- Преподавателю
- Другое
- Санитария и гигиена по профессииПродавец, контролер - кассир
Санитария и гигиена по профессииПродавец, контролер - кассир
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рязанцева Т.В. |
Дата | 16.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Красноярского края
КГБОУ НПО «Профессиональное училище № 83»
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04. санитария и гигиена
2014г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 100701.01 Продавец, контролер-кассир, входящей в укрупнённую группу профессий 100000 Сфера обслуживания.
Организация-разработчик: Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования « Профессиональное училище № 83», с. Дзержинское
Разработчики:
Рязанцева Татьяна Викторовна, преподаватель
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МК зам. директора по УПР директор
протокол № ____ ______ В. И. Артемьев. КГБОУ НПО ПУ № 83
от «___»_____ 201__г. «___»_____201__г. _______А.А. Соловьев
член МО «___»_____201__г.
_______ В.А.Понамарева
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
паспорт рабочей программы учебной дисциплины
4
-
структура и содержание учебной дисциплины
6
-
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
10
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12
-
паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является основной профессиональной образовательной программой в соответствии с ФГОС по профессии 100701.01 Продавец, контролер-кассир, входящей в укрупнённую группу профессий 100000 Сфера обслуживания.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям: 17353 Продавец продовольственных товаров, 17351 Продавец непродовольственных товаров, 12956 Контролер-кассир, 12721 кассир торгового зала (ОК 016-94).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
- дисциплина входит в общепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- соблюдать санитарные правила для организаций торговли;
- соблюдать санитарно-эпидемиологические требования
знать:
- нормативно-правовую базу санитарно-эпидемиологических требований по организации торговли;
- требования к личной гигиене персонала.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
32
в том числе:
лабораторные работы
-
практические работы
4
контрольные работы
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
16
в том числе:
Поиск информации в учебной и технической литературе (по вопросам к параграфам, главам, учебных пособий, составленных преподавателем), анализ практических работ.
14
Написание рефератов.
-
Создание компьютерных презентаций
2
Итоговая аттестация в форме зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, контрольная работа.
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Основы гигиены и санитарии труда.
4
Тема 1.1.
Санитарно-эпидемиологическое законодательство.
Содержание учебного материала
2
1
Понятие о гигиене и санитарии. Санитарное законодательство. Организация санитарно-пищевого надзора. Его виды, цели и задачи.
Основные сведения о гигиене и санитарии труда в торговле. Органы, осуществляющие Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в РФ. Виды надзора, его цели и задачи. Нормативно-правовая база санитарно-эпидемиологических требований по организации торговли.
2
2
Практическая работа обучающихся
2
1.Составление перечня функций надзорных органов.
2
Раздел 2.
Общие сведения о микроорганизмах.
12
Тема 2.1.
Характеристика микроорганизмов.
Содержание учебного материала
2
1
История развития микробиологии. Классификация микроорганизмов их характеристика. Влияние внешней среды на развитие микроорганизмов.
Классификация микроорганизмов. Характеристика групп микроорганизмов (бактерии, грибы) их форма, строение, размножение. Дрожжи, их форма, строение, размножение и использование в производстве пищевых продуктов.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
2
1.Конспектирование учебной основной и дополнительной литературы; ответы на вопросы, составленные преподавателем.
2
Тема 2.2.
Распространение микробов в природе.
Содержание учебного материала
2
1
Распространение микроорганизмов в природе: в почве, воздухе, воде, организме человека.
Распространение микроорганизмов в природе.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
2
1.Заполнение таблицы «Причины и факторы, способствующие развитию микробов. Способы воздействия на микроорганизмы».
2
Тема 2.3.
Микрофлора основных пищевых продуктов.
Содержание учебного материала
2
1
Микробиология основных пищевых продуктов.
Микробная порча сырья и основных пищевых продуктов.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
2
1.Конспектирование учебной основной и дополнительной литературы; Составление таблицы «Условия размножения микробов, вызывающих порчу продуктов».
2
2
Раздел 3.
Пищевые инфекции, пищевые отравления.
12
Тема 3.1.
Пищевые инфекционные заболевания.
Содержание учебного материала
2
1
Инфекционные заболевания.
Источники инфекции. Профилактика пищевых инфекций. Защитные силы организма
2
2
Практическая работа обучающихся
2
1.Изготовление плаката «Профилактика инфекционных заболеваний».
2
Тема 3.2.
Пищевые отравления микробного и немикробного происхождения.
Содержание учебного материала
2
1
Микробные пищевые отравления. Микотоксикозы. Пищевые отравления немикробного происхождения.
Общие понятия о пищевых отравлениях.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
2
1.Конспектирование учебной основной и дополнительной литературы; подготовка реферат на тему «Пищевые отравления».
2
Тема 3.3.
Глистные заболевания.
Содержание учебного материала
2
1
Общие понятия о глистных заболеваниях. Меры предупреждения глистных заболеваний.
Виды глистов и их характеристика.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
2
1. Конспектирование учебной основной и дополнительной литературы.
2
Раздел 4.
Личная гигиена и санитария труда в торговле.
10
Тема 4.1.
Личная гигиена и санитарная культура работников торговли.
Содержание учебного материала
4
1
Значение соблюдения правил личной гигиены.
Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию тела, рук, полости рта.
2
2
Санитарный режим поведения работников торговли.
Медицинское обследование работников торговли. Санитарный контроль за соблюдением правил личной гигиены, санитарного режима, за состоянием здоровья сотрудников.
2
Самостоятельная работа обучающихся
2
1.Подготовка презентации на тему: «Личная гигиена».
2
Тема 4.2.
Санитарные требования к содержанию предприятий торговли.
Содержание учебного материала
2
1
Санитарные требования к содержанию предприятий торговли.
Санитарные требования к водоснабжению, канализации, освещению. Санитарные требования к планировке и отделке помещений. Санитарные требования к оборудованию, инвентарю и таре.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
2
1.Поиск информации в учебной основной и дополнительной литературе; составление презентации «Санитарные требования к предприятиям торговли».
2
Раздел 5.
Дезинфекция, дезинсекция, дератизация.
10
Тема 5.1.
Проведение дезинфекции, дератизации, дезинсекции на предприятиях торговли.
Содержание учебного материала
4
1
Понятие дезинсекции.
Виды дезинсекции. Порядок проведения. Дератизация. Назначение, проведение.
2
2
2
Дезинфекция.
Виды дезинфекции. Характеристика современных дезинфицирующих препаратов и моющих средств; правила их применения.
2
Самостоятельная работа обучающихся
2
1. Поиск информации в учебной основной и дополнительной литературе; ответы на вопросы, составленные преподавателем.
2
Контрольная работа обучающихся.
2
Зачет
2
Всего
48
3. условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета:
- Санитарии и гигиены
Оснащение кабинета:
-
рабочее место преподавателя;
-
рабочие места обучающихся (по количеству обучающихся);
-
устройства, для демонстрации трудовых приемов и способов выполнения учебно-производственных работ;
-
место для хранения материалов, документации, дидактических и технических средств обучения;
Технические средства обучения:
-
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
-
мультимедиапроектор;
-
экран стационарный.
Дидактические материалы:
-
натуральные объекты (образцы, стенды, коллекции);
-
знаковые пособия (схемы, таблицы);
-
изобразительные пособия (рисунки, плакаты, фотографии, каталоги);
-
материалы тематического контроля (сертификаты, маркированные ярлыки)
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Матюхина З. П.
Основы физиологии питания, гигиены и санитарии: Учеб. для нач. проф. образования. - М.: Изд.центр «Академия», 2006. - 184с.
2. Новикова А. М., Голубкина Т. С., Никифорова С. А.
Товароведение и организация торговли продовольственными товарами: Учеб. для нач. проф. образования - М.: Проф-ОбрИздат, 2008. - 480с:
2. Неверова А. Н., Чалых Т. И.
Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами: Учеб. для нач. проф. образования: - 2-е изд., стер.- М.:Издательский центр «Академия», 2009. - 464с.
3. Трушина Т. П.
Микробиология, гигиена и санитария в торговле. - Ростов н/Д: Феникс, 2000.- 320с.
Дополнительные источники:
1. Памбухчиянц О. В.
Технология розничной торговли: учебник для начального профессионального образования по профессии «Продавец, контролер-кассир».- 3-е изд., перераб.и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. - 284с.
2. Пехташева А.Л
Биоповреждение непродовольственных товаров: Учебное пособие. - Ростов н/Д: издательский центр МарТ», 2004. - 248с.
Журналы:
1 .Красноярские ярмарки -ежегодный , информационно-аналитический журнал.
Интернет-ресурсы:
1. . gostedu.ru/002/014/d/6/- ГОСТы, СНиПы, СанПиНы - Нормативные документы - стандарты. Здравоохранение. Предметы санитарии и гигиены, Классификатор государственных стандартов
2.ttp://domremstroy.ru/kraska/okr0 gostedu.ru/002/014/d/6/8.html-производственная санитария и гигиена труда
3. znautovar. ru - Товароведение и экспертиза товаров
5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ПК1.1 Проверять качество, комплектность, количественные характеристики непродовольствен-ных товаров.
Правильный выбор метода оценки качества
Наблюдение в ходе выполнения практических работ в учебном магазине, на производственной практике.
Текущий контроль тестированием.
Соблюдение санитарных норм при контроле комплектности и количественной характеристики непродовольственных товаров
Наблюдение в ходе выполнения практических работ в учебном магазине, на производственной практике.
Текущий контроль тестированием
ПК 1.2 Осуществлять подготовку, размещение товаров в торговом зале и выкладку на торгово-технологическом оборудовании.
Правильность выполнения предпродажной подготовки товара в соответствии с санитарно - гигиеническими нормами
Наблюдение в ходе выполнения практических работ в учебном магазине, на производственной практике.
Текущий контроль тестированием
Соблюдение технологической последовательности при размещении и выкладки товаров в торговом зале, соблюдая санитарные нормы и требования
Наблюдение в ходе выполнения практических работ в учебном магазине, на производственной практике.
Текущий контроль тестированием
ПК 1.3 Обслуживать покупателей и предоставлять достоверную информацию о качестве, потребительских свойствах товаров, требованиях безопасности их эксплуатации.
Соблюдение правил обслуживания покупателей, с учетом санитарии и гигиены
Наблюдение в ходе выполнения практических работ в учебном магазине, на производственной практике.
Текущий контроль тестированием
Соблюдение санитарных норм и требований безопасности при обслуживании покупателей
Наблюдение в ходе выполнения практических работ в учебном магазине, на производственной практике.
Текущий контроль тестированием
ПК 2.1 Осуществлять приемку товаров и контроль за наличием необходимых сопроводительных документов на поступившие товары.
Соблюдение правил приемки товаров, с учетом санитарии и гигиены
Наблюдение в ходе выполнения практических работ в учебном магазине, на производственной практике.
Текущий контроль тестированием
Соблюдение санитарных норм при контроле комплектности и количественной характеристики продовольственных товаров
Наблюдение в ходе выполнения практических работ в учебном магазине, на производственной практике.
Текущий контроль тестированием
ПК 2.2 Осуществлять подготовку товаров к продаже, размещение и выкладку.
Правильность выполнения предпродажной подготовки товара, с учетом санитарии и гигиены
Наблюдение в ходе выполнения практических работ в учебном магазине, на производственной практике.
Текущий контроль тестированием
Соблюдение технологической последовательности при размещении и выкладки товаров в торговом зале в соответствии с санитарно - гигиеническими нормами
Наблюдение в ходе выполнения практических работ в учебном магазине, на производственной практике.
Текущий контроль тестированием
ПК 2.3 Обслуживать покупателей, консультировать их о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойствах отдельных продовольственных товаров.
Соблюдение правил обслуживания покупателей, с соблюдением санитарии и гигиены
Наблюдение в ходе выполнения практических работ в учебном магазине, на производственной практике.
Текущий контроль тестированием
Предоставление достоверной информации о безопасности товаров
Наблюдение в ходе выполнения практических работ в учебном магазине, на производственной практике.
Текущий контроль тестированием
Соблюдение санитарных норм и требований безопасности при обслуживании покупателей
Наблюдение в ходе выполнения практических работ в учебном магазине, на производственной практике.
Текущий контроль тестированием
ПК 2.4 Соблюдать условия хранения, сроки годности, сроки хранения и сроки реализации продаваемых продуктов.
Соблюдать условия хранения, сроки годности, сроки хранения и сроки реализации продаваемых продуктов
Наблюдение в ходе выполнения практических работ учебном магазине, на производственной практике.
Текущий контроль тестированием
ПК 2.5 Осуществлять эксплуатацию торгово-технологического оборудования.
Обслуживание покупателей с использованием ККТ
Наблюдение в ходе выполнения практических работ в учебном магазине, на производственной практике.
Текущий контроль тестированием
Соблюдение правил взвешивания весовых товаров
Наблюдение в ходе выполнения практических работ в учебном магазине, на производственной практике.
Текущий контроль тестированием
Уход за холодильным оборудованием, механическим и т.д.
Наблюдение в ходе выполнения практических работ в учебном магазине, на производственной практике.
Текущий контроль тестированием
Соблюдение санитарных норм и правил безопасности при эксплуатацию торгово-технологического оборудования
Наблюдение в ходе выполнения практических работ в учебном магазине, на производственной практике.
Текущий контроль тестированием
ПК 3.3 Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги
Соблюдение санитарных норм контроля комплектности и количественные характеристики товаров
Наблюдение в ходе выполнения практических работ в учебном магазине, на производственной практике.
Текущий контроль тестированием
Предоставление достоверной информации о качестве товаров, их безопасности
Наблюдение в ходе выполнения практических работ в учебном магазине, на производственной практике.
Текущий контроль тестированием
Соблюдение технологической последовательности при размещении и выкладки товаров в торговом зале, в соответствии с санитарно - гигиеническими нормами
Наблюдение в ходе выполнения практических работ в учебном магазине, на производственной практике.
Текущий контроль тестированием
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ОК 7. Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и правилами продажи товаров
Знание санитарными нормами и правилами, стандартами и правилами продажи товаров
Наблюдение и оценка на практических занятиях, учебной и производственной практик.