• Преподавателю
  • Другое
  • Тетрадь по социально-бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С (К) ОШИ VIII вида

Тетрадь по социально-бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С (К) ОШИ VIII вида

Рабочая тетрадь служит в качестве дидактического пособия для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII вида по социально бытовой ориентировке.Необходимость создания тетради вызвана отсутствием готовых дидактических средств обучения для уроков (учебник, тетрадь на печатной основе). Данная тетрадь позволяет сэкономить силы и время учителя при подготовке к уроку, помогает обучающимся в усвоении теоретического материала.Тетрадь разработана в соответствии с программой по СБО для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ ...
Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII видаТетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII видаТетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII видаТетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII видаТетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII видаТетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII видаТетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII видаТетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII видаТетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII видаТетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII видаТетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII видаТетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII видаТетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII видаТетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII видаТетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII видаТетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII видаТетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII видаТетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII видаТетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII видаТетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII видаТетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII видаТетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII видаОбластное государственное образовательное казённое учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида №28 г. Тулуна




Дидактический материал

тетрадь по социально- бытовой ориентировке

для обучающихся 5 класса

С(К)ОШИ VIII вида



Автор: Богданова Светлана Валерьевна

учитель СБО С(К)ОШИ VIII вида













г. Тулун 2015 год


Вводная часть

Рабочая тетрадь служит в качестве дидактического пособия для учащихся 5 класса С(К)ОШИ VIII вида, обучающихся по социально бытовой ориентировке.

Необходимость создания тетради вызвана отсутствием готовых дидактических средств обучения для уроков (учебник, тетрадь на печатной основе). Данная тетрадь позволяет сэкономить силы и время учителя при подготовке к уроку, помогает обучающимся в усвоении теоретического материала.

Задачи:

  • Повышать уровень активности и самостоятельности при получении знаний по темам предложенными в программе под редакцией В.В.Воронковой.

  • Создавать условия для развития познавательных процессов обучающихся на основе коррекционно-развивающих упражнений.

  • Способствовать развитию учебной мотивации через включение занимательных заданий.

Тетрадь разработана в соответствии с программой по СБО для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII вида, выполняет обучающую, коррекционно-развивающую, диагностическую функции. Состоит из восьми разделов: «Личная гигиена», « Одежда и обувь», «Культура поведения», «Семья», «Жилище», «Транспорт», « Торговля», « Питание». Каждый раздел тетради включает разнообразные задания и упражнения, тестовые задания (экспресс-тесты, итоговые тесты).

Тетрадь рисунки, схемы, контрольные вопросы и проверочные задания, дающие возможность:

  • Обучающимся- закрепить пройденный на уроках теоретический материал;

  • Педагогу- выявить уровень освоенных знаний и обще-учебных навыков ( чтения, связной речи, устных ответов на вопросы.

Задания сгруппированы по разделам в соответствии с календарно- тематическим планированием. Учитель может давать одно и то же задание несколько раз для повторения и лучшего закрепления тематического материала.

Работа в тетради


вариант 1

Обучающимся предлагается.

1. Наложить прозрачный пластиковый лист на страницу тетради.

2. Скрепить пластиковый лист с тетрадной страницей двумя крепками.

3. Выполнить задание фломастером по пластиковому листу.

4. Протереть влажной салфеткой пластиковый лист после проверки правильности выполнения задания.


вариант 2

Работа в тетради проводиться по тетрадному листу с использованием цветных карандашей.

Методика использования тетради

Тетрадь используется на уроках СБО. С тетрадью работает каждый обучающийся.

Тетрадь может применяться на различных этапах урока: на этапе изучения нового материала, при закреплении, повторении, на этапе контроля.

Формы организации деятельности детей при работе с тетрадью варьируются (фронтальные, групповые, парные, индивидуальные). При самостоятельном выполнении заданий организуется проверка (самопроверка, взаимопроверка). Осуществляется оценивание.

Время работы с тетрадью зависит от сложности заданий. На выполнение итоговых тестов отводится до 20 минут. Тетради проверяются учителем. Задания, предназначенные для проверки знаний детей, оцениваются.

Критерий оценки

должен определить учитель:

«5» - за правильное выполнение всех заданий;

«4» - за удачно выполненные три задания;

«3» - за два выполненных задания;

Если ребёнок не справился с заданием, оценка «2» не выставляется- ведётся индивидуальная работа. Помочь справиться с растерянностью и настроить на дальнейшую работу на уроке.


































Что такое социально-бытовая ориентировка?

В этом году у вас в расписании появился новый учебный предмет -социально-бытовая ориентировка.

Социально-бытовая ориентировка учит вас, как правильно вести домашнее хозяйство. А домашнее хозяйство - дело не такое простое, как это кажется. Чтобы сварить обед, постирать белье, сберечь свою обувь, надо этому научиться. На уроках СБО вы научитесь правильно выполнять различные работы по хозяйству: стирать, вкусно готовить, красиво накрывать стол, следить за порядком в квартире.

Старайтесь запомнить всё, чему вас будут учить на уроке. То, что вы научитесь делать в школе, выполняйте дома.

А когда вы станете взрослыми и будете жить самостоятельно, все знания и умения по СБО помогут вам правильно вести домашнее хозяйство.

Задания.

  1. Чему учатся ребята на уроках СБО?

  2. Расскажите, какую работу выполняют дети дома?

Словарь: социально-бытовая ориентировка

Кабинет СБО

Кабинет СБО - это комната, где будут проходить уроки.

В кабинете СБО надо соблюдать правила:

1. Находиться в кабинете СБО можно только в спецодежде: фартук, косынка, нарукавники.

  1. Руки всегда должны быть чистыми. Поэтому перед
    началом работы хорошенько вымой их.

  2. Рабочее место после работы должно быть оставлено в порядке.

Вопросы и задания:

  1. Какие правила надо соблюдать в кабинете СБО?

  2. Назовите спецодежду для кабинета СБО?

  3. Внимательно осмотрите всё оборудование кабинета и
    скажите, для какой работы оно потребуется?





Урок №1.

Тема: Вводное занятие, что будем изучать и делать.

Предмет СБО


Социально

Бытовая

Ориентировка

Жизнь людей и их отношения в обществе.

Жизненный уклад, повседневная жизнь

( пища, одежда, жилище, здоровье, культура, отдых).

Помочь кому-либо, разобраться в чём- либо.

Задание № 1. Найди зашифрованные слова и объясни их значение.

ъ

ю

ь

ж

и

з

н

ь

х

ъ

ы

я

и

н

е

ш

о

н

т

о

э

о

б

щ

е

с

т

в

0

ъ

ю

т

е

н

и

б

а

к

ы

э

1. _________________-

2.__________________-

3.___________________-

4.____________________-

Задание №2. Укажи стрелками.

Пища платье

Одежда дом

Жилище поведение за столом

Здоровье танцы

Культура суп

Отдых аптека

Задание №3. Инструкции по Т/Б:

  1. Работа с электроинструментами;

  2. Работа с горячей жидкостью;

  3. Работа с режущими инструментами.





Личная гигиена.

Гигиена - наука о сохранении и укреплении здоровья.

1. Отгадай загадку:

Горячая иль холодная, я тебе всегда нужна.

Позовёшь меня - бегу я, от болезней берегу я. Ускользает как живое, но не выпущу его я.

Белой пеной пенится, руки мыть не ленится.

Вопрос: Для чего нужно мыло, вода?

Когда нужно мыть руки, как часто?

Как часто нужно мыть ноги?

Почему нельзя пользоваться чужим полотенцем, расческой?

2. Отгадай загадку:
Полон хлевец белых овец (……) .

Правила ухода за зубами.

  1. Полощите рот тёплой водой после еды.

  2. Чистите зубы утром и вечером.

  3. Чистите зубы не только справа налево, но и сверху
    вниз и снизу вверх с наружной стороны и внутренней.

  4. Щетку после использования промойте и просушите.

  5. Никогда не чистите зубы чужой щёткой.

  6. Не менее двух раз в год проверяйте состояние зубов у
    врача.

  7. Пользуйтесь зубочисткой.
    Вопросы: Назовите правила безопасности при чистке зубов.

Игра «Это нужно только мне»

Выбери названия предметов для выполнения определенной работы

по уходу за собой.

1. Вымой лицо и руки. ( Мыло, полотенец, шампунь, паста) 2.Постричь ногти. ( Зубная щетка, ножницы, пилка, крем)

  1. Привести в порядок волосы. (Расческа, шампунь, полотенец,
    тампон для чистки ушей.)

  2. Вымыть ноги. (Полотенец для ног, мыло, ножницы)

  3. Почистить зубы. (Зубная щетка, шампунь, паста)

Назовите правила безопасности при чистке зубов.

ЗАПОМНИ!Тетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII вида

Мыть руки перед едой, после посещения туалета, после всякого

загрязнения. Стричь коротко ногти на руках и ногах.

Мыть на ночь ноги и вытирать их специальным полотенцем.

Мыться до пояса, мыть лицо, шею, уши.

Содержать в порядке волосы.

Чистить уши регулярно.


Задание № 1. Рассмотри изображения и составь рассказ:

«ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ»

Тетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII вида

Задание № 2. Прочитай текст.

Утром Федя чинил велосипед. Днём играл с собакой. Потом он пошёл в туалет и забыл помыть руки. Мама позвала Федю обедать, и он сел за стол есть с грязными руками. На следующий день он не пошёл в школу. У него заболел живот и поднялась температура.

Расскажи, почему мальчик заболел?

Задание 3. Прочитай предложения, вставляя пропущенные слова.

Мальчик в течение дня не мыл ..

Сел за стол с грязными

У него заболел и поднялась

Чтобы не болеть, надо мыть

в течение дня.

Слова для справок:

  1. Руки.

  2. Руками.

  3. Живот.

  4. Температура.





ГИГИЕНА РУК В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ

Задание №1

Рассмотри картинки. Допиши предложения.


Тетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII вида

Обязательно надо


Тетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII вида

после

Тетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII вида







Слова для справок:

  1. Мыть руки.

  2. Туалет.

  3. Прогулка.

  4. Еда.

  5. Душ.


Урок № 2.

Тема: Личная гигиена.

Гигиена

Утренняя Вечерняя

Правила личной гигиены в течении дня

Утро

День

Вечер

Умой ………….

Мой …………. в течение дня.

Полощи……. после приёма ……….

Вымой …., …, ….

Почисти …………………..

Почисти ………..

Причеши ………………….

Прими душ или помой ……..

Волосы, зубы, лицо.

Рот, уши, пища.

Нога, зуб, лицо, шея, ухо

Задание № 1. Определить последовательность.

Последовательность утреннего туалета:

  • Причесать волосы;

  • Вымыть руки;

  • Почистить зубы;

  • Умыть лицо;

  • Вымыть шею и уши;

Задание №2. Определить последовательность.

Последовательность вечернего туалета:

  • Вымыть руки;

  • Почистить зубы;

  • Умыть лицо;

  • Вымыть шею и уши;

  • Вымыть ноги.

Задание №3. Выбрать правильные ответы:.

Правила ухода за ушами:

А) мыть утром;

Б) смазывать кремом;

В) чистить после бани.

Задание №4. Выбрать предметы личной гигиены:

Тетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII вида

Урок № 3.

Тема: Личные вещи.

Индивидуальная ( ……) может быть-

Слова для справок( мыло, расчёска, зубная паста, крем, мочалка, туалетная бумага, носовой платок).

Задание №1. Распредели в таблице.

Предметы и средства личной гигиены.

Предметы

Средства




Слова для справок( туалетное мыло, расчёска, зубная паста, крем для рук, мочалка, туалетная бумага, носовой платок, зубная щётка, полотенце для рук, крем для лица, полотенце для ног ).

Задание №2. Прочитай вопрос и расставь стрелки.

Что может быть общим?

полотенце для ног

Что может быть личным?

туалетное мыло

расчёска

зубная паста

крем для рук

мочалка

туалетная бумага

носовой платок

зубная щётка

полотенце для рук

крем для лица

Задание №3. Найди зашифрованные слова и объясни их значение.

ъ

ю

н

а

т

е

л

ь

н

о

е

ы

я

и

б

е

л

ь

ё

т

о

ю

Перечисли и запиши:____________________________________________________________________________

Задание №4.Расскажи, как содержать в чистоте индивидуальное нательное бельё?

1.

2.

3.

Слова для справок (утюжить, менять каждый день, стирать).




«ПРЕДМЕТЫ И СРЕДСТВА ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ»

Задание №4 .Рассмотри рисунки. Назови эти предметы и расскажи для чего они предназначены. Тетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII вида


Задание №5 .Заполни таблицу.

Средства

личной гигиены


Предметы

личной гигиены


Индивидуальные предметы

личной гигиены, которыми пользуешься только сам



Уход за волосами

С помощью прически можно легко изменить то, что тебе не очень нравится в твоей внешности. Предпосылкой для этого, однако, являются здоровые волосы, за которыми следует правильно ухаживать.

Мытье волос является основой основ ухода за волосами. Волосы, так же как и кожа, салятся и покрываются пылью. Волосы следует мыть, как только они загрязнятся, станут жирными, потеряют блеск. Летом и в городе, при грязной работе, при высокой температуре, когда человек сильно потеет, их следует мыть чаще. Для мытья лучше использовать не мыло, а жидкий шампунь, так как даже самое хорошее мыло при взаимодействии с жесткой водой свертывается и оставляет на волосах матовый, серый налет. При последнем полоскании нужно добавить в воду немного лимонного сока и отвара ромашки (для блондинок) или немного уксуса (для шатенок или брюнеток). Волосы следует вытереть нагретым полотенцем, а затем досушить на воздухе свободно распущенными, не под феном и солнцем.

Уход за волосами

Задание №1 Как правильно ухаживать за волосами

Вопрос: чем расчесывают волосы?

Ответ:

Задание: напиши название средства для мытья волос.

Ответ:

Задание №2 Как правильно подобрать шампунь.

Разнообразие шампуней:

для сухих волос

для нормальных волос

шампунь

для всех типов волос

для окрашенных

лечебный

детский

Задание № 3 Как правильно подобрать расчёстку.

пластмассовая

деревянная

массажная

гребень



Задание № 4

Тетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII вида

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Причёсывание волос. Выбор причёски и чёлки.


Тетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII видаТетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII вида

Длинных челок лучше избегать , от них портится зрение.

Челка, конечно, хорошо смотрится, но в то же время требует много хлопот. Ее нужно ежедневно укладывать с помощью фена или утюжка, а это не идет на пользу волосам. Но желание выглядеть красиво, а потому постарайтесь сделать такую челку, которая бы вас украсила и в то же время не доставляла проблем.

УХОД ЗА ВОЛОСАМИ (МЫТЬЕ, ПРИЧЕСЫВАНИЕ)

ГИГИЕНА ЗРЕНИЯ.

1. Загадка.

На ночь два окошка сами закрываются, а с восходом солнца сами

открываются.

2.Прочитай.

Глаза - окно е мир. Поэтому очень важно как можно дольше сохранить хорошее зрение. Для этого нужно выполнять определенные правила.

3. ЗАПОМНИ!

Сохраняй зрение, ежедневно занимайся спортом.

Чередуй труд и отдых.

Следи за правильным освещением рабочего места.

Соблюдай технику безопасности.

Следи за режимом питания.

Пользуйся очками.

4.Отгадай загадку.

«На носу сидит, на мир глядит, за уши держится».

Для чего нужны очки?

Почему нельзя обижать тех, кто носит очки?

5. Вопросы:

О каком органе чувств мы узнали?

Для чего человеку глаза?

Что нужно делать для того. Чтобы зрение было хорошим?

От чего надо беречь глаза и как?

Сколько времени можно смотреть телевизор, как часто?

6. Выполни задание:

Тебе нужно написать письмо. Уже темно. Установи правильно

лампу. Объясни.

Глаза - зеркало души. Маленькие секреты ухода за глазами.Тетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII вида

Глаза не только зеркало души, но и отражение нашего здоровья и настроения. И для того, чтобы наши глаза оставались красивыми и здоровыми, нам нужно регулярно за ними ухаживать.

В наше время нагрузка на глаза возрастает с каждым днем. Объем информации, цифровые носители, сидение целый день перед компьютером или телевизором - всё это рано или поздно может негативно сказаться на наших глазах. Школьники приобретают заболевание глаз- близорукость. Как ты понимаешь, что это за болезнь? От чего она возникает?

В первую очередь уход за глазами - это гигиена. Каждый вечер, как бы вы ни устали и во сколько бы вы ни пришли домой (пусть это будет даже глубокая ночь), обязательно удалите макияж с глаз. Макияж можно снять специальными средствами. Тетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII вида

Гимнастика.

Гимнастика снимает усталость и укрепляет глазную мышцу.

Первое. Закройте плотно глаза и досчитайте медленно до 5. Потом откройте глаза, поднимите их вверх и так же досчитайте до пяти и снова закройте.

Второе. Медленно посмотрите влево, сосчитайте до пяти. Потом медленно посмотрите вправо, сосчитайте до пяти и вернитесь в исходное положение. Закройте глаза на несколько секунд и снова повторите упражнение.

Третье. Поднимите глаза вверх, сосчитайте до трех, после чего медленно опустите глаза вниз и так же сосчитайте до трех. Закройте глаза на несколько секунд.

Четвертое. Вращайте глазами справа налево, потом слева на права. Вращайте медленно и между подходами закрывайте глаза на несколько секунд.

Пятое. Очень хорошее упражнение для глаз, это когда вы смотрите вдаль на какой-то предмет, а потом переводите взгляд на близкий предмет. Повторите несколько раз.

Рекомендаций по уходу за глазами:Тетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII вида

- не читайте в транспорте, и когда в помещении тусклый свет.

- старайтесь в течение дня хотя бы несколько раз растереть ладошки друг о друга и приложить их к глазам. Подержать около минуты.

- избегайте слишком большого напряжения глазных мышц, делайте перерыв в работе, хотя бы просто иногда поднимайте глаза от монитора и смотрите вдаль, на потолок, или на соседнюю стену.

На глаза, да и на общее настроение очень положительно действуют желтый, зеленый и голубой цвет. Окружайте себя спокойными цветами.

Ухаживайте за своими глазами, уделяйте им должное внимание, и они будут радовать вас здоровьем, красотой и сиянием.

Задания.

1. Что отражают глаза человека?

2. Зачем гимнастика глазам?

3. какие рекомендации необходимо соблюдать, для сохранения зрения?

Словарь: близорукость

Урок № 4.

Тема: Гигиена зрения.

Задание№1.Зарисуй глаз и подпиши его строение.

Глаза - орган зрения. Наши глаза защищены подвижными веками - верхними и нижними. На веках находятся ресницы. Веки и ресницы защищают глаза от сильного ветра, пыли, солнца.Тетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII вида

Задание № 2. Что мы можем определить с помощью органа зрения?

с помощью органа зрения, мы можем определить : цвет, свет …

Задание№ 3. Прочитай стихотворение и скажи «Как сохранить зрение»?

Береги зрение.

К окулисту пришел Крокодил, плакал горько, совета просил:

Я весь день телевизор смотрел, до полуночи над книгой сидел.

Свет обычно включать не любил и в темноте вечера проводил.

Видел все! А теперь не могу! Врач ответил: - Я вам помогу.

Но при этом с досадой сказал: - Вам беречь надо было глаза!

Непростительное поведение - так испортить хорошее зрение!

В темноте никогда не читайте! Телевизор пореже включайте!

И придется очки заказать, чтобы снова газеты читать!

Глаза надо беречь:

  1. не смотреть долго телевизор;

  2. играть в компьютерные игры.

Слова для справок Нельзя читать лежа, нельзя близко смотреть телевизор, нужно осторожно обращаться с острыми предметами, не играть в опасные игры, нельзя писать и читать при плохом освещении, тереть глаза грязными руками.

Задание № 4.Правила гигиены зрения.

Продолжи правила.

  1. Свет должен падать ……..

  2. Расстояние от глаз до поверхности стола должно быть равно…………………….

  3. Нужно глазам дать отдохнуть…………………………………………………………

  4. Недопустимо чтение………………………………………

  5. Сидеть перед телевизором не ближе…………………………………………………

Слова для справок: ( 2 м от экрана, лёжа при слабом свете, 2-3 мин, длине руки согнутой в локте, слева).Тетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII вида

Берегите глаза от травм -

это самая частая причина помутнения роговицы и слепоты.

Причиной глазных травм являются чаще всего шалости, драки. Дети бросаются палками, камнями.

В школьных мастерских школьники должны строго соблюдать правила техники безопасности (пользоваться защитными очками и т.д.). Нельзя сдувать опилки, стружки, т.к. они могут попасть в глаза. Неосторожное забивание гвоздей, пользование ранящими предметами могут повлечь травму глаз.

Гигиена полости рта.

Что такое правильная гигиена полости рта?

В результате правильной гигиены полости рта, рот выглядит здоровым, а дыхание - свежее и приятное. Это значит что:

  • Зубы чистые, в них нет застрявших остатков пищи.

  • Десны розовые, не болят и не кровоточат во время чистки зубной щеткой.

  • Неприятный запах изо рта перестает быть вашей проблемой.

Обращайтесь к стоматологу как можно скорее, если ваши десны стали мягкими или начинают кровоточить, когда вы чистите зубы зубной щеткой или нитью, а изо рта исходит неприятный запах. Эти признаки могут указывать на проблемы со здоровьем.

Как соблюдать правила гигиены полости рта?

Для поддержания здоровья полости рта самое важное - регулярно чистить зубы зубной щеткой и зубной нитью. Здоровые зубы не только позволяют вам хорошо выглядеть и чувствовать себя, они делают правильным процесс потребления пищи и помогают правильно говорить.
Чистить зубы следует не реже 2-х раз в день: после завтрака и вечером, перед сном. А в идеале чистку зубов нужно проводить после каждого приема пищи. Правильно выбранная зубная паста и хорошая зубная щетка - это еще не гарантия абсолютной чистоты зубов и их сияющей белизны. Огромное значение в этом процессе имеет правильная техника чистки зубов. Сам процесс не должен идти менее 3-х минут. Чистку надо проводить по трем направлениям:Тетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII вида

  • снаружи;

  • изнутри;

  • по жевательной поверхности зуба.

Рекомендации по выбору зубной щетки:
- длина чистящей головки должна быть 25-30 мм;
- чистящая головка должна быть сделана с плавными скруглениями переходов;
- щетка должна быть многопучковая, т.е. состоять из множества отдельных пучков ворсинок, со скруглением концов пучков;
- самой подходящей считается щетка со средней жесткостью щетины;
- щетина должна быть из искусственных волокон.
Зубную щетку необходимо хорошо прополаскивать водой после каждой чистки зубов, затем ее следует просушить и менять каждые 3-6 месяцев.
Помимо самих зубов необходимо ухаживать и за зубными промежутками. Прочищать их лучше всего вечером, перед чисткой зубов. Специальные щетки для прочистки зубных промежутков следует использовать, специальной шелковой нити, деревянными зубочистками. Если для чистки зубов щеткой у вас нет времени, воспользуйтесь жевательной резинкой, но она должна быть специальная (для очищения зубов). В состав такой жевательной резинки входит ксилит, который способен защитить зубы от кариеса. Для гигиены полости рта можно использовать зубной эликсир для освежения дыхания. Тетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII вида

Задания.

1. Что такое правильная гигиена полости рта?

2. Как соблюдать правила гигиены полости рта?

3. Чистку надо проводить по трем направлениям?

4. Как правильно выбрать зубную щётку?

5. Какие ещё приспособления для ухода за полостью рта, запомнил?

Словарь: эликсир

Задание №1. Уход за полостью рта.

Правила.

  1. Чисти зубы 2 раза в день;

  2. Зубной щёткой нужно водить не только вдоль дёсен, но и снизу вверх и сверху вниз;

  3. Уделяй внимание каждому зубу;

  4. Не нажимай щёткой слишком сильно;

  5. Меняй старую щётку на новую через каждые 3 месяца;

  6. Правильно выбирай зубную пасту;

  7. Раз в год ходи к стоматологу.


Задание №2. Разнообразие зубных паст.

Зубная паста

Лечебная

Профилактическая

Отбеливающая

Комплексная

Антибактериальная

Задание №3. Как выбрать зубную щётку.

Зубные щётки

мягкая

средней жёсткости

жёсткая


Тетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII вида



Уход за лицом, руками, ногами

Уход за кожей лица
Поговорим немного об уходе за кожей лица. Итак, начнем с того, с какого возраста нужно начинать ухаживать за кожей. Ухаживать можно начинать с 14-16 лет.
В переходном возрасте многие ребята подвержены незначительным высыпаниям. В этом случае нужно умыться (желательно водичкой в которую добавлены настойки трав, например ромашки, она обладает антисептическим и противовоспалительным действием). Затем вытираем лицо. Используйте небольшое по размеру полотенце, обычное хлопчатобумажное и желательно каждый раз новое (я имею в виду чистое). Тетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII вида

Типы кожи и особенности ухода за ней.

Нормальная кожа.

Нормальная кожа - свежая, плотно натянутая, упругая, без крупных пор, нежирная, чистая (без пятен), бархатистая, гладкая и эластичная. Утром умывайте лицо обычной водой, мылом. Вечером удалите макияж очищающим кремом и наложите тонизирующий крем, смягчающий кожу.

Уход за нормальной кожей

Очищайте кожу 2 раза в день. После умывания протрите кожу лица лосьоном, настоем трав. Лосьоны обладают антисептическим, стягивающим, противовоспалительным действием, тонизируют кожу. На еще влажную кожу нанесите крем. Он защищает кожу от ветра, солнца, пыли.

Сухая кожа

Сухая кожа - тонкая, вялая, бледная, с морщинками и складками, шелушится.

Даже у подростков могут на щеках, под глазами и в уголках рта появиться морщины. При сухой коже появляются шелушение, сухие пятна, покраснения, воспаляющиеся на холоде. Сальные железы не выделяют достаточного количества жира, и кожа становится обезвоженной. За сухой кожей следует тщательно и правильно ухаживать. Для мытья следует применять только кипяченую или смягченную воду. По возможности нужно обходиться без мыла. Попробуйте умываться молоком.

Для этого типа кожи очень важны питание и защита.

Уход за сухой кожей

Сухая кожа отличается высокой чувствительностью к неблагоприятным воздействиям. Она лишена блеска, быстро теряет эластичность, морщины на сухой коже появляются рано. При сухой коже необходимо не менее двух раз в неделю делать питательные и увлажняющие маски.

Комбинированная кожа

Ухаживать за такой кожей следует, как за двумя различными типами кожи. Сухая кожа обычно на щеках, жирная - в центральной части лица: лоб, нос, подбородок. Участки с жирной кожей следует очищать вяжущими и тонизирующими лосьонами, а щеки требуют такого же ухода, как сухая кожа.

Уход за комбинированной кожей

Комбинированная кожа - смешанный тип - встречается наиболее часто. Смешанный тип кожи требует разных способов ухода за разными частями. Такая кожа плохо переносит воду и мыло. Кремы наносите каждый раз после умывания, а маски делайте раз в неделю.

Задания.

1. Как ухаживать за кожей лица?

2. Какие типы кожи тебе известны?

3. Что значит комбинированная кожа лица?

Словарь: комбинированная.


Нормальная кожа

Настои трав: ромашка аптечная, шалфей, мята перечная. Кипяченая вода. Вода с добавлением сока лимона (1 ст. ложка на 1 литр воды)


Жирная

кожа

Настои трав: календула, шалфей, ромашка аптечная, липовый цвет, василек. Вода с добавлением поваренной соли (1ч. ложка на 1 литр воды). Вода с добавлением сока лимона (1,5 - 2 ст. ложки на 1 литр воды). Вода с добавлением борной кислоты (2 ч. ложки на 1 литр воды)


Сухая кожа

Настои трав: мята перечная, петрушка, мать-и-мачеха, лепестки розы. Кипяченая вода. Вода с 1/3 частью молока. Вода с добавлением буры (1ч. ложка на 1 литр воды)

ПОМНИ:

  • мой руки по мере загрязнения;

  • наноси крем на кожу рук до работы (защитный крем) и после работы (питательный или увлажняющий крем);

  • еженедельно стриги ногти;

  • во время работы на огороде или участке используй перчатки (резиновые или тканевые);

  • для обветренной и грубой кожи рук используй теплые смягчающие ванночки.

Уход за кожей лица:

  1. Утро - не менее чем за 20 минут до выхода на улицу:
    - умойся теплой водой;

- протри лицо лосьоном;

- нанеси увлажняющий крем;

  1. День - не трогай лицо грязными руками;

  2. Вечер - подготовка ко сну:

- умойся туалетным мылом или пенкой для умывания;

- протри лицо лосьоном;

- нанеси питательный или витаминный крем.

Вопросы:

1. Назови типы кожи ?

2. Как ухаживать за сухой кожей?

3. Как ухаживать за нормальной кожей?

4. Как ухаживать за комбинированной кожей?

5. Как правильно ухаживать за кожей лица?

Уход за руками
Чаще всего на виду бывают наши руки. Они приветствуют знакомых и друзей, они жестами подчеркивают наши слова, а кроме того им приходится работать в экстремальных условиях: на жаре и на холоде, в воде или с сильными чистящими средствами. Чтобы, невзирая на все это, ваши руки оставались в отличной форме, надо кремом для рук пользоваться несколько раз в день, по мере необходимости.Тетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII вида

Маникюр - это косметическая процедура по приведению в порядок пальцев рук и ногтей на них, которая может выполняться не только в салонах красоты, но и дома. Вот и я свой рассказ начну с рассмотрения того, как ухаживать за ногтями рук дома.
Ваши ногти - это удивительная и интересная часть покрова тела, отражающая общее состояние здоровья организма. Заботится о красоте своих ногтей - значит не только делать маникюр с потрясающими рисунками, это в первую очередь забота о красоте ногтей и рук в целом, которая следует из их здоровья.
Только здоровые ногти - обладают прозрачным розовым цветом, блестящие и гладкие. На состоянии ваших ногтей отражается все - неправильная диета, недоедание, алкоголь, наркотики, гормональные нарушения и анемия.

Как правильно ухаживать за ногтями.Тетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII вида

Коротко постриженные ногти будут вызывать неприятные ощущения и даже. В этом случае не исключено, что кожа будет постепенно нарастать на ногти, что может превратиться в проблему на всю оставшуюся жизнь. Выполнять процедуру лучше всего после купания, когда ногти размягчаются. И ещё один важный момент. Стригут ногти на руках и на ногах по разному. На руках их обрезают с закруглением, чтобы острые края не царапались. На ногах лучше обрезать ровно, иначе в будущем возможно врастание ногтей - вещь неприятная.
Острые края и царапающие неровности обрабатывают пилкой.

Маникюр нужно делать раз в неделю. Вся процедура ухода за руками займет у вас не больше 5-10 минут, зато ваши руки будут выглядеть ухоженными и красивыми.

Заусеницы.
Отсутствие ухода за ногтями продолжительное время приведет к росту заусениц.
Если в уголках ногтей появились неприятные надрывы, то вам нужно срочно действовать. Растворите в теплой воде немного питьевой соды. Опустите в воду ногти. После приема такой ванночки вы сможете воспользоваться специальными щипчики для удаления заусениц.

Задания.

1. Что входит в уход за руками?

2. Как правильно ухаживать за ногтями?

3. Чистку надо проводить по трем направлениям?

4. Как правильно стригут ногти?

5. Как правильно сделать маникюр?

Словарь: маникюр

Задание №1.

Допиши предложения.

Чтобы руки были чистыми и красивыми, надо

Тетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII вида

1. Мыть руки с

теплойТетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII вида

2.Вытирать руки Тетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII вида Тетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII вида

3.Смазывать кожу

4. Каждую неделю стричь ногтиТетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII вида

Слова для справок

  1. Мыло.

  2. Вода.

  3. Полотенце.

  4. Крем для рук.

  5. Ножницы.







Тетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII вида

Уход за ногами

И так, ступня - это кисть ноги, поговорим об уходе за ногами. Как известно, уход должен начинаться с педикюра, по продолжительности эта процедура займет всего 40-50 минут, а делать ее достаточно будет один раз в неделю.
Что должно входить в педикюрный набор? Начинаем перечислять:
* ножницы либо кусачки для ногтей;

* пилочка (более грубая, чем для ногтей руки);

* пемза либо рашпиль для ороговевшей кожи.
Начинаем процедуру с того, что делаем ванночку для ступней, в теплую воду всыпаем морскую соль и распариваем кожу на ступнях. После распарки удаляем пемзой или рашпилем ороговевшую кожу на ступнях, двигать пемзу нужно в одном направлении, чтобы кожа легко удалялась, а не "распушивалась".
После этого вам необходимо подрезать ногти: форма обреза должна повторять форму кончиков пальцев, уголки ногтей немного закруглить и отшлифовать срезы. Педикюр почти готов, нанесите крем для ног с освежающим эффектом на ступни и помассируйте. Все, теперь ваши ноги выглядят великолепно.
У ногтей на пальцах ног бывают такие проблемы как вросший ноготь, если не скруглять ногти, то они по бокам могут врасти в кожу и при ходьбе будут воспаляться. Что же нужно делать в этом случае? Делайте антисептические ванночки из цветов календулы или попробуйте такой вариант: пропитайте шерстяную нитку йодом и осторожно вставьте под ноготь, так он будет отделен от кожи, отрастет и пройдет воспаление.

Еще одной проблемой может быть ороговевшая кожа, которая образуется в тех местах на ступнях, где жмет обувь. В этом случае я рекомендую не удалять полностью этот слой, иначе он быстро будет нарастать снова. Oбильно по вечерам увлажняйте эти места, или если у вас образовались твердые мозоли, воспользуйтесь специальными лосьонами либо специальными пластырями, которые можно найти в аптеках.Тетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII вида


Упражнения для снятия усталости ног:


1. Поднимемся на носки и опускаемся на пятки 50 или 60 раз.
2. Стоя, катаем в течение 5 минут ступнями мячик или скалку.
3. Соберем пальцами ног разбросанные по полу карандаши.
4. Сядем удобнее, вытянем ноги, вращаем стопами по 10 раз в одну сторону, и в другую сторону.
5. Походим на пятках и цыпочках на внутренней и внешней стороне стопы.
6. Вставим между пальцами ног карандаш и постараемся что-нибудь написать.
7. Для укрепления сухожилия пальцев ног, встанем пальцами на толстую книгу, чтобы пальцы свисали к полу. Попытаемся пальцами ухватим за край книги.
8. Опускаем и поднимаем пальцы ног по 10 раз.
9. Ходите босиком, это одно из эффективных упражнений.

Задания.

1. Что должно входить в педикюрный набор?

2. После чего необходимо подрезать ногти на ногах?

3. Зачем выполнять гимнастику для ног?

Словарь: педикюр

Тест: Если хочешь быть здоров

  1. В какое время надо завтракать?

А)утром

Б)днём

В)вечером

  1. В какое время надо ужинать?

А)утром

Б)днём

В)вечером

  1. Сколько раз в день надо чистить зубы?

А)1 раз в день

Б)2 раз в день

В)3 раз в день

  1. Что не относится к личным средствам гигиены?

А)зубная щётка

Б)шампунь

В)расчёска

5. С какой стороны должен падать свет при письме?

А) слева

Б) сверху

В) справа

6. найди средства гигиены, которыми могут пользоваться все члены семьи?

А) полотенце

Б) шампунь

В) мочалка

Как правильно ухаживать за ушами
Ухо - это слуховое окно в мир. Каждое лишнее вторжение в слуховой проход может привести к осложнениям. Там находятся серные железы. И чем чаще вы станете удалять серную массу, тем сильнее она будет образовываться вновь. Иногда вместо того, чтобы вычистить серу, человек заталкивает ее вглубь, закупоривая тем самым свой слуховой проход серной пробкой. Забота об ушах сводится в простым вещам. Их надо мыть водой и мылом, водя пальцами по ушной раковине. Если вы купались или принимали душ и в ухо попала вода, можно воспользоваться столь популярными сейчас "ватничками" на пластмассовых палочках - они повсюду продаются, в том числе и аптеках. Делать это надо осторожно и аккуратно.
Еще важный момент.
Желательно, чтобы во время этой процедуры рядом не было детей или кого-то, кто нечаянно может толкнуть или задеть вашу руку. Случаи ранения перепонки таким образом нередки. Необходимо раз в год, показываться ушному врачу. Переизбыток всякого рода звуков и шумов, от которых некуда скрыться, особенно в городе, - настоящая беда наших дней. Поэтому уже с 25 лет идет возрастное изменение слуха.
Давайте обсудим:
1. Одна из нынешних примет - молодой человек в наушниках. Доносящаяся из них музыка слышна и соседу, сидящему или стоящему поблизости. Тетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII вида

2.Сыро, промозгло, слякотно. Впереди зима. Уши мерзнут. Кто-то кутается в платок, кто-то закладывает внутрь ватку, но многие гордо шагают, как принято говорить, "без головы".
3. В лютый мороз. Отказываться в такие дни от головного убора - значит, не любить себя. Хотя и зацикливаться на особом утеплении ушей не стоит. В первую очередь следует подумать о закаливании и укреплении организма.
4. Еще одна дань моде - веер сережек в молоденьких ушках. Это тоже рождает проблемы.
Не пытайтесь заниматься самолечением. Если в ухе "стреляет", оно заложено или там резонирует собственный голос - никакого самолечения. Лечить уши должен только доктор. Потому что это серьезнейший орган, непосредственно связанный с головным мозгом. Первая, снимающая боль помощь: сосудосуживающие капли в нос и согревающий компресс.
ПОМНИТЕ
1. Не ковыряйтесь в них без надобности.

2. Одевайтесь по погоде.

3. В стужу не выходите на улицу с огромными тугими клипсами, нарушающими кровоснабжение, или тяжелыми, висящими по плечи серьгами. Приберегите их в сумочке и украсьте свои уши, войдя в теплое помещение.

Задания.

1. Как правильно ухаживать за ушами?

2. Какой важный момент необходимо соблюдать при чистке ушной раковины?

3. Что необходимо помнить?

Уход за ушами

Уход за ушами

Слушать громкую музыку

Мыть уши каждый день

Ковырять в ушах спичкой

Чистить уши ватной палочкой

Кричать в ухо другому человеку

Можно


Нельзя



Проверочная работа

по теме: «Гигиена зрения. Меры предупреждения нарушения зрения»

Тест № 1. Выбери один наиболее правильный ответ:

  1. Почему дальнозоркость чаще развивается к старости:

А. С возрастом хрусталик теряет эластичность;

Б. Мутнеет стекловидное тело;

В. Иначе преломляются световые лучи;

Г. Изменяется сетчатка.

2. Какое нарушение зрения чаще встречается у школьников:

А. дальнозоркость

Б. близорукость

В. дальтонизм

Г. астигматизм

3. Причиной, вызывающей близорукость может быть:

А. плохое освещение;

Б. чтение лежа;

В. слишком близкое расположение рассматриваемого предмета

Г. все выше перечисленные причины.

4. Снижение способности видеть в сумерках возникает при недостатке:

А. витамина А Б. витамина С

В. Кальция Г. белка

5. При чтении или письме свет должен падать:

А. Слева (если человек правша) Б. Справа (если человек левша)

В. Сверху Г. Все ровно откуда

6. Расстояние до экрана монитора должно быть:

А. не менее 20 см Б. не менее 60-70 см

В. 40 см Г. 90 см

7. До экрана телевизора должно быть расстояние не менее:

А. 50 см Б. 100 см

В. 200 см Г.400 см

8. Ученику 8 класса работать на компьютере можно:

А. не более25 мин в день

Б. не менее 1 часа

В. не менее 40 мин

Г. не более 1,5 часа

9. Расстояние до книги при чтении должно быть:

А. не менее10 см Б. не менее 30 -35 см

В. не менее 60 см Г. 50 см

10. При ярком солнечном свете:

А. необходимо надеть головной убор

Б. необходимо надеть солнцезащитные очки

В. спрятаться от солнца

Г. не выходить из дома при ярком солнечном свете.

Урок № 6. Проверочная работа


1


2








4








Задание№ 1. Разгадай кроссворд: Правила личной гигиены.

  1. Мягкое, пушистое, то, чем вытираются……….называется.

  2. Гладко душисто, моет чисто,

Нужно. Чтоб у каждого было…..

Ею руки, ноги, спину трут и ………..зовут.

  1. Костяная спинка, на брюшке щетинка,

По частоколу прыгала, всю грязь повыгнала.


Задание№2. Заполни таблицу.
Предметы и средства личной гигиены.

Предметы

Средства




Задание№3. Зарисуй глаз и подпиши его строение.

Задание№4. Тест.

1. При чтении или письме свет должен падать:

А. Слева (если человек правша) Б. Справа (если человек левша)

В. Сверху Г. Все ровно откуда

2. До экрана телевизора должно быть расстояние не менее:

А. 8 м Б. 1м

В. 2м Г.4м

3. При ярком солнечном свете:

А. необходимо надеть головной убор

Б. необходимо надеть солнцезащитные очки

В. спрятаться от солнца

Г. не выходить из дома при ярком солнечном свете.

4. Расстояние до книги при чтении должно быть:

А. не менее 35 см

В. не менее 60 см


1

2

3

4


Задание№5. Причиной глазных травм являются чаще всего:

1.

2.

3.

Урок №5.

Тема: Береги зубы с детства.

Зубы


временные постоянные

Зубы выполняют различные функции: ж.в.н.е, р.ч.о.р.з.в.н.е

Задание №1. Рассмотри строение зуба.

Тетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII вида

Задание №2. Предотвратить заболевание зуба можно, удаляя остатки пищи и зубной налёт при помощи:

  1. Зубной ……..;

  2. Зубной п……;

  3. Прополоскать ……..;

  4. Зубной н…….;

  5. При помощи з………;

  6. Жевательной р………

Задание №3. Тест: Полезные и вредные привычки.

1

2

3

4

5

6

7

8



  1. Я чищу зубы 2 раза в день;

  2. Я перекусываю фруктами и овощами;

  3. Я грызу ручки и карандаши;

  4. Я часто ем сладкое;

  5. Я часто хожу к стоматологу;

  6. Я дышу носом;

  7. Я стараюсь произносить слова правильно;

  8. Я стараюсь сидеть прямо за партой.

Задание №4.Раскажите, как правильно чистить зубы?

Правила сохранения зубов.

  • Чистить зубы два раза в день.

  • Соблюдать правилу чистку зубов.

  • Применять зубочистки.


Что такое осанка?

Осанка - это привычная, непроизвольная поза стоящего человека. Осанка определяется положением головы, формой позвоночного столба и грудной клетки, положением таза, а также состоянием и качеством работы мышц участвующих в сохранении равновесия нашего тела. С раннего детства следует учиться правильно стоять, сидеть и ходить, так как неправильно выработанный стереотип с годами превращается в привычку и исправить его очень трудно.

Так какая же осанка считается правильной?

При правильной осанке голова и туловище расположены по одной вертикальной линии, плечи развёрнуты, слегка опущены и находятся на одном уровне, лопатки прижаты.Тетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII вида


Проверить правильность своей осанки можно следующим образом: надо встать спиной к стене без плинтуса (к двери), касаясь её затылком, лопатками, ягодицами и пятками. В области поясницы должна свободно проходить вертикально поставленная ладонь. Сделайте шаг вперёд, затем, сохраняя это положение, шаг назад к стене и ещё раз проверьте положение тела. Если после шага назад положение тела не такое, каким оно было в исходном положении, значит, у вас имеются нарушения осанки.

Нарушения осанки.Тетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII вида

Нарушения осанки могут быть связаны с разными причинами. От привычки неправильно сидеть, ходить, стоять возникает мышечный дисбаланс, т. е. разная величина мышечного напряжения- это приводит к изменению положения тела.

Причиной может быть и вредная привычка горбиться, как это часто бывает у высоких юношей и девушек.

Сколиоз - это заболевание опорно-двигательного аппарата, характеризующееся искривлением позвоночника.

При сколиозе возникает наклон туловища в какую-либо сторону, а также искривление позвоночника.

При постоянной тренировке позвоночник может достигать удивительной гибкости, однако при малоподвижном образе жизни человек постепенно теряет не только гибкость, но и необходимый объем движений в позвоночнике. Для профилактики различных заболеваний позвоночника, укрепления его связочного аппарата рекомендуется выполнять физические упражнения с разнообразными движениями позвоночника, а также упражнения, укрепляющие мышцы спины, так как они поддерживают позвоночник и несколько уменьшают нагрузку на межпозвонковые диски. Очень полезны упражнения на растяжение.

Задания.

1. Что такое осанка?

2. Какая же осанка считается правильной?

3. От чего происходит нарушения осанки.?

Словарь: сколиоз.

Урок №7.

Тема: Осанка.

Осанка - это положение человека стоя или сидя. Главной особенностью правильной осанки является симметричное расположение частей тела относительно позвоночника.

Задание №1. Составить слово и записать расшифрованные высказывания:

«А» - плечи отведены назад;

«С» - голова приподнята

«К» - руки опущены свободно;

«Н» - живот подтянут

«А» - колени выпрямлены;

«О» - тело выпрямлено

Задание №2. Укажи стрелками нужный вариант ответ.

тело

отведены назад

голова

подтянут

плечи

свободно опущены

живот

прямо

руки

выпрямлены

колени

приподняты

Задание №3.Прочитай и объясни, как понимаешь смысл пословицы.

« Быстрого и ловкого болезнь не догонит».

Задание №4. Кроссворд.







1.



2

3


4

5


6






  1. Одно из самых важных в жизни человека.

  2. Лыжные гонки, фигурное катание, плавание, волейбол всё это - …..

  3. У девочек стройная, а у мальчиков спортивная …..

  4. Во время утренней гимнастики мы делаем различные ……

  5. Утренняя ……для того чтобы проснуться и набраться сил.

  6. ….. на месте, хорошая разминка для ног.

Задание №5. Как правильно стоять?
1. Держать голову прямо, подбородок вперед. Нельзя наклонять голову вперед, назад или в стороны.

2. Мочки ушей должны находиться на одной линии с серединой плеч.

3. Макушка как бы стремится к потолку.

4. Плечи должны быть расправлены, колени и спина - прямые.

5. Втянуть живот, таз не выпячивать.

6. Свод стопы должен располагаться устойчиво.

Тест. Опора тела и движение.

1. Какую работу в организме выполняет скелет?

а) является опорой тела, защищает внутренние органы

б) передаёт сигналы к органам от головного мозга

в) приводит в движение тело

2. Какую работу в организме выполняют мышцы?

а) передают сигналы к органам от головного мозга

б) разносят по организму питательные вещества

в) приводят в движение кости

3. Какую систему образуют скелет и мышцы?

а) кровеносную систему

б) пищеварительную систему

в) опорно - двигательную систему

г) нервную систему

4. От чего зависит осанка?

а) от скелета и мышц

б) от работы кровеносной системы

в) от хорошей учёбы

5. Какой вред организму приносит неправильная осанка? Найди лишнее:

а) выпадают волосы

б) человеку труднее дышать

в) хуже работают сердце и другие внутренние органы

6. Какие правила надо выполнять при ходьбе? Найди ошибку:

а) если несёшь что либо тяжёлое, распредели груз равномерно в правой и левой руках

б) если это невозможно, неси груз в правой руке

в) в школу лучше ходить с ранцем, чем с портфелем

г) держись прямо

7. Какой должна быть кровать? Найди лишнее:

а) не очень мягкой

б) ровной

в) слегка изогнутой

г) не очень жёсткой

8. Что необходимо делать тому, кто хочет иметь правильную осанку?

а) тренировать мышцы

б) много лежать на ровной поверхности

в) много сидеть, опираясь на спинку стула

9. Что должны делать ребята, у которых осанка испорчена?

а) много лежать на ровной поверхности

б) много сидеть, опираясь на спинку стула

в) заниматься лечебной физкультурой

Форма обращения с просьбой.

Поскольку человек живёт и реализовывает себя в общении с другими людьми, то без обращения ему никак не обойтись.

Обращение - это слово или сочетание слов, называющее того, к кому (или к чему) обращаются с речью. Язык человека -точный показатель его человеческих качеств, его культуры. Это касается и обращения.

Для того, чтобы обратиться к человеку (знакомому или незнакомому), нужно знать, как к нему обратиться. В некоторых случаях некорректное обращение может даже задеть человека, особенно если этот человек старше вас или занимает более высокую должность. На дружеском уровне, знакомый вас поправит и объяснит, как правильно обращаться в той или иной ситуации.

Устная форма обращенияТетрадь по социально- бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса С(К)ОШИ VIII вида

Главное правило обращения: будьте вежливы. Ни жизненные обстоятельства, ни общественное положение не могут извинить грубость или небрежность в обращении.

Обращение может быть выражено не только одним словом, но и сочетанием слов. Дорогие друзья! Приглашаем вас на выставку книг.

У нас в стране используются две формы обращения: «вы» и «ты». Принято, что члены семьи и другие близкие родственники между собой разговаривают на «ты». В большинстве случаев на «ты» обращаются друг к другу друзья и хорошо знакомые люди. На работе, в общественных местах принято обращаться на «вы».

Согласно правилам современного этикета обращение «Вы» является обязательным в следующих случаях:

1. Независимо от возраста и социального происхождения - в официальной среде и при обращении к малознакомому либо же незнакомому. При этом, обращение на «Вы» к человеку, достигшему 25 лет, дополняется именем и отчеством; к тем же, кому от 15 до 25 - чаще всего только полной формой имени.

2. При общении с человеком, встреченным впервые.

3. В общении между сослуживцами, в случае присутствия при этом посторонних лиц.

4. Во время делового общения в случае отсутствия неформальных отношений между людьми.

5. К коллегам в неформальной обстановке.

6. При общении врача с пациентом, вне зависимости от обстоятельств.

8. При обращении к учащимся старшей и средней школы, что подчёркивает уважительное отношение и отмечает зрелость личности.

9. По отношению к людям старшего возраста - вместе с именем и отчеством.

10. В официальной обстановке даже по отношению к хорошо знакомому человеку.

Обращение «ты» допустимо:

1. В семье, что является свидетельством близких отношений. Хотя и сегодня кое-где сохраняется традиция обращения к родителям на «Вы».

2. В неофициальной обстановке при обращении к хорошему знакомому, коллеге, другу, к детям.

3. В школе при обращении к ребёнку.

Как обратиться к незнакомому человеку?

При обращении к массовому адресату можно сказать:

Уважаемые господа! Господа!

Уважаемые коллеги! (к людям одной профессии)

Многоуважаемые ветераны!

В армии осталось официальное обращение «товарищ».

При одновременном обращении к мужчинам и женщинам часто говорят «Дамы и господа!».

В остальных случаях - «уважаемый»

Урок №8.

Тема: Форма обращения с просьбой.

Задание №1. Составь предложение из предложенных слов.

Объясни значение.

Вопрос, умею, с, обращение, просьба.

________________________________________________________________________

Задание №2. Продолжи предложение.

Обращение может состоять из нескольких слов:

  1. Скажите………….

  2. Будьте ……………

  3. Извините…………..

  4. Разрешите…………

Употребление обращений связано с культурой человека. Использование обращений является актуальной проблемой современного общества, так как люди затрудняются в выборе вежливых форм обращения при общении друг с другом и с незнакомыми людьми.

Задание №3.

« Здравствуйте»-

« Будьте добры»-

«До свидание»-

  • Что обозначает это слово?

  • Какими словами его можно заменить?

  • Кому и когда их говорят?

Задание №4. Найди зашифрованные слова и объясни их значение.

й

ц

е

и

н

е

м

у

к

е

п

р

и

м

е

н

я

т

ь

н

х

е

ы

н

б

е

ш

л

о

в

ъ

ф

а

с

л

о

в

а

п

о

Задание №5. Заполни схему.

Прощание

1.

2.

3.



_____________

Приветствие

1.

2.

3.





Просьба

1.

2.

3.

Благодарность

1.

2.

3.

4.

Извинение

1.

2.

3.

Тест 5 класс I уровень


1.Что изучает урок СБО?

Социально-

Бытовая-

Ориентировка-

А)отношения людей в обществе;

Б)Помочь разобраться в чём- либо,

В)повседневная жизнь ( пища, одежда, жилище, здоровье, культура, отдых).

2. Правила ухода за ушами:

А) мыть утром;

Б) смазывать кремом;

В) чистить после бани.

3.Индивидуальная может быть-

А) мыло,

Б)расчёска,

В)зубная паста,

Г)крем,

Д)мочалка).

4.Когда чистят зубы?

А) в обед

Б) вечером

В) утром

Г) в полдник

5.На каком расстоянии необходимо смотреть телевизор?

А) 1 м

Б) 3м

В) 2 м

6.Выбери домашнюю одежду.

А)Белая рубашка,

Б)халат,

В) праздничное платье,

В) пижама,

Г)тренировочный костюм.

7.Выбери зимние головные уборы.

А)Меховая шапка,

Б) панама,

В)шуба,

Г)пальто,

Д)бейсболка,

Е)фуражка.

8.Выбери правила поведения на перемене.

А) бегай

Б ) кричи

В ) ходи спокойно

Г ) дерись

Д ) говори тихо

Е ) не толкайся

Ж ) обижай малышей

1

2

3

4

5

6

7

8




II уровень

1.Когда чистят зубы?

А) в обед

Б) вечером

В) утром

2.На каком расстоянии необходимо смотреть телевизор?

А ) 1 м

Б ) 3м

В ) 2 м

3.Выбери домашнюю одежду.

А) халат,

Б)праздничное платье,

В) пижама,

Г) тренировочный костюм.

4.Подчеркни зимние головные уборы.

А)Меховая шапка,

Б)панама,

В)бейсболка,

Г)фуражка.

5.Выбери правила поведения на перемене.

А ) бегай

Б ) кричи

В ) ходи спокойно

Г ) дерись

Д ) говори тихо

Е ) не толкайся

Ж ) обижай малышей

6.Что изучает урок СБО?

Социально-

Бытовая-

Ориентировка-

А)отношения людей в обществе;

Б)Помочь разобраться в чём- либо,

В)повседневная жизнь ( пища, одежда, жилище, здоровье, культура, отдых).

7. Правила ухода за ушами:

А) мыть утром;

Б) смазывать кремом;

В) чистить после бани.

8.Индивидуальная может быть-

А) мыло,

Б)расчёска,

В)зубная паста,

Г)крем,

Д)мочалка).

1

2

3

4

5

6

7

8



ЛИТЕРАТУРА

  1. Выготский, Л, С. Соб. соч. : в 6 т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / Л. С. Выготский ; под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. - М. : Педагогика, 1982.

  2. Дефектологический словарь / под ред. А. И. Дьячкова. - М. : Педагогика, 1970.

  3. Львова, С. А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы : пособие для учителя / С. А. Львова. - М. : ВЛАДОС, 2005.

  4. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе / под ред. В. В. Воронковой. - М.: Школа-Пресс, 1994.

  5. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов ; под ред. Н. Ю. Шведовой. - 18-е изд., стереотип. - М. : Русский язык, 1987.

  6. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5-9 кл. / под ред. В. В. Воронковой. - М.: ВЛАДОС, 2010.

  7. Социально-бытовая ориентировка, 5-9 классы; развёрнутое тематическое планирование/ авт.-сост. Львова С.А.- Волгоград: Учитель, 2012г.

  8. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной ( коррекционной) школе VIIIвида. 5-9 классы: пособие для учителя/ С.А Львоваю-М.: Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС, 2005.





© 2010-2022