• Преподавателю
  • Другое
  • Изучение правовой грамотности обучающихся МБОУ СШ № 13 в сфере трудовых правоотношений

Изучение правовой грамотности обучающихся МБОУ СШ № 13 в сфере трудовых правоотношений

Аннотация     Цель исследования: исследование правовой грамотности обучающихся МБОУ  «СОШ № 13» в сфере трудовых правоотношений для составления памятки учащимся. Методы исследования:  анкетирования, интервью, анализ, сравнение, обобщение.  В ходе проведения исследования нами были изучены основные нормативно-правовые документы имеющие отношение к трудовой деятельности несовершеннолетних. Затем была разработана анкета  и проведено анкетирование.      Полученные результаты анкетирования были проан...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4





Секция: Политология. Право. Социология.






«Изучение правовой грамотности учащихся МБОУ СОШ № 13 в сфере трудовых правоотношений»



Автор:

Фадеев Илья Сергеевич 10 - б,

научное общество учащихся «Интеллектуал»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13»

Руководитель:

Темников Олег Владимирович

учитель истории и обществознания

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13»












Нижневартовск, 2012

«Изучение правовой грамотности обучающихся МБОУ СШ № 13 в сфере трудовых правоотношенийИзучение правовой грамотности учащихся МБОУ СОШ № 13 в сфере трудовых правоотношений»

Фадеев Илья Сергеевич

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13»

10 б класс, научное общество учащихся «Интеллектуал»

Аннотация

Цель исследования: исследование правовой грамотности обучающихся МБОУ «СОШ № 13» в сфере трудовых правоотношений для составления памятки учащимся.

Методы исследования: анкетирования, интервью, анализ, сравнение, обобщение.

В ходе проведения исследования нами были изучены основные нормативно-правовые документы имеющие отношение к трудовой деятельности несовершеннолетних.

Затем была разработана анкета и проведено анкетирование.

Полученные результаты анкетирования были проанализированы, а на основании полученных результатов построены диаграммы и сформулированы выводы. Также было проведено интервью с обучающимися. Респондентам предлагали рассмотреть несколько ситуаций, связанных с регулированием отношений меду работниками до восемнадцати лет и работодателем и дать аргументированный ответ. Результаты интервью были проанализированы. На основании полученных данных анализа сформулированы выводы.

Полученный результат и выводы.

В ходе изучения правовой грамотности в сфере трудовых правоотношений несовершеннолетних обучающихся 9 классов МБОУ «СОШ № 13» можно сделать вывод, что правовая грамотность современных несовершеннолетних остается на низком уровне, они знают свои права, но не в полной мере.

Лишь небольшая часть обучающиеся 9 классов МБОУ «СОШ № 13» наиболее грамотны в сфере трудовых правоотношений. Не все опрашиваемые сумели аргументированно ответить на вопросы интервью

На основании полученного результата нами разработана памятка «Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет», которая возможно позволит поднять уровень правовой грамотности в сфере трудовых правоотношений среди юношей и девушек не достигших восемнадцатилетнего возраста.



«Изучение правовой грамотности обучающихся МБОУ СШ № 13 в сфере трудовых правоотношенийИзучение правовой грамотности учащихся МБОУ СОШ № 13 в сфере трудовых правоотношений»

Фадеев Илья Сергеевич

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13»

10 б класс, научное общество учащихся «Интеллектуал»

План исследования

В последнее время все большее значение имеет правовая грамотность подростков в области трудовых правоотношений. Обучающиеся школ сегодня стараются подработать в летние каникулы или после учебы.

Необходимо учитывать и то, что в процессе трудовой деятельности происходит первичная адаптация подростка к условиям рынка труда, начинается формирование стереотипов трудового поведения. Кроме того, в силу возрастных особенностей организма и восприимчивости подростков к нагрузкам трудовое законодательство предусматривает различные ограничения в применении их труда.

Приобретённые знания, в области трудовых правоотношения, полезны обучающимся для ориентирования в различных ситуациях с точки зрения закона. Для того, чтобы обучающиеся могли защищать свои трудовые и социальные интересы, они должны владеть минимальными знаниями в этой области. В связи с этим особо актуальным становится исследование вопроса «Насколько глубоко обучающиеся владеют этими знаниями»?

Гипотеза. Вероятно, что правовая грамотность современных несовершеннолетних в области трудовых правоотношений остается на низком уровне, они знакомы со своими правами в сфере трудовых правоотношений, но не в полной мере.

Для изучения правовой грамотности в области трудовых правоотношений среди подростков 9 классов МБОУ «СОШ № 13» нами проведено исследование. Объект исследования: обучающиеся 9 классов МБОУ «СОШ № 13». Предмет исследования: правовая грамотность учащихся 9 классов МБОУ «СОШ № 13» в сфере трудовых правоотношений.

Исследование проводилось поэтапно на протяжении сентября 2011 года по январь 2012 года.

На первом этапе исследования нами были изучены основные нормативно-правовые документы имеющие отношение к трудовой деятельности несовершеннолетних.

На втором этапе исследования нами была разработана анкета (прил. 1) и проведено анкетирование. В анкетировании приняли участие 72 обучающихся нашего образовательного учреждения.

Полученные результаты анкетирования были проанализированы, а на основании пИзучение правовой грамотности обучающихся МБОУ СШ № 13 в сфере трудовых правоотношенийолученных результатов построены диаграммы и сформулированы выводы.

На третьем этапе исследования было проведено интервью с обучающимися. Респондентам предлагали рассмотреть несколько ситуаций (прил. 2), связанных с регулированием отношений меду работниками до восемнадцати лет и работодателем и дать аргументированный ответ. Результаты интервью были проанализированы. На основании полученных данных анализа сформулированы выводы.

РИзучение правовой грамотности обучающихся МБОУ СШ № 13 в сфере трудовых правоотношенийанее исследовали права ребенка Миков П.В., Н.А. Русакова (2005 г.).

Кандидат юридических наук Голышева Л.Ю. в своей монографии «Российское ювенальное право» уделяет большое внимание правам несовершеннолетних в сфере трудовых правоотношений.

Отношения между работодателем и несовершеннолетним работником регламентирует трудовой кодекс Российской Федерации.



Содержание

Введение

1. Теоретическая часть.

1.1.Основные нормативно-правовые документы, регламентирующие

трудовые правоотношения несовершеннолетних

1.2. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет

2. Практическая часть

Выводы

Список использованной литературы

Приложение 1. Анкета опросник

Приложение 2. Ситуации, связанные с регулированием отношений

между работником до восемнадцати лет и работодателем

Приложение 3. Результаты ответов на 1 вопрос анкеты

Приложение 4. Результаты ответов на 2 вопрос анкеты

Приложение 5. Результаты ответов на 3 вопрос анкеты

Приложение 6. Результат выполнение обучающимися тестового задания

Приложение 7. Ответы обучающихся после рассмотрения ими различных

ситуаций в сфере трудовых правоотношений несовершеннолетних















«Изучение правовой грамотности учащихся МБОУ СОШ № 13 в сфере трудовых правоотношений»

Фадеев Илья Сергеевич

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Изучение правовой грамотности обучающихся МБОУ СШ № 13 в сфере трудовых правоотношенийСредняя общеобразовательная школа № 13»

10 б класс, научное общество учащихся «Интеллектуал»

Введение

Актуальность. В последнее время все большее значение имеет правовая грамотность подростков в области трудовых правоотношений. Обучающиеся школ сегодня стараются подработать в летние каникулы или после учебы.

Необходимо учитывать и то, что в процессе трудовой деятельности происходит первичная адаптация подростка к условиям рынка труда, начинается формирование стереотипов трудового поведения. Кроме того, в силу возрастных особенностей организма и восприимчивости подростков к нагрузкам трудовое законодательство предусматривает различные ограничения в применении их труда.

Приобретённые знания, в области трудовых правоотношения, полезны обучающимся для ориентирования в различных ситуациях с точки зрения закона. Для того, чтобы обучающиеся могли защищать свои трудовые и социальные интересы, они должны владеть минимальными знаниями в этой области. В связи с этим особо актуальным становится исследование вопроса «Насколько глубоко обучающиеся владеют этими знаниями»?

Миков П.В., Н.А. Русакова (2005 г.) исследовали обеспеченность прав ребенка в образовательном процессе.

Кандидат юридических наук Голышева Л.Ю. в своей монографии «Российское ювенальное право» уделяет внимание правам несовершеннолетних в сфере трудовых правоотношений.

Отношения между работодателем и несовершеннолетним работником регламентирует трудовой кодекс Российской Федерации.

Цель работы: исследование правовой грамотности обучающихся МБОУ «СОШ № 13» в сфере трудовых правоотношений для составления памятки учащимся.

Задачи:

- изучить основные нормативно-правовые документы имеющие отношение к трудовой деятельности несовершеннолетних;

- провести анкетирование и интервью по изучению правовой грамотности обучающихся 9 классов МБОУ «СОШ № 13» в сфере трудовых правоотношений;

-составить памятку для обучающихся МБОУ «СОШ № 13» «Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет».

Объект исследования: обучающиеся 9 классов МБОУ «СОШ № 13»

Предмет исследования: правовая грамотность учащихся 9 классов МБОУ «СОШ № 13» в сфере трудовых правоотношений.

Методы исследования: анкетирования, интервью, анализ, сравнение, обобщение.

Гипотеза. Вероятно, что правовая грамотность современных несовершеннолетних в области трудовых правоотношений остается на низком уровне, они знакомы со своими правами в сфере трудовых правоотношений, но не в полной мере.

Новизна. Результаты исследовательской работы объективно показывают уровень правовых знаний учащихся в области трудовых правоотношений. На основании проведенного исследования составлена памятка «Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет».

Практическая значимость работы: результаты работы могут быть использованы при подготовке и проведении классных часов, радиопередач, материалы работы могут быть размещены на школьном сайте для ознакомления с ними учащихся. Кроме того, данный материал можно использовать в общеобразовательных учреждениях на уроках по обществознанию и праву.


















1. Теоретическая часть.

1.1.Основные нормативно-правовые документы, регламентирующие трудовые правоотношения несовершеннолетних

Важнейшими документами в сфере трудовых правоотношений несовершеннолетних являются следующие нормативно-правовые документы.

Декларация прав и свобод человека и гражданина. Статья 23 провозглашает, что каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, а также право распоряжаться своими способностями к труду и выбирать про­фессию и род занятий. Принудительный труд запрещен. Каждый работник имеет право на отдых (статья 24) [2].

Конвенция о правах ребёнка. В соответствии со статьёй 32 государства - участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или слу­жить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, мо­ральному и социальному развитию [6].

Конституция РФ. Статья 37 закрепляет исходные положения, лежащие в основе правового регулирования труда. Свобода труда означает, что только самим гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Право свободно распоряжаться своими способностями к труду оз­начает и право вообще не заниматься трудовой деятельностью. В Кон­ституции нет указания на юридическую обязанность граждан трудить­ся, а из УК исключена статья об ответственности за тунеядство. Свобода труда проявляется и в запрещении принудительного тру­да. Запрет принудительного труда, предусмотренный ст. 8 Междуна­родного пакта о гражданских и политических правах, также впервые в России нашел отражение на конституционном уровне

Термин «при­нудительный, или обязательный, труд» означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо на­казания, работу, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг [ 7,8 ].

Трудовой кодекс Р.Ф. Трудовой кодекс - свод законов о труде, целью которого является установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Кодекс регулирует труд работников в возрасте до восемнадцати лет [11].

Закон РФ «Об образовании». Статья 50 закрепляет положение о том, что привлечение обучающихся, воспитанников гражданских об­разовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитан­ников и их родителей (законных представителей) к труду, не пре­дусмотренному образовательной программой, запрещается [5].

Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» Согласно Закону Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (статья 5) государство содействует обеспечению занятости населения и выделяет категории особо защищаемых граждан, в число которых входит молодежь до восемнадцати лет[4].

1.2. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет

Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет (статья 63 ТК. РФ).

В случаях получения общего образования, либо продолжения освоения основной об­щеобразовательной программы общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного уч­реждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.

С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения.

При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

- трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства; страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

- документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследование либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. (статья 65. ТК РФ). Несовершеннолетние работники должны представить также следующие документы: медицинскую справку о прохождении предварительного медицинского осмотра, согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства (для несовершеннолетних достигших возраста 14 лет, а также несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, заключающих трудовой договор в организациях кинематографии, театрах, цирках).

В отдельных случаях с учётом специфики работы Трудовым Кодексом РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов (статья 65 ТК. РФ).

Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо преду­смотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации (статья 65 ТК. РФ).

При приёме на работу работодатель должен заключить с работником письменный трудовой договор (статья 67 ТК. РФ).

Для несовершеннолетних детей устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени.

Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается:

- для работников в возрасте до шестнадцати лет - не более 24 часов в неделю;

- для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - не более 35 часов в неделю;

Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

Для работников в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - 5 часов, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 7 часов;

Для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет - 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 4 часов.

Лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, испытание при приёме на работу не устанавливаются (статья 70 ТК. РФ).

Запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами) Запрещаются переноска и передвижение работниками в возрасте до восемнадцати превышающих установленные для них предельные нормы Перечень работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до 18 лет, а также предельные нормы тяжестей утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ с учётом мнения Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально- трудовых отношений (статья 265 ТК РФ).

Лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного, обязательного медицинского осмотра (обследования) и в дальнейшем до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру (обследованию). Обязательные медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет средств работодателя (статья 266. ТК РФ).

Непрохождение работником ежегодного медицинского осмотра при отсутствии уважительных причин является основанием для отстранения от работы (статья 76 ТК РФ).

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время (статья 267 ТК РФ).

Запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет (за исключением творческих работников средств массо­вой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в соз­дании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулиро­ванию социально-трудовых отношений) (статья 268 ТК РФ).

Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до восемнадцати лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекра­щения деятельности индивидуальным предпринимателем) помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (статья 269 ТК РФ).

Для работников в возрасте до восемнадцати лет нормы выработки устанавливаются исходя из общих норм выработки пропорционально установленной для этих работников сокращенной продолжительности рабочего времени.

Для работников в возрасте до восемнадцати лет, поступающих на работу после окончания общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений начального профессионального образования, а также прошедших профессиональное обучение на производстве, в соответствии с трудовым законодательством коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором могут устанавливаться пониженные нормы выработки (статья 270 ТК РФ).




2. Практическая часть.

В ходе изучения правовой грамотности несовершеннолетних 9 классов МБОУ «СОШ № 13» в сфере трудовых правоотношений нами получены следующие результаты.

На первый вопрос «Знаете ли вы свои права в сфере трудовых правоотношений?» большинство опрашиваемых 55 человек (76%) (прил. 3) ответили что знают свои права в сфере трудовых правоотношений не в полной мере. Среди наиболее часто встречающихся прав такие как право заключить трудовой договор с 16 лет, сокращенная продолжительность рабочего времени, а также обязательность прохождения медицинского осмотра, отпуск в удобное для несовершеннолетних время. Двенадцать человек (17%) ответили что знают свои права, пять человек (9%) не знает своих прав, а следовательно необходимо ликвидировать пробелы в знаниях.

На второй вопрос «Откуда вы получили информацию о ваших правах в сфере трудовых правоотношений?» большинство ребят ответили, что получают необходимую информацию из интернета, т.к. там размещены все кодексы и на уроках обществознания таких 66-человек (92%). Есть респонденты, которые читают тексты законов - откуда и черпают всю информацию 6- человек (8%) (прил. 4).

На вопрос «Известны ли вам обязанности работников. Какие именно?» обучающиеся ответили, что знают обязанности работников. Они назвали такие обязанности как: добросовестное исполнение свои трудовые обязанностей;

- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка

- соблюдать трудовую дисциплину;

- соблюдать требования по охране труда (прил. 5).

В результате выполнения практического задания нами получены следующие результаты. Представленные в приложении 6.

Рассмотрев предложенные варианты обучающиеся отметили, что Николай работавший продавцом магазина «Автозапчасти» и Пётр разбивший компьютер будут нести полную материальную ответственность т.к. несовершеннолетние работники несут полную материальную ответственность за ущерб причинённый в состоянии алкогольного опьянения и за ущерб, причинённый в результате преступления таких 30 человек (42%) У остальных этот вопрос вызвал затруднение 42 человека (58%).

В ходе проведения интервью нами получены результаты, представленные в приложении 7.

При оценке первой ситуации 42 человека (58%) заявили, что администрация не права, но аргументов не привили. Некоторые обучающиеся дали содержательный аргументированный ответ таких 18 человек(25%) они отметили, что для лиц не достигших восемнадцати лет испытательный срок не устанавливается.

Двенадцать человек 17% затруднились ответить на этот вопрос.

При оценке второй ситуации 67 человек (93%) ответили, что отказ не правомерен т.к. ежегодный оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет предоставляется в удобное для них время. Затруднились ответить 5 человек (7%).

Таким образом, на основе данных анкеты можно сделать вывод отом, что всего 17% обучающиеся 9 классов МБОУ «СОШ № 13» наиболее грамотны в сфере трудовых правоотношений.

Не все опрашиваемые сумели аргументированно ответить на вопросы интервью

Следовательно необходимо продолжать работу направленную на повышение правовой грамотности обучающихся 9 классов в сфере трудовых правоотношений.

Но необходимо отметить, что 100% респондентов знают свои обязанности.

Выводы

Основными нормативно-правовыми документами имеющих отношение к трудовой деятельности несовершеннолетних являются: Декларация прав и свобод человека и гражданина, Конвенция о правах ребёнка, Конституция Российской Федерации, закрепляют исходные положения, лежащие в основе правового регулирования труда, Трудовой кодекс Российской Федерации регулирует труд работников в возрасте до восемнадцати лет.

В ходе изучения правовой грамотности в сфере трудовых правоотношений несовершеннолетних обучающихся 9 классов МБОУ «СОШ № 13» можно сделать вывод, что правовая грамотность современных несовершеннолетних остается на низком уровне, они знают свои права, но не в полной мере.

Всего 17% обучающиеся 9 классов МБОУ «СОШ № 13» наиболее грамотны в сфере трудовых правоотношений. Не все опрашиваемые сумели аргументировано ответить на вопросы интервью.

Наша гипотеза доказана. Правовая грамотность современных несовершеннолетних остается на низком уровне, они знают свои права, но не в полной мере. Учащиеся знакомы и со своими обязанностями.

На основании полученного результата нами разработана памятка (прил. № 3) «Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет», которая возможно позволит поднять уровень правовой грамотности в сфере трудовых правоотношений среди юношей и девушек не достигших восемнадцатилетнего возраста. С результатами нашего исследования были ознакомлены учащиеся 9 параллели МБОУ «СОШ № 13»

В дальнейшем нами планируется изучить правовую грамотность обучающихся 10-11 классов МБОУ «СОШ № 13» в сфере трудовых правоотношений.

Список использованной литературы


1.Борщевский М.Ю. «Большая юридическая энциклопедия» . - М., 2008.

2.Голышева Л.Ю. «Российское ювенальное право». - Ставрополь, Издательство ОАО «Пресса», 2004.

3.Декларация прав и свобод человека и гражданина. - М.: КНОРУС, 2010.

4.Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации».-Москва: Проспект, 2011.

5.Закон РФ «Об образовании».- М.: Эксмо,2009.

6.Конвенция о правах ребёнка: Конвенция ООН.- М.: Риор, 2009.

7.Коментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: Издательство БЕК, 1996.

8.Конституция Российской Федерации. СПб, ООО «Виктория плюс», 2011.

9. Миков П.В., Н.А. Русакова «Обеспечение прав ребёнка в образовательном процессе». М. 2005 г.

10.Основные кодексы и законы РФ. - СПб.: ИД «Весь», 2003.

11.Трудовой кодекс Российской Федерации.- М. : Проспект, КНОРУС, 2011.

Приложение 1

Анкета опросник

1. Знаете ли вы свои права несовершеннолетних в сфере трудовых правоотношений. Какие именно?

2. Откуда вы получили информацию о ваших правах в сфере трудовых правоотношений

3. Известны ли вам обязанности работников. Какие именно?

Выполните задание.

В каких нижеперечисленных случаях несовершенно­летние работники будут нести полную материальную ответст­венное за ущерб, причиненный работодателю?

а) Оля, работающая продавцом в палатке, принадлежащей индивидуальному предпринимателю Петрову, во время учета недосчиталась трех ящиков яблок, чем причинила Петрову ущерб в размере 2000 рублей.

б) Николай, работающий продавцом магазина «Автозапча­сти», украл детали на сумму 10 000 рублей.

в) Валентин случайно сломал дорогостоящий оптический прибор, причинив ущерб работодателю в размере 60 000 рублей.

г) Петр разбил компьютер, находясь в состоянии алко­гольного опьянения, чем причинил ущерб работодателю в раз­мере 60 000 рублей.

Свой ответ аргументируйте.















Приложение 2

Ситуации, связанные с регулированием отношений между работником до восемнадцати лет и работодателем.


Рассмотрите различные ситуации в сфере трудовых правоотношений несовершеннолетних и дайте аргументированный ответ.

1. При приеме на работу помощником повара в столовую 17-летней Кате было предложено пройти испы­тательный срок в два месяца.

Через месяц ее уволили как не выдержавшую испытание. Какие правовые ошибки были допущены?

2. Несовершеннолетний Андрей обратился к администра­ции предприятия с заявлением о предоставлении ему отпуска в сентябре. Ему было отказано в связи с тем, что по графику, утвержденному администрацией предприятия, Андрей дол­жен идти в отпуск в декабре.

Правомерен ли отказ админи­страции предприятия?



















Приложение 3

Результаты ответов на 1 вопрос анкеты, %Изучение правовой грамотности обучающихся МБОУ СШ № 13 в сфере трудовых правоотношений






























Приложение 4

Результаты ответов на 2 вопрос анкеты, %


Изучение правовой грамотности обучающихся МБОУ СШ № 13 в сфере трудовых правоотношений




















Приложение 5

Результаты ответов на 3 вопрос анкеты %


Изучение правовой грамотности обучающихся МБОУ СШ № 13 в сфере трудовых правоотношений























Приложение 6

Результат выполнение обучающимися тестового задания, %


Изучение правовой грамотности обучающихся МБОУ СШ № 13 в сфере трудовых правоотношений





















Приложение 7

Ответы обучающихся после рассмотрения ими различных ситуаций в сфере трудовых правоотношений несовершеннолетних, %


Изучение правовой грамотности обучающихся МБОУ СШ № 13 в сфере трудовых правоотношений


Изучение правовой грамотности обучающихся МБОУ СШ № 13 в сфере трудовых правоотношений



© 2010-2022