Разработка урока гражданственности на тему Моя генеалогия в истории Донбасса

Раздел Другое
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6 класс Урок №1.

Тема урока: Моя генеалогия в истории Донбасса

Цель урока: - воспитывать у обучающихся уважение к своему роду, семейным традициям, к прошлому своей страны;

- развивать гордость, сопричастность к продолжению традиций;

- развитие творческих, исследовательских способностей обучающихся.

Ожидаемые результаты: - знание истории своей семьи; умение обосновывать важность

сохранения семейных традиций

Форма работы: урок-конференция

Оборудование: медиапроектор, презентация, работы учащихся «Генеологическое древо моей семьи», фотографии из семейного альбома.

Ход урока.

К данному уроку учащимися и их родителями были подготовлены материалы по составлению генеалогического древа своей семьи. Каждый уч-ся составил и оформил родословное древо своего рода.

1.Организационный момент

Просмотр фотогалереи «В кругу своей семьи»

2. Актуализация знаний

Учитель: Донецкая Народная Республика идет по пути создания современного гражданского общества, а гражданская позиция человека формируется прежде всего в семье. Именно в семье закладываются первые представления о мире, о социуме. Семья, являясь частицей общества, непосредственно влияет на его развитие. Изучение родословной является небольшим вкладом в изучение исторического развития родного края.

Как зеленеющие листья на густом дереве - одни спадают, а

другие вырастают, так и род от плоти и крови - один умирает, а

другой рождается. /Библия/

Счастлив тот, кто может проследить свою родословную, од-

ного предка за другим. /Ж.-П.Рихтер, нем.писатель, 18 в./

3. Работа с понятийным материалом

Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с большой буквы. С историей своего края, своей Родины, ты соприкасаешься почти ежедневно: у стен древней крепости, старинного дома или памятников, поставленных в честь прошедших событий и героев войн. История находит отражение в народных песнях и сказках, в названиях городов, сёл и улиц, именах и фамилиях. Но прежде чем изучать историю своей страны, давай подумаем: что такое Родина, с чего она начинается? Спроси у своих друзей, родных, что такое Родина, и получишь разные ответы. Кто-то скажет, что Родина - это место, где человек родился, вырос, то есть какой-то город, посёлок, село. Другие ответят, что это родной дом, где они сделали первый шаг и произнесли первое слово. Третьи возразят, что Родина начинается с близких нам людей - мамы и папы, братьев и сестер, родственников и друзей. И будут правы. Потому что каждый сам решает. По-своему чувствует, где, как и с чего начинается для него Родина. Для многих Родина берет начало с отчего дома. Отчий значит отцовский. Это слово от того же корня, что и слово «Отечество». Они близки и по значению: Отечество - земля наших отцов, отчий дом - дом нашего отца.

Каким бы ни был наш отчий дом, где бы он не находился, он всегда будет нам дорог и близок. А знаешь ли ты историю своей семьи, или, иначе говоря, свою родословную? Раньше родословную рисовали в виде дерева с многочисленными ветвями. Ствол дерева означал общих предков семьи, зачинателей рода, которые жили, к примеру, 150 - 200 лет назад, а в виде ветвей снизу доверху изображали их детей, внуков, правнуков, то есть все поколение этой семьи от самых старших до самых младших.

О многом может рассказать и твоя фамилия. Все фамилии имеют свою историю. Одни из них возникали из имени или прозвища. Иванов, Ванин, Ивашев, Петров, Макаров, Леонтьев, Михеев образованы от имен предков. От народных имен произошли и фамилии Баранов, Волков, Медведев, Воронов, Лебедев. А вот Скороходов, Молчанов, Говорухин появились, вероятно, от прозвищ. Человека, который так быстро ходил, что за ним остальным было не угнаться, прозвали Скороходовым.

Неразговорчивого мужчину, из которого слова не вытянешь, стали звать Молчановым, а трещавшую без умолку женщину - Говорухой. Потом прозвища перешли к детям и превратились в фамилии. Фамилия переходят от старших к младшим, от поколения к поколению. Поэтому люди гордятся своей фамилией, дорожат ею. Ведь запятнать, опозорить фамилию - значит проявить неуважение к старшим, к родным, которые ее носят, и от которых ты ее получил. Но Родина начинается не только с отчего дома. Если человеку приходится покидать место, где он родился и жил, его постоянно туда тянет, он все время вспоминает то, что запало в сердце. Потому что родные, с детства знакомые места - это наша малая Родина, наш родной край.

Предлагается рассказать о значении своей фамилии

Каждый из нас - это звено в цепи поколений, связанных кровным родством и происходящих от одного праотца, родоначальника. Из стремления узнать своих предков, установить степень родства родилась одна из древних исторических наук - генеалогия, что в переводе с греческого означает «родословная».

Учащимся предлагается ответить на вопрос Как они понимают значение слов родословная, род, предок, потомок, поколение, семья.( прием «Микрофон»)А затем записывают в тетрадь.

Основные понятия в генеологии

Родословная - перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства.

Род - ряд поколений, происходящих от одного предка, а также вообще поколение.

Предок - древний предшественник по роду.

Потомок - человек по отношению к своим предкам.

Поколение - родственники одной степени родства по отношению к общему предку.

Семья - это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.

Родословное или генеалогическое дерево - схематичное представление родственных связей, родословной росписи в виде условно-символического «дерева».

РОД - РОДНЯ - РОДОСЛОВНАЯ - РОДИНА

Учитель: Если свернуть лист бумаги пополам, остаётся линия сгиба. Означает ли это, что обыкновенная бумага обладает памятью?

Конечно, на бумаге остался след, т.е. память, которой обладают растения, животные, камни, сохранившие отпечатки доисторических животных и древних людей.

А человек обладает самой уникальной памятью - генеалогической.

Что же такое память? В чём и как она сохраняется? (Ответы ребят)

Жизнь человека- только миг

В безбрежном времени вселенной,

И только в памяти живых

Она становится нетленной.

Вот это так. Да вот беда,

Что забываем иногда,

Откуда мы, кто наши предки?

Такие случаи нередки!

Заставить нас забыть о них

Не должен злой народа гений.

Уйдя из памяти живых,

Исчезнет много поколений.

Одной мы связаны судьбой,

Одной семьёй, единой кровью.

Потомки станут нам с тобой

Надеждой, верой и любовью.

И дух наш, продолжая жить,

Во внуков, правнуков вольётся.

И никогда не оборвётся

Веков связующая нить.

4. Презентация работ учащихся «Моя родословная».

- представление своего генеологического дерева;

- рассказ о своих родственниках;

- семейные традиции, обычаи, истории;

- семейные реликвии

5. Работа в группах

Ученики объединяются в группы. Учитель предлагает учащимся проанализировать пословицы о родословной. - О чём говорится в пословице?

Пословицы о родословной

  • « Дерево с крепкими корнями ветер не валит» ;

  • « Корень дерева сквозь землю проходит, корень людей через весь мир протянется»;

  • « Равнодушие к своей родословной - признак сиротства»

  • « Древо держится корнями, а человек - родственниками» ;

  • « Семейная ссора что весенний дождь»;

  • « Семейный горшок всегда кипит»;

  • « Семья сильна, когда над ней крыша одна»;

  • « Дома и стены помогают»;

  • « Дома все споро , на чужбине житье хуже»;

  • « Предания предков - глаза мудрости»;

  • « Плоха та девушка, которая не любит родителей, плох тот парень , который не уважает родственников»;

  • « Дом , где дети - базар, дом без детей - могила»;

  • « Дружба - с другом, родство - с родом»;

  • « В благополучии друзья хороши, в бедности - родня».

6. Заключительная часть

Учитель: История Отечества интересна для каждого человека, но насколько интереснее изучать ёе по прошлому своей семьи! История сразу становится ближе и дороже, ведь вместе с родными людьми мы прослеживаем путь страны и своей семьи. Рассказы бабушки и дедушки сближают нас, учат задумываться, мы узнаем то, о чём раньше не слышала или не интересовалась. Вы многое узнали о прошлом своей семьи и теперь вам будет, что рассказать своим детям. Из чего складывается история? Каждый прожитый нами день наполнен самыми разными событиями, и мы являемся живыми свидетелями будущей истории, ведь сегодняшний день уже завтра станет достоянием истории. Чем дальше отстоят от нас исторические события, тем ярче высвечивают их смысл и значение. Познавая исторические закономерности, человечество учится правильно оценивать текущие события, учится программировать своё будущие. Но чтобы не сделать ошибки, следует знать историю своего отечества, необходимо попытаться уяснить: что представляет собой родная страна, как она стала такою и какая судьба её ожидает. Хоть бы раз в жизни каждому человеку следует почувствовать себя историком. Но можем ли мы ограничивать знаниями лишь недалёкого отрезка истории? Это равносильно тому, как если бы человек утратил память о своём детстве, юности. Сколько будет потеряно ценного, а подчас и необходимого. Поэтому мы продолжим на следующих уроках изучение истории своего родного края по историческим памяткам, изучим природу Донетчины, познакомимся с выдающимися людьми, прославившими Донбасс.

7. Подведение итогов

Рефлексия

- Что узнали нового на уроке?

- Что понравилось на уроке?

- Считаете ли вы ценным то, о чем сегодня говорили на занятии?

8.Домашнее задание

Оформить письменно рассказ о своих предках.



Горловская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №22

















Разработки уроков по предмету

Уроки гражданственности







Подготовила учитель

Ефремова Л.А.

© 2010-2022