Методическая разработка Народно-сценический танец

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Народно-сценический танец

(методическая разработка цикла занятий

в хореографическом ансамбле «Сайлян»)

Автор: Галиуллина Альфия Мунавировна, педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД « Центр детского творчества» ЕМР РТ.


Описание материала. Предлагаемая методическая разработка по хореографии включает три конспекта учебных занятий по народному танцу. Разработки занятий предназначены для разных возрастных групп обучающихся:

- план-конспект занятия для обучающихся младшей возрастной группы (7-10 лет);
- план-конспект занятия «Работа над созданием сценического образа в народном танце» для обучающихся средней возрастной группы (10-13 лет);
- план-конспект занятия в разделе «Народно-сценический танец» для обучающихся старшей возрастной группы (13-15 лет).

Введение

Народный танец чрезвычайно богат и разнообразен. Искусство танца родилось в глубокой древности. Издавна человек привык в движениях передавать волнующие его чувства. Языком танца может быть раскрыт духовный мир человека, показано его отношение к труду, к людям, к различным событиям.
Народно-сценический танец был создан на основе народного танца. Раздел «Народно-сценический танец» занимает особое место в преподавании хореографии по программе дополнительного образования детей «Хореографический ансамбль «Сайлян». Большое значение придаётся патриотическому воспитанию, поэтому в работе с обучающимися делается непосредственный акцент на изучение танцев народов Поволжья, преимущественно - татарских, русских, башкирских, мордовских, марийских народных танцев. Актуальность данного направления в преподавании хореографии диктует реальность - налицо нежелание детей и молодёжи сохранять и утверждать исконные культурные народные традиции, наблюдается отрыв юного поколения от культурных корней. Изучение традиционной культуры способствует развитию духовного мира человека, формирует его художественный вкус. Народные танцы Татарстана имеют многовековую историю. Возникнув в далекой древности, они приобрели потрясающие своей красотой и грацией движения.

Данная методическая разработка знакомит с опытом работы по изучению особенностей народных танцев в образцовом детском коллективе хореографический ансамбль «Сайлян». Перед практическими занятиями обязательно проводится беседа о народном танце, подчеркивается, что является главным в изучаемом материале, выявляется характер танца. Обучающиеся должны правильно передавать национальные черты народа в танце. Иначе исполнение будет формальным, неинтересным. Вместе с тем на занятиях большое внимание уделяется технике танца. Необходимо добиваться технического совершенствования каждого изучаемого движения, что достигается систематическими тренировками.
Работа над созданием сценического образа не менее важна в хореографии. Её основной целью будет достижение эмоционального и выразительного исполнения отдельных танцевальных элементов народного танца в конкретных постановках. Одной из главных задач педагогов - хореографов должно стать изучение, сохранение наиболее интересных в художественном отношении образцов народных танцев, создание на их основе новых сценических хореографических произведений.

Конспект учебного занятия «Музыкально-ритмические упражнения как основа развития музыкально-ритмических способностей детей в народном характере»

(младшая возрастная группа).


Тема занятия:

Музыкально-ритмические упражнения как основа развития музыкально-¬ритмических способностей детей в народном характере.

Возраст детей:

7 лет, группа первого года обучения.

Цель:

-способствовать развитию музыкально-ритмических способностей детей.

Задачи занятия:

- формировать умение выполнять движения под музыку;
- закрепить порядок и правила выполнения движений партера;
- развивать музыкально-ритмический слух;
- воспитывать навыки работы в коллективе.

Тип занятия:

практическое занятие.

Форма организации занятия:

фронтальная.


Организационно-педагогическое обеспечение занятия
1.Технические средства и оборудование: станок, баян, магнитофон.
Предварительная подготовка.
С первых дней занятия проводились в определенной последовательности. Вначале дети медленно изучали движения (вместе с педагогом), на каждом занятии добавлялись по 2-3 новых упражнения. Нагрузка на мышцы увеличивалась с каждой неделей, в соответствии с возрастными, физическими особенностями детей.

Методы и приёмы:

Словесные: рассказ, объяснение педагога; практические: тренаж, показ движений педагогом и учащимися; игровые методы: музыкально-ритмическая игра:

Структура занятия.

1.Организационная часть - 3 мин.
- поклон;
- сообщение темы занятия.
2.Основная часть - 37 мин.
- разминка стоя;
- партер;
- одинарные и тройные хлопки;
- движения по диагонали: поскоки, галоп, галоп с поворотом, шаг польки;
- танцевальные элементы.
3.Заключительная часть - 5 мин.
- игра;
- поклон.

Ход занятия.

1.Организационная часть включает в себя настрой на занятие и поклон (приветствие) педагогу и гостям.


2.Основная часть:
- начинается с разминки мышц шеи, плеч, корпуса. Повороты, наклоны головы, наклоны корпуса выполняются точно под музыку. Первые 2-3 раза исполнения упражнения дети выполняют под счет и показ педагога, затем самостоятельно, только под музыку. Таким образом проверяются знания детей о правилах и технике исполнения движений под музыку;
- после принятия исходного положения на ковриках, детям предлагается «совершить путешествие в зоопарк». Первое животное, которое дети «увидят» - жираф (вытянутая шея, прямая спина, высоко держит голову). Чтобы легко идти по зоопарку, исполняем движения стопой («струночки», «топорики», «окошечки»), ногами (поочередное поднимание натянутых ног). Во время «прогулки» по зоопарку «увидели ежика» (упражнение на укрепление позвоночника - «ежик»);
- на пути встречаем водоем, в котором живет лягушка (упражнение для выворотности бедра: «лягушка» с наклоном корпуса) и крокодил (упражнения лежа на спине: «крокодил зевает» - поочередное медленное поднимание и опускание ног, «кормим крокодила» - поочередное быстрое поднимание и опускание натянутых ног);
Попрощавшись с обитателями водоема, идем дальше и видим на полянке избушку, в которой горит свечка (упражнение «свечка») и стоит береза (упражнение «березка»). «Течет речка» и, чтобы перейти на другой берег, надо пройти по мостику (упражнение на развитие эластичности и гибкости позвоночника: «мостик»).
Упражнения выполняются лежа на животе.
«Начался» дождик и мы вынуждены вернуться к избушке (упражнение: поочередное поднимание и опускание натянутых ног). «Дождик кончился», и мы спускаемся к речке. А там стоит лодочка (упражнение на развитие и укрепление мышц спины «лодочка»). «Высоко светит солнце», детям предлагается на него посмотреть (упражнение на развитие гибкости и эластичности позвоночника: перегибы корпуса назад); Посмотрев вниз в воду, увидели рыбку (упражнение «рыбка»); Вот причалили к берегу, достали свои корзиночки (упражнение «корзиночка»). Отдохнув, пошли дальше. «Вот навстречу к нам выбегает кошечка» (упражнение «кошечка»), высоко держа свой хвостик (стоя на четвереньках: поочередное поднимание и опускание вытянутых ног).
- Педагог спрашивает: понравилось ли «путешествие по зоопарку»? Дети отвечают, хлопают (упражнение с хлопками под музыку); прыгают (прыжки);
- выполнение одинарных и тройных хлопков: отдельно и в сочетании;
- выполнение движения по диагонали: поскоки, галоп, галоп с поворотом, шаг польки;
- выполнение танцевальных элементов.


3. Заключительная часть.
- Игра - миниатюра в народном характере. Имитация «чаепития у самовара».
Результативность:
Для того, чтобы проверить усвоение материала, детям дается возможность самостоятельно, без помощи педагога, выполнить упражнения ритмично, в соответствии с музыкой.
Педагог подводит итоги и благодарит обучающихся за трудолюбие и добросовестное отношение к занятиям.
Занятие заканчивается поклоном педагогу и гостям.


Конспект учебного занятия «Работа над созданием

сценического образа в народном танце»


(средняя возрастная группа)

Раздел:

Народно-сценический танец.

Возраст:

4-год обучения.

Тема занятия:

«Работа над созданием сценического образа в народном танце».

Цель занятия:

достичь эмоционального и выразительного исполнения танцевальных элементов народного танца.

Задачи:

•закрепить теоретические и практические знания у воспитанников по основам народного танца;
•применить полученные знания и умения для раскрытия сценического образа в исполнении танцевальных этюдов, композиций;
•развивать технику исполнения упражнений народно-сценического экзерсиса у станка и на середине;
•воспитать чувство коллективизма;
•формировать сценическую культуру.

Тип занятия:

Комбинированное, практическое.

Форма организации занятия:

фронтальная.

Методы обучения:

•Словесные (объяснение, диалог).
•Практическая работа (показ воспитанниками).

Организационно-педагогическое обеспечение занятия.

Технические средства и оборудование: станок, баян, магнитофон.

Структура занятия:

1.Организационный момент (3 минуты):
- построение детей на занятие, знакомство с темой занятия;
- поклон приветствие педагогу и гостям.

2.Основная часть (40 минут).

Экзерсис у станка:
Упражнения для развития подвижности стопы:
•demiplies, grandplies (маленькое, большое приседание) в русском характере.
•battementtendu (скольжение ногой по полу) в русском характере.
•Battementgete (бросок ноги на 45) в украинском характере.
•rondsdejambs (круговые движения ногой по полу) в венгерском характере.
•каблучные упражнения в венгерском характере.
•grandsbattement (бросок ноги на 90) в русском характере.
На середине зала:
Теоретическая часть:
Работа над созданием сценического образа в постановках «Татарский танец «Чаепитие», «У речки». Формы, методы и приёмы, способствующие его созданию и раскрытию.
Практическая часть:
Повторение и закрепление ранее изученных танцевальных элементов и комбинаций (упражнения выполняются точно под музыку с эмоциональным и выразительным исполнением).
Верчение по диагонали в народном характере. Танцевальная постановка «Татарский танец «Чаепитие», и русский танец «Варенька».

3. Заключительная часть занятия (2 минуты):

- подведение итогов занятия;

- поклон.

Ход занятия.


1.Организационная часть включает в себя ознакомление детей с темой занятия и поклон (приветствие) педагогу и гостям.


2.Основная часть начинается с диалога педагога с воспитанниками.
Перед началом работы у станка педагог опрашивает воспитанников об отличии народного станка от классического. Дети четко и подробно отвечают на поставленные вопросы педагога, тем самым напоминая себе о правильности и характере исполнения народных комбинаций у станка. Во время исполнения народного экзерсиса педагог следит за правильной осанкой, постановкой головы, позиции рук, грамотном выполнении движений воспитанников. После исполнения детьми каждой комбинации педагог проводит краткий анализ работы с выявлением ошибок, сделанных воспитанниками.
После выполнения народного экзерсиса у станка педагог приглашает детей на середину для отработки движений из танцевальных композиций, этюдов с передачей соответствующего характера.
Педагог напоминает детям тему, замысел и идею танцевальной постановки татарского танца «Чаепитие», рассказывает историю событий и фактов, которые отражает хореографическая постановка. Такой подход помогает детям настроиться и сконцентрироваться на самом главном, на передаче сценического образа в композиции, на эмоциональном и выразительном исполнении танцевального номера. На середине зала педагог предлагает повторить и отработать наиболее сложные танцевальные па, акцентируя внимание обучающихся на грамотном выполнении каждого элемента движения.
В заключение воспитанниками показываются композиции Татарский танец «Чаепитие», и русского танца «Варенька»
с эмоциональным и выразительным исполнением, создавая сценический образ в каждой постановке.


3. В заключительной части занятия педагог подводит итоги пройденного занятия и благодарит воспитанников за трудолюбие и добросовестное отношение к занятиям. Занятие заканчивается поклоном педагогу и гостям.



План-конспект учебного занятия «Работа над хореографической композицией «Сабантуй...»

(старшая возрастная группа)


Раздел:

Народно-сценический танец.

Группа:

5-год обучения.

Тема занятия:

«Работа над хореографической композицией «Сабантуй»

Цель занятия:

достичь эмоционального и выразительного исполнения хореографической композиции «Сабантуй».

Задачи:

- продолжить знакомство с замыслом, темой и идеей хореографической постановки «Сабантуй»;
- повторить наиболее сложные танцевальные комбинации из постановки «Сабантуй», акцентируя внимание обучающихся на характере их исполнения;
- применить полученные знания умения и навыки для раскрытия сценического образа в хореографической постановке «Сабантуй».

Тип занятия:

закрепления знаний.

Форма организации занятия:

Фронтальная.

Методы обучения:

-словесные (объяснение, рассказ, диалог).
-методы практической работы.


Оборудование: станок, баян, магнитофон.

Структура занятия:

1.Организационный момент (3 минуты):
- построение детей на занятие, знакомство с темой занятия;
- поклон- приветствие педагогу и гостям.
2.Основная часть (40 минут).
3. Заключительная часть (2 минуты):
- подведение итогов занятия;
- поклон.

Ход занятия.

1.Организационный момент: поклон - приветствие.
Построение детей на занятие, знакомство с темой, основной целью занятия.
2.Основная часть.
I часть: Экзерсис у станка (15 минут).
1. Приседания.
2. Упражнения развития подвижности стопы.
3. Маленькие броски.
4. Круговые движения ногой по полу и по воздуху.
5. Каблучные упражнения.
6. Подготовка к «веревочке».
7. Низкие развороты.
8. Упражнение с ненапряженной стопой.
9. Дробные выстукивания.
10. Раскрывание ноги на 90°.
11. Большие броски.
II часть (на середине зала).
Теоретическая часть (5 минут).
- История событий и фактов.
- Понятие «сценический образ».
- Формы, методы и приемы, способствующие его созданию и раскрытию.
Практическая часть (20 минут).
- Повторение и закрепление ранее изученных танцевальных комбинаций.
- Соединение танцевальных комбинаций в постановку «Сабантуй».


3. Заключительная часть занятия - 3 минуты.
1. Подведение итогов занятия. Педагог совместно с обучающимися обсуждает результаты занятия.
2. Поклон.

Литература:

1. Барышникова Т. «Азбука хореографии», Издательство «Айрис пресс», М., 2000г.

2. Гай Тагиров. Татарские танцы. Казань.1984год.
3. Гусев, Г.П. Методика преподавания народного танца: упражнения у станка. Учебное пособие для вузов [Текст]/ Г.П. Гусев. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. - 208 с.
4. Ивинг, В.П., Окунева, В.В. Русские пляски для детей [Текст] / В.П. Ивинг, В.В. Окунева. - М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1979
5. Климов, А. А. Основы русского народного танца [Текст] / А.А. Климов.- М.: Искусство, 1981. - 270 с.



© 2010-2022