• Преподавателю
  • Другое
  • Эссе «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»

Эссе «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГУ «Первомайская начальная школа»

с. Первомайское Каргалинский район

Актюбинская область



ЭССЕ

учителя начальных классов

Сарсенбаевой Райляш Маженовны







2015 год

Эссе

учителя начальных классов

Сарсенбаевой Райляш Маженовны

«Учитель - это жертвенная профессия,

это человек, способный спуститься

с высот своих знаний до незнания

ученика и вместе с ним совершать

восхождение».

Авиценна

Моё призвание - учитель. Когда меня спрашивают: «Кем Вы работаете?», меня коробит от необходимости отвечать пустой фразой: «Учителем». Нет, не потому, что это сейчас непрестижная профессия. Просто для меня «учитель» - не профессия, не общественное положение, не работа и не хобби. Для меня «учитель» - это жизнь, смысл моей жизни. Я не работаю учителем, я живу учителем. Я люблю свою работу и считаю, что школа - это удивительная лаборатория, в которой создается будущее. «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет» - говорил Аристотель. Мне нравится быть учителем, и я счастлива. Конечно, каждый человек по своему вкладывает смысл в слово «труд», «работа» и каждый по своему понимает и принимает его. Когда я размышляю о смысле и значении великой профессии - Учитель, я вспоминаю притчу.

«Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого о том, что он делает. Первый ответил: "Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята". Второй сказал: "Зарабатываю на хлеб для своей семьи". А третий гордо произнес: "Я строю прекрасный храм". Трое рабочих делали одно и то же, но чувствовали себя по-разному. Для первого работа была каторгой, и он был очень несчастен. Второй чувствовал себя опорой и кормильцем семьи. В его ответе - спокойное достоинство. Третий служил прекрасной цели. Он был горд и счастлив.

Счастье человека во многом зависит от того, какой смысл он вкладывает в свой труд, в свою работу и от «влюбленности в свое дело». Я считаю, что в школе должны работать Учителя с Большой Душой.

С детства мечтала об этой профессии, но по велению судьбы не сразу пришла в школу. После окончания школы получила специальность, по которой не смогла работать, понимая, что это не моё. Меня всегда тянуло к детям, в школу. Как говорится, что начертано судьбой от того не уйти. И вот в 1990 году я пришла в Первомайскую начальную школу.

Мне не терпелось начать свой первый урок. Я думала, что чем больше расскажу и покажу на уроке, тем лучше будут знать мой предмет дети. Но постепенно убеждалась, что это только иллюзии. Оказалось, что ученик - это не чистый лист бумаги, на котором ты можешь писать все, что захочешь, и не емкость, которую можно наполнить, а скорее факел, который нужно зажечь, помочь маленькой искре воспламениться. Мне нравится ощущение того, что ты являешься первооткрывателем каких-то простых истин, иногда ты просто ведешь детей, направляешь их, и они сами осознают необходимость, важность и значимость нашей совместной деятельности. Глаза их горят, так же как и мои, они открыты для знаний, как и я для них, они жаждут получить знания, а я поделиться с ними. Только теперь-то я точно знаю, что нужно увлечь, любыми способами заинтересовать детей.

Вот уже двадцать пятый год я работаю в школе. Все было за эти годы: слезы и улыбки, радости и огорчения, победы и поражения. Это были годы поисков, раздумий, открытий. Иногда было, да и сейчас бывает очень трудно, но никогда я не пожалела о том, что стала учителем. Годы работы в школе меня "закалили" и многому научили: принимать детей такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе. В своей работе я всегда придерживаюсь правила: «Не требуй того, чего не требуешь с себя». Если я позволю себе, не готовится к урокам то, как я могу быть категорична в отношении невыполнения домашнего задания со стороны детей. Если сама буду груба с детьми, буду разговаривать с ними на повышенных тонах то, как я буду прививать доброжелательность и доверие. Если все время буду указывать только на отрицательные моменты, разве я научу их видеть положительное, позитивное вокруг; если сама буду не организованна, лжива и неопрятна, то о какой ответственности, исполнительности, правдивости и аккуратности может идти речь как проявлении этих качеств с их стороны? И таких противоположностей можно перечислять до бесконечности. Да, невозможно быть всегда на высоте, ведь все мы живые люди со своими склонностями, привычками и правом на ошибку. Мы ведем детей по дороге знаний, учимся сами и учим учиться.

Естественно, это постоянный труд над самим собой, путь через анализ и корректировку своих ценностей, качеств и убеждений. В какой-то момент понимаешь, что ты на «волне», чувствуешь, как легко и приятно, получаешь удовольствие от того, что приложил много усилий, и они не прошли даром - это значит, что ты в верном направлении и важно удержаться на плаву, а, не обрадовавшись успеху, расслабиться и вновь очутиться в начале пути. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» говорил Д. Дидро, а учитель перестаёт быть учителем, если не постигает ничего нового. «Кто делает вид, что много знает и ко всему способен, тот ничего не знает и ни к чему не способен» утверждал Лао-Цзы - поэтому стараюсь учиться всегда и везде, люблю совершенствовать знания.

Существует такая современная фраза: «Чтобы оставаться на месте, нужно все время бежать». Настоящая жизнь так быстротечна и настолько быстро внедряются инновационные технологии, что порой не успеваешь их осваивать. Только, казалось бы, освоишь одну технологию, а она уже устарела и на смену ей пришла другая еще более усовершенствованная. Поэтому, не только детям, но и учителям необходимо постоянно развиваться, т.е. заниматься самообразованием, совершенствовать свое педагогическое мастерство. «Обучение не на всю жизнь, обучение в течение жизни». Данная фраза наталкивает на осознанный переход от традиционного обучения к обучению, основанному на необходимости и желании постоянно развиваться и совершенствоваться. А для того, чтобы перейти к обучению, основанному на новых принципах, и учителю необходимо меняться. Потому что все меняется вокруг нас - это и появление интернета, в котором обилие доступной информации, это и овладение нашими детьми навыками работы с электронными носителями. Наши дети стали более продвинутыми в этом направлении и порой даже учат нас. Поэтому мы должны меняться, вооружаться технологическими знаниями и учить детей выбирать главное из огромного потока информации. Мы должны пересмотреть взаимоотношения с детьми, быть для них более открытыми, подсказывать и направлять на верный путь по дороге к знаниям. Учить детей самих искать истину, добывать знания через различные доступные источники, а не получать готовые знания от учителей. А. Дистерверг однажды заметил: «Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить», стараюсь строить свое взаимодействие на принципах: сотрудничества, партнерства, сотворчества, сопереживания, совместной деятельности, диалога

С самого начала пребывания детей в школе стараюсь узнать каждого ученика, принять и полюбить его таким, какой он есть, создать в классе атмосферу, которая позволила бы ребенку чувствовать себя комфортно, проявить свои индивидуальные способности, свою уникальность. Поэтому связь с семьей, установление партнерских отношений с родителями учеников - это важное звено в моей работе. Стараюсь донести до родителей одну простую мысль: пока ребенок нуждается в них, ждет любви и поддержки, свято верит в родительский идеал, нужно быть рядом с ним, чтобы в дальнейшем не пришлось жалеть об упущенном времени. Как результат: все четыре года обучения ребенка в начальной школе мы проживаем одной дружной семьей: «школа + дети + родители». Обо всех достижениях своих учеников рассказываю родителям не только на родительском собрании, а приглашаю их на дни открытых дверей. Родители стараются не упустить возможность вместе с детьми побывать на уроках. Приятно видеть, когда на лице мамы сияет улыбка, и блестят слезы от гордости за успехи своего ребенка. «Учитель - профессия дальнего действия», - эти слова я по праву могу отнести к результатам своей работы, когда слышу о достижениях своих учеников в учебе, творчестве, поскольку зернышки этих успехов были посеяны мною еще в начальной школе.

Быть учителем - это не работа, это мое призвание. Я счастлива, что мой ежедневный, кропотливый труд находит признание у детей и их родителей. Встречаться каждый день со своими учениками, учить детей добру и справедливости, порядочности и честности, «делать прививку» на всю жизнь от равнодушия и хамства, злобы и бесчеловечности - это не профессия, это состояние моей души, это честное и неформальное служение своему делу.

Следую завету В. О. Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»

И все время я говорю себе: « Не ропщи на судьбу, и если избрала эту дорогу, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них, потому что призвание мое - нести любовь и радость» .

Перелистав известные тома,
Мы учим жить сердцами и словами,
Мы знаем, наша помощь вам нужна,
Ребятам с любопытными глазами.
И каждый час, и каждую минуту

О чьих-то судьбах вечная забота,
Кусочек сердца отдавать кому-то
Такая, брат, у нас с тобой работа!

С. Белякова



© 2010-2022