• Преподавателю
  • Другое
  • Буклет Учебное занятие - основная форма реализации педагогического процесса в системе дополнительного образования

Буклет Учебное занятие - основная форма реализации педагогического процесса в системе дополнительного образования

Основные требования к современному занятию   Постановка и комплексное решение на занятии обучающих, развивающих задач. Создание мотивации предстоящей деятельности. Организация структуры занятий. Применение активных форм организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования. Содержание занятия. Владение педагогом содержанием программ дополнительного образования. Развитие у обучающихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навы...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Примерный план занятия


Дата «____»_____________года

Номер занятия

Раздел

Тема занятия

Цель, задачи занятия

Тип занятия

Методы организации занятия

Оборудование, дидактический материал

  1. Приветствие. Перед началом занятия приветствие всех участников занятия.

  2. Повторение пройденного материала. Краткий обзор предыдущего занятия: вспомнить тему, основную мысль предыдущей встречи; вывод, сделанный в результате проведенного занятия.

  3. Проверка домашнего задания (если такое задание было). Основное требование заключается в том, чтобы практическое задание было выполнено согласно требованиям к выполнению практических работ.

  4. Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию. Введение начинается с вопросов, которые способствуют наращиванию интереса у детей к новому материалу. Стимулирование интереса обучающихся через введение аналогий, способствующих концентрации внимания и сохранению интереса.

  5. Предлагаемый образовательный материал или информация. Изложение нового материала или информации предлагается воспитанникам в форме рассказа. Педагог готовит наглядные пособия и материалы, вопросы аналитического содержания.

    1. Обобщение. Детям предлагается самим дать оценку информации. Подвести итог общему рассуждению. Выделить основную главную мысль, заложенную в материале, информации.

    2. Вывод. Советы и рекомендации по практическому применению материала, информации.

    3. Заключение. Сформулировав советы и рекомендации, воспитанникам предлагается использовать материал, информацию в своей практической творческой деятельности.

  1. Для закрепления информации проводится игровая или творческая часть занятия.

  2. Контрольный опрос детей по всему ходу занятия. Кроме этого, при подготовке любого занятия педагог должен учитывать следующие правила.

Игровая часть: викторина (подробное описание условия или программы викторины); конкурс (подробное описание); разгадывание кроссворда (с учетом категории сложности); загадки (желательно тематического характера); ребус (с учетом объема знаний и особенностей возраста) и т.д.

Творческая часть: рисование (определить тему и подготовить материалы для данного вида деятельности); лепка; аппликация (заблаговременно предупредить детей о необходимых материалах для данного вида деятельности) и т.д.

Схема самоанализа занятий

Каждый педагог дополнительного образования, организуя учебное занятие, должен уметь провести его самоанализ. Примерная схема самоанализа занятия выглядит следующим образом:

Общие сведения о занятии:

- краткая характеристика группы (детского коллектива): состав, возраст, год обучения, способности и возможности, ожидаемые результаты;

- оснащенность занятия: средства обучения, наглядные пособия, технические средства и др.

  1. Тема занятия:

- место в учебном курсе;

- степень сложности в целом и для данной группы в частности.

  1. Цель занятия:

- образовательный, воспитательный и развивающий аспекты.

  1. Содержание занятия:

- соответствуют ли цели содержанию занятия;

- проведена ли его дидактическая обработка;

- развивает ли творческие способности обучающихся;

- способствовало ли развитию интереса к обучению;

- формированию каких знаний и умений способствует.

  1. Тип занятия:

- какой тип занятия избран;

- как осуществляется связь с предыдущими занятиями.

  1. Структура занятия:

- этапы занятия;

- их последовательность;

- как обеспечивалась целостность занятия.

  1. Методы обучения:

- соответствуют ли применяемые методы цели занятия;

- в какой мере обеспечивали развитие познавательной активности обучающихся;

- какова их эффективность.

  1. Система работы педагога:

- умение организовать работу обучающихся;

- управление группой;

- определение объема учебного материала;

- поведение педагога на занятии (эмоциональность, характер общения и др.);

- роль педагога в создании микроклимата на занятии.

  1. Система работы обучающихся:

- организованность, активность;

- отношение к педагогу, к предмету, уровень усвоения знаний и умений;

- умение творчески применять знания и умения.

  1. Общие результаты занятия:

- выполнение запланированного объема;

- степень реализации цели занятия;

- общая оценка результатов и эффективности занятия;

- саморекомендации по улучшению качества учебного занятия.



655200 Республика Хакасия

c.Шира, ул.Маяковского,58

Телефон: 8(39035) 9-18-70 сайт: dom-pionerov-shira.edusite.ru

эл.адрес: [email protected]

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования детей Дом пионеров и школьников

«С тех пор как мир возник во мгле,

Ещё никто на всей земле

Не предавался сожаленью

о том, что отдал жизнь ученью»

Рудаки.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Учебное занятие - основная форма реализации педагогического процесса в системе дополнительного образования детей»


Буклет Учебное занятие - основная форма реализации педагогического процесса в системе дополнительного образования

с.Шира, 2015г.

Основные требования

к современному занятию


Постановка и комплексное решение на занятии обучающих, развивающих задач. Создание мотивации предстоящей деятельности.

Организация структуры занятий. Применение активных форм организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.

Содержание занятия. Владение педагогом содержанием программ дополнительного образования. Развитие у обучающихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию. Индивидуальный подход к каждому ребенку. Учет психолого-педагогических особенностей детей и др.

Технология обучения. Приемы, методы, средства формы, способы деятельности на занятии.

Экология занятия. Состояние здоровья детей, настроение их на занятии. Степень нагрузки. Создание педагогом ситуации успеха. Условия обучения в помещении, организация учебного пространства и т. д.

Психологическая культура и профессионализм. Любовь к детям, знание их психологии. Наличие специальных знаний по преподаваемому предмету. Вдохновение, фантазия, артистизм, индивидуальный почерк педагога. Проблемное изложение материала, умение ставить вопросы, отношение к неверным ответам и т. д.

Основные принципы обучения

Организация и содержание занятий в детских объединениях интегрируется вокруг основных принципов обучения, сформулированных Я.А. Каменским, и, в дальнейшем, усовершенствованных Е.Н. Медынским для внешкольного образования взрослых в России:

-

научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные знания);

-

природосообразности (обучение организуется в соответствии с психолого-физиологическими

особенностями обучающихся);

-

последовательности и систематичности (линейная логика процесса, от частного к общему);

-

сознательности и активности;

-

наглядности (привлечение различных органов чувств детей к восприятию);

-

доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых знаний, умений, навыков);

-

индивидуального подхода в условиях коллективной работы в детском объединении;

-

заинтересованности и мобильности (образовательный процесс организуется в соответствии с меняющимися интересами детей);

-

обеспечение отбираемой информации.

Структура различных типов занятий


Тип занятия

Основные элементы структуры занятия

Изучение и первичное закрепление новых знаний (комбинированное занятие)

- мобилизующий этап, целеполагание; - проверка знаний ранее изученного материала и выполнение домашнего задания;

- изложение нового материала;

- первичное закрепление новых знаний, применение их на практике.

Закрепление новых знаний (занятие сообщения и усвоения новых знаний)

- мобилизующий этап, целеполагание; - изложение нового материала и закрепление его.

Комплексное применение знаний (занятие повторения и обобщения полученных знаний)

- мобилизующий этап, целеполагание; - постановка проблем и выдача заданий; - выполнение учащимися заданий и решения задач;

- анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок;

- подведение итогов.

Обобщение и систематизация знаний

(занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков)

- мобилизующий этап, целеполагание; - воспроизведение обучающимися знаний, связанных с содержанием раздела (темы);

- сообщение и содержание задания, инструктаж его выполнения;

- самостоятельная работа обучающихся (с помощью педагога);

- представление обучающимися результатов по систематизации материала и оценка выполненной работы;

- подведение итогов.

Проверка, оценка и коррекция знаний

(занятие применения знаний, умений и навыков)

- мобилизующий этап, целеполагание; - определение и разъяснение целей занятия; - установление связи с ранее изученным материалом;

- инструктаж по выполнению работы; - самостоятельная работа обучающихся, оценка ее результатов.


Методы организации занятия


-

репродуктивный;

-

словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация;

-

методы практической работы;

-

метод наблюдения: запись наблюдений, зарисовка, рисунки, запись звуков, голосов, сигналов, фото;

-

исследовательские методы: проведение опытов, лабораторные занятия, эксперименты;

-

методы проблемного обучения: эвристическая беседа

постановка проблемных вопросов; объяснение основных

понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций - постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися - поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.;

-

проектно-конструкторские методы: создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел;

-

метод игры: игры - дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра;

-

наглядный метод обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы;

-

использование на занятиях средств искусства, активных

форм познавательной деятельности, психологических и

социологических методов и приемов.

Формы организации деятельности детей в учебном процессе

К традиционным формам учебных занятий относятся:

- лекции;

- дискуссии;

- семинары;

- экспедиции;

- конференция;

- экскурсии;

- учебные игры, праздники и др.

К нетрадиционным формам учебных занятий относятся:

- интегрированные занятия, основанные на межпредметных

связях;

- занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины и т.д.;

- занятия, основанные на методах общественной практики:

аукцион, деловая игра, устный журнал, газета, философский

стол, и т.д.;

- занятия на основе нетрадиционной организации учебного

материала: презентация, выставка и т.д.;

- занятия-фантазии: сказка, путешествие и т.д.;

- занятия, основанные на имитации общественной деятельности:

суд, парламент, защита проекта, ученый совет и т.д.;

- психологические занятия по оказанию квалифицированной

помощи обучающимся в решении из возрастных задач.


© 2010-2022