Методические рекомендации по проведению уроков к 100 - летию К. Симонова

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ














ПО ПРОВЕДЕНИЮ ТЕМАТИЧЕСКИХ УРОКОВ,

ПОСВЯЩЕННЫХ 100- ЛЕТИЮ СО ДНЯ

РОЖДЕНИЯ К.М.СИМОНОВА






























2015



Пояснительная записка

Методические рекомендации дают представление о методике организации и проведения

тематического урока, посвященного 100-летию со дня рождения К.М.Симонова.

В методических рекомендациях раскрывается тематика и содержание урока, описываются

возможные формы его проведения. Подготовка к тематическому уроку и сам урок могут стать отправной

точкой в выстраивании проектной, учебно-исследовательской деятельности учащихся, системы

внеклассных уроков. Поэтому задача методических рекомендаций состоит не только в том, чтобы

ознакомить педагогов общеобразовательных организаций с вариантами форм проведения урока, но и в том,

чтобы показать учителю возможные направления организации деятельности учащихся.

В методических рекомендациях перечислены основные мероприятия, посвященные 100-летию со

дня рождения К.М.Симонова. Данный перечень мероприятий, проводимых в России, даст возможность

учащимся понять масштабность события и его значимость в культурной жизни нашей страны.

Методические рекомендации адресованы учителям литературы образовательных организаций, но

могут быть использованы классными руководителями, школьными библиотекарями при проведении

внеурочных мероприятий.

Рекомендации по проведению тематических уроков, посвященных 100-летию со дня рождения

К.М.Симонова.

Цель урока: через организацию читательской, проектной и учебно-исследовательской деятельности

развить у учащихся интерес к личности и творчеству К.М.Симонова.

На уроке, посвященном100-летию со дня рождения К.М.Симонова, учащиеся должны получить

представление о масштабности и разнообразии мероприятий, проводимых в Российской Федерации, и

понять, что такое внимание к личности и творчеству поэта неслучайно. Советский поэт и общественный

деятель Константин Симонов родился в Петрограде, участвовал в Великой Отечественной войне. В годы

войны Симонов сотрудничал с газетой «Боевое знамя». После окончания войны побывал в Японии, США и

Китае. Он работал главным редактором журнала «Новый мир», затем - «Литературной газеты»,

сотрудничал с газетой «Правда». Прославился как автор патриотических стихов, среди которых

произведение «Жди меня». Симонов - лауреат шести Сталинских премий.

Основная задача учителя -дать учащимся представление о жизненном и творческом пути поэта,

познакомить с оценкой его творчества профессиональными читателями. Другие задачи определяются в

зависимости от особенностей образовательной деятельности образовательной организации, от предпочтений

учителя и интересов учащихся.

Вместе с тем урок не должен выполнять только информативную функцию. Перед учащимися могут

быть представлены возможные направления проектов и учебных исследований. Важно, чтобы урок вызвал

у учащихся желание взять в руки сборники стихотворений К.М.Симонова, пробудил интерес к изучению

истории литературы, творчества поэта, стимулировал стремление учащихся к повышению читательской

компетенции.

Воспитательной целью урока является создание педагогических условий для формирования

гражданских и патриотических чувств школьников через обращение к творчеству поэта-юбиляра.

Воспитательно-эмоциональному воздействию на учащихся будут способствовать встречи

школьников с литературоведами, культурологами, работниками библиотек.

Поэтому учителю следует заранее обдумать, когда и кого из представителей творческой интеллигенции он

может пригласить на урок, продумать самому и предложить ребятам заранее составить вопросы, на которые

они хотели бы

получить ответ от гостя.

Обучающей целью урока является создание условий для развития и поддержания интереса к

творчеству К.М.Симонова, для формирования культуры грамотного читателя, владеющего навыками поиска

нужной информации,

навыками работы с книгой.

Структура и содержание урока, формы его проведения достаточно вариативны и определяются

учителем в зависимости от его предпочтений и интересов обучающихся.

Педагогическими основами и методическими условиями

успешного проведения занятия являются:

- раскрытие значимости творчества К.М.Симонова в формировании патриотических чувств гражданина

России;

- опора на межпредметные связи, актуализирующие знания учащихся по искусству, истории Отечества,

использование документов, наглядного материала, фонозаписей, музыкальных произведений, материалов

сайтов сети Интернет (сайт, посвященный Году литературы, сайты библиотек, музеев, литературных газет и

журналов (см. Приложение 1 к данным методическим рекомендациям); - инициирование учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся, направленной на изучение

творчества поэта, творческой истории его произведений, культуроведческой информации, помогающей

понять идейно-

тематическое и художественное своеобразие литературного текста и т.д.;

-использование социо-культурных ресурсов региона (библиотеки, музеи, театры, телецентры, памятные

литературные места, места воинской славы и

др.);

-знакомство с творческими объединениями региона,

литературными критиками и другими представителями творческой интеллигенции;

-активное использование читательского опыта учащихся, их творческих способностей; опора на личностные

результаты самостоятельной деятельности учащихся;

Охарактеризуем некоторые из возможных форм работы с учащимися.

Литературные чтения предполагают чтение стихотворений поэта, знакомство с мемуарами и

литературоведческими исследованиями, выступления приглашенных литераторов, работников библиотек,

доклады учащихся и т.п.

Литературные чтения могут быть организованы для учащихся разных ступеней обучения. Для

учащихся начальной и основной школы интересны будут стихотворения поэта, факты биографии

К.М.Симонова, связанные с периодом Великой Отечественной войны.

Для учащихся старших классов, кроме чтения стихотворений и знакомства с жизненным путем

поэта, может быть включена информация научного характера.

Защита читательского формуляра или дневника

Чтения - это представление читателем одного или нескольких произведений поэта и о поэте.

Представление произведения обязательно должно включать в

себя

•информацию об авторе (имя, отчество, фамилия; кратко о его жизни и творчестве);

•информацию о книге или произведении: название книги или произведения, её жанр;

•краткий рассказ в объеме 2-5предложений

о содержании книги (своего рода аннотация книги) или анализ произведения;

•информация об интересах и потребностях читателя

(с какой целью обратился к книге или произведению, что узнал читатель из книги, как читается книга

(особенности языка и стиля);

•возможно выразительное чтение стихотворения или 1-2 фрагментов книги;

•общее впечатление от прочитанной книги или стихотворения, рекомендации другим читателям

Первые две позиции могут быть представлены на слайде или четко написаны на классной доске.

Это даст возможность слушающим записать сведения в свой читательский дневник или блокнот с тем,

чтобы в дальнейшем взять в библиотеке книгу и прочесть ее.

Урок в форме защиты читательского формуляра целесообразнее провести в библиотеке. В этом

случае у учащихся будет возможность познакомиться со сборниками произведений К.М.Симонова, книгами

о жизни и творчестве поэта.

Урок в форме устного журнала

Возможные разделы устного журнала:

•информация о мероприятиях в Российской Федерации, посвященных 100-летию со дня рождения

К.М.Симонова;

•Симонов - юбиляр 2015 года(можно дать задание учащимся найти материал по биографическим словарям и

рассказать о поэте - юбиляре, зачитать понравившиеся фрагменты из его произведений и т.п.);обзоры книг,

посвященных жизни и творчеству поэта; представление стихотворения (художественное чтение)

или представление творчества поэта (литературно-музыкальная композиция, чтение литературных

воспоминаний)

Составление сборника литературно-критических материалов по творчеству К.М.Симонова

Данная форма тематического урока является примером связи урочной и внеурочной деятельности

учащихся.

Целью такой работы является совершенствование культуры чтения, умений строить письменное

высказывание о прочитанном произведении.

В ходе работы над сборником учащиеся овладевают приемами работы с литературоведческими

источниками информации; учатся собирать нужную информацию о литературном произведении,

систематизировать ее;

оформлять выписки из литературно-критических материалов с целью их дальнейшего использования в

собственном письменном высказывании.

В сборник можно включить информацию о результатах реализованных исследовательских работ и

проектах.

Составление сборника воспоминаний

Составление сборника воспоминаний современников о К.М.Симонове откроет многое в личности

автора, а

материалы такого сборника могут быть использованы на уроках и внеурочных занятиях.

Презентация сборников может стать предметом тематического урока.

При подготовке к уроку, посвященному 100-летию со дня рождения К.М.Симонова, следует

обратить внимание на его оформление. Желательно подготовить выставку книг,

оформить стенды, газеты, плакаты с высказываниями писателей и критиков о Симонове.

Демонстрация видеоматериалов (фрагменты фильмов, презентации с анимацией и т.д.) и

музыкальное оформление уроков также способствуют активизации восприятия.

Приложение 1

"Да, мы живём, не забывая..."

(irgups.ru/ntb/bibleogr/Da_my_zhivem_ne_zabyvaya.pdf)

100 лет со дня рождения Константина Симонова - поэта, прозаика, драматурга,

журналиста, редактора, общественного деятеля,

шестикратного лауреата Государственной (Сталинской) премии

(1915-1979)

Единственный распорядитель - время,

оно запрещает вход непосвященным

и открывает его тем,

кто умеет читать и слышать.

К. Симонов

Константин (Кирилл) Михайлович Симонов родился 28 ноября 1915 г. в Петрограде в

семье полковника Генерального штаба Михаила Агафангеловича Симонова и княжны

Александры Леонидовны Оболенской. Отец пропал без вести в годы гражданской войны.

В 1919 г. мать с сыном переехала в Рязань, где вышла замуж за преподавателя

военного дела, бывшего полковника царской армии А. Г. Иванишева. По собственному

признанию Симонова, отчим оказал сильное и благотворное влияние на его жизненные и

житейские принципы и привычки. Отчиму он обязан своей любовью к армии.

Учился в Рязани, а закончил восьмилетку в Саратове, куда перевели отчима. После

семилетки продолжал образование в ФЗУ, переехав с родителями в Москву, работал

токарем, а в 1934 г. поступил в Литературный институт. Его сокурсниками были Е.

Долматовский, М. Матусовский, М. Алигер.

Поэтическая биография Симонова складывалась успешно. Начал печататься с 1936 г.

Еще до приема в Литинститут ему как молодому рабочему автору дали командировку на

строительство Беломорканала, в результате чего появилась поэма «Павел Черный».

В начале осени 1939 г. Симонов отправляется на свою первую войну - он назначен

поэтом в газету «Героическая красноармейская» на Халхин-Гол, где в жизнь писателя

вошли люди, которым он остался верен до последних дней. Это Г. К. Жуков и редактор

«Героической Красноармейской», а в Великую Отечественную - «Красной Звезды», Давид Ортенберг, ставшие впоследствии героями его воспоминаний и прототипами

персонажей его прозы.

В начале Великой Отечественной войны был призван в армию, работал в газете

«Боевое знамя». В 1942 г. ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в

1943 - звание подполковника, а после войны - полковника. Большая часть его военных

корреспонденций публиковалась в «Красной звезде».

За четыре военных года написал пять сборников очерков и рассказов, повесть «Дни и

ночи», пьесы «Русские люди», «Так и будет», «Под каштанами Праги», дневники, которые

впоследствии составили два тома его собрания сочинений.

После того как в «Правде» было опубликовано

стихотворение «Жди меня», посвященное любимой женщине -

актрисе Валентине Серовой, Симонов стал самым известным и

почитаемым поэтом в стране.

Феномен лирического «Жди меня», написанного в августа

1941 г., перепечатываемого и переписываемого, посылаемого с

фронта домой и из тыла - на фронт, адресованного вполне

конкретной, земной, но в эту минуту - далекой женщине,

выходит за рамки поэзии. «Жди меня» - молитва атеиста,

заговариванье судьбы, хрупкий мост между жизнью и

смертью, и оно же - опора этого моста. В нем предсказано, что

война будет долгой и жестокой, и угадано, что человек -

сильнее войны. Если любит, если верит.

Как военный корреспондент Симонов побывал на всех фронтах, прошел по землям

Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за

Берлин. После войны появились его сборники очерков: «Письма из Чехословакии»,

«Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «От Черного до Баренцева моря. Записки

военного корреспондента».

После войны в течение трех лет пробыл в многочисленных зарубежных

командировках (Япония, США, Китай).

Победу двадцатидевятилетний Симонов встретил уже знаменитым писателем,

лауреатом Сталинских премий, самым молодым из руководителей Союза писателей,

автором известных произведений, переводимых на разные языки.

Смерть Сталина совпала с переменами в личной и творческой жизни: Симонов

разошелся с актрисой Валентиной Васильевной Серовой, женился на вдове поэта Семена

Гудзенко Ларисе Жадовой, был снят с редакторства в «Новом мире» и в 1958 г. уехал в

Ташкент собственным корреспондентом «Правды» по Средней Азии.

Здесь он написал роман «Живые и мертвые». Либеральный воздух «оттепели» и

великолепное знание войны счастливо сочетались в этой прозе.

Проза Симонова - мужская проза. Война Симонова объемна, он видит ее с разных

точек и ракурсов, свободно перемещаясь в ее пространстве от окопов переднего края до

армейских штабов и глубокого тыла. Довольно часто Симонова упрекали в том, что проза его - офицерская, что она лишена крови и пота ежедневного солдатского труда. Симонов

возвратился из Ташкента в Москву в начале 1960-х. Время «застоя» заметно сказывается

на творчестве Симонова: стихов он почти не пишет, а отдельные поэтические удачи

напрямую связаны с прошлым - войной, памятью о ней, ее историческими датами.

Он был успешен в творчестве и обласкан властью. По сценариям Симонова

поставлены многие фильмы: «Парень из нашего города» (1942), «Жди меня» (1943), «Дни

и ночи» (1943-44), «Бессмертный гарнизон» (1956), «Нормандия-Неман» (1960, совместно

с Ш. Спаакоми, Э. Триоле), «Живые и мертвые» (1964).

С 1946 по 1950 гг. и с 1954 по 1958 гг. он был главным редактором журнала «Новый

мир»; с 1950 по 1953 гг. - главным редактором «Литературной газеты»; с 1946 по 1959 гг.

и с 1967 по 1979 гг. - секретарем Союза писателей СССР. В 1974 г. он удостоен звания

Героя Социалистического Труда.

Последнее десятилетие занимался и

кинематографом. Совместно с Романом Карменом

создал кинопоэму «Гренада, Гренада, Гренада моя»,

потом уже самостоятельно, в качестве автора фильма

«Чужого горя не бывает» - о вьетнамской войне, «Шел

солдат», «Солдатские мемуары» - на основе бесед с

кавалерами трех Орденов Славы, телефильмы о

Булгакове и Твардовском.

28 августа 1979 Константин Симонов умер. Он завещал развеять свой прах на поле под

Могилевом, под Могилевом, где в 1941 г. ему удалось выйти из окружения. На памятном

знаке возле Буйнического поля начертано: «Всю жизнь он помнил это поле боя и здесь

завещал развеять свой прах».

Константин Симонов в Интернете

simonov.co.uk/index.htm - «Стихи и жизнь Константина Симонова. (1914-

1979)»

poet-simonov.narod.ru/ - Сайт, посвященный К. М. Симонову.

Константин Симонов в проекте «Стихия. Антология русской поэзии»

Стихи Константина Симонова в Антологии русской поэзии

Константин Симонов в Публичной библиотеке Вадима Ершова

Произведения К. Симонова на Либрусеке

Константин Симонов в Википедии

Симонов, Константин Михайлович на сайте «Герои страны»

Симонов Константин Михайлович в проекте «Хронос»

Константин Михайлович Симонов в проекте «Люди»

Константин Симонов на сайте КИНО-ТЕАТР

Произведения Константина Симонова

Бывает ли хороший поэт,

который не давал бы

вместе со своим пламенем

и своегодыма?

Г. Окунь

Симонов, К. М. Собрание сочинений [Текст] : в 10 т. / К. М.

Симонов. - М. : Худож. лит., 1979-1981.

Симонов, К. М. Из трех тетрадей [Текст] : стихи, поэмы / К. М. Симонов. - 2-е изд.,

доп. - М. : Воениздат, 1990. - 367 с.

Симонов, К. М. Письма о войне, 1943-1979 [Текст] / К. М. Симонов. -

М. : Сов.писатель, 1990.

- 719 с.

Симонов, К. М. Повести [Текст] / К. М. Симонов. - М. : Сов. Россия,

1984. - 464 с.

Симонов, К. М. Сегодня и давно [Текст] : статьи, воспоминания,

лит.заметки / К. М. Симонов. - 4-е изд. - М. : Сов. писатель, 1980. -

672 с.

Симонов, К. М. Стихотворения. Поэмы [Текст] / К. М. Симонов. -

М. : Сов. Россия, 1985. - 317 с. - (Подвиг).

Симонов, К. М. Стихотворения. Поэмы [Текст] / К. М. Симонов. -

М. : Правда, 1982. - 448 с.

Симонов, К. М. Сто суток войны [Текст] / К. М. Симонов. -

Смоленск : Русич, 1999. - 576 с. - (Мир в войнах).

Материалы о жизни и творчестве Константина Симонова

Константин Симонов в воспоминаниях современников [Текст] :

сборник / сост. Л. А. Жадова и др. - М. : Сов.писатель, 1984. - 606 с.

Караганов, А. В. Константин Симонов - вблизи и на расстоянии [Текст] / А. В.

Караганов. - М. : Сов.писатель, 1987. - 281 с. : 16 л. ил.

Панкин, Б. Д. Четыре Я Константина Симонова [Текст] : роман

-

биография / Б. Д. Панкин. - М. : Воскресенье, 1999. - 456 с.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, библиотека семейного

чтения по Уральской, 7)

Финк, Л. А. Константин Симонов [Текст] / Л. А. Финк. - М. :

Сов.писатель, 1983. - 400 с.

Л. Финк определяет К. Симонова как выразителя судеб,

мировоззрения и характера того поколения, главным событием в жизни

которого оказалась Великая Отечественная война, - четыре года войны

определили все сорок лет литературной деятельности К. Симонова.

Статьи:

Бернаскони, Е. Стихи и розы для актрисы [Текст] : К. Симонов и В. Серова / Е.

Бернаскони // Эхо планеты. - 2004. - № 9. - С. 6-7.

Богданова, М. Е. «Как я выжил, будем знать только мы с тобой...» [Текст] : сценарий

лит.вечера о жизни и творчестве К. Симонова / М. Е. Богданова // Читаем, учимся, играем.

- 2005. - Вып. 10. - С. 66-73.

Василенко, Е. В. Смерть в конверте [Текст] : [об одном повороте воен. темы в

стихотворениях К. М. Симонова и В. С. Высоцкого] / Е. В. Василенко // Литература -

Первое сентября. - 2009. - № 8.

Зархи, С. В. «Чужого горя не бывает…» [Текст] : к 85-летию Константина Симонова.

Лит.композиция для старшекл. / С. В. Зархи // Читаем, учимся, играем. - 2000. - Вып. 5. -

С. 51-58.

Золотусский, И.

У времени в плену [Текст] / И. Золотусский // Литература

-Первое

сентября.

- 2001. - № 7.

Иванова, Н. Константин Симонов глазами человека моего поколения [Текст] / Н. Иванова

// Знамя. - 1999. - № 7.

Каплан, И. О всепобеждающей силе любви : стихотворение Константина Симонова «Жди

меня, и я вернусь…» / И. Каплан // Литература-Первое сентября. - 2004. - № 15. - С. 2-

3.

Левченко, Т. П.

«Если дорог тебе твой дом…» [Текст] : о творчестве К. Симонова // Мир

библиографии. - 2005. - № 5. - С. 66-68.

Машьянова, Н. Константин Симонов и кинематограф [Текст] / Н. Машьянова // ИТАР-

ТАСС-Урал

Окунь, Г. Встреча на далеком меридиане : Константин Симонов в Ташкентском

университете [Текст] : (отрывок из воспоминаний) // teleor.net/okun-

simonov.htm

Симонов, А.

Биография отца, написанная сыном [Текст] / А. Симонов // Литература в

школе. - 2006. - № 9. - С. 14-17.

Сотник, И. Г. Военная лирика Константина Симонова : [сценарий урока в 6 кл.] / И. Г.

Сотник // Литература-Первое сентября. - 2007. - № 15. - С. 8-9.

Чудакова, М. «Военное» стихотворение Симонова «Жди меня» (июль 1941 г.) в

литературном процессе советского времени / М. Чудакова // Новое литературное

обозрение. - 2002. - № 6. - С. 223-259.

Видеоматериалы

(из фондов отдела искусств)

Парень из нашего города [Видеозапись] :худож. фильм / авт. сцен. К.

Симонов, А. Столпер ;реж. А. Столпер, Б. Иванов ; муз. Н. Крюков ; в

ролях: Н. Крючков, Н. Боголюбов, Л. Смирнова ; ЦОКС(Алма-Ата),

1942 г. - М. : Миллениа, 2001. - 84 мин. 1 вк. - (Кинонаследие).

Один из первых художественных фильмов о Великой

Отечественной войне. Снимался в Алма-Ате, куда была переведена

студия «Мосфильм». Несомненной удачей фильма стал образ

Луконина в исполнении Николая Крючкова. Фильм смотрели по

нескольку раз, он укреплял веру в победу.

Парень из нашего города [Видеозапись] :худож. фильм по мотивам

одноимен. пьесы К. Симонова: воен. Драма : [война в Испании (1941

г.)] / реж. А. Столпер ; в ролях: Н. Крючков, Л. Смирнова ; к/студия

ЦОКС, 1942. - М. :Видеобаза, 2007. - (Возвращенные шедевры).

Жди меня [Видеозапись] :худож. фильм : воен. драма по мотивам

одноимен. пьесы и лирики К. Симонова / реж. А. Столпер ; в ролях: В.

Серова, Б. Блинов ; к/студия ЦОКС, 1943. - М. :Видеобаза, 2007. - 1

DVD (91 мин.). - (Возвращенные шедевры).

© 2010-2022