Профилактическая работа психолога с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ

Профилактическая работа психолога  с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ   При составлении перспективного планирования профилактической работы были соблюдены следующие принципы: доступность материала, последовательность, подача материала от простого к сложному. В зависимости от целей, задач, условий проводила разнообразные занятия, соблюдая при этом определенную структуру, правила. Решая задачи применяла самые разнообразные формы работы с дошкольниками: психологические этюды, упражнения, ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Профилактическая работа психолога

с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ

При составлении перспективного планирования профилактической работы были соблюдены следующие принципы: доступность материала, последовательность, подача материала от простого к сложному.

В зависимости от целей, задач, условий проводила разнообразные занятия, соблюдая при этом определенную структуру, правила. Решая задачи применяла самые разнообразные формы работы с дошкольниками: психологические этюды, упражнения, игры, но основное внимание уделяла блоку совместной деятельности взрослого с детьми и свободной деятельности детей. Работу проводила по подгруппам, что давало детям возможность конструктивно общаться со сверстниками, размышлять над своими действиями, поступками, в чем - то утвердиться, в чем-то усомниться. Использовала материалы, которые не часто используются в группах при большом количестве детей.

Работа по данной теме требует демократического стиля, поэтому общение с детьми в ходе проведения психологических занятий носило доверительный, доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельной деятельности, самораскрытию и активному познанию.

Немаловажное значение для формирования психологического здоровья и поддержания интереса к активной познавательной деятельности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно - развивающая среда. Она стимулирует психическое развитие ребенка, создает оптимальные условия для активизации саморазвития, устойчивого эмоционально-положительного самочувствия каждого ребенка. Поэтому в группах ДОУ были оборудованы и оформлены «уголки уединения», мягкие модули, мягкие игрушки-релаксанты, настенное панно «Мое настроение», плакат «Азбука эмоций» (набор фотографий, изображающих разные эмоции).

Работу по формированию психологического здоровья у дошкольников путем реализации психологической поддержки начала с детьми старшей группы и направила ее на знакомство и уточнение представлений о мире эмоций, эмоциональных состояний.

Содержание профилактической работы с детьми старшей группы (возраст детей: 5-6 лет) было направлено на решение следующих задач:

1. Создать условия для обогащения эмоциональной сферы ребенка. Познакомить детей со способами изображения различных эмоциональных состояний (по фото, рисункам, схемам).

2. Научить детей узнавать и называть базовые эмоции (радость, страх, удивление, грусть, злость, стыд) по мимике и пантомимике.

3. Знакомить детей с различными способами повышения настроения, с приемами релаксации, снятия эмоционального напряжения физическими действиями.

4. Формировать навыки конструктивного общения, поведения в проблемных ситуациях.

5. Развивать у детей уверенность в себе, чувство доверия к окружающим.

6. Оказывать ребенку психологическую поддержку во всех видах деятельности.

Поддерживая естественное расширение интересов детей, учила их выражать свои эмоции в рисунках, работе с разными материалами (тесто, пластилин), в ходе выполнения разных упражнений, решения проблемных ситуаций, в играх-драматизациях видеть результаты совместной деятельности, тем самым, развивая собственную активность детей, желание сотрудничать, пользоваться различными формами приветствия в повседневной жизни, находить альтернативу конфликтному поведению.

В подготовительной к школе группе количество педагогических форм и методов формирования психологического здоровья детей 6-7 лет увеличилось. Задачи, решаемые на данном этапе работы, усложняются по сравнению с задачами предыдущего этапа:

1. Способствовать развитию способностей детей не только определять основные эмоции, но и использовать собственные выразительные средства.

2. Формировать нравственное сознание и поведение ребенка, дать понятие о необходимости соблюдения основных правил общения, поведения в обществе.

3. Способствовать преодолению повышенной тревожности, скованности, страха, неуверенности в себе.

4. Развивать у детей доброжелательность, самоконтроль, произвольное поведение, внимание.

5. Развивать у детей адекватную самооценку, коммуникативные навыки, самосознание, временную перспективу достижений.

6. Способствовать стремлению детей избавиться от вредных привычек

Со своей стороны я старалась организовать работу так (учет возрастных особенностей, подготовка теоретической базы, развивающей среды), чтобы дети овладели следующими умениями:

- определять настроение других по выражению лица, жестам, эмоциям;

- конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми;

- осуществлять самоконтроль, произвольность собственного поведения;

- проявлять сочувствие, сопереживание родным и близким людям;

- адекватно реагировать на достоинства и недостатки других;

- чувствовать уверенность в своих возможностях;

- различать хорошие и плохие поступки.

Конечно, сказанное выше не может быть отнесено ко всем детям. Среди них имеются значительные различия. Я понимала, что степень овладения определяется не возрастом, а условиями, а также индивидуальными особенностями каждого ребенка. Поэтому со своей стороны проявляла терпимость и снисходительность при работе с детьми старшего дошкольного возраста. Я старалась организовать свою работу таким образом, чтобы каждый ребенок мог овладеть всеми ЗУН, присущими предшествующему возрасту, и одновременно освоить новые ЗУН, до которых он дозрел к данному моменту. Чтобы такое стало возможным, проводила занятия, соответствующие достигнутым возможностям детей и одновременно готовила их к освоению новых, более сложных форм деятельности.

Таким образом, можно сказать, что реализация профилактической психологической поддержки детей в ДОУ, специально организованное проведение психологических занятий с учетом индивидуальных особенностей детей - это прекрасная возможность для формирования психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста, неиссякаемый источник получения новой информации и положительных эмоций.

© 2010-2022