Рабочая программа Деловая культура

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Рабочая программа Деловая культура

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Рабочая программа Деловая культура





рабочая программа

учебной дисциплины


Деловая культура


Для студентов, обучающихся по специальностям

05146 Преподавание в начальных классах

(углубленная подготовка)




Сыктывкар ► 2015◄ГПОУ СГПК


ББК



Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности (специальностям) среднего профессионального образования





05146

Преподавание в начальных классах



Разработчики

Пружинская Вера Борисовна

Ученая степень (звание)

Должность


Преподаватель


Рецензент

Фамилия, имя, отчество

Ученая степень (звание)

Должность





Рекомендована

научно-методическим советом ГАОУ СПО РК

«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Протокол № ____ от «__» _______ 20__ г.

Председатель совета

М.П. Герасимова


ББК

© ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический

колледж имени И.А. Куратова»,

2015

© Центр менеджмента качества,

2015

Содержание


1

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

2

Структура и примерное содержание учебной дисциплины

3

Условия реализации учебной дисциплины

4

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины




1. Паспорт

рабочей программы учебной дисциплины

Деловая культура


1.1. Область применения рабочей программы учебной дисциплины

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 05146 Преподавание в начальных классах.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в программах повышения квалификации и переподготовки социальных работников.

1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к группе дисциплин общепрофессионального цикла.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Цель изучения курса -

Повышение общей культуры профессионала, формирование у будущего специалиста целостное представление об этических аспектах деятельности и правилах служебного этикета в педагогической деятельности.

Задачи курса -

  1. Вооружение обучающихся необходимыми знаниями о месте и роли ценностей в педагогической работе;

  2. Формирование установки на соблюдение профессионально-этических норм и правил, этического кодекса педагога;

  3. Формирование представлений об особенностях этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в системе педагогической деятельности;

  4. Создание условий для формирования будущего специалиста как носителя гуманистической, педагогической, правовой, психологической, профессионально-этической, валеологической, коммуникативной культуры.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил культуры делового этикета;

- пользоваться простыми приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

- передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи;

- принимать решения и аргументировано отстаивать свою точку зрения в корректной форме;

- налаживать контакты с участниками образовательного процесса;

- поддерживать деловую репутацию;

- создавать и соблюдать имидж педагога;

- организовывать рабочее место.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- правила делового общения;

- основы конфликтологии;

- этические нормы взаимоотношений с участниками образовательного процесса;

- основные техники и приемы общения: правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования;

- формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях;

- составляющие внешнего облика делового человека: костюм, прическа, аксессуары;

- правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;

самостоятельной работы обучающегося 20 часов.





















Структура и содержание учебной дисциплины

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

1

Максимальная учебная нагрузка (всего)

60

2

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

40

в том числе:

2.1

лабораторные работы

2.2

практические занятия

10

2.3

контрольные работы

2.4

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

3

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

в том числе:

3.1

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

3.2

Реферат

3.3

графическая работа

3.4

внеаудиторная самостоятельная работа

20

3.5

Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины


Деловая культура






Номер разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия; самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала



1

Предмет и структура курса Деловая культура


2

2

Цели и задачи учебной дисциплины, специфика, формы организации обучения, условия результативности освоения дисциплины.


1

3

Роль самообразования в освоении дисциплины.


1

4

Обзор литературы по курсу


1

Раздел 1. Этическая культура педагога

Тема 1.

Профессиональная этика в системе прикладного этического знания

Содержание учебного материала


2


1.

Общее понятие об этической культуре.

2

2.

Этика как наука. Взаимосвязь понятий «мораль» и «этика».

1

3.

Основные категории этики.

1

4.

Роль морали в формировании личности, в поведении человека

1

Самостоятельная работа

1

- Подготовка сообщений на темы:

«Место и роль этики педагогической работы в философской этике»

«Генезис и смысл этических категорий»

«Этические основания помощи человеку»

- Подготовка к семинару


Тема 2. Специфика деятельности педагога и нравственные основы его отношения к своему труду

Содержание учебного материала

2

1.

Понятие о профессиональной этике. Категории профессиональной этики.

2

2

Специфика педагогической деятельности. Предмет педагогического труда и проблема ответственности педагога. Полифункциональный характер педагогической деятельности.

2

2

Опасность личного консерватизма педагога. Творчество и проблема "конкурентоспособности" в педагогической деятельности.

2

3

Моральные нормы отношения педагога к своему труду как отражение специфики педагогической деятельности. Нравственный смысл вопроса о профессиональной пригодности.


1

Практические занятия

1

- Составление кластера «Типология ценностей в педагогической деятельности»


- Выполнение ситуативных заданий, решение социально-педагогических задач


Самостоятельная работа

1

Работа с литературой, предложенной преподавателем.

Подготовка к дискуссии по темам «Соответствие педагога требованиям современной школы». «Необходимость постоянного самосовершенствования учителя».


Тема 3.

Этика отношений в системе "педагог - учащийся"

Содержание учебного материала



2

1.

Отношения в системе "педагог - учащийся": общение "по вертикали". Переход от субъект-объектных к субъект-субъектным отношениям в общении педагога и учащихся

1

2.

Принципы гуманизма и демократизма как основа отношений в системе "педагог - учащийся". Доброжелательность, доверие и терпимость к взглядам и личности учащегося.

1

3.

Нормы и требования к общению в системе "педагог - учащийся": корреляция действий педагога с мнениями и ожиданиями учащихся; недопустимость унижения достоинства учащихся; "требования к требовательности" педагога; проблема дистанции в современной педагогике.

1

Практические занятия

1

- Выполнение ситуативных заданий, решение социально-психологических задач


Самостоятельная работа

1

Разработка модели «Этика отношения педагога к своему труду»


Тема 4.

Этика отношений в системе "педагог - педагог"

Содержание учебного материала


2

2

1

Общие морально-психологические основы профессионально-делового общения. Роль морально-психологического климата в коллективе: отрицательный и положительный микроклимат, формальные и неформальные отношения в коллективе.

2

2

Профессионально-деловые отношения в педагогическом коллективе: "по горизонтали" - с коллегами и "по вертикали" - с администрацией.
Общечеловеческие и профессиональные регулятивные нормы общения между педагогами. Диалогичность, плюрализм, толерантность как основа общения "по горизонтали".

2

3

Специфика взаимоотношений в педагогическом коллективе. Объективные и субъективные факторы, влияющие на микроклимат в педагогическом коллективе.

2

4

Штампы и стереотипы в поведении учителя. Недопустимость и преодоление в себе "педагогического чванства", высокомерия, самоуверенности и самолюбования, максимализма и бескомпромиссности. Толерантность, тактичность, терпимость к инакомыслию, стремление к взаимопониманию - необходимая основа педагогической культуры.

1



Самостоятельная работа

1

Подготовка сообщений «Профессиональные "ловушки" и стереотипы в нравственной регуляции поведения педагога».


Практические занятия - 2 часа

Лекции - 8 часов

Самостоятельная работа - 4 часа

Раздел 2. Коммуникативная культура педагога

Тема 1. Деловое общение: сущность, понятие, формы и виды

Содержание учебного материала



1

Деловое общение. Цели и задачи делового общения, его содержание. Функции общения. Особенности делового общения как вида профессиональной деятельности. Классификация и виды общения



1

1

2

Перцептивная сторона общения

1

3

Интерактивная сторона общения

1

4

Общение как коммуникация

1

Практическая работа

- Создание кластера «Коммуникативные барьеры»

- Упражнения и ситуативные задания


1


Самостоятельная работа

1


1. Пронаблюдать и проанализировать содержание фазы установления контакта у нескольких студентов (педагогов).

2. Сравнить содержание завершающей фазы общения у мужчин и женщин.

3. Разработка памятки «Как готовиться к собеседованию»




Тема 2.

Конфликт в деловом общении

Содержание учебного материала


1


1

Понятие конфликта. Функции конфликтов и их классификация

1

2

Предпосылки и причины возникновения конфликтов в деловом общении

1

3

Развитие конфликта и поведение участников

1

4

Пути разрешения конфликтных ситуаций

2

5

Управление конфликтами и предотвращение конфликтных ситуаций

2

Практическая работа

- Упражнения. Решение конфликтных ситуаций, социально-психологических задач.

1



Самостоятельная работа

1


- Изучение вопроса «Стратегии поведения в конфликте», создание опорного конспекта (интеллект-карты).

- Заполнение таблицы «Типология конфликтов»



Тема 3.

Технология деловых переговоров

Содержание учебного материала


1

1

Понятие и организация деловых переговоров

2

2

Этапы деловых переговоров и их характеристика

2

3

Методы и тактика ведения деловых переговоров

2

4

Аргументация в процессе деловых переговоров. Типы аргументов. Приемы убеждения.

2

5

Вопросы и ответы в деловых переговорах. Слушание в ходе деловых переговоров


2


Самостоятельная работа:

1

- Создание таблицы «Виды вопросов и ответов. Требования к их формулировкам»

- подготовка сообщения «Основные этапы слушания», «Характеристика реакций собеседника в ходе слушания»


Тема 4.

Вербальные коммуникации

Содержание учебного материала



1


1

Деловая риторика и основы публичного выступления

2

2

Выступление перед аудиторией как коммуникативный процесс

2

3

Деловая беседа

2

4

Деловое совещание

2

5

Спор в ходе делового общения, дебаты с оппонентами как форма коммуникации

2

Практическая работа

- Деловая игра «Дебаты»

- Конкурс «Виртуоз публичного выступления»


1




Самостоятельная работа



- Создание таблицы «Изобразительно-выразительные средства выступления»

- Подготовка публичного выступления

- Изучение условий деловой игры, подготовка к Дебатам


1




Тема 5.

Невербальные коммуникации

Содержание учебного материала



1

1

Основы невербального общения

1

2

Основные формы невербального общения

1

3

Взгляды и жесты в невербальном общении

2

4

Контролирование процесса делового общения на основе невербальных средств

2

Практическая работа:

- Обсуждение документального фильма «Детектор лжи. Жесты», 2009г.

- Упражнения и ситуативные задания


1

Самостоятельная работа:

1

- Просмотр документального фильма «Детектор лжи. Жесты», 2009 г., подготовка к обсуждению.


Тема 6.

Культура формирования

медиа-связей

Содержание учебного материала



2


1

Общение со СМИ. Формирование медиа-связей.

2

2

Основные правила взаимодействия с журналистами

2

3

Пресс-релиз. Технологии написания пресс-релиза

2

4

Мероприятия для прессы

2

5

Особенности интервью различным СМИ

2



Самостоятельная работа

1


Подготовка пресс-релиза



Тема 7.

Культура телефонного общения. Коммуникации в сети Интернет

Содержание учебного материала



2

1

Характеристика телефонного разговора

1

2

Ответ на входящие звонки. Инициация телефонного разговора.

2

3

Этапы телефонного разговора

2

4

Организация корпоративных коммуникаций в сети Интернет. Корпоративный сайт и его роль. Корпоративный блог. Электронная почта

1


Самостоятельная работа:

1

- Разработка памятки «Организация делового разговора по телефону»

- Анализ корпоративных сайтов.


Тема 8.

Культура оформления документов в деловом общении.

Содержание учебного материала



2


1

Значимость работы со служебными документами. Понятие деловой переписки.

2

2

Общие принципы работы с документами, основные требования к их внешнему виду, языку, стилю.

2

3

Соответствие документа принципам технической эстетики, принятым стандартам.

2

4

Технология работы над письменной документацией: деловая корреспонденция, протокол, отчетность, справка, акт, договор, устав, положение, приказ, доверенность.

2



Самостоятельная работа

1


Создание шаблонов деловых документов



Практические занятия - 4 часа

Лекции - 11 часов

Самостоятельная работа - 8 часов



Раздел 3. Этикет деловых отношений


Тема 1.

Деловой этикет и его принципы

Содержание учебного материала



2

1

Понятие «этикет», «деловой этикет». Этикет и манеры.

1

2

Основные принципы и правила современного этикета. Основные заповеди делового этикета.

1

3

Визитная карточка в деловой жизни

2

4

Подарки в деловой сфере и повседневной жизни

1


Самостоятельная работа:

1

- Подготовка сообщения: «Роль этикета в моей будущей профессии», «Значение культуры речи в профессиональной карьере»

- Разработка эскизов «Визитная карточка организации», «Карточка сотрудника», «Семейная визитная карточка»


Тема 2.

Имидж педагога

Содержание учебного материала



2


1

Наука об имидже как отрасль знаний. Сущность и атрибуты имиджа

2

2

Разновидности частных имиджей: имидж среды обитания, габитарный имидж, деловой имидж, вербальный имидж, поведенческий имидж, многосложный имидж, имидж учреждения

2

3

Поведенческие характеристики положительного имиджа педагогического работника

2

4

Этапы, способы и приемы соз­дания имиджа. Слагаемые личного обаяния (имиджа) делового чело­века: нравственные характеристики, психологические знания и умения, тех­ника самопрезентации.

2

Практическая работа

- Семинар «Психолого-педагогические проблемы создания имиджа»

1


Самостоятельная работа

1

-

- Подготовка к семинару «Психолого-педагогические проблемы создания имиджа»

- Анализ рекомендаций имиджмейкеров для элегантной женщины, составление таблицы





Тема 3.

Речевой этикет и жесты в деловом общении

Содержание учебного материала



2

1

Культура речи и основные показатели: словарный состав и запас, произношение, грамматика, стилистика.

1

2

Элементы речевого этикета: формы обращения, приветствия, изложение просьб, выражение признательности, представление и др.

1

3

Жесты и невербальный этикет

2

Практическая работа:

- Упражнения по применению речевых оборотов в деловом общении. Ситуативные задания.

- Разработка памятки по эффективному слушанию.


1

Самостоятельная работа:

- Разработать рекомендации специалисту «Правила публичного выступления»

- Подготовка сообщения: «Значение культуры речи в профессиональной карьере»

1

Тема 4.

Деловой протокол

Содержание учебного материала




2


1

Деловой протокол - порядок ведения деловых встреч; его роль при осуществлении деловых переговоров.

2

2

Виды протокольных мероприятий. Этикет проведения протокольных мероприятий и его значение

2

3

Общепринятые формы переговоров (деловых встреч) - по типу протокольных мероприятий (коктейли, ланч, ужин и др. приемы)

2

4

Организация протокольных мероприятий.

2

5

Деловые приемы. Сервировка и этикет.

2

Практическая работа

- Составление текста приглашения на деловой прием

- Упражнения по применению правил поведения за столом


1


Самостоятельная работа


2


- Создание буклета «Основные правила поведения на приемах»

- Подготовка сообщения по теме «Организация и порядок проведения деловых приемов»


Тема 5.

Интерьер рабочего помещения и рабочее место как область делового этикета

Содержание учебного материала



1

1

Общие сведения о дизайне; его сущность и роль в создании предметной среды. Значение организации интерьера помещения (офиса) и рабочего места.

2

2

Требования к организации и оформлению интерьера рабочего помещения и рабочего места: освещение, цвет, офисная мебель, декоративный элемент и др.

2

3.

Автоматизированное рабочее место: основные требования. Аттестация рабочих мест.

2

Практическая работа:

- Разработка и защита эскиза рабочего места учителя

1

Самостоятельная работа:


1

- Анализ интерьера и рабочего места специалиста

- Создание кластера «Виды делового интерьера»

Тема 6.

Особенности национальной этики

Содержание учебного материала



2


1

Общие принципы международного этикета

2

2

Национальные особенности деловой этики и этикета.

2

3

Основные характеристики этики делового общения в странах Востока

2

4

Особенности делового этикета в западноевропейских странах

2

5

Особенности делового поведения и общения в США, Канаде, Австралии

2



Самостоятельная работа

2


Подготовка докладов «Английский этикет», «Немецкий этикет», «Французский этикет», «Особенности этикета скандинавских народов», «Японский деловой этикет».



Практические занятия - 4 часов

Лекции - 11 часов

Самостоятельная работа - 8 часов


3. Условия реализации учебной дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия

3.1.1

учебного кабинета

«Теоретических основ социальной работы»

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • учебные наглядные пособия по дисциплине.

указывается наименование

3.1.2

мастерских

указываются при наличии

3.1.3

лабораторий

указываются при наличии

Оборудование учебного кабинета


Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

1.2

Рабочие тетради

2

Печатные пособия

2.1

Тематические таблицы

2.2

Портреты

2.3

Схемы по основным разделам курсов

2.4

Диаграммы и графики

2.5

Атласы

2.6

2.7

3

Цифровые образовательные ресурсы

3.1

Цифровые компоненты учебно-методических комплексов

3.2

Коллекция цифровых образовательных ресурсов

3.3

Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности

К общепользовательским цифровым инструментам учебной деятельности относятся, в частности, текстовый редактор, редактор создания презентаций, система обработки и представления массивов числовых данных.

3.4

Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности

К специализированным инструментам учебной деятельности относятся, в частности, виртуальные лаборатории, являющиеся проектной средой, предназначенной для создания моделей явлений, проведения численных экспериментов.


4

Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)

4.1

Видеофильмы

4.2

Слайды (диапозитивы) по разным разделам курса

4.3

Аудиозаписи и фонохрестоматии

4.4

5

Лабораторное оборудование (может поставляться в наборах)


6

Демонстрационное оборудование(может поставляться в наборах)


Условные обозначения

Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);

К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости группы);

Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух обучающихся);

П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько обучающихся (6-7 экз.).

Технические средства обучения

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

Технические средства обучения (средства ИКТ)

Телевизор с универсальной подставкой

Видеомагнитофон (видеоплейер)

Аудио-центр

Мультимедийный компьютер

Сканер с приставкой для сканирования слайдов

Принтер лазерный

Цифровая видеокамера

Цифровая фотокамера

Слайд-проектор

Мультимедиа проектор

Стол для проектора

Экран (на штативе или навесной)


Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории


Приводится перечень средств обучения, включая тренажеры, модели, макеты, оборудование, технические средства, в т.ч. аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные и т.п. (Количество не указывается).





3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Выходные данные печатного издания

Год издания

Гриф

Медведева Г.П. Деловая культура: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Г.П. Медведева М. - 3-е изд., стер.- М.: «Академия», 272 с.

2013


    Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации: учебник для ВУЗов/ О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина - М.:ИНФРА-М, - 234 с.

    2012


      Психология и этика делового общения: учебник для вузов/ Под ред. В.Н.Лавриненко. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,- 245 с.

      2014


        Ковальчук, А.С. Основы имиджелогии и делового общения: учеб. пособие / А.С. Ковальчук. - Ростов-на-Дону: Феникс

        2013


          Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник для нач. проф. образования; Учеб. Пособие для сред. Проф. образования / Галина Михайловна Шеламова. - 10-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия»,- 192 с.

          2014


            Шеламова Г.М. Этикет делового общения: Учебник для нач. проф. образования; Учеб. Пособие для сред. Проф. образования / Галина Михайловна Шеламова. - 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия»,- 192с.


            2012


            Дополнительные источники:

            Выходные данные печатного издания

            Год издания

            Гриф

            1.



            2.

            Платонова, Н.М. Профессиональная этика учителя учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений /Н.М. Платонова, Г.Ф.Нестерова. - М.: Издательский центр «Академия». - 384 с.

            2011


            3.

            Фирсов М.В. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие/ М.В. Фирсов, Е.Г.Студёнова, И.В. Наместникова. - М: КОНОРУС, - 224 с.

            2012


            4.

            Нефедова, Н.В. Русский язык и культура речи: учебник / Н.В. Нефедова. - Ростов-на-Дону: Феникс. - 234 с.

            2011.


            5.

            Рамендик Д.М. Управленческая психология: Учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М.. - 256с. - (Профессиональное образование).

            2010


            6.

            Электронный ресурс. Форма доступа: psycho.ru





            4. Контроль и оценка

            результатов освоения учебной дисциплины


            4.1 Банк средств для оценки результатов обучения

            Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

            Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно при ежегодном обновлении банка средств. Количество вариантов зависит от числа обучающихся.

            Результаты обучения

            (освоенные умения, усвоенные знания)

            Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

            Освоенные умения

            - осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил культуры делового этикета;

            - пользоваться простыми приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

            - передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи;

            - принимать решения и аргументировано отстаивать свою точку зрения в корректной форме;

            - налаживать контакты сучастниками образовательного процесса;

            - поддерживать деловую репутацию;

            - создавать и соблюдать имидж педагога;

            - организовывать рабочее место.

            Практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, индивидуальные задания, решение ситуационных задач, самоконтроль, самопроверка.

            Усвоенные знания

            - правила делового общения;

            - основы конфликтологии;

            - этические нормы взаимоотношений с участниками образовательного процесса;

            - основные техники и приемы общения: правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования;

            - формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях;

            - составляющие внешнего облика делового человека: костюм, прическа, аксессуары;

            - правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения.

            Практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, индивидуальные задания

            контрольная работа, тестирование, самоконтроль, самопроверка.

            4.2 Примерный перечень

            вопросов и заданий для текущего контроля



            1. Этика как наука. Взаимосвязь понятий «мораль» и «этика». Основные категории этики.

            2. Роль морали в формировании личности, в поведении человека.

            3. Понятие о профессиональной этике. Категории профессиональной этики.

            4. Основные элементы профессионально-этической системы.

            5. Специфика деятельности педагога и нравственные основы его отношения к своему труду.

            6. Профессионально-этические требования к качествам личности специалиста

            7. Деонтология как учение о долге и должном поведении. Основные понятия и категории деонтологии педагогической работы.

            8. Этика взаимоотношений в педагогическом коллективе.

            9. Отношения с участниками образовательного процесса их социальным окружением.

            10. Эстетическая культура личности. Понятие «эстетика» и «эстетическая культура».

            11. Деловое общение: сущность, понятие, формы и виды.

            12. Понятие стиля и содержания общения. Виды стилей общения.

            13. Вербальные средства коммуникации.

            14. Невербальные средства коммуникации.

            15. Межнациональные различия невербального общения.

            16. Имидж педагога. Слагаемые личного обаяния (имиджа) делового чело­века: нравственные характеристики, психологические знания и умения, тех­ника самопрезентации.

            17. Этапы, способы и приемы соз­дания имиджа.

            18. Понятие конфликта и его социальная роль.

            19. Классификация конфликтов.

            20. Типы поведения людей в конфликтных ситуациях.

            21. Причины и последствия конфликтов.

            22. Разрешение конфликтов и стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

            23. Деловой разговор как форма деловой коммуникации.

            24. Деловая беседа как форма деловой коммуникации.

            25. Деловая беседа по телефону как форма деловой коммуникации.

            26. Деловое совещание как форма деловой коммуникации.

            27. Пресс-конференция как форма деловой коммуникации.

            28. Деловые переговоры как форма деловой коммуникации.

            29. Презентация как форма деловой коммуникации.

            30. Самопрезентация как форма деловой коммуникации.

            31. Определение понятий спора, дискуссии, полемики, дебатов.

            32. Классификация видов спора. Культура спора.

            33. Отличительные черты делового общения.

            34. Культура речи делового человека.

            35. Понятие барьера в общении. Психологические барьеры взаимодействия.

            36. Психологические барьеры восприятия и понимания. Коммуникативные барьеры.

            37. Преодоление барьеров в общении.

            38. Основы публичного выступления.

            39. Этикет в профессиональной культуре педагога.

            40. Культура оформления документов в деловом общении.

            41. Основные принципы и правила современного этикета. Основные заповеди делового этикета.

            42. Элементы речевого этикета: формы обращения, приветствия, изложение просьб, выражение признательности, представление и др.

            43. Жесты и невербальный этикет.

            44. Деловой протокол - порядок ведения деловых встреч; его роль при осуществлении деловых переговоров.

            45. Требования к организации и оформлению интерьера рабочего помещения и рабочего места.

            46. Национальные особенности деловой этики и этикета.



            © 2010-2022