Статья на тему Современный учитель: образ профессии

Мир вот уже 15 лет живёт в 21 веке. Новый век внёс в жизнь России огромные перемены, которые пронзили все сферы деятельности: экономическую, социальную, духовную. В системе образования эти перемены обусловлены мощным влиянием и внедрением принципов гуманистической педагогики, из недр которой рождается теория и практика личностно-ориентированного обучения и педагогика индивидуальности. И как бы не менялась жизнь, в семье и школе всегда будут расти и воспитываться дети, и вечной заботой будет забо...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современный учитель: образ профессии

Учитель математики и информатики 1 квалификационной категории МБОУ «СОШ № 22» г. Абакана Мельничук Татьяна Андреевна

Мир вот уже 15 лет живёт в 21 веке. Новый век внёс в жизнь России огромные перемены, которые пронзили все сферы деятельности: экономическую, социальную, духовную. В системе образования эти перемены обусловлены мощным влиянием и внедрением принципов гуманистической педагогики, из недр которой рождается теория и практика личностно-ориентированного обучения и педагогика индивидуальности. И как бы не менялась жизнь, в семье и школе всегда будут расти и воспитываться дети, и вечной заботой будет забота родителей и учителя - вырастить и воспитать человека, и вечным будет вопрос - как?

В наше время ученые, педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме учителя, давая этому понятию иные названия, например, «компетенции», «профессиональные качества» учителя. Этот вопрос остается актуальным, так как, естественно, с течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю. Остается открытым вопрос, какие качества учителя (или «компетенции») должны быть константными, т.е. не зависящими от времени, а какие качества должны быть «подвижны», т.е. необходимыми учителю-педагогу в связи с требованием «нового» времени.

Проблема становления профессионала - это, в первую очередь, проблема личностного и социального развития будущего специалиста как субъекта социального действия. Современный профессионал должен видеть свою профессию во всей совокупности ее широких социальных связей, знать предъявляемые к ней и ее представителям требования, понимать содержание и специфику своей профессиональной деятельности, ориентироваться в круге профессиональных задач и быть готовым разрешать их в меняющихся социальных условиях. Все необходимые профессиональные знания, умения и навыки, нормы поведения и ценностные ориентиры, идеалы и внутренние структуры личности формируются в процессе профессионализации личности.

Профессионализация представляет собой процесс овладения необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками, адаптацию к профессиональной среде. Профессионализм есть результат этого процесса, показатель успешности его осуществления, качественная характеристика специалиста. Можно сказать, что профессионализм выступает и как некая социальная перспектива, которая в той или иной мере доступна каждому специалисту. Одним словом, профессионализация есть становление и развитие профессионализма. Профессионализация личности в широком плане предполагает два взаимосвязанных компонента:

  • становление профессионального самосознания, развитие внутренних личностных структур индивида - психологический аспект профессионализации, отраженный в понятии «профессиональное развитие»;

  • формирование профессиональных знаний, умений, навыков, усвоение социально-профессиональных норм, становление личности как субъекта профессиональной деятельности - социальный аспект, отраженный в понятии «профессиональная социализация».

Современные ученые большое внимание уделяют проблеме компетентности, обеспечивающей учителю продуктивное профессиональное функционирование. Так, Нестеров В.В. И Белкин А.С. считают, что компетентный педагог должен обладать следующими компетентностями:

  • Когнитивной (профессионально-педагогическая эрудиция)

  • Психологической (эмоциональная культура и педагогическая зоркость)

  • Коммуникативной (культура общения и педагогический такт)

  • Риторической (профессиональная культура речи)

  • Профессионально-технической (технологии и методики)

  • Профессионально-информационной (мониторинг и диагностика)

Пупышева Е.Л. предложила модель психолого-педагогической компетентности учителя, которая включает в себя компоненты:

Структуру ППК (психолого-педагогическая компетентность)

Компоненты

теоретические

практические

личностные

Знания

Умения. Навыки

Профессионально-значимые личностные качества

Личностно-гуманистическая ориентация

Ориентация в предметной области

Педагогической мышление

Системное восприятие педагога

Владение педагогическими технологиями

Педагогическая рефлексия

Способность соотнести свою деятельность с тем, что наработано на уровне мировой цивилизации в целом

Педагогический такт

Педагогическое целеполагание

Педагогическая направленность.

Калиновский Ю.И. включает в понятие компетентность профессиональные способности и умения, выделяя 7 ведущих:

1 Фундаментальные (способность к анализу и синтезу, владение теоретическими знаниями основ наук, что обеспечивать взаимосвязь предметных знаний с психолого-педагогическими и философско-антропологическими смыслами; широта и глубина предметным знаниям);

2 Информационные (способность ориентироваться в информационном пространстве и использовать информационные технологии);

3 Исследовательские (способность и умение организовывать педагогическую рефлексию;

4 Практические (способность находить верное решение на основе множества условий, принимать оптимальные решения);

6 Интегральные (способность усовершенствовать объект, добавляя детали);

7 Коммуникативные ( социальный интеллект и толерантность);

8 Управленческие

Анализ исследований проблемы позволил сделать вывод, что компетентный учитель - это специалист, имеющий основные психолого-педагогические знания, овладевший профессиональными умениями, способный не только проектировать свою деятельность, но управлять педагогическим процессом, чутко реагируя на любые изменения образовательного процесса.

Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой - научно-теоретическую и практическую компетентность как основу профессионализма.

«Какого учителя должен готовить педагогический ВУЗ?», «Какой учитель должен работать в современной школе?»; «Какой учитель необходим современному ученику?» и для родителей, которые сейчас имеют неограниченные возможности выбирать учебное заведение для своего ребенка, а главное, этот вопрос важен для учеников: «У какого учителя они с удовольствием будут учиться?» Как известно, в различный период исторического времени рядовой представитель общества, будь то ученик или его родитель, или представитель управленческой структуры, или сам учитель - каждый из них в силу различных социальных и экономических позиций вкладывает свое особое содержание в понятие «личности учителя». Поэтому нам стало интересно узнать, каково представление современного школьника и их родителей об учителе, для этого нами было проведено исследование «Учитель глазами современного школьника и родителя».

Ученикам и родителям была представлена анкета, содержащая 7 вопросов. Анализируя ответы о том, каким должен быть современный учитель, можно сделать следующие выводы мы получили следующее. Самое большое требование современные ученики предъявляют к таким профессиональным качествам учителя, как универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания. Интересно отметить, что в различных возрастных группах ученики не обошли вниманием и такие качества, как внешний вид и стиль учителя, ребята отмечали, что учитель должен быть «молодой», «красивый», «современно одет», «улыбчивый, обаятельный», «крутой», «стильно одевающийся». Можно сделать вывод, что ученикам важна и внешняя, эстетическая сторона восприятия учителя.

Интересы детей в стадии их формирования лабильны и более подвержены влиянию окружающих условий. Важно, что именно младшие школьники и будущие выпускники школы настаивают на том, что учителем должен быть живой человек, обладающий душой. Следовательно, можно сделать вывод, что именно в процессе общения с учителем как с личностью и идет процесс обучения и научения, и не менее важно ученикам, чтобы и их воспринимали как личности с их достоинствами и недостатками, ибо особенное влияние на развитие ребенка оказывают окружающие его люди, среди которых не последнее место занимает учитель.

В век информации, когда есть телевизор, сотовые телефоны, компьютеры, Интернет, и уже подавляющему большинству учеников не стоит труда этой информацией обладать, к уровню образованности учителя предъявляются еще более высокие требования. Т.е. в идеальном сознании образ учителя - это образ какого-то универсального человека. Уже в наше время, тем более в будущем, главной задачей учителя становится не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования. Идеальный образ учителя будущего у современного ученика формируется сегодня. Сегодняшние школьники - это будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения. Таким образом, общество, как бы постоянно запаздывает. Какой же выход? Может быть, необходимо начинать менять сложившийся стереотип в обществе уже сегодня? Каким образом? Во-первых, должны произойти качественные изменения в образовании педагога. Акценты в образовании будущего учителя должны сместиться в сторону психолого-педагогических дисциплин, возможно, необходимо внедрение таких дисциплин, которые бы способствовали развитию в будущем учителе именно его творческой основы.

Школа - это не только место получения знаний, но и пространство и время жизни растущего человека. Воспитание в учениках заинтересованности в получении знаний, понятий чести, любви к труду и любознательности - все это формирование Личности. Знания, полученные в школе, должны стать универсальными и позволить выпускникам чувствовать себя уверенно, какую бы сферу деятельности они для себя не избрали. Духовное воспитание учеников вытеснит из их жизни и исключит в поведении самовлюбленность, чванство, хамство, ложь. Гармоничное сочетание объема полученных в школе знаний и привитых морально-нравственных принципов сделает выпускников лучшими гражданами Страны.

Учитель - не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи цель педагогического образования может быть представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа, которого характеризуют:

  • высокая гражданская ответственность и социальная активность;

  • любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;

  • подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

  • высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;

  • потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

  • физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.



© 2010-2022