Урок краеведения на тему Зауральская вышивка (5класс)

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок краеведения в 5 классе по ФГОС

Технологическая карта урока

Класс: 5

Предмет: Краеведение

Тема: Зауральская вышивка

Тип занятия: Урок открытия новых знаний.

Технология занятия: групповая технология, проектная технология.

Метод обучения работы: частично-поисковый (эвристический)

Образовательная цель: Познакомить обучающихся с русской народной вышивкой на основе краеведческого материала.

Развивающая цель: Формирование у детей понятия «рукоделие - ручная вышивка». Развивать исследовательские навыки.

Воспитательная цель: Воспитывать: любовь к традиционной русской культуре, к родному краю, интерес к народному искусству.

Формирование УУД:

Личностные действия: ценить и принимать такие базовые ценности как «малая родина», «семья», «народное искусство». Уважение к своей родине, ее ремеслам, семье, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России, в Зауралье, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.

Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.

Коммуникативные действия: уметь работать в паре, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в обсуждении, слушать и понимать другое, аргументировать свое мнение.

Основные понятия: «родина», «народное искусство», «рукоделие», «ручная вышивка».

Оборудование: компьютер, мультимедиа, раздаточный материал для работы в группах, ручная вышивка.

Этап занятия

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Мотива-ционный этап (1-2 минуты)

-Добрый день, ребята. Мы, как всегда, рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат смайлики. Посмотрите внимательно и выберите тот из них, который соответствует вашему эмоциональному настроению именно сейчас. Спасибо!

- Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Будем вместе мы работать,

Слушать, думать, размышлять,

Цель урока постигать.

Обучающиеся подби-рают смайлики, соответствующие настроению.

Коммуникативные УУД: умение выра-жать свои чувства.

Регулятивные УУД: самостоя-тельно организо-вывать свое рабо-чее место.

2. Этап актуализации зна-ний (5 - 6 мин)








3. Этап открытия новых знаний (20 мин.)











5.Рефлек-сия

-Вы узнаете тему сегодняшнего урока, посмотрев на классную доску.

-А как наш край зовется? Давайте уточним тему.

- А что вы о вышивке знаете?

- Вы правильно ответили на мой вопрос. Вышивка - один из самых распространенных видов народного рукоделия и в Зауралье. Наш край всегда славился своими выши-вальщицами. Заполните 1 графу своего оценочного листа.

- А знаете ли вы, какие материалы использовали мастерицы для ручной вышивки? Каким узорами (орнаментом) украшали далекие предки свои изделия? Какой цвет считали важным для вышивания?

- Оказывается, вам не всё известно о ручной вышивке.

-Попробуйте поставить цель урока.

Физкультминутка

На зарядку солнышко

Поднимает нас,

Поднимайте руки

По команде «раз».

А над нами весело

Шелестит листва.

Опускаем руки мы

По команде «два».

Работаем в парах. а) Не забудьте о правилах поведения: уважение мнения другого, умение выслушать, вести себя по-дружески. Чтобы восполнить знания об этом народном искусстве, вы познакомитесь с текстом и занесете материал в свой оценочный лист. Для этого необходимо заполнить 2 графу «Хочу узнать». Что вы хотите узнать?

б)Словарная работа: орнамент, пяльцы, холст, оберег.

в)Работа с текстом. Выберите выражения, предложения, которые помогут ответить на мои вопросы.





-Я вижу, что вы закончили свою работу. Прошу представить свои материалы.

-Физкультминутка для глаз.

-Я хочу представить дополнительный материал Обратимся к презентации (о мастерицах - вышивальщицах нашего края).



-Вспомните цель, поставленную в начале занятия. Как вы думаете, мы достигли результата на занятии? Почему так думаете?

-Как бы вы оценили свою работу по шкале оценки? Какие смайлики вы выбираете сейчас?



Ответыдетей: «Вышивка».

Ответы детей.


Работают с оценоч-ным листом

.

Дети пытаются ответить на вопросы


Цель: узнать больше о ручной вышивке, об её изделиях, узорах и цветовой гамме.




Ответы: что исполь-зовали, изделия, узоры, цвет.

Ответы

Дети работают с текстом, выбирают выражения, предло-жения помогающие ответить на вопросы о том, что исполь-зовали мастерицы для вышивания, какие цвета преобладали (1 пара), какие узоры можно увидеть на изделиях (2 пара).



-Обучающиеся рас-сказывают о том, что узнали из текста.

Смотрят презента-цию.



Ответы детей

Личностные УУД: ценить и прини-мать базовые цен-ности: «малая ро-дина», «рукоде-лие», «народное искусство».

Коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Регулятивные УУД: определять цель учебной дея-тельности.

Познавательные УУД:определять круг своего незна-

ния, самостоятель-но делать выводы, перерабатывать информацию.



Личностные УУД:

ценить и прини-мать следующие базовые ценности: «желание пони-мать друг друга», «понимать пози-цию другого», «терпение». Уважение к своей малой родине, ее народному искус-ству, радость и гордость от того, что мы родились и живем в Зауралье.

КоммуникативныеУУД: участвовать в работе пары, слушать и пони-мать друг друга, читать про себя информацию и по-нимать прочитан-ное.

Познавательные УУД: перерабаты-вать, систематизи-

ровать информа-цию, выбирать нужную информа-цию.

Регулятивные УУД: самостоя-тельно организо-вывать рабочее место в соответ-ствии с целью выполнения зада-ний, самоконтроль.

Познавательные:

владеть таким ви-дом изложения текста, как повес-твование.

Коммуникативные умение восприни-мать информацию , отвечать на воп-росы учителя.

РегулятивныеУУД

способность к преодолению пре-пятствий, оцени-вать результаты своей и чужой деятельности, са-моконтроль, само-оценка.

Личностные УУД:

Самооценка на основе успешнос-ти. Адекватное по-нимание причин успеха/неуспеха.

ТЕКСТЫ

1 группа. Вышивка была едва ли не самым распространённым видом русского народного искусства. Для неё не нужны были сложные приспособления, а холст, нитки и игла были в каждом доме. В свободное от полевых работ время, особенно в долгие зимние дни, крестьянки садились за пяльцы и расшивали полотенца, скатерти, рубахи, головные уборы. Особое назначение в жизни зауральских крестьян играли полотенца. Исследователи отмечают значимость этих предметов. Ими украшали красный (передний) угол избы, стены, иконы, зеркала. Часть полотенец имели обрядовое назначение. Они являлись оберегами (защищали дом).

Значение цвета в русской вышивке.

Белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о богатстве.

Красный был цветом солнца, огня, жизни и красоты. Красные узоры крестьянской вышивки воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому. Красный цвет, впустив другие цвета-нити, сохранил право быть главным в вышивке.

Чёрный - символ плодородия, земли.


2 группа. На вид орнамент неприметен,

Но он столетия живет.

Не зря его на белом свете

Народ издревле бережёт.

Быть может, нитками зигзаги

В узоры вышиты не зря,

И мы с тобою видим знаки

Славянского календаря.

Б. Дубровин.

В вышивках воплощались древние народные символы и обряды. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Каждая линия, каждый знак были полны понятного ему смысла, средством общения.

Прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли

Горизонтальная волнистая линия - вода

• Вертикальной волнистой линией - дождь

Треугольник - горы

Скрещивающиеся линии -огонь и молния

Круг, квадрат, ромб - Солнце и Луна

Женская фигура с поднятыми вверх руками - образ матери - земли

Деревья с раскидистыми ветвями и фигура в виде лягушки - плодородие земли
Птица - посланница солнца, тепла и света, символ счастья и радости
Орнамент никогда не был просто красивым узором, призванным только украшать предмет, придавать ему особую праздничность.


© 2010-2022