- Преподавателю
- Другое
- Разработка интегрированного занятия внеурочной деятельности Наука и жизнь (4 класс)
Разработка интегрированного занятия внеурочной деятельности Наука и жизнь (4 класс)
Раздел | Другое |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лагутина Г.Б. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
• Занятие внеурочной деятельности
Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие. Куда не посмотрим , куда не оглянемся - везде перед очами нашими успехи её применения. (Менделеев)
Химико-биологический эксперимент «Наука и жизнь» (мероприятие для 4 класса)
Интегрированное занятие.
Сценка.
Р. - мама, а почему, когда я бросаю лимон в чай, то он становится светлым?
М.- Это потому, что лимон кислый, и осветляет его.
Р. Мама, а зачем ты соду в тесто для блинов добавляешь?
М. - Чтобы тесто стало пышным и воздушным.
Р. Ну, надо же как интересно ! Мама, я вчера в школе пил чай и немного пролил на рубашку. Извини!
М.- Ничего страшного , сынок, это пятно мы попробуем отбелить!
Р.- Мамочка, ну откуда ты все знаешь и умеешь?
М - А здесь нет никаких секретов, просто я хорошо училась в школе и изучала очень интересные науки - химию и биологию.
Уч.Х -Действительно, ребята, есть такие науки, которые вам еще предстоит изучить.
Уч. Б -а сегодня мы хотим, чтобы вы побывали в химико- биологической лаборатории и сами поучаствовали в экспериментах!
Уч. Х - Я уверена, что вы убедитесь. Что химия и биология очень важные и интересные науки, которые стоит изучать и применять полученные знания в жизни!
Уч. Б. Поднимите руки, кто готов сегодня побывать в роли исследователя?
Да, вижу, что готовы все!
Уч. Х. - Но любой исследователь, должен знать и соблюдать правила по технике безопасности, без которых в любой лаборатории не обойтись. Давайте с ними познакомимся.
Б. -Помни, каждый ученик,
Знай, любая кроха:
Безопасность хорошо,
А халатность - плохо!
Химик. - Помни: щелочь, кислота
Вмиг прожгут одежду всем,
Надевай халат, как я
И работай без проблем.
Биолог.- Как же нюхать вещества?
В колбу нос совать нельзя!
Что может случиться?
Ты можешь отравиться!
Химик. - Всякое в опыте может случиться,
Внимательным будь и не оплошай.
тебе всегда поможет учитель,
Паники только не допускай!
Биолог. А экспериментировать будут с вами и для вас ваши ученые химики и биологи.
Ученик . -Ребята, наверняка, вы и раньше слышали: химические вещества, химия, химик. Очень часто мы, говоря химическое вещество, подразумеваем что-то нехорошее, полученное искусственно, вредное для здоровья человека. Оказывается это не совсем так. Все, что нас окружает, состоит из химических веществ.
Даша.
-- Из химических веществ состоят не только все, что окружающие нас, но и мы свами, как и любой другой живой организм, тоже состоим из химических веществ. Мы ими дышим, их пьем, едим.
Вика - Как вы думаете , химические вещества могут превращаться друг в друга?
Конечно , да!
Даша.- Что мы вдыхаем?(кислород) А что выдыхаем? (углекислый газ) Значит, в нашем организме кислород превращается в углекислый газ!
Вика.- Это не какое-нибудь, а химическое превращение! Это превращение вредно или полезно для нас?
Даша. - Представьте себе, что произойдет, если мы перестанем дышать? Правильно, мы погибнем
Вика.- Оказывается, химические превращения могут быть полезными и даже необходимыми! Так стоит ли нам бояться химических явлений или химических веществ? Конечно, нет!
Даша -А так же мы сегодня узнаем , что и для живых организмов необходимы химические вещества и химические реакции.
Ну что , давайте «похимичим».
И конечно, сначала мы попытаемся помочь Саше, и удалим с рубашки пятно чая.
Опыт №1 Надя
Что мы будем делать, если одежду испачкали чаем? Правильно, застираем. В рекламе по телевиденью очень часто упоминаются вещества - отбеливатели. Одним из компонентов некоторых отбеливателей являются пероксиды. Возьмем кусочек ткани, испачканной в чае, и опустим в пробирку с перекисью водорода. Как видите, ткань побелела. Произошла химическая реакция, которая помогла нам вернуть вещи ее первоначальную чистоту и белизну.
Держи, Саша, свою рубашку и больше ее не пачкай
Опыт №2 Юля
Ребята, а где еще используют перекись водорода?
Правильно в медицине, как дезинфицирующее вещество , т.е. вещество убивающее бактерии
Перекисью обрабатывают раны. Давайте, проведем обработку воображаемой раны. В пробирку с кусочком мяса - это мышцы животного, добавим несколько капель перекиси водорода. Вот вы видите реакцию, в результате которой происходит обезвреживание раны.
Опыт №3 Вика
Возьмем пищевую соду, растворим ее в воде и добавим несколько капель уксусной кислоты. Что мы наблюдаем?
Сейчас, наверное, нам в первую очередь ответят девочки. Кто из вас помогает маме печь блины, оладьи. Оказывается, это химическое превращение помогает тесту подниматься
за счет выделяющегося газа, и оно получается мягкое и пышное. Так что и в этом случае химическая реакция не приносит никакого вреда, а наоборот,
Даша
Опыт №4. (Демонстрируем дрожжи) -Ребята, что такое дрожжи? Это живой организм. Дрожжи - это грибы!
- А где дрожжи используют? Скажите, зачем мамы, бабушки кладут дрожжи в тесто, когда пекут пироги? Правильно, чтобы тесто поднялось и пироги стали мягкими и пышными.
(Демонстрация опыта или замешиваем тесто)
Дрожжи, поедают сахар, а выделяют углекислый газ, который и поднимает тесто, делает его воздушным.
Вывод: Оказывается, и живые организмы могут сами проводить химические реакции и превращать одно вещество в другое и это им необходимо для
жизни.
Опыт №5 НАДЯ
Ребята, у меня в руках вещество, которое вам хорошо знакомо - это йод.
Я беру крахмальный клейстер и добавляю в него несколько капель йода. Посмотрите, что произошло?
Верно, клейстер приобрел темно- фиолетовую окраску!
Всегда, когда «встречаются» эти два вещества: крахмал и йод, мы будем видеть такой цвет
(После опытов детей с картофелем)
-Дома вы сами можете проверить, какие продукты содержит крахмал, а какие нет, выступив в роли исследователей.
Опыт №6 ЮЛЯ
А теперь давайте проведем исследование. Перед вами кусочек хлеба и кусочек клубня картофеля. Капните по капле йода на хлеб и картофель. Что вы увидели? (появилось фиолетовое окрашивание)
Какой вывод вы можете сделать? Правильно, в хлебе и картофеле содержится крахмал!
Ребята, а откуда в картофеле крахмал? Это вещество растения образуют в процессе фотосинтеза!
Оказывается, живые организмы могут образовывать химические вещества, которые им необходимы.
Опыт №7 ВИКА
В химии есть группа удивительных веществ, которые способны изменять свой цвет, в зависимости от того к какому другому веществу их приливают. Эти вещества называются - индикаторы.
У меня в руках индикатор, который называется лакмус. Ученые установили, что в кислоте он приобретает красный цвет, а в щелочи становится синим.
Перед вами два стаканчика, в одном кислота, в другом щелочь , но по внешнему виду я не могу различить, давайте попробуем это сделать с помощью лакмуса. Кто желает провести это исследование? ( ребенок проводит опыт и определяет)
Другой индикатор - фенолфталеин. В кислоте он не меняет окраску, а в щелочи становится малиновым
Давайте с помощью этого индикатора определим вещества.
(Ребенок определяет)
ДАША
Опыт №8
А теперь давайте вернемся к живым организмам.
Можем ли мы в живом организме увидеть подобные реакции?
Перед вами две пробирки, В пробирке под номером 1 находится слюна, опустите в пробирку индикаторную бумагу . Что мы видим?
Значит, какое вещество входит в состав нашей слюны? (щелочь)
А теперь давайте опустим бумагу в пробирку №2 ,там находится вещество, входящее в состав нашего желудочного сока.
Что произошло с бумагой? Какое вещество входит в состав желудочного сока? Правильно, кислота.
Как же так. Аида Степановна, ребята обнаружили, что у нас в организме есть кислота и щелочь, это не опасно для нас?
Вот видите, используя индикаторы ,вы исследовали некоторые жидкости, которые образуются в живом организме!
НАДЯ
Итак, мы с вами посмотрели и провели лишь несколько химических реакций из миллиона миллионов, протекающих вокруг нас. Очень большое количество реакций человека научился использовать для своего блага
ЮЛЯ
А вы узнали , что две новые для вас науки связаны между собой. Ия думаю, что вам будет интересно изучать их, когда вы станете постарше.
Рефлексия
Уч.Химии. - Ну что, ребята, вы почувствовали себя исследователями?
-Биолог. Вам понравились эксперименты?
Химик- Но помните, что экспериментировать нежно с умом.
Чтобы пироги ваши получились вкусными, нужно готовить их по рецепту, так как излишки соды может испортить блюдо.
Биолог- Добиваясь белизны рубашки не перестарайтесь с отбеливателем, иначе на месте пятна будет дырка.
Химик. -А если переборщить с лимоном, чай будет не вкусным!
Б. -И конечно мы вас будем ждать в этом кабинете, чтобы вооружить вас новыми знаниями по химии и биологии!