Работа с одарёнными детьми

Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы.  Замечательный педагог 20 века В.А.Сухомлинский писал: «Трудно переоценить роль личности учителя, его духовного облика в пробуждении и развитии способностей, талантов ученика. Если в педагогическом коллективе есть талантливый, влюблённый в свое дело преподаватель математики, среди учеников обязательно обнаруживаются способные и талантливые математики. Нет хорошего учителя математики – нет и талантливых учеников; в этом ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филаткина Раиса Петровна,

учитель истории, обществознания,

права МОУ «Ключевская СОШ №2»

Ключевского района Алтайского края

«Работа с одарёнными детьми»

В Конвенции о правах ребёнка, принятой 20 ноября 1989 года ООН, в статье 29 «Цели образования», говорится:- Образование должно быть направлено на развитие личности и способностей ребёнка, на его подготовку к сознательной взрослой жизни, на воспитание уважения к правам человека, к культурной самобытности его родной страны, а также других стран. Наша страна ратифицировала этот документ 13 июля 1990 года.

В одобренной Правительством Российской Федерации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, говорится: «Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны… Важная задача также - формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одарённых, талантливых детей и молодёжи.»

В новой редакции Закона « Об образовании» (10.07.1996) в статье 2, один из принципов гласит: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

Таким образом, государственная политика в области образования исходит из принципов:

- гуманистического и светского характера;

- свободы и плюрализма;

-демократического характера управления образованием.

Содержание образования должно быть ориентировано на:

-развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребёнка.

Одарённые дети - наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы.

Различают общую и специфическую одарённость. Общая одарённость представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одарённости (математической, музыкальной, художественной и др.) зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.

За рубежом накоплен немалый опыт. Разработана система диагностирования одарённых детей. Существует огромное количество специальных программ для детей с повышенными возможностями, которые конкурируют между собой. В нашей стране этим вопросам тоже уделяется большое внимание. В развитие отечественной психологии по проблеме способностей внесли большой вклад фундаментальные работы Л.С.Выготского «Избранные психологические исследования», «Развитие высших функций», Б.М.Теплова «Способности и одарённость», «Проблемы индивидуальных различий», Н.С.Лейстеса «Об умственной одарённости», «Умственные способности и возраст», «Способности и одарённость в детские годы», Л.А. Венгера «Педагогика способностей», Э.А. Голубевой «Способности и индивидуальность» и др.

Согласно этим исследованиям, для отбора одарённых детей, работы с ними нужна психолого-педагогическая служба, которая должна выявлять и диагностировать таких детей, разрабатывать специализированные программы.

Какого же ребёнка считать одарённым? В 1972 году Комитет по образованию США опубликовал следующее определение: «Одарёнными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые по оценке специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах:

- интеллектуальной;

- академических достижений;

- творческого и продуктивного мышления;

- общения и лидерства;

- художественной деятельности;

- двигательной сфере.

Психологи выявили признаки одарённости в каждой сфере.

Английский исследователь Г.Ревеш считает, что раньше всего в ребёнке просыпаются, развиваются способности к музыке, затем - к математике, в юношеском возрасте - интеллектуальные способности. «Исследование одарённости в детстве не может иметь особого значения, но тем важнее это в юношеском возрасте, так как в этом периоде формы одарённости не только проявляются, но и развиваются. Период между 13 и 20 годами имеет наибольшее значение для проявления одарённости. Даже способности, которые проявляются в детстве, развёртываются лишь в юности в действительную одарённость.» Поэтому в возрасте от 3 до 16 лет (условное ограничение) речь должна вестись скорее всего не о выявлении одарённости, а о развитии склонностей, а затем и способностей, которые в дальнейшем могут перерасти в одарённость - высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности» - по определению Большой Советской Энциклопедии.

Процесс выявления способных детей достаточно сложный. Как известно, яркие детские таланты встречаются довольно редко. В школах в основном учатся дети, при благоприятных условиях обучения способные достичь хороших результатов в видах деятельности, соответствующих их склонностям и интересам.

В этой связи представляется наиболее значимым трехэтапный комплекс мероприятий для работы с одарёнными детьми, предложенный челябинскими исследователями Н.Буториной и В.Григорьевских.

На первом анамнестическом этапе учитываются сведения о высоких успехах ребёнка в какой-либо деятельности, полученные от родителей и педагогов. Могут быть использованы результаты групповых тестирований, социальных листов.

После проведения опроса родителям объясняется роль семьи в развитии творческого роста ребёнка: при поддержке родителей способности развиваются, без нее - нивелируются. Поэтому, главная задача родителей - не оставлять идеи ребёнка без внимания, наиболее интересные рассматривать как перспективные.

На втором этапе проводится диагностика ребёнка с помощью психологических тестов.

В дальнейшем планируется предлагать тесты на определение интеллектуального уровня, так как большинство психологов включают в число обязательных признаков одарённости интеллектуальное развитие ребёнка выше средневозрастного уровня (только такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности.) По определению итальянского исследователя Дж. Рензулли, «одарённость - это результат сочетания трёх характеристик: интеллектуальных способностей, творческого подхода и настойчивости» «А воспитание целеустремлённости и настойчивости в детях, особенно дошкольного возраста, имеет огромное значение, так как является залогом успехов во взрослой жизни» - говорит итальянский исследователь Рензулли.

После прохождения ребёнком второго этапа вырабатывается определённое мнение о ребёнке. Конечно, результаты теста еще не дают полного определения способностей ребёнка. Но они служат основанием для дальнейшего отслеживания развития ребёнка.

На третьем этапе работы основная роль отводится педагогам, задача которых - сформировать и углубить способности детей. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приёмов и методов (авторские программы, индивидуальные занятия, и т.д.)

Американский исследователь Б.Блум, изучавший биографии известных людей, пришел к выводу: «Вопрос о том, кто из них гений, можно долго обсуждать, но выражение «гений себя проявит независимо от обстоятельств» не нашло подтверждения в данном конкретном исследовании. Каковы бы ни были их способности, навыки и достижения в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые они и стали знаменитостями»

Таким образом, задачей учителя является выявление склонностей, а затем в процессе их совершенствования - развитие способностей.

Обратимся сначала к такому важному для выявления способностей времени, как школьный возраст.

1.В определённый момент времени, в определённой области ученик достигает более высокого уровня развития своих способностей и, благодаря этому, более значительных результатов, чем его сверстники.

2. Достигнутые в области развития способностей успехи дают право предположить, что если бы усилия ученика были сконцентрированы на том предмете, к которому у него есть способности, то он смог бы добиться более значительных результатов, чем те, которые предполагают обыкновенный средний уровень развития способностей. Предпосылкой для этого служит то, что подобная концентрация объективно возможна для такого ученика как по времени, так и с точки зрения его субъективных задатков. Следовательно, она будет происходить не за счет пренебрежения развитием других важных сторон его личности.

3. В той области, где он располагает способностями, ученик в процессе интенсивной деятельности достигает выдающихся результатов, хотя по другим предметам он может успевать лишь средне.

Благодаря определённым особенностям в поведении, одарённые личности привлекают к себе внимание не только учителя, но и руководителя кружка, педагога, обучающего профессии, тренера, преподавателей высшей школы и специальной школы. Знание этих способностей, выявленных в совместных беседах со всеми, кто знает школьника, может помочь учителю и воспитателю с большей точностью определять способных детей и подростков и оказывать им необходимую помощь.

Это следующие особенности:

1. Одарённые дети, как правило, очень активны и всегда чем-либо заняты. Они стремятся работать больше других или занимают себя сами, причём часто делами, которые не относятся непосредственно к уроку. Отчасти это относится и к предмету, к которому у них есть способности. При поверхностном рассмотрении кажется, что активности этих детей не хватает на все предметы. Им необходимо особое внимание, чтобы развивать их дарования в определённом направлении, не заставляя их перенапрягаться и не позволяя чувству неудовлетворенности помешать их стремлению заниматься тем, к чему они расположены.

2. Одарённые дети настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Этим они могут «действовать на нервы» учителю, потому что хотят знать всё более подробно и требуют дополнительной информации. Минимум что можно сделать для удовлетворения этой повышенной потребности в информации, это указать дополнительную литературу.

3. Они хотят учиться и добиваться настоящих успехов. Учёба доставляет им удовольствие, и они приобретают знания, не воспринимая занятия как насилие над собой.

4. Благодаря многочисленным умениям, они способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью. Особенно часто это выражается в самостоятельной работе с литературой (справочные материалы, работа в библиотеке), проведении экспериментов по физике и химии (возможно и в кружках).

5. Они умеют критически рассматривать окружающую их действительность и стремятся проникнуть в суть вещей и явлений. Они не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если те и кажутся достаточными их сверстникам.

6. Они задают множество вопросов и заинтересованы в удовлетворительном ответе на них.

7. Урок особенно для них интересен тогда, когда используется исследовательский метод. В то же время другие ученики предпочитают изучать хорошо сформулированный материал.

8. Благодаря частому обращению к средствам информации, они в большинстве случаев умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти важные источники информации. Больше, чем другие, они заинтересованы в самостоятельном получении знаний.

9. В сравнении со своими сверстниками они лучше умеют раскрывать отношения между явлением и сущностью, индуктивно и дедуктивно думать, манипулировать логическими операциями, систематизировать, классифицировать и обобщать их.

10. Многие из них ставят перед собой задачи, выполнение которых потребует много времени. Эти задачи направлены на применение способностей этих детей в их профессиональной деятельности, на достижение выдающихся результатов, на творческую реализацию их дарований.

На возможно имеющиеся задатки для развития способностей указывают некоторые признаки, почерпнутые из биографии учёных и деятелей искусства, а также из научных исследований педагогов и психологов. Ребёнок может и не располагать ими всеми. Они существуют в различных сочетаниях и комбинациях с другими признаками. Эти признаки могут служить приметой выдающихся способностей, но отнюдь не гарантируют это. К ним относятся:

интерес к умственной деятельности;

компетентность, не свойственная возрасту;

поиск причин, объяснений, поводов;

пытливость ума, стремление открывать и исследовать новое (например, интерес к математическим играм, играм на сообразительность; в более старшем возрасте интерес к неисследованному вообще);

разносторонние интересы и потребность в разнообразной информации;

обдуманные и обширные знания;

хорошая память;

богатая фантазия, воображение, изобретательность;

пристрастие к играм, требующим сконцентрированного внимания и имеющим сложные правила (шахматы);

умение самостоятельно играть и работать;

хорошее владение языком;

обширный словарный запас, не свойственный данному возрасту;

терпение, проявленное в учёбе и в занятиях своими увлечениями;

готовность принять участие в дополнительных мероприятиях, активизирующих интерес к учёбе (конкурсы и олимпиады, кружки, школьные общества и академии);

изучение самых разнообразных книг (в том числе атласов, словарей, энциклопедий);

глубокая заинтересованность в научном подходе к проблеме, в новых достижениях и развитии науки;

увлечённость, политические и мировоззренческие интересы;

развитое чувство справедливости;

собирательство (коллекционирование), проведение экспериментов в домашних условиях, изготовление карточек, регистратур и т.п.;

выполнение с удовольствием поручений коллектива класса, ведение общественной работы;

чувство юмора, с детства повышенный интерес к юмористическим рисункам, пристрастие к шуточным и остроумным рисункам, которые они понимают лучше, чем их товарищи;

в большинстве случаев повышенное чувство ответственности по сравнению с другими, аккуратное выполнение принятых на себя обязательств;

большая работоспособность и стремление работать как можно больше (сверхдлинные домашние сочинения, если ученик увлечён литературой, решение сложных задач, требующих долгих размышлений, если ученик увлечён математикой), преждевременное овладение в ходе домашних занятий материалом, который по программе должен изучаться позднее и т.п.

Комплекс мероприятий для работы со способными детьми состоит из трёх этапов:

  1. Выявление способных детей с помощью родителей, педагогов, групповых тестирований, социальных групповых листов.

  2. Диагностика детей с помощью психологических тестов, учитывая их склонности и интересы.

  3. Работа педагога с детьми по специализированным программам, направленным на развитие и углубление их способностей.

Замечательный педагог 20 века В.А.Сухомлинский писал: «Трудно переоценить роль личности учителя, его духовного облика в пробуждении и развитии способностей, талантов ученика. Если в педагогическом коллективе есть талантливый, влюблённый в свое дело преподаватель математики, среди учеников обязательно обнаруживаются способные и талантливые математики. Нет хорошего учителя математики - нет и талантливых учеников; в этом случае тот, кто обладает математическими способностями, никогда не проявит их. Учитель - это первый светоч интеллектуальной жизни…»

Большое внимание должно уделяться подготовке учителей для работы со способными, одарёнными детьми. Необходимы целевое финансирование и специальная подготовка для такой работы. Педагогам необходимо научиться работать нестандартно, заниматься разработкой авторских программ, уроков, находить индивидуальный подход к способностям каждого ученика. И тогда, возможно, вырастет талант.

Мною изучено большое количество специальной литературы по данной проблеме. В своей многолетней педагогической деятельности большое внимание уделяю работе с детьми с высоким уровнем способностей.

Чтобы реализовать задачу по созданию условий для выявления и максимального развития индивидуальных способностей учащихся, я стараюсь поддерживать у них высокую мотивацию изучения общественных дисциплин, устойчивый интерес к своему предмету, умение организовывать их систематический самостоятельный труд, самоподготовку и стимулировать самообразование.

В систему моей работы с одарёнными детьми входят следующие методы и приёмы:

1. Выявление учащихся с высоким уровнем способностей.

2.Создание благоприятных условий для учебной деятельности - организация атмосферы доверия, установление ровных, хороших деловых взаимоотношений с учащимися.

3. Нетрадиционные методы преподавания:

а). Модульная технология (модульная система), включающая в себя:

- блочное (модульное) построение учебного материала;

- мотивация учебной деятельности на основе целеполагания;

- преобладание самостоятельной, творческой деятельности на уроках под руководством учителя;

- организация самоконтроля и внешнего контроля учебной деятельности на основе рефлексии ученика и учителя.

б). Проектная деятельность учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации.

в). Мозговой штурм, который является самостоятельной локальной технологией.

г). Развивающие технологии обучения.

4. Самостоятельная работа учащихся с научно-популярной литературой и формирование навыков её критического анализа.

5. Активные формы обучения:

а). Ролевые и деловые игры;

б). «Круглые столы»;

в). Уроки-семинары, уроки-конференции;

г). Дискуссии;

д). Уроки-практикумы.

6. Учебные исследования.

7. Парная и групповая работа на уроке.

8. Привлечение учащихся к ведению части урока.

9. Написание сочинений, эссе, конспектов, рассказов.

10. Написание рефератов, творческих работ.

11. Решение нестандартных задач.

12. Индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития учащихся).

13. Работа с детьми, обладающими высокими способностями, по индивидуальным программам в старших классах.

14. Участие в научно-практических конференциях.

15. Участие в предметных олимпиадах.

Такая система работы приносит определённые результаты. На протяжении многих лет успеваемость по моим предметам 100%, качество знаний - от 80 до 90%. Число учащихся, испытывающих интерес к изучению истории, обществознания, права составляет в каждом классе > 70 % (об этом свидетельствуют данные анкетирования, участие школьников во внеурочной деятельности - в предметных кружках «Юный историк», «Юный краевед»,

«Юный юрист», факультативных занятиях, НОУ, в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в предметных неделях истории, правовых знаний; выбор предметов для сдачи ЕГЭ).

Я несколько лет руковожу научным обществом учащихся школы. Цель его: приобщить школьников к научному исследованию, в широком смысле этого слова, познакомить с методами и лабораторией научного труда, дать возможность почувствовать вкус к такому роду деятельности и, конечно, выявить талантливых старшеклассников, способных учиться в ВУЗах. И как результат - мои учащиеся успешно выступают с научно-исследовательскими работами на конференциях - муниципальных, региональных, всероссийских; являются призёрами предметных олимпиад различного уровня, поступают в ВУЗы на соответствующие специальности, где успешно учатся и продолжают заниматься исследовательской деятельностью.

© 2010-2022