• Преподавателю
  • Другое
  • Применение технологий деятельностного типа в образовательном процессе в контексте ФГОС

Применение технологий деятельностного типа в образовательном процессе в контексте ФГОС

  В данной статье представлены актуальность, теоретические аспекты и опыт практической работы в реализация технологии системно-деятельностного подхода, лежащего в основе ФГОС. Сегодня каждый педагог может применять данный метод в своей практической работе, но важно осмыслить значимость каждого элемента технологии и использовать их в работе системно. Применение технологии системно-деятельностного подхода в обучении создает условия для формирования у обучающихся готовности к  активной учебно-позна...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение технологий деятельностного типа в образовательном процессе в контексте ФГОС.

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Наше время - время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Новые требования к образовательным результатам задают новые целевые ориентиры. Для достижения результатов требуется новый педагоги­ческий инструментарий. Сделать это старыми педагогическими способами невозможно, а это значит, что педагогам надо не только поменять элементы педагогической системы, но и пересмотреть всю систему своей деятельности, научиться проектировать урок в логике учебной деятельности: ситуация -проблема - задача - результат.

Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Основа стандарта - системно-деятельностный подход в обучении. Это заставляет пересмотреть способы взаимодействия с учеником в познаватель­ном процессе. Целью обучения становится не передача определенной суммы знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов. Содержание образования в связи с этим отбирается на основе выделения компетенций, которые необ­ходимы каждому человеку. Соответственно вычленяются проблемы, которые ученик должен научиться решать, и учебный материал группируется вокруг этих проблем. Меняется и роль учителя: из "транслятора" информации он превращается в организатора деятельности ученика. Соответственно и ученик не просто сидит, слушает и воспроизводит полученную информацию на уроке, а становится активным участником по приобретению и освоению этой инфор­мации. Ученик должен стать субъектом деятельности. В концепции ФГОС осуществляется "перенос акцента с изучения основ наук на обеспечение раз­вития универсальных учебных действий на материале основ наук". Педагог и психолог В.В. Давыдов писал: "Давно уже пора сменить цель образования -не просто давать практические навыки, а учить учиться". Концепцией ФГОС фиксированного содержания образования не предусмотрено, ученик форми­рует его сам в процессе учения, и учитель должен идти от потребностей уче­ника в той или иной информации, а не к ученику: "Возьми мои знания!". Учитель должен строить урок так, чтобы он учил решать проблемы.

Основной результат системно-деятельностного подхода - развитие личности ребенка на основе развития универсальных учебных действий:

  1. Личностных - действия, направленные на самоопределение личности, осмысление и нравственное оценивание своей и чужой деятельности, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

  2. Регулятивных, обеспечивающих организацию деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка).

  3. Познавательных, направленных на познание мира и решение проблем (поиск, отбор и структурирование информации, построение устного или письменного речевого высказывания, анализ, синтез, классификация, сравнение, выдвижение гипотез, доказательство, установление причинно-следственных связей, постановка проблем, выбор оптимального решения проблемы).

  4. Коммуникативных, направленных на понимание других людей, умение эффективно взаимодействовать с ними (активное слушание, восприятие и передача информации в различных формах, распределение работы в группе, самопрезентация).

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС, призван обеспечить:

1.Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

2. Проектирование и конструирование социальной среды развития.

3. Активную учебно-познавательную деятельность

4. Построение образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается системой дидактических принципов, ведущим из которых является принцип деятельности. Он заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, универсальных учебных действий.

Деятельностный подход к обучению предполагает:

• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; • формирование у школьников умения контролировать свои действия как после их завершения, так и по ходу; • включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Системно-деятельностный подход подразумевает использование в основной школе следующих технологий: проблемно-диалогическая технология, технология оценивания, коллективные способы обучения (КСО), информационно-коммуникационные технологии, технология проектного обучения и др.

В своей практике я активно использую технологию критического мышления. Более подробно остановлюсь на данной технологии. ТРКМ - это целостная система разнообразных приёмов, которая формирует навыки работы с информацией и направлена на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания. Основа технологии - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Часть приемов в данной технологии традиционные; часть приемов использовали в своей работе, только называли их иначе; часть приемов совершенно новые и интересные. Приведу примеры приемов и стратегий, которые наиболее эффективно и часто использую на уроках обществознания, психологических практикумах, творческих делах:

1. Разбивка на кластеры.

2. Синквэйн.

3. Маркированная таблица «Знаю, хочу узнать, узнал».

4. Пятиминутное эссе.

5. Чтение со стопами.

6. Метод шести шляп.

7. Инсерт - чтение с пометками.

8. «Тонкие» и «Толстые» вопросы.

9. Сводная таблица.

10. Прием «Фишбоун».

11. Понятийное колесо.

12. Стратегия «ИДЕАЛ»:

13. ПОПС - формула:

114. Дискуссии

Приемов ТРКМ очень много, это многообразие помогает делать уроки насыщенными, разными, непохожими, а работу обучающихся деятельностной, эффективной, интересной, приносящей удовлетворение.

К одной и той же задаче можно подходить по-разному, в зависимости от знаний в данной области, особенностей своего характера. Мыслящий человек - это интересный человек, человек, самостоятельно добивающийся жизненной цели, удачно и твердо идущий по жизни! Можно говорить об успешной адаптации молодого человека в обществе, ведь у него всегда будет свое мнение, убедительная аргументация своей позиции!

Список литературы.

1. Власова Т.А. "Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах". // "Преподавание истории и обществознания в школе" - 2005 № 3.

2.Долженко Ю.А. "Методическое сопровождение личностно-ориентированного образования". Б., 2003г.

3.Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. "Развитие критического мышления на уроке". М., "Просвещение", 2004г.

4.Ковалева Л.В. Технология развития критического мышления./Л.В.Ковалева. - Горно-Алтайск: ИПКРОРА, 2005.

5.Мельникова Е.Л. "Проблемный урок, или как открывать знания с учениками". Пособие для учителей. М., 2002г.

6.Селевко Г.К. "Современные образовательные технологии". М., 1998г.

7.standart.edu.ru


© 2010-2022