Эссе Учителя нашей школы в Великой Отечественной войне

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе Учителя нашей школы в Великой Отечественной войнеДороги войны…От Бреста до Москвы, а потом обратно. Сколько их пройдено! И кому только не пришлось по ним шагать.... Четыре долгих года долгими полями сражений, недоедая и не досыпая, хороня своих сыновей, но, все же выстояв и победив, плечом к плечу шли солдаты и матросы, рядовые и генералы. Не все они были кадровыми военными. Рабочие оставляли станки, к которым становились их жёны и дети, крестьяне бросали пашни. Не оставались в стороне и представители интеллигенции. Сегодня нам хочется рассказать о тех, кто нам близок и дорог, память о ком навсегда осталась в сердцах не только членов их семей, но и сотен их учеников. О наших учителях.

Наша школа была открыта в 1953 году, и среди первых учителей, пришедших сюда работать, были участники Великой Отечественной войны, труженики тыла.

1953 год.

Первый педагогический коллектив.


Вот перед нами фотография первого педагогического коллектива нашей школы. В первом ряду двое мужчин в военной форме. Тот, что повыше, первый директор нашей школы Юдин Николай Иванович. Нелёгким был его жизненный путь. Интеллигент до мозга костей, он окончил педагогический институт прямо перед войной. Хотелось учить детишек, прививать им любовь к прекрасному, но грянула война. Вместо авторучки пришлось взять в руки автомат. Он в составе пехотного батальона прошёл долгий путь до Берлина, встретил там победу, вернулся на Родину и целиком посвятил себя воспитанию детей.

Николая Ивановича сменил Платонов Александр Дмитриевич. Он преподавал у нас в школе биологию. А после него пост директора занял учитель истории Губанов Иван Дмитриевич. Оба они также прошли всю войну, награждены орденами и медалями. Их нет на этой фотографии, потому что в нашу школу они пришли позже, но фронтовую выправку и закалку было прекрасно видно. В Поворино не осталось их родственников, некому рассказать, какими они были в молодости. Но память о них жива в сердцах их учеников, в их делах.

Рядом с Николаем Ивановичем учитель истории Боков Семён Назарович. Он был на фронте политруком. Его учениками были бойцы. Вместо просторного светлого класса была тёмная холодная землянка, где при свете коптилки он рассказывал в краткие минуты затишья между боями о положении на фронтах, проводил политинформации, вселяя в слушателей веру в скорую победу, вместе с ними он мечтал о светлом будущем. После войны Семён Назарович смог заняться любимым делом- обучением и воспитанием детей. Он очень любил историю, чувствовал свою причастность к её созданию, поэтому ему легко было преподавать этот предмет. Его уроки всегда были живыми, ученики слушали его, затаив дыхание. На уроках дисциплина была безупречной, потому что было безумно интересно.

Все в школе были поражены безукоризненным произношением учителя немецкого языка Завацкого Петра Петровича. Оказывается, он до войны изучал немецкий язык в институте, хотел стать переводчиком, но война распорядилась иначе. Пётр Петрович оставил институт, попал на фронт с первых дней войны, служил в разведке, там и совершенствовал своё знание немецкого языка. Он повсюду таскал с собой русско-немецкий словарь и учебник немецкого языка и в конце войны он уже мог настолько свободно объясняться по-немецки, что даже местные жители шли к нему как к переводчику, когда хотели решить какие-то бытовые проблемы с командованием. После войны Пётр Петрович восстановился в институте, окончил его с отличием и стал обучать детишек любимому языку.

В третьем ряду учитель химии Ефимов Виктор Захарович. Его, действительно можно назвать учителем с большой буквы. Участник Великой Отечественной Войны. Ему пришлось побывать в плену во время боёв за Крым, откуда он неоднократно пытался бежать. Виктор Захарович не любил рассказывать о зверствах фашистов, которые ему, как и другим пленным пришлось пережить в то время, но всегда с благодарностью вспоминал местных жителей, которые тайком подбрасывали пленным хлеб и другие дары благодатной крымской земли. Может быть благодаря этому он и выжил и в конце концов бежал. Потом опять был фронт, долгая дорога на запад, победа и любимая работа. Он был высокий, широкоплечий, мускулистый, и это, конечно, сразу бросилось в глаза тщедушным полуголодным послевоенным мальчишкам, которые всегда мечтали стать сильными и уважали сильных людей. Всегда строгий, подтянутый, очень красивый внешне. Предмет знал прекрасно и от учеников того же требовал. Дисциплина на уроках была железная, но не от страха, а от уважения.

Жена его, Анна Николаевна, тоже у нас в школе работала, преподавала русский язык и литературу. Она была маленькая, хрупкая, рядом с ним вообще казалась тростинкой. Однако на её плечи также легла тяжесть военных лет: приходилось работать на заводе, выпускающем снаряды для фронта. Иногда и ночевали в цеху. Это была настоящая интеллигентная семья, вместе прожили более пятидесяти лет и умерли друг за другом. Удивительно: он строгий, требовательный, она мягкая, добрая. Наверно, это тот случай, когда люди друг друга дополняют и потому счастливы.

Нелегким был и жизненный путь учителя трудового обучения Проскурякова Василия Степановича. Когда грянула война, ему было всего 16. На фронт, конечно, сразу не взяли. Было очень обидно, даже плакать хотелось, но на это времени не было. Была тяжёлая, изнурительная работа на железной дороге. Василий стал кочегаром паровоза. Только за одну поездку нужно было перекидать около 25 тонн угля, и по окончании поездки руки просто отваливались, ноги гудели. Казалось, стоит прислонить голову к подушке, и проспишь целую вечность, но будил голод. От тяжёлого физического труда постоянно хотелось есть, а матери дома не было, ей также приходилось с утра и до ночи пропадать на работе, вот и вставал, начинал готовить нехитрую еду. А тут, глядишь, и опять пора на работу. Работа была не только трудной, но и опасной. Неоднократно молодой кочегар попадал под бомбёжку: фашисты регулярно бомбили железнодорожные мосты в Поворино и в Новохопёрске. Когда подошёл призывной возраст, Василию Ивановичу предлагали бронь, но он отказался и ушёл на фронт. Служил в сапёрном батальоне, прошёл Украину и Польшу, был ранен. По окончании войны решил учиться. Окончил педагогическое училище и до пенсии работал в школе. Здесь же работала и его жена, Кучерова Анна Фёдоровна. Она была учителем начальных классов, имела звание «Ветеран труда», была тружеником тыла. Ей, выросшей в деревне, приходилось собирать колоски, таскать тяжёлый плуг за быками, т.к. всех мужчин и лошадей забрали в армию, словом, вносить свой вклад в общее дело победы над врагом.

Не только учителям пришлось сражаться за Родину. В нашей школе много лет работал сторожем Баранников Яков Иванович. Трудная выпала ему доля. С первых дней войны он был призван на фронт, воевал за Белоруссию, где попал в окружение. Там же был создан партизанский отряд. Яков Иванович сражался в этом отряде до самого освобождения Белоруссии. Взрывали фашистские эшелоны, ходили «за языками», распространяли листовки. Сам он неоднократно был ранен. Партизанам очень помогали местные жители: делились продуктами, которых часто не хватало самим, прятали у себя раненых, выхаживали их. Там-то Яков Иванович, в то время молодой, статный и встретил свою любовь. Свадьбы, конечно, в то время не играли, но и без внимания создание новой семьи не осталось. Товарищи по оружию подарили трофейный пистолет, родители невесты угостили невесть откуда добытым салом, наварили картошки, а вечером молодой муж отправился на очередное задание. Когда Белоруссия была освобождена, отряд уже в составе третьего Белорусского фронта двинулся на запад. Яков Иванович участвовал в освобождении города Кенигсберга, где был ранен. День Победы он встретил в госпитале.

Так случилось-мужчины ушли,

Побросали посевы до срока,

Вот уже их не видно из окон,

Растворились в дорожной пыли...

Женщина и война.... Казалось бы, эти понятия несовместимы. Однако без женщин победы могло бы и не быть. Они воевали рядом с мужчинами на фронте, выносили раненых бойцов с поля боя под пулями и бомбёжками. Они служили разведчицами, военными переводчиками, радистками, уходили в партизанские отряды. Они не выходили по несколько дней из цехов, изготовляя боеприпасы, были заняты на сельскохозяйственных работах, заготавливали на зиму дрова, вязали тёплые вещи для бойцов. «Всё для фронта-всё для победы»,- эти слова стали девизом для всех жителей нашей необъятной Родины. В нашей школе работали женщины, удостоенные почётного звания «труженик тыла». Это уже упомянутые Ефимова Анна Ивановна, Кучерова Анна Фёдоровна, Завацкая Наталья Николаевна, учитель начальных классов и воспитатель группы продлённого дня, Литвинова Тамара Андреевна, учитель начальных классов, а впоследствии учитель трудового обучения, Семенищева Раиса Андреевна, учитель русского языка и литературы, Шалаева Анна Фёдоровна, учитель начальных классов, Максина Мария Сергеевна, учитель математики. О них можно рассказывать бесконечно, но трудно подобрать слова, чтобы описать все их мучения, все ужасы, что им пришлось пережить. Низкий им всем поклон.


© 2010-2022