• Преподавателю
  • Другое
  • Авторская программа интегрированного обучения в системе дополнительного образования детей

Авторская программа интегрированного обучения в системе дополнительного образования детей

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ФОЛЬКЛОРНОЕ РУКОДЕЛИЕ

__________________






Авторская программа

кружка декоративно-прикладного искусства

для детей младшего и среднего школьного возраста










АВТОР: Татьяна Николаевна Хаустова, педагог НОУ «Средняя общеобразовательная школа №47 ОАО «РЖД» п.Инголь Шарыповского района Красноярского края

образование среднее специальное, специальность: учитель начальных классов; педагогический стаж 28 лет, высшая квалификационная категория

высшее педагогическое: учитель русского языка и литературы









ПРЕДИСЛОВИЕ



Я помню себя совсем маленькой девочкой в старом праба­бушкином доме чувашского села. До сих пор свежи в памяти деревянный, скобленый добела стол с лавками, русская печь, «жаворонки», испеченные на Пасху, расшитое полотенце на иконах, нарядные рушники... Жизнь текла неспешно, от празд­ника к празднику, по народному календарю.

Последующие годы моего детства связаны с небольшой си­бирской деревней Колбой. Так называют в этих местах дикий лук, растущий по берегам одноименной речушки, по-другому -черемша. В мир моего детства незаметно вошла и эта маленькая речка с прибрежными цветущими травами, и мой добрый, не­разговорчивый дедушка, наблюдающий за конями на пригорке, и заботливая баба Маня у русской печи, вынимающая горячие хлеба. Запомнился сладковатый запах «шанюшек», испеченных к празднику. Та же простота, деревенская размеренность жизни: посевная, покос, уборочная.

Свободное время в долгие зимние дни мы часто проводили вдвоем: бабушка с веретеном в руках и я, скручивающая куклу из старинной шали. В привычном и кажущемся мне бесконеч­ном течении жизни ощущалось какое-то непостижимое таинство. Оно незримо присутствовало в скромной иконе, висевшей в «крас­ном углу», в узорной вышивке на рубашке у маленького бра­тишки, в цветном пояске, который бабуля наказывала всегда носить: «Неровён час, Бабай уташшит»...

Прошли годы. Только будучи взрослым человеком я осозна­ла, какой притягательной силой обладает народное творчество, как много значит оно для воспитания доброго сердца. Яркие образы детства и любовь к родной деревне, восхищение красотой плодоносящей земли и талантом русского человека обрели свое воплощение в авторской образовательной программе, обращен­ной к чистым родникам народного искусства.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Там, где северо-восточные склоны Кузнецкого Алатау пере­ходят в равнину, раскинулся наш Шарыповский район с много­численными курганами и голубыми озерами. Среди них изуми­тельное по своей красоте озеро Инголь. На этой территории со­хранилось много топонимов, следов давно ушедших в историю

древних народов. Старинные географические названия, переда­ваемые из поколения в поколение, дошли до наших дней. Так, «ин» в названии озера переводится с тюркского как «нора», «голь» - озеро, что в целом буквально означает «нора-озеро». Древнее название местной речки Едет переводится как «солнеч­ная река». Также называется и ближайшее от станции село, где живут учащиеся нашей школы.

Красноярский край - удивительная по своему национально­му разнообразию земля. Ее культурные традиции имеют глубо­кие исторические корни, о чем свидетельствуют археологичес­кие раскопки и наскальные рисунки, подтверждающие перво­бытную культуру ранних цивилизаций.

Большое историческое влияние на формирование современ­ной культуры края оказал фактор переселенчества, традиции народов поморья и европейской части России, особенно Мордо­вии, Пензенской и Смоленской губерний. Мозаичное переплете­ние северных, центральных и южнорусских, украинско-бело­русских и иных традиций, частично сохранившихся и испытав­ших взаимовлияние, составляют национальное своеобразие современной культуры Красноярского края.

В XIX веке Красноярск был центром сибирского казачества. Интенсивное культурное развитие региона началось во время строительства Московского тракта «Ачинск - Красноярск - Канск». В годы подъема сибирского промышленного комплекса и строительства Красноярской ГЭС на великую стройку ехала молодежь со всех концов страны и, оставаясь здесь для постоян­ного жительства, привносила в культурную сокровищницу края традиции своей земли.

Многонациональный характер культуры Красноярского края определил важнейшую направленность авторской образователь­ной программы, ориентированную на изучение и творческое ос­воение детьми богатых традиций своей «малой родины», зна­комство с ее историей, природой, этнографией, топонимикой, народными обычаями, праздниками и обрядами.

Предлагаемый программный курс, рассчитанный на три года обучения детей младшего и среднего школьного возраста, на­правлен на приобщение к региональным традициям народной вышивки и в то же время предполагает расширение представле­ний и знаний детей об отечественной культуре своего края, Си­бири, Урала, Поволжья, Архангельской, Владимирской, Воро­нежской и других областей России.

В творческом освоении культурных традиций детям пред­лагается комплекс искусств: устное народное творчество, песенно-музыкальный и игровой фольклор, различные виды де­коративно-прикладного народного искусства, архитектура, живопись, литература. В этой связи возникает необходимость знакомства детей с картинами художников, памятниками де­ревянной и каменной архитектуры, музейными образцами национального декоративно-прикладного искусства, народными мифами, песнями, легендами и поверьями, литературно-поэти­ческим творчеством классиков, научно-исследовательскими ма­териалами.

Более полное образное представление о традициях народной культуры дети получают в собственном творчестве, при разучи­вании и исполнении хороводной песни (начиная с местных об­разцов фольклора), в вышивании традиционного орнамента, в театрализации сказки или праздничного обряда, живописном изображении или макетировании деревянной избы, храма, пред­метов народного быта. В изучении и творческом освоении тра­диций особенно важное значение придается воспитанию эмо­ционально-чувственного отношения детей к смысловому, нрав­ственно-эстетическому и художественно-образному содержанию произведений искусства, а также активному выражению полу­ченных представлений в собственном творчестве.

Таким образом, обличаясь от узкопрофильного курса, наце­ленного на приобретение навыков вышивания, данная програм­ма предполагает широкий спектр возможностей для полихудо­жественного развития ребенка и в конечном итоге определяет гармоничное воспитание личности на основе комплекса искусств.

Среди разнообразных форм и средств, предусмотренных про­граммой, приоритетное значение имеет поисковая деятельность школы, объединяющая педагогов, учителей-предметников, детей и родителей. Она включает собирание исторических сведений о жизни своего села и Красноярского края, старинных предметов народного быта, образцов устного, песенно-музыкального, танце­вального, игрового, праздничного фольклора, сведений о народ­ных приметах и обычаях, о местных художественных ремеслах (искусстве вышивания, резьбе и росписи по дереву, изготовле­нии традиционного костюма), о рецептах народной кухни. Это способствует постоянному пополнению экспозиции школьного музея, обогащает содержательный уровень занятий, повышает значимость обучения и воспитания на основе подлинников на­родного искусства.

Среди распространенных форм проведения занятий - беседы, встречи с мастерами-художниками и местными умельцами, тема­тические экскурсии в музеи и походы по своему краю, родному селу. Новой содержательной формой работы по авторской программе является проведение заочных экскурсий-путешествий по улицам и музеям Москвы и других городов, культурных центров России.

Художественно-краеведческая направленность программы позволяет расширить круг задач и проводить более углублен­ные, интересные занятия с детьми.

Цели программы: эстетическое и художественно-нравствен­ное воспитание личности на основе приобщения детей к регио­нальным культурным традициям России, воспитание патриоти­ческих чувств, любви к родному краю, своей Родине.

Основные задачи программы:

- целенаправленно формировать эстетическое мировоззрение детей через приобщение к природе, истории, культурным тради­циям своего села и родного края;

- воспитывать высокие нравственные качества в общении с памятниками отечественного искусства, последовательно форми­ровать у детей эстетическое чувство любви к прекрасному в ис­кусстве и жизни;

- активно развивать художественные способности детей на основе изучения и творческого освоения региональных российс­ких традиций народной вышивки и традиционного костюма;

- способствовать развитию у детей эмоционально-чувственно­го, осознанного восприятия образов художественных произведе­ний и понимания значения памятника искусства в отечествен­ной культуре;

- формировать художественное воображение и творческие спо­собности детей в разнообразных сферах деятельности (в изобрази­тельном, декоративно-прикладном, песенно-музыкальном, театраль­ном, литературном и других видах творчества), на основе интегри­рованного обучения и полихудожественного развития личности.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения (72 часа)

Первый год обучения ознакомительно-подготовительный. Дети знакомятся с историей народной вышивки и ее бытовым назначе­нием. Изучают технику вышивания на основе отсчета ниток. Учат­ся выполнять тамбурный шов, шов «вперед иголку», «бархатный»

и «читать» узоры на традиционных костюмах, полотенцах, ска­тертях, вышитых мастерицами села, края, других регионов Рос­сии. Знакомятся с «обережной» символикой (знаками солнца, земли, воды). Изучают, рисуют, вышивают традиционными приемами «древо жизни». Участвуют в поисково-краеведческой деятельности школы. Узнают о субэтносе Красноярского края. Знакомятся с фольклорными жанрами народного творчества (иг­рами, потешками, дразнилками, сказками, пословицами, ско­роговорками, песенным фольклором). Рассматривают традицион­ные орнаменты национальной вышивки Красноярского края (мор­довской, рязанской, пензенской, владимирской, смоленской). Знакомятся с праздниками народного календаря и обычаями си­биряков.

Образовательный курс предполагает приобретение знаний и представлений:

- о географическом положении и историческом значении государства Московского в XIV-XVI веках;

- об истории и архитектуре памятников Москвы: Покровс­ком соборе, Доме бояр Романовых, Государственном историчес­ком музее; памятников русского Севера;

- об истории, природе, искусстве родного края, своего села, о возникновении г. Красноярска, крепости-града на Енисее; об архитектурных памятниках края;

- о сибирском субэтносе и его культурно-историческом зна­чении (проведение встреч и бесед со сторожилами села, экскур­сий в музей школы, района, краевого центра, творческое освое­ние устного народного творчества и песенного фольклора).



Тема 1 Вводное занятие

Как девоньки вышивали,

вышивали да песню напевали


Знакомство с искусством вышивания. Изучение техники вышивания на основе отсчета ниток. Виды швов. История развития искусства вышивания в регионах России. Значение традиционной вышивки. Вышивка на крестьянской одежде: праздничной, будничной, на одежде жницы, на покосной ру­бахе и т.д.


Знакомство с репродукциями картин русских художников, изображающих персонажи в вышитой одежде. (Ю. Васнецов «Сорока-белобока», Н.Рерих «Снегурочка», И. Билибин, ил­люстрация к сказке «Сестрица Алёнушка и братец Ивануш­ка», В. Васнецов «Три царевны подземного царства» и «Иван-царевич на Сером Волке», Б.Кустодиев «Крестный ход», «Яр­марка»).

Разучивание русской народной песни «Уж я сеяла, сеяла ленок». Слушание лирических народных песен (этнографичес­ких записей): «На заре было, на зорюшке», «Пойду бором, дорогою».

Сказки сказываем да играем: «Снегурочка», «Иван-царевич и Серый Волк» (театральная импровизация по русским народ­ным сказкам).


Тема 2


Кто мы, откуда?

Крепость-град на Енисее


Образование государства Енисейского. Глубинное родство. «Родословное древо». Сибирский субэтнос. Взаимоотношение человека и природы, обрядовая культура. Как построить дом, обряды рубки дерева, выбора места (обряд домостроя «Как дом построить»). Крестьянский дом как модель мира. Особенности застройки сибирского села.

Архитектура: «Деревянное кружево в архитектуре Крас­ноярского края». Деревянная сказка «Кижи». Крепость на семи холмах - начало Москвы. История государства Московского. Кремль.

Экскурсия по своему селу: «Виды деревянных строений» или «Как сибирский дом построен».

Зарисовка старинных домов села, «Придумываем крепость-град. Рисуем «родословное древо», герб семьи.

Чтение: стихи о Москве, о Кремле, своей Родине, стихи мест­ных поэтов о селе.

Историческая песня «Ах ты, матушка, преславная Москва» (слушание).

Разметка ткани. Вышивание салфетки швом «вперед игол­ку - назад иголку».

Тема 3

«Мировое древо» вышиваем,

шов «вперед иголку» применяем

Вышивка «Мирового древа жизни», солнечных знаков, зна­ков плодородия. Используется шов «вперед иголку - назад игол­ку», «тамбурный». Изучаем земное устроение по «Мировому древу»: от вершины к корням. Космологическая и зооморфная символика в народном костюме. Детская игра как «оберег».

Народные игры: «Яша», «Скрипи, нога», «Золотые ворота», «Бабка Ёшка».

Чтение о явлениях природы и загадках Вселенной. Сибирс­кие загадки и пословицы.

Изобразительное творчество: «Мировое древо», «Как мир уст­роен», солнечные знаки, знаки плодородия (декоративное рисо­вание, узор в полосе).

«А у нас сегодня Осенины» (праздник осени по старинному обычаю). Жнивные песни: «Раз полоску Маша жала», «Метель-ник - бездельник», «Ходил козел по меже» (слушание, разучи­вание).



Тема 4


Образы хозяйки мира и Богородицы

в народной культуре

Салфетка «Макошь». Шов «вперед иголку - назад иголку», «тамбурный». Изображение образов Макоши и Параскевы - Пят­ницы в русской вышивке. Традиционные мотивы северной, смо­ленской, чувашской, рязанской вышивки.

Экспедиции: «Полотенце бабушки Таисьи» (поиск вышитых полотенцев в местных селениях).

Экскурсия в школьный музей «Обрядовое полотенце», «Сла­вянская богиня Макошь на полотенце». Экскурсия в городской музей «Полотенце в приданом невесты».

Конструирование узоров-рисунков на основе узоров старин­ных полотенцев с использованием «обережной» символики, сим­волов солнца, земли, воды и т.д. в зависимости от назначения полотенца.

Сказки, былины, народные песни (слушание, разучивание, обыгрывание).


Тема 5

Вышиваем, праздники да развлечения

села сибирского изучаем

Традиционный поясок. «Бархатный» шов. Обережность на­родного пояска. «Опояска», «кушак», их назначение. Подго­товка подарка - «одарка» (вышивка традиционным швом по выбору).

Никола Зимний. Никола - «хранитель на водах». Образ Сад­ко. Приметы зимы. Веселый сезон сибиряков: отдых, зимние развлечения. Круг - крепость - оберег. Игры в кругу, хороводы. Хороводные песни. Празднование святок. Зимние Святки в Си­бири. Святочные песни, игры. Коляда.

Песенный фольклор. «Вечерошная песня» Приангарья -«Вечер девки вечериночки сидят» (разучивание). Колядки: «Ой ты, клюзецка», «Сето, сето на новое лето», «Как ходила Коля­да», «Как у дедушки Степана», «У бабушки Варварушки» (слу­шание, разучивание).

Рисуем маски для исполнения колядок.

Тема 6

Святочные вечера


Выставка детского творчества «Смотрины». Святочные вече­ра. Народные игры с детьми: «Я качу колечко», «Дударь», «Шел козел дорогою», «Бояры», «Пущу я кубел», «Ой, там, на горе», «Славите, славите». Гадания (загадывание на сон). Сказки раз­ных народов.

Тема 7 Обряды и обычаи Великого поста

Вышивка платочка с пасхальным вензелем, мешочка для пасхальных яиц. Роспись деревянных яиц. Понятие: яйцо -символ жизни. Празднование Пасхи в Сибири и других регио­нах России, обряды и обычаи Великого поста. Праздник Крас­ной горки. Вербная неделя. Закликание весны. Игры и хорово­ды Красной горки. Пасха в Троице-Сергиевой Лавре (видео­фильм).


Песни первых весенних хороводов «Надоело нам, робяты», «Синтетюриха», «Веснянка», «Как пошел наш козел» (слуша­ние, разучивание).

Игры. «Горелки», «Золотые ворота», «Ворон вороватенький», «Уж я улком шла».

Тема 8

Зеленые Святки

Занятие - праздник - выставка. Итоговая выставка детского творчества. Исполнение разученных песен, хороводов, игр, поте­шек, дразнилок, пословиц. Инсценирование, обыгрывание на­родной сказки, праздничного обряда.

К концу года дети должны знать:

- основы технологии традиционной вышивки «вперед игол­ку - назад иголку», выполнять «бархатный» и «тамбурный» швы; украшать салфетку, поясок;

- историю образования Красноярского края, г. Красноярска, своего села Едет, историю возникновения г. Москвы и архитек­турных памятников Кремля; праздники народного календаря, отличительные особенности праздников сибиряков; символичес­кое значение «мирового древа жизни», «родословного древа»; знаки плодородия, солнечные знаки, знаки земли, воды, Мако-ши; народные песни, хороводы, игры, сказки; приобрести навы­ки театральной импровизации по мотивам народных сказок и праздничных обрядов, уметь исполнять народные песни, водить хороводы и т.д.

Второй год обучения (72 часа)

Второй уровень обучения предполагает изучение технологии «гладьевых швов». К ним относится владимирский шов - кра­сочная вышивка с фантастическими сказочными изображения­ми растений, птиц, животных, фигуры человека. Шов выполня­ется толстыми крупными стежками, заполняя узор только на лицевой стороне. Основной цвет вышивки - красный, с неболь­шим добавлением в узор синего, изумрудно-зеленого и золотис­того тонов.

Александровская гладь (г. Александров Владимирской обла­сти). Узор выполняют гладью без настила, используются расти-

тельные мотивы, обобщенные образы веток, полевых цветов и ягод малины, рябины и т.д. Цветовое решение условное, напри­мер, красные ягоды и коричневые листья, синие цветы и золо­тисто-желтые листья. Элементы узора вышивают гладью, козли­ком, стебельчатым и петельным швами.

Предлагается изучение технологии сибирской вышивки. Это вышивка цветными суконными, шерстяными нитками или «му­лине». Узоры составляют волнистые пересекающиеся линии раз­ного цвета: красного, синего, зеленого, желтого.

Дети знакомятся с созданием художественной вещи в разных материалах (из ткани, кожи, дерева, металла, фарфора), узнают о традициях народных промыслов Гжели, Хохломы, Богородс­кого, Абагпева, Каргополя, Дымкова. Знакомятся с творчеством мастеров и умельцев своего села и района. Дети и родители ак­тивно вовлекаются в поисково-краеведческую деятельность.

В течение года дети участвуют в подготовке и проведении празд­ничных представлений и выставок к датам народного календаря, изучая игры, хороводные песни, обряды. Большое внимание уде­ляется сибирским традициям народной вышивки, художествен­ным особенностям декоративных предметов крестьянского быта, особенностям устного народного творчества, праздничного, песен-но-игрового фольклора.

Продолжается знакомство с народной культурой и искусст­вом Сибири, архитектурными памятниками г. Москвы, г. Вла­димира и др., искусством владимирской вышивки, праздника­ми народного календаря, живописными произведениями худож­ников.


Тема 1

Вводное занятие

Искусство создания художественной вещи в разных материалах

(из ткани, кожи, дерева, металла, фарфора)

Искусство как единство красоты и пользы, достояние нацио­нальной и общечеловеческой культуры (знакомство с памятника­ми народного искусства). Красота вокруг нас: украшение внешних и внутренних интерьеров деревянного дома, предметов народного

быта, традиционной одежды. Творчество народных мастеров и умельцев. Закрепление приемов вышивки: «вперед иголку - на­зад иголку», «тамбурного» и «бархатного» швов.

Экскурсии в школьный и городской музеи. Тема: «Мастера своего дела» (общее знакомство с подлинными образцами народ­ного искусства Красноярского края, региональными особеннос­тями художественных традиций в народной вышивке, росписи, резьбе по дереву, крестьянской одежде).

История. Краеведение. Летопись человечества, запечатленная в камне, дереве, стекле. Эпоха палеолита в раскопках: стоянка «Березовый ручей - I», Шарыповский район.

Народное декоративно-прикладное искусство, живопись. Бе­седа: «В гостях у мастеров села, края, всей Родины моей». Рас­сказ о подлинниках народного искусства, изделиях из керамики, стекла, кожи, дерева, «унтайках да шубах» (хакасской одежде из кожи и меха, украшенной народным орнаментом). Изделия мас­теров Городца, Гжели, Полховского Майдана, Дымкова. Тради­ционная одежда и предметы народного быта в изображении ху­дожников (А. Венецианова, В. Тропинина, В. Васнецова, И. Сури­кова).

Народный календарь. Осенние праздники. День Симеона-ле-топроводца. Осенины «Всякому лету «аминь»!» Песни и игры осеннего календаря. Приметы и обычаи. Песни-игры: «У бабуш­ки, у Варварушки», «Коза с орехами», «Козел пошел по лыки», «Плетень», «Колышки» (разучивание, исполнение).

Тема 2

Вышибаем полотенце сами, своими руками

Вышивка традиционного орнамента полотенца. Подготовка к выставке «Льняные смотрины».

Экспедиция в село с целью собирания вышитых изделий и сведений о традиционных полотенцах своего края и российских губерний. Пополнение экспозиции музея. Тема: «Полотенце ук-рашивала, узор долго вынашивала». «Чтение» узоров на поло­тенцах и других старинных вышитых изделиях, творческое ос­воение художественных традиций детьми.

История. Краеведение. История полотенца. Назначение. Роль вышитого полотенца в праздничных обрядах.

Русский орнамент. Зарисовка полотенца из «бабушкиного сун­дука». Рисование - конструирование своего узора народного по­лотенца.

Экскурсия в школьный музей «Народное полотенце». История полотенца. Значение украшения, его роль в праздничных обрядах.

Народный календарь. Праздник Покрова. День Параскевы-Пятницы.

Фольклорные жанры. Слушание и разучивание свадебных песен, хороводов, игр. Подготовка праздничного представления «Льняные смотрины» (итогового праздника - выставки с участи­ем детей и мастериц села).

Тема 3

Тладьевые швы

«Верхошвы» (владимирские швы). Вышивка изделий (фарту­ка, салфетки, скатерти) владимирскими швами. История влади­мирской вышивки.

Архитектурные памятники г. Владимира. История, художе­ственные стили, декоративное убранство.

Старинные сибирские обычаи, обряды зимних праздников. Рождественский сочельник. Коляда.

Экспедиция в село с целью собирания местного материала: сказок-страшилок, колядок, пословиц, сведений о костюмах ряженых, образцов традиционной одежды и предметов кресть­янского быта.

Святочные песни: «Над вертепом звезда ясна», «Как ходи­ла Коляда», «Припевки», «Щедровка», «Как у дядюшки золо­тая борода».

Тема 4

Национальные особенности культуры сибиряков:

культурные традиции старой

и современной Сибири.

Архитектура, декоративно-прикладное

народное искусство

Сибирская вышивка (фигурные композиции и узоры, состоя­щие из кривых пересекающихся линий). Вышивание подарка -«одарка» - платочка для пасхальных игр.

Народный календарь: Масленица. Праздничные обряды и обычаи.

Живопись. Образы народного праздника в картинах худож­ников: И. Суриков «Взятие снежного городка», Б. Кустодиев «Масленица». Рисование на тему «Масленица».

Детский праздник-гуляние «Масленица». Участие в празд­ничном представлении.

Подготовка к празднику Красной горки и встрече весны: разучивание игровых и хороводных песен, игр, потешек, инсце­нирование народных обрядов.

Деревянное зодчество и каменная архитектура культурных центров России: г. Красноярска, Москвы, Сергиев-Посада, Вла­димира, Архангельска. Архитектурные комплексы Московского Кремля и Троице-Сергиевой Лавры, музеев-заповедников «Коло­менское» и «Кижи».

Тема 5

Итоговое занятие


Выставка детского творчества. Праздничные посиделки с приглашением бабушек-мастериц.

К концу второго года обучения дети должны знать:

- технику выполнения швов «вперед иголку - назад иголку», «тамбурного», «бархатного», гладьевых швов (владимирской «бе­лой глади», «цветной глади», традиционной сибирской вышивки);

- праздники народного календаря (из цикла «Вслед за сол­нышком живем»), старинные сибирские обычаи и обряды; исто­рию полотенца, обряды с полотенцем; народные песни, хорово­ды, игры, потешки, дразнилки, сказки;

- известные картины русских художников-живописцев;

- отдельные памятники архитектуры Сибири, Красноярского края, Москвы, г. Владимира, русского Севера; основные архи­тектурные стили и особенности декоративного убранства;

- вышивать изделие (салфетку, пояс, полотенце) традицион­ными швами; составлять композицию, декоративный узор из «обережных символов», знать общие особенности традиционного крестьянского костюма, применять украшение-вышивку в со­временной одежде; петь народные песни, водить хороводы, обыг­рывать, инсценировать сказки и праздничные народные обряды.


Третий год обучения (72 часа)


Тема 1

Вводное занятие


Закрепление знаний о традициях региональной вышивки и навыков выполнения швов

Освоение швов: «вперед иголку - назад иголку», «тамбурно­го», «бархатного», «сибирского», «владимирского», «белой гла­ди», «цветной глади». Освоение технологии вышивки «крест». Вышивание вензеля на салфетке или платочке выбранном швом. Декоративное назначение вышивки. Сходство и отличие тради­ций народной вышивки в зависимости от региона. «Чтение» узоров на вышитых изделиях из «бабушкиного сундука».

Подготовка эскизов и вышитых изделий к выставке. Уметь рас­сказать об особенностях традиции, символике узора своей вышивки.

Уборка урожая в живописи: А. Венецианов «На жатве», А. Пластов «Жатва». Народный костюм и крестьянский быт в картинах художников.

Архитектура: деревянное зодчество центральных и северных районов России, Урала, Сибири, г. Красноярска, своего села. «Солярные» знаки в народной вышивке и деревянной резьбе (за­очные путешествия).

Народный календарь. Осень. Три Спаса. Вязание ритуально­го снопа и другие обряды (обряд похорон мух, комаров). Тради­ции «Дожинок» в Сибири.

Фольклорные жанры. Жнивные песни. Первые осенние по­сиделки, народные игры, песни.

Тема 2

«Баю-баюf Машеньку качаю». Русская тряпичная кукла


Русская тряпичная кукла. Назначение куклы. Способы изго­товления: сшивная кукла, несшивная кукла. Мастерим куклу-скрутку, куклу-барышню, куклу-барыню.

История русской тряпичной куклы. Сибирская кукла в рас­сказах старожилов. Космологическая и зооморфная символика народного костюма.

Живопись. Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве: Н. Рерих «Снегурочка», М. Врубель «Царевна-Лебедь».

Архитектура: деревянное зодчество русского Севера, архи­тектурный комплекс-музей «Кижи», «Коломенское». Особеннос­ти внешнего и внутреннего убранства. Традиционные особеннос­ти северных орнаментов в вышивке и художественной деревян­ной резьбе (сравнение).

Описание народного костюма и праздников в литературных про­изведениях, сказках (знакомство с иллюстрациями художников).

Фольклорные жанры. Колыбельные песни, сказки, народные игры. Кто такая Баба-Яга. Культ медведя. Змей - поглотитель. Водяной змей. Змей - похититель. Образ змея и «царство мерт­вых» в мифах и сказках.

Тема 3

Несшивная кукла


Изготовление сибирской «обережной» куклы: «скрутки», «Ку­павки», «Кузьмы и Демьяна», кукол «День и Ночь», «Ангелочек».

Народный календарь. Встреча зимы. Кузьминки.

Фольклорные жанры: небылицы-перевертыши, посиделки «Именины Кузьмы и Демьяна».

Экспедиция. Собирание и разучивание народных детских игр своего села.

Тема 4

Сшивная кукла


Изготовление крестьянской тряпичной куклы в русском кос­тюме и кубанской куклы.

Народный календарь. Рождество. Коляда.

Фольклорные жанры. Русские народные песни: «Тут и еха­ли, наехали», «Летел сокол», «Летел кочеток», «Как у Ваньки кудри», «Тута холост, неженат». Обыгрывание песен (самодея­тельный театр).

Каменная архитектура Красноярского края, Сибири, Урала. Соборы Московского Кремля, г. Сергиев-Посада Московской об­ласти (заочные экскурсии). Основные особенности архитектур­ных стилей, внешнего и внутреннего декоративного убранства. Отражение впечатлений и художественных особенностей памят­ников в детских рисунках и архитектурных макетах.

Тема 5

Этнографическая кукла


Изготовление. Русская тряпичная кукла в русском народном костюме. Русская кукла в сибирском одеянии. Кукла в костюме северных губерний. Карельская кукла. Кукла в костюме Воро­нежской, Смоленской, Пензенской губернии, в рязанском костю­ме. Кубанская, мордовская кукла. Кукла-крестьянка. Кукла-ба­рыня.

История. Краеведение. История и особенности русского на­родного костюма. Основные элементы женского народного кос­тюма. «Защитные» функции вышивки. Техника кроя русского костюма. Рубаха туникообразная. Понёва, сарафан. Сибирская одежда: крой, стиль. Значение цвета в народном костюме. Се­верный костюм. Южно-русский костюм. Орнамент в народном костюме.

Отражение специфики традиционного костюма, особенностей быта, национального склада характера человека в литературных

произведениях. Сходство и различия в одежде народов России. Экскурсия в музей.

Народный календарь. Зимние Святки. Традиция встречи Нового года в Сибири.

Живопись. Иллюстративный ряд: открытки, фото, иллюст­рации в книгах, отображающие народный костюм с учетом ре­гиональных особенностей. Сбор материала и составление семей­ного альбома. Народный костюм жителей Сибири (девичий, жен­ский, мужской).

Фольклорные жанры. Символика величальных святочных песен. Солнцеворот. Русский Никола и Санта Клаус. Играем в куклы: «Ряженье и вожденье козы на Святках».

Песни: «Пролетел соколик», «Коляда», «Корительная», «Уна-шей светлицы». Хороводные игры: «Селезень», «Прялица» и др.

Праздник «Рождество» и образы зимней природы в произве­дениях писателей, поэтов, творчестве художников. Природа и «рождественское» настроение в творчестве детей (проза, стихи, рисунки)

Тема 6

Рукодельницы


Итоговое занятие. Выставка - зачет. Проведение праздника «Прощай, весна! Здравствуй, лето красное!».

Народный календарь. Троица. Зеленые Святки. Троицко-се-мицкие обряды и обычаи.

Фольклорные жанры. Песни и игры, освоенные за год. Об­ряд-игра «Похороны Костромы».

Подготовка праздничного представления и выставки детско­го творчества (вышитые изделия, самодельные куклы в регио­нальных народных костюмах, рисунки, архитектурные макеты, литературно-исследовательские и поэтические сочинения, сочи­нения - впечатления, тематические альбомы и др.).

К концу третьего года обучения дети должны знать:

- региональные особенности народного костюма жителей Красноярского края;

- праздники народного календаря, обычаи, традиции народ­ных художественных промыслов России;

- художественные стили и декоративные особенности рус­ского народного зодчества и каменной архитектуры.

Уметь:

- мастерить тряпичные куклы, региональный народный ко­стюм для куклы с элементами вышитого орнамента;

- конструировать художественные макеты архитектурных памятников;

- выражать в рисунках, песенно-игровом и литературно-по­этическом творчестве образные впечатления, полученные на за­нятиях, в экспедициях, музеях.

© 2010-2022