• Преподавателю
  • Другое
  • Разработка интегрированного занятия внеурочной деятельности Наука и жизнь (4 класс)

Разработка интегрированного занятия внеурочной деятельности Наука и жизнь (4 класс)

Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

• Занятие внеурочной деятельности

Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие. Куда не посмотрим , куда не оглянемся - везде перед очами нашими успехи её применения. (Менделеев)

Химико-биологический эксперимент «Наука и жизнь» (мероприятие для 4 класса)

Интегрированное занятие.

Сценка.

Р. - мама, а почему, когда я бросаю лимон в чай, то он становится светлым?

М.- Это потому, что лимон кислый, и осветляет его.

Р. Мама, а зачем ты соду в тесто для блинов добавляешь?

М. - Чтобы тесто стало пышным и воздушным.

Р. Ну, надо же как интересно ! Мама, я вчера в школе пил чай и немного пролил на рубашку. Извини!

М.- Ничего страшного , сынок, это пятно мы попробуем отбелить!

Р.- Мамочка, ну откуда ты все знаешь и умеешь?

М - А здесь нет никаких секретов, просто я хорошо училась в школе и изучала очень интересные науки - химию и биологию.

Уч.Х -Действительно, ребята, есть такие науки, которые вам еще предстоит изучить.

Уч. Б -а сегодня мы хотим, чтобы вы побывали в химико- биологической лаборатории и сами поучаствовали в экспериментах!

Уч. Х - Я уверена, что вы убедитесь. Что химия и биология очень важные и интересные науки, которые стоит изучать и применять полученные знания в жизни!

Уч. Б. Поднимите руки, кто готов сегодня побывать в роли исследователя?

Да, вижу, что готовы все!

Уч. Х. - Но любой исследователь, должен знать и соблюдать правила по технике безопасности, без которых в любой лаборатории не обойтись. Давайте с ними познакомимся.

Б. -Помни, каждый ученик,

Знай, любая кроха:

Безопасность хорошо,

А халатность - плохо!

Химик. - Помни: щелочь, кислота

Вмиг прожгут одежду всем,

Надевай халат, как я

И работай без проблем.

Биолог.- Как же нюхать вещества?

В колбу нос совать нельзя!

Что может случиться?

Ты можешь отравиться!

Химик. - Всякое в опыте может случиться,

Внимательным будь и не оплошай.

тебе всегда поможет учитель,

Паники только не допускай!

Биолог. А экспериментировать будут с вами и для вас ваши ученые химики и биологи.

Ученик . -Ребята, наверняка, вы и раньше слышали: химические вещества, химия, химик. Очень часто мы, говоря химическое вещество, подразумеваем что-то нехорошее, полученное искусственно, вредное для здоровья человека. Оказывается это не совсем так. Все, что нас окружает, состоит из химических веществ.

Даша.

-- Из химических веществ состоят не только все, что окружающие нас, но и мы свами, как и любой другой живой организм, тоже состоим из химических веществ. Мы ими дышим, их пьем, едим.

Вика - Как вы думаете , химические вещества могут превращаться друг в друга?

Конечно , да!

Даша.- Что мы вдыхаем?(кислород) А что выдыхаем? (углекислый газ) Значит, в нашем организме кислород превращается в углекислый газ!

Вика.- Это не какое-нибудь, а химическое превращение! Это превращение вредно или полезно для нас?

Даша. - Представьте себе, что произойдет, если мы перестанем дышать? Правильно, мы погибнем

Вика.- Оказывается, химические превращения могут быть полезными и даже необходимыми! Так стоит ли нам бояться химических явлений или химических веществ? Конечно, нет!

Даша -А так же мы сегодня узнаем , что и для живых организмов необходимы химические вещества и химические реакции.

Ну что , давайте «похимичим».

И конечно, сначала мы попытаемся помочь Саше, и удалим с рубашки пятно чая.

Опыт №1 Надя

Что мы будем делать, если одежду испачкали чаем? Правильно, застираем. В рекламе по телевиденью очень часто упоминаются вещества - отбеливатели. Одним из компонентов некоторых отбеливателей являются пероксиды. Возьмем кусочек ткани, испачканной в чае, и опустим в пробирку с перекисью водорода. Как видите, ткань побелела. Произошла химическая реакция, которая помогла нам вернуть вещи ее первоначальную чистоту и белизну.

Держи, Саша, свою рубашку и больше ее не пачкай

Опыт №2 Юля

Ребята, а где еще используют перекись водорода?

Правильно в медицине, как дезинфицирующее вещество , т.е. вещество убивающее бактерии

Перекисью обрабатывают раны. Давайте, проведем обработку воображаемой раны. В пробирку с кусочком мяса - это мышцы животного, добавим несколько капель перекиси водорода. Вот вы видите реакцию, в результате которой происходит обезвреживание раны.

Опыт №3 Вика

Возьмем пищевую соду, растворим ее в воде и добавим несколько капель уксусной кислоты. Что мы наблюдаем?

Сейчас, наверное, нам в первую очередь ответят девочки. Кто из вас помогает маме печь блины, оладьи. Оказывается, это химическое превращение помогает тесту подниматься

за счет выделяющегося газа, и оно получается мягкое и пышное. Так что и в этом случае химическая реакция не приносит никакого вреда, а наоборот,

Даша

Опыт №4. (Демонстрируем дрожжи) -Ребята, что такое дрожжи? Это живой организм. Дрожжи - это грибы!

- А где дрожжи используют? Скажите, зачем мамы, бабушки кладут дрожжи в тесто, когда пекут пироги? Правильно, чтобы тесто поднялось и пироги стали мягкими и пышными.

(Демонстрация опыта или замешиваем тесто)

Дрожжи, поедают сахар, а выделяют углекислый газ, который и поднимает тесто, делает его воздушным.

Вывод: Оказывается, и живые организмы могут сами проводить химические реакции и превращать одно вещество в другое и это им необходимо для

жизни.

Опыт №5 НАДЯ

Ребята, у меня в руках вещество, которое вам хорошо знакомо - это йод.

Я беру крахмальный клейстер и добавляю в него несколько капель йода. Посмотрите, что произошло?

Верно, клейстер приобрел темно- фиолетовую окраску!

Всегда, когда «встречаются» эти два вещества: крахмал и йод, мы будем видеть такой цвет

(После опытов детей с картофелем)

-Дома вы сами можете проверить, какие продукты содержит крахмал, а какие нет, выступив в роли исследователей.

Опыт №6 ЮЛЯ

А теперь давайте проведем исследование. Перед вами кусочек хлеба и кусочек клубня картофеля. Капните по капле йода на хлеб и картофель. Что вы увидели? (появилось фиолетовое окрашивание)

Какой вывод вы можете сделать? Правильно, в хлебе и картофеле содержится крахмал!

Ребята, а откуда в картофеле крахмал? Это вещество растения образуют в процессе фотосинтеза!

Оказывается, живые организмы могут образовывать химические вещества, которые им необходимы.

Опыт №7 ВИКА

В химии есть группа удивительных веществ, которые способны изменять свой цвет, в зависимости от того к какому другому веществу их приливают. Эти вещества называются - индикаторы.

У меня в руках индикатор, который называется лакмус. Ученые установили, что в кислоте он приобретает красный цвет, а в щелочи становится синим.

Перед вами два стаканчика, в одном кислота, в другом щелочь , но по внешнему виду я не могу различить, давайте попробуем это сделать с помощью лакмуса. Кто желает провести это исследование? ( ребенок проводит опыт и определяет)

Другой индикатор - фенолфталеин. В кислоте он не меняет окраску, а в щелочи становится малиновым

Давайте с помощью этого индикатора определим вещества.

(Ребенок определяет)

ДАША

Опыт №8

А теперь давайте вернемся к живым организмам.

Можем ли мы в живом организме увидеть подобные реакции?

Перед вами две пробирки, В пробирке под номером 1 находится слюна, опустите в пробирку индикаторную бумагу . Что мы видим?

Значит, какое вещество входит в состав нашей слюны? (щелочь)

А теперь давайте опустим бумагу в пробирку №2 ,там находится вещество, входящее в состав нашего желудочного сока.

Что произошло с бумагой? Какое вещество входит в состав желудочного сока? Правильно, кислота.

Как же так. Аида Степановна, ребята обнаружили, что у нас в организме есть кислота и щелочь, это не опасно для нас?

Вот видите, используя индикаторы ,вы исследовали некоторые жидкости, которые образуются в живом организме!

НАДЯ

Итак, мы с вами посмотрели и провели лишь несколько химических реакций из миллиона миллионов, протекающих вокруг нас. Очень большое количество реакций человека научился использовать для своего блага

ЮЛЯ

А вы узнали , что две новые для вас науки связаны между собой. Ия думаю, что вам будет интересно изучать их, когда вы станете постарше.

Рефлексия

Уч.Химии. - Ну что, ребята, вы почувствовали себя исследователями?

-Биолог. Вам понравились эксперименты?

Химик- Но помните, что экспериментировать нежно с умом.

Чтобы пироги ваши получились вкусными, нужно готовить их по рецепту, так как излишки соды может испортить блюдо.

Биолог- Добиваясь белизны рубашки не перестарайтесь с отбеливателем, иначе на месте пятна будет дырка.



Химик. -А если переборщить с лимоном, чай будет не вкусным!

Б. -И конечно мы вас будем ждать в этом кабинете, чтобы вооружить вас новыми знаниями по химии и биологии!



© 2010-2022