Доклад «Компетентностный подход в образовании»

«Компетентностный подход в образовании».   Закирьянова Р. К. Учитель географии ВКО, Кокпектинский район КГУ «Караоткельская основная школа»   Основополагающей проблемой в настоящий момент является переход к компетентностному подходу в системе образования. Новые концептуальные идеи образования нацеливают на создание образовательных программ «нового поколения», которые призваны помогать ребенку в овладении ключевыми компетенциями, что свидетельствует о новых требованиях к качеству результатов в си...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Компетентностный подход в образовании».


Закирьянова Р. К.

Учитель географии

ВКО, Кокпектинский район

КГУ «Караоткельская основная школа»

Основополагающей проблемой в настоящий момент является переход к компетентностному подходу в системе образования. Новые концептуальные идеи образования нацеливают на создание образовательных программ «нового поколения», которые призваны помогать ребенку в овладении ключевыми компетенциями, что свидетельствует о новых требованиях к качеству результатов в системе образования детей. Компетентностный подход - актуальная и новая проблема в образовании. Он наиболее полно отражает суть модернизации в сфере образования, поскольку появились новые запросы и потребности со стороны обучающихся и их родителей, а также, соответственно, изменился социальный заказ на новые результаты образования.

В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы осмысления педагогами таких понятий, как «компетентностный подход», «компетентность», «компетенции», «эффективность», «результативность». За осмыслением должно прийти понимание и принятие изменений не только в образовательном процессе, но и в собственной педагогической деятельности.

Компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах.

· Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.

· Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки.

· Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.

· Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.

· Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.

· Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения [1].

Все эти принципы обучения направлены на то, чтобы ввести ученика в социальные и профессиональные роли так, чтобы научить его быть успешным и в том, и в другом. Это поможет ему самостоятельно повышать свой профессиональный уровень, обучаться на протяжении всей жизни.

То есть, это признание того, что подлинное знание - это индивидуальное знание, созидаемое в опыте собственной деятельности.

Конечно, при этом не может остаться неизменной и квалификация преподавателя. Его роль изменяется от руководителя к помощнику. Он должен сам уметь общаться, ставить цели и мотивировать учащихся достигать их, учить проводить анализ и самоанализ, т.е. демонстрировать свое собственное компетентное поведение. А так как компетентность подразумевает деятельность, то педагог сам должен уметь эту деятельность организовывать.

С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. При таком подходе цели образования описываются в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала. В первом случае цели образования моделируют результат, который можно описать, ответив на вопрос: что нового узнает ученик в школе? Во втором случае предполагается ответ на вопрос, чему научится ученик за годы обучения в школе [2].

Нужны изменения и в нормативной базе деятельности образовательных учреждений, прежде всего, в документах об итоговой аттестации учащихся, аттестации кадров и учреждений образования. Естественно, что необходимым условием компетентностного подхода в массовой практике становится формирование нового поколения примерных учебных программ и учебных пособий. Конечно, создать все перечисленные условия - дело непростое, но, не используя компетентностный подход, достигнуть нового качества образования вряд ли возможно [3].

Компетентностный подход является перспективным направлением в науке и практике образования. Это предполагает конструирование модели выпускника, а затем под эту модель подбирается содержание по развитию ключевых компетенций.

Наши дети - это люди нового поколения, нового информационного общества. Мы видим, что постепенно ключевые образовательные компетенции превращаются в средства развития личных качеств и личных смыслов учащихся. Образование выходит на новую ступень.

Компетентностный подход в образовании - это альтернативное решение проблем, возникающих в процессе создания условий на пути достижения необходимых результатов образовательной деятельности учащихся, компетентностного отношения личности к жизни.

Компетентностный подход способен, по мнению ученых (Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова), соединить требования «школы и жизни», позволит оценить реальный отторгаемый и востребованный, а не абстрактный продукт, произведенный учеником. «Компетенция для ученика - это образ его будущего, ориентир для освоения»[4].

Высшая задача педагога состоит в том, чтобы дать детскому «Я» возможность проявлять потребность быть самим собой и развивать его возможности самореализации.

Ученик должен обладать способностью действовать в ситуации неопределенности - именно эти качества и дает возможность сформировать у ученика компетентностный подход, реализуемый на уроке учителем.

Список литературы:

1. Бершадский, М.Е. Консультации: целеполагание и компетентностный подход в учебном процессе [Текст] / М.Е. Бершадский // Педагогические технологии. - 2009. - №4. - С. 89-94.

2. Камалеева, А.Р. Компетентность как результат образовательного процесса [Текст] / А.Р. Камалеева // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. - 2009. - №5. - С. 6-18.

3. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Электронный ресурс] / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - №5.-С.3-12. - Режим доступа: orenipk.ru/seminar/lebedev.htm, свободный.

4. ХуторскойА.В. Ключевыекомпетенциииобразовательныестандарты: докладнаотделениифилософииобразованияитеориипедагогикиРАО 23 апреля 2002// Центр «Эйдос»


© 2010-2022