только

26. Считаете ли Вы нужным проводить общественные мероприятия, связанные с годовщиной Победы? А) Да Б) Нет В) Не знаю

27. Участвовали Вы когда-нибудь в мероприятиях посвященных ВОВ? А) Участвовал Б) Присутствовал В) Ни разу не присутствовал

28. Достаточно ли, по Вашему мнению, проводится мероприятий посвященных ВОВ?

А) Слишком много Б) Достаточно В) Не достаточно Г) Мало

29. Какие мероприятия, посвященные ВОВ, по вашему мнению, нужно включить в план работы лицея? ____________________________________________________________


Спасибо за участие в нашем исследовании!

Благодарим вас за искренние ответы!




© 2010-2022