Эссе Похвальное Слово коллеге

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Похвальное слово коллеге


Учитель, повторись в учениках…


Есть случаи, которые определяют всю твою жизнь. Благодаря такому случаю в 1989 году я, совсем ещё молодая девушка, попала в школу № 83. В кабинете директора я гордо ощущала себя «Учителем», совсем не зная, что ждёт впереди. Мне казалось, что всё легко - вошёл в класс, рассказал, дал задание и всё… Но первые дни показали, что не всё так просто. 10 класс (а мне дали сразу старшеклассников) -это было испытание. Потом были слёзы, отчасти разочарование. Не знаю, что было бы дальше, если бы рядом не было моего наставника, человека, решившего в моей профессиональной жизни всё. Это Каменева Тамара Семёновна. Как сейчас помню шёпот провожавшего на этаже, указавшего мне на серьёзную женщину, идущую по коридору. А ещё помню взгляд, быстрый, оценивающий, всё мгновенно понявший и одновременно по-женски кокетливый, задорный и бесконечно мудрый. Первый разговор - и пришло осознание, что мне предстоит ещё очень многому научиться, но я сразу поняла, что учиться есть у кого. И слава Богу! Тамара Семёновна учила меня всему: как входить в класс, как одеваться, как управлять интонацией, куда девать руки, когда говоришь. Как диктовать, читать стихи, проверять тетради и даже… объясняться с начальством. Под её руководством я заново «перечитала русскую литературу» - причём, открыла для себя столько, сколько не узнала за все годы обучения в институте. Я узнала о театральных постановках великих актёров, о спектаклях.

Но самое главное - это были её уроки. Мне повезло, что я побывала на уроках Тамары Семёновны. Они, как говорят, проходили на одном дыхании. В её кабинете не было ничего лишнего, не было ни интерактивной доски, ни персональных компьютеров. Да, на мой взгляд, они ей и не нужны. Её главное оружие - слово. И им она владеет блестяще. Её точные реплики напоминали удары шпагой, а общение с учениками - это яркий диалог; потрясающая словесная дуэль, вдохновляющая и учеников, и самого аса словесного фехтования. Я не постигала, как можно так спокойно, естественно и так глубоко говорить о литературе. Думаю, что для Каменевой Т.С. язык не просто средство общения и выражения мыслей и чувств. Удивительно, как она могла заразить любовью к слову всех, кто её слушает. И, в первую очередь, своих учеников. Невольно вспоминаю слова И. Бродского, который говорил об абсолютной власти Слова над его носителем.

На уроках русского языка Тамара Семёновна учила детей от внешних языковых фактов идти к истинной сути, тем самым формировала у ребят умение вдумываться, догадываться, понимать, доказывать, рассуждать. Ребята вовлекались в дискуссии, наблюдали факты языка, обобщали, делали выводы. Учитель разрабатывала нестандартные по структуре и способам подачи типы заданий. Особое внимание уделялось речи учащихся. Не секрет, что уроки правильного произношения у Тамары Семёновны брали и учителя.

Не побоюсь сказать, что Тамара Семёновна очень много работала на уничтожение «шаблона» в преподавании русского языка и литературы. С первой же секунды её появления в классе, первого её с тобой разговора всё приобретало интерес. Удивительно, как она это делала? Почему обычное чтение чеховской «Степи» (даже для меня,учителя, скучного произведения) вызывало ребячий восторг, а беседа по рассказу - массу рук и свободный и простой разговор. Впрочем, все эти вопросы, вихрем проносившиеся в голове, тут же исчезали - просто было некогда о них думать, настолько затягивало, что хотелось походить на неё.

Думаю, что ещё один секрет Тамары Семёновны в том, что предугадать её было невозможно. Чего греха таить, школьники часто воспринимают своих учителей как людей устаревших, не таких сообразительных и быстрых, как они сами. Учитель должен уметь опережать, удивлять, обгонять, быть непредсказуемым. Каменева Т.С. владела этим искусством в совершенстве - может быть, поэтому всегда оставалась молодой.

Сейчас Тамара Семёновна на заслуженном отдыхе. Но я до сих пор звоню ей, чтобы вслушаться в её советы, узнать, чем живёт «наша Тамара». И каждый раз, поговорив с ней, я опять обретаю крылья. Иду в свою любимую школу, чтобы нести то светлое, ради чего создан на Земле учитель.

Спасибо Вам, Тамара Семёновна, за Ваше педагогическое творчество, за редкий в наши дни оптимизм, за ту настоящую профессиональную радость, которую Вы дарите до сих пор.

С уважением, Хужахметова М.Н.


© 2010-2022