Статья Эмоциональное выгорание: отдавая все, не требуя ничего взамен

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бирюкова Р. С., методист колледжа,

преподаватель гуманитарных дисциплин


Эмоционально выгорание: отдавая все, не требуя ничего взамен…

Личность учителя - это понятие многогранное. Помните у Ушинского: «Личность делает личность, характер формирует характер». И я думаю, что с одной стороны это понятие складывается из того, как мы видим себя сами, а с другой, под каким углом зрения нас видят другие: студенты, родители и общество в целом.

Кто мы: наставники, хранители мудрости, исповедующие стиль жизни, который можно передать формулой: «Другим отдавать все, не требуя ничего взамен»? или рабочая сила, уникальный ресурс, который практически бесплатно приносит солидную прибыль обществу, но при этом растрачивает свои собственные силы до самого конца. Поэтому и профессионализм, это, прежде всего, - какие мы. Наши студенты и говорят о том, какими мы должны быть, они хотят нас видеть: добрыми, чуткими, внимательными, отзывчивыми, понимающими, любящими. И для них чувство любви - самое главное.

Специфика нашей профессии такова, что если нет любви к детям, нет любви к ближнему и по кусочкам сердце свое не отдаешь им, ты не можешь быть педагогом, ведь именно любовь, как считают древние мудрецы, есть объективный закон существования человеческого мира. Любовь не позволяет поддаться отрицательному воздействию нашего современного мира, где преобладает ненависть, насилие, агрессия, автоматизм мышления и поведения. Вот в такой среде растут и воспитываются наши молодые юноши и девушки. Где найти тот остров любви, доброты, где они могут черпать свои силы? И этим островком для них стать должны мы, наш педагогический коллектив в целом.

Наша профессия является одной из социально-значимых профессий, или, как еще говорят, «коммуникативных» профессий. Что это означает? А это когда специалист оказывает профессиональную помощь своим клиентам, пациентам, находится в тесном эмоциональном общении с ним, входит в их обстоятельства. Ежедневно изо дня в день. Немногие из тех, кто прибегает к услугам специалистов коммуникативных профессий, понимают, какие огромные перезагрузки начинает со временем испытывать психика этих людей. Современное образование предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности педагога: знаниям, педагогическим умениям и способам деятельности и, конечно, к личностным особенностям. В условиях реализации принципов личностно- ориентированного обучения, особую актуальность на наш взгляд приобретает изучение факторов, препятствующих гуманизации отношений в диаде "учитель-ученик".

Синдром эмоционального выгорания, характеризующийся эмоциональной сухостью педагога, расширением сферы экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей обучающихся, оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения педагога. Данная профессиональная деформация мешает полноценному управлению учебным процессом, оказанию необходимой психологической помощи, становлению профессионального коллектива. Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к обучающему как к личности, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость).

К нашей жизни не может быть применена пословица: «Чужую беду руками разведу...», а вот на свою жизнь уже не хватает ни здоровья, ни сил. И тогда профессия, которой мы занимаемся, создает ряд проблем для каждого из нас. Одной из таких проблем и стала профессиональная дезадаптация - синдром «эмоционального сгорания» (иногда его называют «профессиональным выгоранием»). Этот синдром является специфическим видом профессионального заболевания представителей социальных профессий - учителей, психологов, врачей, священников, руководителей. Этот феномен выгорания - есть ни что иное, как симптом душевных потерь из- за длительного психического напряжения при профессиональном взаимодействии с нашими подопечными. Помогая им в течение длительного времени, отдавая всех себя им, мы начинаем чувствовать разочарование, так как далеко не всегда удается достичь желанного эффекта. Профессия вдруг становится препятствием для развития собственной личности. Думаю, что многих нас «настиг» этот синдром эмоционального выгорания, когда притупляется чувство восприятия состояний людей, с которыми он работает, возникает необъяснимое беспокойство, тревога, раздражение, гнев, пониженная самооценка.

Каков же перечень симптомов «эмоционального выгорания»?

  • истощение, усталость, бессонница;

  • негативное отношение к себе и к студентам;

  • « пренебрежение исполнением своих обязанностей, скудность рабочих действий;

  • увеличение приема психо-стимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);

  • негативная самооценка, нарастание агрессивности, пассивности, апатии, чувства вины.

Если представить портрет преподавателя колледжа, то перечень этих симптомов относится практически ко всем. То есть, по существу мы являемся жертвами истощения моральных и физических сил. Среди нас есть такие, о которых можно сказать, что они «трудоголики», то есть люди, которые работают так же «запойно», как алкоголики пьют. И также зависимы от работы, как пьяницы от алкоголя. Для них работа не в тягость, она - источник положительных эмоций. По данным психологов, трудоголики составляют 5 % от общего числа работающих. Это «здоровые» трудоголики. Но, к сожалению, число таких людей уменьшается, а увеличивается число так называемых «болезненных» трудоголиков. Они тоже поглощены своим делом, но оно приносит им мало удовлетворения. И скорее всего, это не добровольный, а вынужденный стиль жизни.

Представим себе рабочий день преподавателя колледжа:

-ранний подъем - сползание с кровати, с мыслями «А может сегодня суббота? »;

-окончательно проснувшись, легкий бег рысцой из туалета в ванную, на кухню и обратно;

-уже бегом на остановку, ненавязчивый сервис в транспорте, а в голове: «как бы ухитриться не опоздать, сегодня рейд зам. директора»…. И с этими мыслями влетаешь в колледж под звук ревущего звонка…И началось: уроки, студенты, администрация, срез знаний, совещание, собрание, мероприятия, оформление документов, которые надо было сделать вчера, то есть тебя просто рвут на части, а ты еще улыбаешься, поправляешь прическу, зажигаешь потухшие глаза, выпрямляешь спину и ... отдаешь, отдаешь...

После работы - «экскурсия» по магазинам, и с двумя сумками наперевес (ведь дома семья, дети, о которых тоже надо позаботиться), ты приползаешь домой, совершенно опустошенная, без сил, без мыслей, и мечтаешь об одном, чтобы тебя никто не трогал, выпивая сонную таблетку.

А завтра, снова в бой...! Сеять разумное, доброе, вечное... И отдать всю себя без остатка. Вопрос заключается в одном, где взять столько сил, добра, любви, чтобы было, что отдавать.

Как можно преодолеть синдром выгорания?

В настоящее время специалисты, изучающие синдром эмоционального выгорания и предлагающие меры по его профилактике, выделяют пять ключевых областей, которые помогают противостоять выгоранию:

-управляемая рабочая нагрузка;

-оптимальный контроль, поддерживающий автономию работника;

-справедливое вознаграждение;

-чувство общности в коллективе;

-разделенные ценности.

Известный канадский ученый Ганс Селье, сформулировавший концепцию стрессов, много лет занимавшийся изучением постстрессовых состояний и их профилактики, предложил ряд любопытных и достаточно интересных Рекомендаций для преодоления эмоционального выгорания.

Вот его советы.

  • Постоянно стремитесь завоевать любовь, но все же не заводите дружбы с бешенной собакой.

  • Признайте, что совершенство невозможно, но в каждом виде достижений есть своя вершина, стремитесь к ней и довольствуйтесь этим.

  • Цените радость подлинной простоты жизненного уклада.

  • Избегайте всего нарочитого, показного и вычурно усложненного. Вы заслуживаете расположения и любви.

  • С какой бы жизненной ситуацией вы ни столкнулись, подумайте сначала, стоит ли сражаться.

  • Постоянно сосредотачивайте внимание на светлых сторонах жизни и на действиях, которые могут улучшить ваше положение. Старайтесь забыть о безнадежно отвратительном и тягостном.

  • Радуйтесь любому своему достижению. «Ничто не обескураживает больше, чем неудача; ничто не ободряет больше, чем успех». Даже после сокрушительного поражения бороться с угнетающей мыслью о неудаче лучше всего с помощью воспоминаний о былых успехах.

  • Если Вам предстоит удручающе неприятное дело, но оно необходимо для достижения цели, не откладывайте его.

  • Наконец, не забывайте, что нет готового рецепта успеха, пригодного для всех.

Сегодня, когда феномен эмоционального выгорания стал общепризнанным, когда выявлены его негативные последствия, просто необходимо предпринимать меры для предупреждения возникновения и преодоления этого синдрома у наших сотрудников, проводить работу по восстановлению их нервного, психического и эмоционального потенциала.

Что можно сделать в этом направлении уже сейчас?

Во - первых, попытаться не забывать пользоваться советами, о которых говорилось выше;

Во - вторых, в стенах родного колледжа создать комнату «психологической разгрузки», где в теплой, уютной атмосфере на мягкой мебели, с аквариумом, с цветами и приятной музыкой можно было бы отдохнуть от напряженного рабочего дня.

В-третьих, воспользоваться помощью специалистов Московской службы психологической помощи, кто ощущает в этом необходимость. Чтобы защитить себя от негативных последствий выгорания, надо научиться управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. Необходимо научиться распознавать в себе признаки синдрома эмоционального выгорания и его симптомы. И тогда, действуя правильно, можно предупредить возникновение как физических, так и психических заболеваний.

Берегите себя, дорогие коллеги!


© 2010-2022