Конспект урока истории на тему «Путешествие по Руси 17 века”

Тема учебного проекта: “Путешествие по Руси 17 века” Предметная область темы учебно-тематического плана, определявшая проблематику проекта: «Жизнь людей в деревне и городе». Класс: 3 Возраст: 8-9 лет Количество участников проекта: 7 человек Форма работы: групповой, внутриклассный, межпредметный, творческий. Тип проекта мультимедийный, приключенческо-игровой. Цели изадачи проекта: Углубить представление детей о развитии русского государства. Познакомить детей с жизньюкрепостных крестьян, жит...
Раздел Другое
Класс -
Тип
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект учащихся 3-го класса "Путешествие по Руси 17 века " по теме: Жизнь людей в деревне и городе.

Тема учебного проекта: "Путешествие по Руси 17 века"

Предметная область темы учебно - тематического плана, определявшая проблематику проекта «Жизнь людей в деревне и городе».

Класс 3

Возраст 8-9 лет

Количество участников проекта 7 человек

Форма работы: групповой, внутриклассный, межпредметный, творческий.

Тип проекта мультимедийный, приключенческо-игровой.

Цели и задачи проекта:

  • Углубить представление детей о развитии русского государства.

  • Познакомить детей с жизнью крепостных крестьян, жителей города.

  • Сравнить их дома, быт и виды работ людей живущих в деревне и городе.

  • Выяснить роль каждого сословия в жизни страны.

Время работы над проектом: краткосрочные, один месяц

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:

  • Поговорки, пословицы, загадки. Сост. А.Н. Мартынова. - М., 1986.

  • Даль В.А. «Пословицы русского народа» В 2 т. - Т.2. - М., 1984.

  • Иллюстрированная энциклопедия. «Русская изба». С-Пб Искусство- СПБ, 2001

  • Н.И.Ворожейкина, Н.Ф.Виноградова «Наша Родина в прошлом» Смоленск Ассоциация 21 век 2006 г

  • Громыко М.М. «Мир русской деревни» Москва 1991 г

  • Забылин М. «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» Москва 1992г.

  • Костомаров Н.И. «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в 16-17 столетиях» Москва 1992 г

  • Латышина Д.И. «Родная история. Живая Русь» Москва 1997 г

Общеучебные умения и навыки, необходимые учащимся для проектирования

  • Формировать умение создавать объёмные изделия из бросового материала.

  • Развивать умение решать композиционные задачи.

  • Обучить техническим приемам работы с различными материалами.

  • Развивать эстетическое восприятие, творческую активность.

Планируемый результат:

  • Сформировать у детей обобщенное представление о жизни людей в городе и деревне.

  • Знакомство детей с характерными особенностями городской и сельской местности.

  • Учить использовать разные изобразительные материалы при декоративной работе.

Технологичность:

Проект доступен и может быть использован воспитателями и преподавателями изодеятельности, технологии, учителями начальной школы, специалистами дополнительного образования и родителями.

Работа над проектом

  1. Организация класса

Встали и поздоровались с гостями нашего класса.

  1. Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы познакомились с устройством царского дворца, давайте проверим, как вы запомнили. Проведём тестирование.

(слайд 2-3)

Тестирование

  1. Где жили русские цари?

  1. Изба

  2. Терем

  3. Дворец

  1. Сколько этажей во дворце?

  1. Один

  2. Пять

  3. Три

  1. На каких этажах жил царь и его семья?

  1. Четвёртый-пятый

  2. Первый-второй

  3. Второй-третий

  1. Что делали в трапезной?

  1. Мылись

  2. Ели

  3. Спали

  1. Сколько блюд подавали к столу?

  1. До двадцати блюд

  2. До сорока блюд

  3. Больше сорока блюд

  1. Что является символом власти царя?

  1. Шапка-ушанка

  2. Скипетр и держава

  3. Платье и платок


  1. Объяснение нового материала.

  1. Сообщение темы урока

На прошлых уроках мы говорили с вами об устройстве жилья крестьян и царей, а сегодня мы опять отправимся путешествовать в прошлое. И отправимся мы к русским людям, на крутой берег, где стоит древний город и деревня.

(слайд 4)

Тема урока: « Путешествие по Руси 17 века».

И так, отправимся мы на…

Отгадайте сами

Трещит,

А не кузнечик,

Летит,

А не птица,

Везёт,

А не лошадь.

(самолёт)

( слайд 5)

  1. Объяснение нового материала.

Представьте себе. Мы в 17 веке - лес.

(слайд, где лес, до слов «защита не помешает» 6)

Города люди начали строить на Руси давным-давно.

В 17 веке насчитывалось…городов? ( 250 городов)

Для защиты от многочисленных врагов и от диких животных славяне строили города-крепости. Город - в старину означало огороженное место. Свой город славяне окружали высоким земляным валом, частоколом - крепостной стеной. Попасть в город можно было через ворота.

( слайд, где вид города 7)

В центре строили дворец, храм, склады для оружия. Кроме этого в городе были и другие постройки: дома жителей, гостиные дворы, где жили торговцы и хранили товар.

Наиболее красивые дома назывались - терема.

У богатого горожанина дом был двух, трёхэтажный.

(слайды, где показаны дома горожан 8-9)

  1. Сравнение и составление дома горожанина.

Вспомните, что за домик стоит у нас в классе, и вы в него играете.

(показываю дом крестьянина)

(слайд 10)

Чей это дом? (крестьянина)

Сколько в нём этажей? (один)

У бедного крестьянина одноэтажный дом. Все запасы и хозяйственный скарб располагался в сенях (тёмная, холодная часть дома).

Поднимись-ка на крыльцо,
Дерни тихо за кольцо.
Посмотри на дверь - защита -
Там подковочка прибита,
Ты за эту дверь зайдешь,
Сразу в сени попадешь.
Сени держат холода,
Не пробраться им сюда.

В доме была одна комната. В ней ели, спали и гостей принимали.

(слайд 11)

Ты шагни через порог
И постой-ка тут чуток,
Да получше оглядись
И найди-ка "красный угол",
Трижды ты перекрестись.
Вот хозяева встречают,
В "красный угол" Вас сажают.

Стояли сундуки без особых затей. В сундуке хранились одежда, украшения и всё, что было ценного в доме.

Печь белёная известью с большой лежанкой.

(слайд 12)

Всем всегда нужна она.
Здесь ухват и кочерга,
Помело, ступа, лопата.
Есть где кашу приготовить,
Есть где хлебушек испечь,
Можно косточки попарить,
Сверху на полати лечь.


Лавки и большой стол из больших досок.

(слайд 13)

Оглядитесь, сколько лавок!
Всех их нам не перечесть.
Если Вы устали очень,
То на лавку можно лечь.
Лавки крепятся к стене,
Место есть тебе и мне.
А скамеечку возьмешь
И к столу ты поднесешь.
Главный стол -
За ним семья.
Всем хватает места.

В избе было темно даже днём, окна были маленькие. Вечером избу освещала лучина. В избе было тепло, особенно зимой, когда топили печь, а пол холодный. Поэтому дети играли часто на печи.

Деревни и сёла с живущими в них крестьянами принадлежали царю, церкви, боярам и дворянам. А как их называли, вы прочитаете в учебнике стр. 98 со слов «Деревни и сёла с живущими в них крестьянами…» (крепостные)

(слайд 14)

В городах и сёлах жители имели разные дворы и дома.

Были дома богатых людей и бедных крестьян.

(слайд 15)

Вот стоит трёхэтажный дом богатого горожанина, а в деревне - изба крестьянина.Что у них общего? (Сделаны из дерева)

Дом горожанина

А теперь давайте вместе с вами создадим ещё один дом-горожанина

(слайд 16)

Сколько в нём этажей? (Три)

Составление макета дома 1 этаж

(слайд 17)

Первый этаж занимали кухня и хозяйственные помещения. В этих помещениях хранились припасы: мука, соль, сало и другие продукты. Одежда, посуда, и другие вещи.

Составление макета дома 2 этаж

( слайд 18-20)

На втором этаже располагалась самая большая и светлая комната-горница. В горнице принимали гостей. Здесь собиралась вся семья. Вдоль стен стояли лавки, украшенные резьбою. На лавках сидели и спали. На стене висела деревянная полочка с образами - иконами. Рядом стоял шкафчик (подстав), он стоял на скамье или висел на стене. Обычно их закрывали занавесками. В нём хранилась посуда.

Обязательно стоял большой стол, за котором собиралась вся семья и гости. На столе скатерть и самовар. На стенах пучки трав, которыми лечили от болезней. В горнице стояли расписные, кованые сундуки с секретными замками. Сундуки стояли дорого. В них хранились богатая и дорогая одежда и украшения. Обязательно стояла печь. Посуда: чугуны, ухват, кочерга, крынки, ковши. Дома освещались свечами.

Составление макета дома 3 этаж

(слайд 21)

Ещё выше, на третьем этаже располагались маленькие комнаты - светёлки. В светёлках женщины занимались рукоделием. В светёлке стояла большая кровать с периной и горой подушек. Детей качали в зыбке, которая крепилась к потолку на большой палке. Мама или нянька качала малыша и пела колыбельные песни. Дети играли в расписные игрушки.

(показываю игрушки )


  1. Закрепление пройденного.

1.Различие села и деревни.

Большинство людей жили в сельской местности.

(слайд 22-23)

В деревнях и сёлах. Село отличается тем, что в селе есть церковь, а в деревне нет. Село больше, чем деревня.

2. Занятие сельских жителей и городских

(слайд 24)

И город, и село или деревню старались поставить на высоком месте, на пригорке.

Дома стояли рядами - улица. Посреди улицы ставили колодец, около избы был двор, огороженный плетнём. А за ним - огород. Во дворе держали скот и птицу. На задворках строили баню

Вокруг сёл и деревень были поля и огороды.

(слайд 25)

Предки наши вставали рано, ещё до солнца «с первыми петухами». Вставали и горожанин, и крестьяне, и цари. Умывшись, помолясь, поев, все принимались за свою работу.

(слайд 26) (слайд 27)

Тут ковши, корыта, ступы.
Ложки, чашки и матрешки,
Кружки, вазы, чаши, блюда:
Ай да мастер! Ну, посуда!
Загляденье, просто чудо…
Вырезали, украшали
Плотники и мастера
Вот Вам ковшик расписной,
Этот скопкарь вырезной
Из стволовой древесины,
Из нароста и коры,
Из сосны и липы, кедра,
Дуба, ясеня, ольхи…
Мастер брал, сушил и резал,
И узор свой составлял.
Добрым людям он на память
Всю посуду украшал…
Это прялка всем на диво,
Знают толк в ней мастера!
Так нарядна и красиво
Разукрашена она:
Кони, птицы, солнце светит,
И цветы на ней, луна…
Ведь за прялкой в зимний вечер
У лучины, у окна
Пряха там за ней сидит
И на прялочку глядит.
Прялка с детства,
Прялка диво!
Разукрашена красиво.
Дева ниточку прядет,
Тихо песенки поет.
Будут нитки изо льна,
Будет много полотна.
Как нашьет рубах, портков,
Сарафанов, рушников,
"Будет ей приданое
Крепкое не дранное".
Вышивает, украшает,
Всю семью оберегает.

После обеда все ложились отдыхать. Спали и дети, и взрослые. После сна продолжали свои дела, а вечером молились и ложились спать.

3.Занятия крепостных крестьян

Учебник страница 98 со слов «обязанностью крепостных крестьян…»

Дома деревянные были,
Забор был плетенный, резной,
А крыши соломой укрыли,
Что бы не холодно было зимой.
Собаки дома сторожили,
А кошки уют охраняли.
В деревне гусей разводили,
А лошади землю пахали.
На досуге дети играли,
А взрослые лапти плели,
Ягоды, грибы собирали,
А вечером на посиделки шли.
Вот так люди жили в деревне,
Вот так они быт свой вели.

4.Занятия горожан

(слайд 28)

В городах в основном занимались торговлей. Все что производили , тут же продавали на ярмарках, которые проходили в стенах города.

Как выглядили дома крестьян вы прочитаете в учебнике стр. 99 со слов «Большинство домов походили…»

У богатого горожанина и бедного крестьянина часто дома украшались резьбой. В богатых домах резьбу покрывали золотом и красками. Вырезали листья, зубцы, узоры, птиц, зверей, единорогов, всадников. На крыше дома обязательно было украшение - конёк. На крыше был резной карниз, на окнах резные наличники.

(слайд 29)

Ай да мастер мировой!
Все украшено резьбой,
А резьба то не простая
Контурная, прорезная,
Ажурная, накладная,
Вот рельефная резьба,
Корабельная она.
И орнамент не простой!
Посмотри-ка ты, постой:
Ты увидишь змейку, соты,
Замечательной работы:
Вот витейка, ромб, цепочки,
И красивые листочки,
Вместо злобных страж с ворот
Смотрит лев на Вас как кот,
Вот русалки, птицы-павы -
Все важны и величавы.

(слайд 30)


  1. Итог урока

(слайд31)

Чем село отличается от деревни?

В каких домах жили горожане?

А - крестьяне?

Из какого материала они были сделаны?


  1. Домашнее задание:

(слайд 32)

Стр. 98-101читать и отвечать на вопросы,

попробуйте сами объяснить происхождение своей фамилии.



© 2010-2022