Внедрение ключевых идей Программы курсов третьего уровня на уроках истории

Анализ работы по внедрению ключевых идей Программы третьего уровня: Качественное преподавание возможно тогда, когда учитель не просто обращает внимание на личность ученика, но и ставит его во главу угла при планировании урока. Все начинается с себя. Изменилось отношение к прежнему опыту и к предстоящему. Изучив теоретический материал и пропустив его через себя, предстояло на практике убедиться в том, что все ключевые идеи работают. Согласно конструктивистской теории, компетентный учитель должен...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внедрение ключевых идей Программы курсов третьего уровня на уроках истории

Имея за плечами небольшой педагогический опыт, в последнее время находилась в поисках новых подходов и приемов в обучении. Мне хотелось внести в свою повседневную практику преподавания что-то новое, что могло бы больше заинтересовать учащихся, повысить их мотивацию к обучению именно по моим предметам. Неоднократно приходилось обдумывать интересные задания, проводимые в групповой форме работы, но, как правило, такие уроки проводились редко. В основном преподавание осуществлялось в традиционной форме, основанное на трансляции готовых знаний.

Предложение от руководства школы пойти обучаться на курсы третьего уровня, приняла с большим воодушевлением, подумав про себя «Это то, что мне нужно!». Уже тогда понимала, что все то, новое, что я узнаю на курсах, обязательно пригодится в повседневной работе с детьми и поможет «развить глубокое понимание предмета учеником, обеспечив использование и применение знаний вне класса» [1, с. 110].

Первый этап «Лицом к лицу» предполагал изучение большого объема теоретического материала, который с каждым днем позволял переносить многое на свой педагогический опыт и совершенно по-другому его оценивать. Погружаясь больше в изучение теории, пришла к мнению, что чисто на интуитивном уровне использовала некоторые приемы в своей практике, однако, не так глубоко оценивая значение и результат. Убеждалась, что я на верном пути. Многие современные психолого-педагогические концепции и теории были мне не знакомы. К примеру: конструктивистские теории (Hattie, 2009), которые получили высокое мировое признание и базируются на утверждении, «что развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников: от учителя, от сверстников, из учебников» [1,c. 110]. Познакомившись с семью модулями Программы более подробно, пришла к пониманию, того, что через групповую форму работы, через организацию диалогового обучения, способствующего развитию навыков критического мышления, можно интегрировать ключевые идеи семи модулей в процесс обучения учащихся и внести тем самым коренные изменения в практику преподавания.

Все начинается с себя. Изменилось отношение к прежнему опыту и к предстоящему. Изучив теоретический материал и пропустив его через себя, предстояло на практике убедиться в том, что все ключевые идеи работают.

Придя в школу на практику, учащиеся встретили меня радушно, коллеги воодушевленно распрашивали о новшествах, что очень порадовало. Совершенно новым было для меня консультирование с коллегами в школе относительно выбора тех или иных стратегий, выполнения заданий в период практики. Если ранее и обращалась к коллегам за помощью, то только в крайнем случае, в основном старалась делать все сама. Большую помощь оказала коллега - завуч школы, сертифицированный педагог второго уровня. Она посетила все уроки из серии последовательных и по каждому давала весьма конструктивные рекомендации. Совершенно по-новому нужно было составлять среднесрочное планирование, которое существенно отличалось от предыдущего по структуре и содержанию. Необходимо было учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ученика, возможные проблемы и трудности, а также различные виды работ. С этой целью провела предварительную консультативную беседу с учащимися 8 класса, который я выбрала для практики. Мы совместно подготовили правила работы в группах, а также поговорили о правильности распределения ролей. Созданию инклюзивной среды обучения способствовала индивидуальная, парная и групповая формы работ.

Согласно конструктивистской теории, компетентный учитель должен быть восприимчивым к личности ученика. И для меня было важным узнать мнение учащихся о тех новшествах, которые были введены в серию уроков. С этой целью предложила учащимся после каждого урока заполнять рефлексивный дневник, где они могли поделиться не только своими впечатлениями, но и еще раз проанализировать и оценить свою роль в групповой, индивидуальной и парной формах работы на уроке. Для ребят и для меня это было новшеством. Каждый из нас мог посмотреть на себя с другой стороны, увидеть положительные и отрицательные стороны в работе, запланировать решения и действия на дальнейший успех. Данный вид работы помог мне увидеть более подробно особенности каждого ученика, критически оценить свою роль в преподавании и обучении предмета истории. В дальнейшем хочу продолжить данный вид работы, чтобы отследить качество внесенных изменений в практической работе.

Дети являются активными обучающимися, которые формируют свое мышление на основе личных размышлений и социального взаимодействия. Уроки были построены так, чтобы именно путем самостоятельного добывания необходимой информации посредством различных стратегий, работая в активном взаимодействии друг с другом, формировали свое представление о новом.

Изучив идеи Льва Выготского о вопросах когнитивного развития учеников, пришла к четкому осознанию, что основным инструментом обучения является речь. Эта идея была ключевой на протяжении всей практики. Посредством диалогового обучения, через стратегии по составлению вопросов высокого и низкого порядка, а также через взаимодействие в группах и парах пыталась обучить учащихся правильно аргументировать свою речь, излагать конструктивные идеи. Ранее не придавала этому большого значения, обращая внимание только на отдельных учащихся, которые умеют правильно излагать свои мысли. Теперь же в работу стали включаться и учащиеся со слабой мотивацией к обучению. К примеру, на первом уроке при делении на группы оказалось, что в группу № 3 попало двое учащихся с низкой мотивацией к обучению и один ребенок с уровнем мышления В, который в общем то и взял всю инициативу на себя по решению различного рода заданий. Хотя ранее старался отлынивать от работы. Учащийся вполне справился с заданием по защите кластера, четко аргументируя свои ответы. Соответственно, по моим наблюдениям за развитием аргументации, обсуждений и речевых навыков, пришла к мнению, что данные навыки хорошо развиты у учащихся с уровнем мышления А, учащиеся уровня мышления В порой затрудняются давать более развернутые ответы, однако стремятся к этому. Учащиеся с уровнем мышления С пытаются высказывать правильные аргументы, но в силу слабо развитых речевых навыков пока что это плохо получается. Следует над этим продолжить работу.

Групповая и парная формы работы способствовали внедрению диалогического подхода в обучении. Значение диалога в классе доказано результатами научных исследований Мерсера и Литлтона. Это один из новых подходов в обучении и преподавании, который способствует интеллектуальному развитию учащихся[2].

Работа по созданию коллаборативной среды показала, насколько важно создавать положительный настрой на урок. Учащиеся поначалу стеснялись проявлять себя, но постепенно стали привыкать и открываться классному коллективу. Им стало интересно приходить на урок, с воодушевлением ожидать чего-то нового. Для создания коллаборативной среды применяла такие стратегии, как «Что мы возьмем с собою в путь?», «Я умею делать так…», «Продолжи предложение».

Ученики, которые понимают, чему и как они учатся, более успешны и имеют хорошую успеваемость. Ученик С. вполне самомотивирован в выборе способов получения новых знаний, всегда успешно выполняет любое программное задание и с легкостью находит идеи для решения поставленных задач. Кроме этого участвует в различных городских и республиканских конкурсах и олимпиадах и занимает призовые места, понимая, что это способствует развитию его познавательных способностей, которые в дальнейшем ему будут необходимы, для достижения поставленных целей.

Обучение по Выготскому, начинается с социального контекста, взрослые поддерживают обучение детей. Элементы, способствующие эффективной поддержке и поощрению взрослыми детского обучения в зоне ближайшего развития, это поощрение, обсуждения, отзывы о выполненной работе, вопросы [2]. Задумалась о том, почему это происходит и пришла к выводу, что формативное оценивание является элементом поддержки, которая позволяет ученикам успешно выполнять различные задания и развивать свое понимание. Свою роль на уроке видела в «установлении подмостков» в виде инструкций для четкого, правильного выполнения заданий. Ученики учатся обсуждать задачи, и регулируемое учителем обучение трансформируется в саморегулируемое. Разработанная М. Бронсон модель саморегулируемого обучения в эмоциональной, мотивационной, социальной и познавательной сферах, помогла мне понять, как учатся ученики моего класса с различным образовательным уровнем. Саморегулирование развивает способность к пониманию, контролю и отслеживанию опыта своего обучения посредством метапознания. Так ученик уровня А (С.), всегда может оценить уровень усвоения учебного материала по теме, акцентировать внимание на более сложном моменте при изучении, при необходимости обратиться к учителю за помощью, что бывает в редком случае. В то же время ученик уровня С (А.), не прикладывает ни каких усилий для понимания материала, ему достаточно его механически запомнить, он не дифференцирует учебный материал и никогда не обращается за помощью, придерживаясь той точки зрения, что если что то не получается, я и не буду стараться, а спишу у одноклассников.

Л. Выготский считал, что когнитивное развитие становится более эффективным, когда ученики работают в «зоне ближайшего развития»[2]. Поэтому при составлении заданий я учитывала различные уровни обученности учеников, с учетом их индивидуальных возможностей. Таким образом, каждому учащемуся давался шанс перейти на новый для себя уровень усвоения учебного материала. Эти задания способствовали созданию условий для активного участия всех учащихся в обучение, и предоставить им возможность для успешности, реализации одаренности каждого ученика.

Модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» тесно взаимосвязан с модулем «Обучение критическому мышлению», так как исследовательский разговор, аргументация и диалог, способствуют развитию высокого уровня мышления [2]. Соответственно, модуль «Обучение критическому мышлению» проследился на протяжении всей серии последовательных уроков. Применяя такие стратегии как «6 шляп мышления», «Найди ошибку», «Горячий стул», «Корзина идей», «Чистая доска», развивала навыки критического мышления: наблюдение, анализ, вывод (делали вывод о причинах «открытия» Китая европейцами), интерпретация. Применение стратегий критического мышления помогают более эффективно развивать умения учащихся работы с текстом и активизировать их деятельность на уроке.

Значительное место в процессе проведения уроков занимало оценивание. При использовании новых подходов к оцениванию смогла увидеть изменения, происходящие в осознании учениками процесса своего обучения, проводить обратную связь на каждом этапе урока. Для этого использовала разные приемы и стратегии формативного оценивания: оценивание с помощью цветных стикеров, смайлов, «Ладошки», устных комментариев учеников, «Продолжи предложение», взаимо- и самооценивание по предложенным критериям, «Лист самооценивания».

Основные идеи модуля Программы «Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании и обучении» реализовала посредством применения презентаций на каждом уроке. На протяжении каждого урока шло сопровождение слайдами, что было весьма удобно для учащихся. Кроме этого на уроке «Индия в 19-начале 20 века» использовала электронное пособие «Восточные коллекции» для демонстрации учащимся дополнительного материала по данной теме. А к первому уроку было предложено опережающее задание для учащихся уровня мышления А, составить презентации по историческим личностям Токугавы и Муцухито. Ребята вполне самостоятельно справились с поручением, получив лишь инструкции по содержанию работы. Но мне не удалось использовать на уроках гаджеты в силу того, что не у каждого учащегося имеются такие средства и не каждый имеет возможность самостоятельно использовать интернет ресурсы.

Для того чтобы проанализировать, как новые подходы повлияли на мой процесс преподавания и обучения и какие изменения они повлекли за собой, использовала беседы с учащимися, их рефлексивные дневники, а также интервью отдельных учеников. Убедилась, что в мотивационной сфере учащиеся стали более уверенными в своих способностях, снизился страх ошибиться. В познавательной - стали планировать свои действия по развитию речевых навыков, стали стараться аргументировать свою точку зрения, рассуждать о собственном обучении, задавать вопросы для повышения качества своей работы. Все это происходило во взаимодействии со сверстниками при поддержке учителя, но сохранялся высокий уровень самостоятельности. В эмоциональной сфере отметила, что учащиеся стали лучше понимать задания, что позволило им выполнять их более уверенно, контролировать свое внимание.

Во время практики пришла к выводу: качественное преподавание возможно тогда, когда учитель не просто обращает внимание на личность ученика, но и ставит его во главу угла при планировании урока. Старалась не просто слышать «голос ученика», но и услышать его, создать условия для активного участия каждого ученика в образовательном процессе. На протяжении всего первого этапа процесс обучения был направлен на изменение понимания своего преподавания, в результате получила необходимые теоретические и методологические знания о новых подходах в обучении, для внедрения их в практику. На практике освоила новые способы работы, стала применять новые приемы оценивания, планирования уроков, стимулирования учеников. Что в свою очередь помогло моим ученикам не просто получать знания, а развивать навыки и умения необходимые им в будущей взрослой жизни.

Конечно, не все получается успешно, не все удается легко, как с моей стороны, так и со стороны учащихся, поскольку для нас это все ново, но в дальнейшем планирую продолжить работу над трудностями и находить верные пути решения проблем. На будущее планирую продолжить начатую работу по внедрению идей семи модулей Программы, а именно развивать:

  1. Аргументированную речь у учащихся;

  2. Навыки саморегулирования;

  3. Навыки анализа, интерпретации;

  4. Умение оценивать свою работу и работу окружающих;

  5. Пользоваться современными информационно-коммуникационными технологиями;

  6. Лидерские качества.

В то же время невозможно развивать своих учащихся, если сам остаешься на одном уровне. Поэтому продолжу работу по саморазвитию и совершенствованию своего профессионального опыта.

Для реализации данных планов в моей дальнейшей работе буду придерживаться следующих принципов:

1. Вместе мы команда (мнение ученика важно, ученик главный в классе, он пришел для того что бы получить знания и учитель должен создать для него необходимые условия. Совместно находить пути решения трудностей).

2. Инициатива (с энтузиазмом заниматься своим делом, высказывать различные идеи).

3. Самосовершенствование (ставить цели своего обучения и добиваться их при поддержке учителя и одноклассников).

Список литературы:

1. Руководство учителя. Третий (базовый) уровень. Третье издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012

2. Программа. Третий (базовый) уровень. Третье издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012

3. Образовательный портал cpm.kz

4. Задания для выполнения в период практики в школе. Третий (базовый) уровень. Третье издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012


© 2010-2022