- Преподавателю
- Другое
- Программа учебной дисциплины Электроизмерения
Программа учебной дисциплины Электроизмерения
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кулькова С.Н. |
Дата | 07.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
УТВЕРЖДАЮ
Директор АОУ ВО СПО «Вологодский колледж связи и информационных технологий»
_________ /И.В. Дарманская/
«____» _________ 2011 г.
СОГЛАСОВАНО
«____»____________20____г.
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Электрорадиоизмерения
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС профессии среднего профессионального образования (далее СПО)
210723 Сети связи и системы коммутации
Организация-разработчик: АОУ ВО СПО «Вологодский колледж связи и информационных технологий»
Разработчики:
Попков В.Я., преподаватель обшепрофессиональных дисциплин
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,
Рекомендована предметно-цикловой комиссией профессиональных дисциплин АОУ ВО СПО «Вологодский колледж связи и информационных технологий».
Протокол № от « » апреля 201 г.
СОДЕРЖАНИЕ
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и Содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы
5
-
условия реализации программы учебной дисциплины
10
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
11
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Электрорадиоизмерения
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО
210723 Сети связи и системы коммутации
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общепрофессиональная дисциплина профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
-классифицировать основные виды средств измерения;
-применять основные виды и принципы измерения;
-применять методы и средства обеспечения единства и точности измерений;
-применять аналоговые и цифровые измерительные приборы, измерительные генераторы;
-применять методические оценки защищенности информационных объектов.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
-основные понятия об измерениях и единицах физических величин;
-основные виды средств измерений и их классификацию;
-методы измерений;
-метрологические показатели средств измерений;
-виды и способы определения погрешностей измерения;
-принцип действия приборов формирования стандартных измерительных сигналов;
-влияние измерительных приборов на точность измерений;
-методы и способы автоматизации измерений тока, напряжения и мощности.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 112 часов, в том числе:
-обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 72 часа;
-самостоятельной работы студента 40 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
112
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
72
в том числе:
-лабораторные занятия
30
-практические занятия
- курсовой проект
12
Самостоятельная работа студента (всего)
40
в том числе:
-работа с литературой по теме,
-оформление отчетов по лабораторным работам,
-расчетно-графическая работа.
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Электрорадиоизмерения
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов
Объем часов
Уровень освоения
РАЗДЕЛ 1.
Основы метрологии. Системы измерительных приборов
Тема 1.1.
Основы метрологии
Содержание учебного материала
2
1
1
Основы метрологии. Терминология. Средства измерения. Система поверки средств измерения.
2
Международная система физических единиц СИ. Основные и проиводные физические величины. Единицы
измерения физических величин (основные, кратные и дольные). Приставки и множители для перевода
основных единиц в кратные и дольные.
Самостоятельная работа студентов
2
3
1
Перевод основных и производных единиц из одних в другие.
2
Работа с литературой по теме.
Тема 1.2.
Погрешности измерений.
Содержание учебного материала
3
1
1
Погрешность как средство оценки точности измерений.Виды и причины возникновения погрешностей.
2
Погрешности измерительных приборов. Шкалы измерительных приборов.
Практическая работа
1
3
1
Перевод основных и производных единиц. Расчет погрешностей.
Самостоятельная работа студентов
2
3
1
Расчет погрешностей измерений.
2
Работа с литературой по теме.
Тема 1.3.
Классификация
измерительных
приборов.
Содержание учебного материала
2
1
1
Классификация измерительных приборов.
Электромеханические измерительные приборы.Типы измерительных механизмов, их преимущества и
недостатки. Классы точности измерительных приборов.
Самостоятельная работа студентов
2
3
1
Работа с литературой по теме.
РАЗДЕЛ 2.
Электронно-лучевые осциллографы
Тема 2.1.
Устройство и принцип
действия
осциллографа
Содержание учебного материала
7
1
1
Назначение и классификация осциллографов.
2
Устройство электронно-лучевой трубки.
3
Принцип формирования осциллограмм.
4
Развертка. Виды разверток, их краткая характеристика и область применения. Требования к внутренней
развертке осциллографа.
5
Синхронизация развертки и сигнала. Назначение и принцип действия. Виды синхронизации.
6
Ждущая развертка. Ее особенности и область применения. Необходимость применения линии задержки в канале вертикального отклонения луча.
7
Синусоидальная развертка. Фигуры Лиссажу.
8
Структурная схема осциллографа.
Практическая работа
1
2
1
Ознакомление с конструкцией осциллографа.
Самостоятельная работа студентов
4
3
1
Построение фигур Лиссажу.
2
Работа с литературой по теме.
Тема 2.2.
Измерение
параметров
сигналов
Содержание учебного материала
5
1
1
Измерение амплитуды.
2
Измерение временных интервалов (период и др.).
Лабораторная работа
8
2
1
Порядок работы с осциллографом.
2
Имерение параметров периодических сигналов (амплитуда, период и др.).
3
Работа осциллографа в режиме внешней развертки.
4
Измерение разности фаз двух синусоидальных сигналов 2-х лучевым осциллографом.
Самостоятельная работа студентов
6
3
1
Оформление отчетов по лабораторным работам.
2
Построение осциллограмм сигналов по заданным параметрам.
РАЗДЕЛ 3.
Измерительные генераторы
Тема 3.1.
Генераторы
низкой
частоты
Практическая работа
3
2
1
Генераторы звуковых и ультразвуковых частот. Краткая характеристика. Технические данные и область применения.
Лабораторная работа
1
2
1
Практическое изучение порядка работы с генератором Г3-53.
Самостоятельная работа студентов
4
3
1
Оформление отчета по лабораторной работе.
2
Работа с литературой по теме.
Тема 3.2.
Генераторы
высокочастотные
Практическая работа
4
2
1
Измерительные высокочастотные генераторы. Краткая характеристика.Технические данные и область применения.
Самостоятельная работа студентов
3
3
1
Оформление отчета по лабораторной работе.
2
Работа с литературой по теме.
Тема 3.3.
Генераторы
импульсных
сигналов
Практическая работа
2
2
1
Генераторы импульсных сигналов. Краткая характеристика.Технические данные и область применения.
Лабораторная работа
5
2
1
Практическое изучение порядка работы с генератором Г5-54.
2
Имерение параметров импульсных сигналов
Самостоятельная работа студентов
2
3
1
Оформление отчета по лабораторной работе.
2
Работа с литературой по теме.
РАЗДЕЛ 4.
Измерение тока и напряжения
Тема 4.1.
Измерение
постоянного
тока и напряжения
Содержание учебного материала
2
1
1
Принцип измерения. Измерительные приборы. Требования к ним и правила включения их в измеряемую цепь.
Самостоятельная работа студентов
2
3
1
Работа с литературой по теме.
Тема 4.2.
Измерение
переменного
тока и
напряжения
Содержание учебного материала
1
1
1
Общие сведения. Измерительные приборы.
2
Приборы детекторной и термоэлектрической систем.
Самостоятельная работа студентов
1
3
1
Работа с литературой по теме.
Тема 4.3.
Электронные
и
цифровые
вольтетры
Содержание учебного материала
2
1
1
Электронные вольтметры постоянного тока.
2
Электронные вольтметры переменного тока.
3
Градуировка электронных вольтметров переменного тока.
4
Принцип измерения напряжения цифровым методом. Цифровые вольтметры.
Лабораторная работа
2
2
1
Измерение напряжения вольтметрами различных типов.
Самостоятельная работа студентов
2
3
1
Оформление отчета по лабораторной работе.
2
Работа с литературой по теме.
РАЗДЕЛ 5.
Измерение параметров радиоэлементов с сосредоточенными параметрами
Тема 5.1.
Мостовой
метод
измерения
Содержание учебного материала
2
1
Условия равновесия моста на переменном токе. Измерение сопротивлений, емкостей и индуктивностей.
Лабораторная работа
2
2
1
Измерение сопротивлений, емкостей и индуктивностей измерительным мостом.
Самостоятельная работа студентов
3
3
1
Оформление отчета по лабораторной работе.
2
Работа с литературой по теме.
Тема 5.2.
Резонансный
метод
измерения
Содержание учебного материала
1
1
1
Принцип измерения резонансным методом.
Лабораторная работа
1
2
1
Измерение добротности катушек индуктивности резонансным методом.
Самостоятельная работа студентов
1
3
1
Оформление отчета по лабораторной работе.
РАЗДЕЛ 6.
Измерение параметров сигналов
Тема 6.1.
Измерение частоты
и временных
интервалов
периодических
сигналов
Содержание учебного материала
1
1
1
Принцип измерения частоты и временных интервалов периодических сигналов частотомером.
Лабораторная работа
1
2
1
Измерение частоты и временных интервалов периодических сигналов частотомером
Самостоятельная работа студентов
2
3
1
Оформление отчета по лабораторной работе.
2
Работа с литературой по теме.
Тема 6.2.
Измерение
фазы и
нелинейных
искажений
Содержание учебного материала
4
1
1
Измерители фазы гармонических сигналов.
2
Измерители нелинейных искажений.
Лабораторная работа
1
2
1
Измерение коэффициента нелинейных искажений гармонических сигналов.
Самостоятельная работа студентов
1
3
1
Оформление отчета по лабораторной работе.
2
Работа с литературой по теме.
РАЗДЕЛ 7.
Измерение амплитудно-частотных характеристик
Тема 7.1.
Измерители ампли-
тудно-частотных
характеристик
Содержание учебного материала
1
1
1
Принцип измерения амплитудно-частотных характеристик. Структурная схема измерителя АЧХ.
Самостоятельная работа студентов
1
3
1
Работа с литературой по теме.
РАЗДЕЛ 8.
Измерение параметров полупроводниковых приборов
Тема 8.1.
Измерение
параметров
полупроводнико-
вых диодов и
транзисторов
Содержание учебного материала
1
1
1
Измерители параметров полупроводниковых диодов и транзисторов.
Лабораторная работа
1
2
1
Измерение параметров транзисторов.
Самостоятельная работа студентов
1
3
1
Оформление отчета по лабораторной работе.
2
Работа с литературой по теме.
РАЗДЕЛ 9.
Автоматизация радиоэлектронных измерений
Тема 9.1.
Цифровые приборы
и автоматизирован-
системы
Содержание учебного материала
1
1
1
Применение цифровых приборов и автоматизированных систем в радиоэлектронных измерениях.
Самостоятельная работа студентов
1
3
1
Работа с литературой по теме.
Курсовой проект
12
Зачетное занятие
Дифференцированный зачет
2
Всего
112
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета и
лаборатории электрорадиоизмерений.
Технические средства обучения: проекционное мультимедиа оборудование.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
-стенды для лабораторных работ;
-генераторы сигналов низкочастотные (200кГц, 3В);
-генераторы сигналов высокочастотные (100МГц, вид модуляции: АМ);
-генераторы импульсов;
-милливольтметры (10МГц);
-измерители добротности;
-измерители индуктивностей и емкостей;
-измерители нелинейных искажений;
-осциллографы универсальные (10МГц);
-вольтметры универсальные (мультиметры).
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Электрорадиоизмерения. Под ред. профессора А.М. Сигова -
М,: ФОРУМ-ИНФРА, 2011.
-
Шишмарев В.Ю., Шанин В.И. Электрорадиоизмерения. -
М.: Издательский центр "Академия", 2012.
-
Зайчик И.Ю., Зайчик Б.Ю. Практикум по электрорадиоизмерениям -
М.: Высшая школа, 2010.
Дополнительные источники:
1.Дворяшин Б.В. Основы метрологии и радиоизмерения -
М.: Радио и связь, 2010.
2.ГОСТ 16263-70. Метрология. Термины и определения.
3.СТ СЭВ 1052-78. Метрология. Единицы физических величин.
4.Атамалян Э.Г. Приборы и методы измерения электрических величин-
М.: Высщая школа, 2011.
5. Хромой Б.П. и др. . Электрорадиоизмерения-
М.: Радио и связь, 1985.
6. Ф Мейзда. Электронные измерительные приборы и методы измерений-
М.: Мир, 1990.
4.Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентом индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь:
-классифицировать основные виды средств измерений;
-применять основные виды и принципы измерения;
-применять методы и средства обеспечения единства и точности измерений;
-применять аналоговые и цифровые измерительные приборы, измерительные генераторы;
-применять методические оценки защищенности информационных объектов.
Знать:
-основные понятия об измерениях и единицах физических величин;
-основные виды средств измерений и их классификацию;
-
Методы измерений;
-
Метрологические показатели средств измерений;
-
Виды и способы определения погрешностей измерения;
-
Принцип действия приборов формирования стандартных измерительных сигналов;
-
Влияние измерительных приборов на точность измерений;
-
Методы и способы автоматизации измерений тока, напряжения и мощности.
-
Устные ответы на вопросы по темам.
-
Домашние работы по заданиям, приведенным в таблице п.2.2.
-
Отчеты по лабораторным работам.
-
Контрольные проверки умения работать с измерительными приборами.
-
Оценка на дифференциальном зачете.
5