Творческая работа-Эссе: Педагог в современном мире

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческая работа-ЭССЕ
«Педагог в современном мире»

ТЕНЯЕВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

Учитель физики МАОУ СОШ № 8, г.Чайковский, Пермский край

Не надо долго думать и гадать,

Все нашим детям надо отдавать.

И в благодарность эти дети

Счастливей будут всех на свете.

Когда- то давно, а вроде, недавно, 25 лет назад, переступила я порог Профессионального училища №107 наивной 20- летней девчонкой, окончившей Свердловский тогда еще инженерно-педагогический институт. По воле судьбы начала работать в знакомом училище ведь я уехала поступать в институт именно из этого благодатного училища. Именно те учителя и наставники меня проводили учиться на педагога. Я стала мастером производственного обучения на группе 15-летних мальчишек. Выпустив группу, меня заметили и пригласили методистом в техникум, было интересно, но в тот период детские сады закрывались, было повальное сокращение ставок на всех уровнях методисты были совсем не востребованы. Зато в городе была нехватка учителей физики. Вот в школе и попросили поработать временно учителем физики на 7-9 классах. Благо, специфика работы - родственная, близкая мне. Взялась. Было страшновато, но дети, чистые души, приняли меня как родную. Их первые улыбки, блеск в глазах, первые удачи и огорчения - все было, даже слезы. Мучили и сомнения: « Как же пять лет обучения, напутствия педагогов, знания ?! Неужели не пригодятся? Ведь поступила на электро-энергетический факультет, а это только половина тех знаний, которые были необходимы для работы учителем физики. В нашем небольшом городе других мест для работы не было. Начала обучаться на курсах, сдала профилирующий предмет на хорошо, спасибо моим наставникам, не отказывали в помощи, я была очень рада. Все мечты когда-нибудь сбываются, когда сильно этого захочешь. И вот, наконец, начала претворяться моя мечта - начали появляться первые победы уже в качестве учителя физики. Да! Случилось! Сбылось! Как еще выразить словами?! Началась моя педагогическая деятельность как молодого учителя.

Многое случилось за эти годы. Детей образовательной и вечерней школы, взрослой, рабочей молодежи обучала, опыта набиралась. Первые шаги были неуверенными, с оглядкой, но все: и родители, и дети, и коллеги - поверили в меня, поддержали, смогли разглядеть во мне потенциал, а это было так необходимо молодому специалисту. И администрация достойно оценила мой кропотливый труд, поддержала в нужный момент, оказывала всевозможную помощь. И вот начался следующий этап в педагогической деятельности молодого учителя - это накопление опыта. И вот я уже не молода, но счастлива, что не ошиблась в своём выборе, что судьба дала шанс реализовать все свои способности, подарила возможность дать детям знаний, любви и тепла. Пришла пора открыться, признаться, что я теперь та настоящая, которая когда-то была молодым и неопытным педагогом, но уже опытная, надеюсь, уважаемая общественностью, любимая детьми и вполне состоявшаяся в жизни. И всё благодаря своей любимой работе! Вот сейчас я перед вами! С уверенностью могу сказать о своей деятельности: «Это мое!». И это ощущение удовлетворённости не покидает меня и в трудные моменты жизни.

Теперь рассказ о них, о детях, как они помогают совершенствовать мои умения, расти в профессиональном смысле, как вдохновляют постоянно искать новое. С детьми легко и понятно, можно вместе поиграть, попрыгать, полежать на ковре. Однажды девочка сделала мне замечание, что взрослые не должны надевать смешную шляпу и играть вместе с ними, потому что так взрослые не делают. Стало жаль девочку, ведь ей всего лишь 6 лет, и ей невдомёк, что настоящий педагог так и должен поступать, чтобы быть с ними близкой, чтобы они полностью доверяли взрослому человеку. Не надо бояться быть немножко ребенком! Дети любят, когда мы становимся участниками игры, вместе с ними соблюдаем правила, подчиняемся правилам их игры. Эта духовная близость очень помогает в педагогической деятельности: во- первых, лучше узнаешь детей; во- вторых, дети относятся к тебе по-другому, с уважением и вниманием, как к старшему другу. У учителя должна всегда быть в запасе игра или интересный случай, загадка, она выручит в любой ситуации, как палочка-выручалочка, также разрядит обстановку, организует детей, успокоит. Это правило пригодилось в жизни не раз. Вот один из примеров. Мы с детьми ждали начала семинара, не все гости собрались, а воспитанники, хоть и старшего школьного возраста, устали ждать. На помощь пришла игра, незатейливая, с несложными движениями. Тем самым мне удалось занять детей, да еще привлечь внимание гостей. Дети балуются, если им нечем заняться, а предложить игру, увлечь игрой, научить играть должны мы, учителя. Но особенно считаю нужным уделять внимание играм развивающего характера, которые требуют у детей сосредоточенности внимания, направлены на развитие памяти, мышления и воображения, особенно если задания требуют еще и практического выполнения. Материала много, все хочется попробовать на практике, было бы время для подготовки такого урока, ведь и непроверенные тетради горой лежат. Для себя решила, что все нужно делать поэтапно. Цель поставила, задачи определила, план наметила. Первым моим достижением стало участие в конкурсе учитель года 2003 в школе, где я завоевала главный приз - Диплом зрительских симпатий, потом интересная работа в направлении интеллектуальных способностей школьников, которую там с достоинством оценили, сейчас мечтаю сделать сборник дидактических игр по физике . Время не стоит на месте, стала готовить ребят к олимпиадам и - первая победа в 2007 году, мой ученик занял 3 место в городе, потом были и еще победы, но эта запомнилась хорошо. Прошло время, на смену одним образовательным стандартам приходят другие, начала заниматься с ребятами исследовательскими и проектными работами. И увидела как раскрываются тут наши скромные иногда редко улыбающиеся, но оказывается какие талантливые, и не подумаешь. Взяла себе на заметку - что иногда не увидишь на уроке - увидишь во внеурочной деятельности. На уроках всегда думала о том, как бы подобрать материал так, чтобы он одинаково хорошо воспринимался всеми учениками. В это время широко входила в практику ИКТ. Завуч предложила опробовать тогда пришедшие в школу ЦОРы фирмы 1С:образование. Результаты были отличные: хорошистов по изучению физики увеличилось в три раза и осталось только три троечника, этим ребятам трудно давалось содержание. Это я тоже взяла себе на заметку - с помощью компьютера можно наглядно показать любой процесс, повторить его не трудно столько раз, сколько необходимо, остановить его при необходимости и подробней остановиться на каком-то эпизоде, здорово! На этом не останавливаясь, определила проблемное поле: школьники не все одинаково усваивают материал, как по времени, так и по содержанию. Существует большое количество исследований, подтверждающих, это. Поняла, что нужен дифференцированный подход к каждому ребенку, в идеале - индивидуальная образовательная траектория. Тут без помощи родителей трудно проконтролировать процесс, но можно и нужно этим заниматься.. Зажглась идеей, собрала материал: игры, упражнения, головоломки, задачки, развивающие задания. Всё это систематизировала, апробировала на практике, получила опыт, не всегда все получалось, были сомнения, ведь я заканчивала электро-энергетический факультет, а не физико-математический. Но тут мне на помощь пришли администрация и посоветовали проверить себя на конкурсе среди физиков края в Олимпиаде среди учителей края. Я, хоть и не попала в 10-ку сильнейших, но была в первых 30-40 % - это мне придало уверенности, ведь некоторые учителя были в хвосте и тоже каким-то образом справлялись со своей работой, поскольку участвовали учителя физики. Стала оглядываться на передовых учителей, смотреть как они идут к высоким показателям. Не раз выступала на методических объединениях города с проблемами и наработками, показывала открытые занятия на школьном и городском уровнях. Неплохо освоила ИКТ, с компьютером подружилась, потому что нельзя отставать от веления времени в освоении современных образовательных технологий. Но самое главное мое достижение, как результат моей педагогической деятельности, - это успешные дети, которым легко потом учиться по предмету физика и благодарные родители, которые всегда являются соучастниками педагогического процесса, партнерами. Ведь я стараюсь построить работу с родителями так, чтобы они были сами заинтересованы в развитии своего ребенка. Не спорю, порою нелегко. Не все родители понимают всей важности среднего образования, но можно, просто необходимо добиться понимания родителей. Я рада, что у моих воспитанников такие родители! Меня понимают, меня слышат, я не одна!

Каждый год - новый набор, новые дети, новые родители. Чего скрывать, каждый раз переживаю! Но всегда интересно, какие будут дети, что нас ждет впереди. Придерживаясь личностно - ориентированного подхода, стремлюсь создать условия, развивающую среду, использовать методы и приемы для развития каждого воспитанника с учетом его индивидуальных способностей. Можно много и красиво писать и говорить, но если не приложишь усилий, не увидишь ребенка то и результата не будет. Современные дети стали другими, они отличаются от предшественников своими интересами и запросами. Меняемся и растем и мы вместе с ними. Новые подходы, современные технологии, иначе - нельзя. Все с желанием, творчески, а иначе - зачем. Не всегда получается, как запланируешь. Распишешь этапы организованной учебной деятельности, но невозможно все предугадать, как отреагируют дети, как пройдет запланированная деятельность. Ориентируешься на ходу, меняешь тактику. Если занятие прошло по- другому, не по плану, это не страшно. Главное, чтобы был конечный результат. Дети не роботы! Продолжаем прорабатывать технологические карты детей, учитывая возможности детей. И снова мысли. Как сложится? Как пройдет занятие? Стараюсь подобрать проблемную ситуацию, пусть ищут ответ сами, презентацию или фильм покажу. Смогут! Я уверена! Я рядом! А сколько тогда мотивации -ведь каждому хочется скорее узнать как разрешится та ситуация, о которой говорилось в начале урока и снова подводим итоги.

Я счастлива, если дети смеются,

Я счастлива, если глазки горят.

О том, что все получается

Результаты детей говорят.

«Не стоять на месте, идти вперед с детьми» - таково мое кредо. Столько много нового интересного в образовании, в методиках. Только бы успеть на практике проверить. Главное - решиться изменить себя и не бояться нового, рисковать, ведь не узнаешь, если не испытаешь. Интернет - ресурсы дают такие возможности, только необходимо определить для себя, что полезным будет для воспитанников в данный момент, чтобы интересным было, а там время покажет.

Рискну! Хочу принять участие в городском конкурсе дидактических материалов. Эта программа легла в основу УМК по интеллектуальному развитию, как вариативного компонента. Посмотрим! Надо только постараться! Значит, могу!

Главное, чтобы учителям оказывали помощь, чтобы они чувствовали поддержку, а сам учитель больше времени уделял работе с детьми. Готовый материал не всегда интересно и продуктивно использовать. Дети разные, если знаешь их возможности, значит, надо изменить, подстроить под них, добавить и… вот уже и что- то свое получилось.

Каждый педагог должен понимать, что он делает, для чего и что это даст каждому ребенку. А главное условие-любить и принимать детей такими, какие они есть. Рассчитывать не на кого- то, только на самого себя, но не отказываться от помощи, не вариться в собственном соку - иначе - перегоришь, стремиться к новому, искать, экспериментировать и не сдаваться, когда будет трудно. Наступит, обязательно наступит тот момент, когда поймешь, как надо! А впереди еще столько много интересного!!!



© 2010-2022