- Преподавателю
- Другое
- Соц. прект Читать не вредно, вредно не читать
Соц. прект Читать не вредно, вредно не читать
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Григорьева Е.С. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Социальный читательский проект
«Читать не вредно, вредно не читать!- школа сотрудничества детей и родителей».
«Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку».
«Читать должно быть интересно»А. Н. Толстой.
Семь чудес света создали люди в древности: - величественные египетские пирамиды, прекрасную статую Зевса в Олимпии, висячие сады ассирийской царицы Семирамиды в Вавилоне, храм Артемиды, огромную медную статую бога Гелиоса на острове Родос, мавзолей и маяк в Александрии.
Но есть еще одно чудо света, не менее удивительное. Оно знакомо каждому из нас, но мы настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываемся над его ценностью. А чудо это всегда лежит под рукой и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь: - Научить. Посоветовать. Рассказать. Это - книга.
Книга! Она входит в жизнь с самого раннего детства, и мы привыкаем к ней, как привыкаем к воздуху, которым дышим, к солнцу, которое освещает все вокруг. Она ведет нас от познания первых несложных истин все дальше и дальше. Она рассказывает и про сказочных богатырей, и про школьную жизнь, и по дальние страны. С книгой каждый из нас путешествует в будущее и в далекую - далекую историю.
Актуальность проекта:
В настоящее время качество чтения учащихся указывают на снижение роли книги в системе духовных ценностей школьников. Современные школьники в большинстве своем уже не могут продолжить начальные строки знаменитых стихотворений А.Л. Барто: "Уронили мишку на пол..." или "Наша Таня громко плачет...". Нынешние школьники, выросшие главным образом не на чтении, а на просмотре телевизора, уже не могут сосредоточить внимание на том, что читают. Для них свойственна кризисная модель детского чтения. Ее характерные черты: детский читательский негативизм, отказ от добровольного чтения серьезной литературы, превалирование в репертуаре чтения низкопробных книг, невысокая культура чтения, утрата детьми чувства языка.
Реализация проекта позволяет создать условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой конкретной и понятной для ребенка форме (конкурс, коллективные классные творческие работы). Участие в индивидуальном или совместном творческом проекте, привлекательность победы становятся позитивным подкрепляющим стимулом, способствующим положительной модификации поведения ребенка в отношении чтения. Элемент соревнования позволяет успешно поддерживать читательскую активность на протяжении продолжительного времени.
Целенаправленное систематическое внимание к чтению ребенка является залогом успешного развития и становления его как личности.
Новизна: учащиеся, заинтересовавшиеся коллективным творческим делом, духом соревнования приобщаются к чтению, сотрудничеству, открывается путь к культуре общения, к познанию, развитию и творчеству.
Гипотеза: учащиеся, выполняя творческие задания, будут читать книги, предлагать свои варианты творческих работ.
Практическая значимость проекта:
В 2012 году в рамках реализации программы проектов по продвижению книги и развитию читательской культуры «С книгой по жизни» мы запустили социальный читательский проект «Читать не вредно, вредно не читать!- школа сотрудничества детей и родителей».
Семейное чтение - это не только великолепная возможность провести время в кругу, повысить технику чтения, узнать и познать новое, но и очередной шаг на пути к духовному росту ребёнка. Семейные проекты учат сотрудничеству, умению идти на компромисс, радоваться победам других и своим.
Сегодня проблема детского чтения актуальна и заслуживает огромного внимания: нынешние школьники все реже обращаются к книгам, отдавая предпочтение компьютерным играм, социальным сетям, телевизору, тем самым лишая себя, возможно, единственной духовной пищи. А ведь книга является энциклопедией жизни. Она учит читателя отличать добро от зла, предательство от преданности, пробуждает стремление человека к развитию и самосовершенствованию личности, поэтому в 21 веке полноценными читателями надо успеть стать в детстве, иначе потом жизненный стремительный темп может не оставить для этого времени.
Никогда не будет читать тот ребенок, в семье которого книг нет вообще. А сейчас, несмотря на изобилие печатной продукции, таких семей очень много. Практика пользования общественными библиотеками уходит в прошлое, но все чаще учителя слышат в качестве главной причины неприготовленного задания по литературе слова: «Я эту книгу не нашел». Книги, передающиеся из поколения в поколение, красочно оформленные фолианты, полные собрания сочинений - большая редкость в нынешнее время. Как и книга в качестве «лучшего подарка». Родитель, который сам не радуется книге, никогда не научит этой радости ребенка.
Безусловно, семья, в которой книга сопровождает ребенка с момента его рождения, семья, в которой читают родители - это еще одна предпосылка грамотности и «чутья» к родному языку. При отсутствии читающей модели, то есть близкого человека, увлеченного чтением, ребенок практически никогда не берет в руки книгу. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без книг, тогда и в его жизнь они войдут. Родителям важно осознавать, что они не могут и не должны стоять в стороне от учения детей, их приобщения к грамотности, чтению, что семейное чтение очень важный аспект духовно- нравственного воспитания.
Данный проект направлен на решение нескольких актуальных задач современного культурного процесса: поддержку и развитие детского чтения; увеличение численности пользователей информационными ресурсами детских библиотек; формирование у детей устойчивых навыков систематического, творческого, развивающего чтения; внедрение инновационных проектов и технологий в методику и практику работы детских библиотек в постоянно меняющихся социокультурных условиях. С этой целью в проекте предполагается использование, моделирование и варьирование разнообразных форм и методов работы, как традиционных так и инновационных: мероприятия по организации и поддержке семейного чтения; делового чтения детей; конкурсы; викторины; литературные игры; презентации и др. Наиболее эффективными формами индивидуальной и массовой работы с читателями являются литературные дискуссионные клубы, творческие конкурсы, литературные студии, интегрированные уроки, уроки-диспуты, экскурсии, лекции, обзоры, способствующие раскрытию аналитических и творческих способностей детей.
Цель:
- Создание условий, обеспечивающих духовно - нравственное развитие учащихся школьного возраста в системе «учитель - ученик - родитель» через чтение детской классической и современной литературы.
- Активизировать детское чтение, как важнейший фактор развития культуры
подрастающего поколения.
-Популяризация книги и чтения среди школьников.
- Поддержка и развитие детского чтения;
- Повышение общественного статуса книги и чтения
- Содействие всестороннему духовному и культурному развитию, воспитанию стремления к самообразованию,
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей читателей-детей посредством популяризации лучших образцов книжного наследия;
- Продвижение и поддержка систематического творческого детского и семейного чтения в новом технологическом веке;
Задачи проекта:
-Формирование читательской культуры; поддержка и активизация читательской деятельности;
-Активизация возрождения традиций семейного чтения;
- Рост читательской активности;
-Повышение интереса к чтению и книге;
- Повышение посещаемости библиотеки;
- Повышение авторитета читателя;
- Повышение информационной и коммуникативной культуры учащихся;
- Привлечение родителей к активной поддержке детского чтения, оказание им помощи в построении семейного досуга, общения, сотворчества вокруг чтения;
- Развивать у учащихся мышление, речь, формировать умение передавать содержание произведения; воспитывать интерес к русской словесности.
Ожидаемые результаты:
Данный проект направлен на решение нескольких актуальных задач современного культурного процесса: поддержку и развитие детского чтения; увеличение численности пользователей информационными ресурсами детских библиотек; формирование у детей устойчивых навыков систематического, творческого, развивающего чтения; внедрение инновационных проектов и технологий в методику и практику работы детских библиотек в постоянно меняющихся в социокультурных условиях. С этой целью в проекте предполагается использование, моделирование и варьирование разнообразных форм и методов работы, как традиционных, так и инновационных: мероприятия по организации и поддержке семейного чтения; делового чтения детей; конкурсы; викторины; литературные игры; презентации и др.
Наиболее эффективными формами индивидуальной и массовой работы с читателями являются литературные дискуссионные клубы, творческие конкурсы, литературные студии, интегрированные уроки, уроки-диспуты, , экскурсии, лекции, обзоры, способствующие раскрытию аналитических и творческих способностей детей.
Учащиеся-
1.Воспримут посещение библиотеки как приятное времяпрепровождение, поднимется приоритет чтения как формы культурного досуга;
2.Приобретут дополнительные навыки работы с фондом;
3. Смогут самореализоваться и повысить свой авторитет среди сверстников;
4. Приобретут навыки командной игры;
5.Почувствуют значимость своего вклада в общее дело по формированию и сохранению фонда библиотеки.
Вид проекта: коллективный
Участники проекта: ученики 1-6 классов
Руководители проекта: Григорьева Е.С., Ермакова Т.Е.
Продолжительность проекта: срок не ограничен
Этапы работы над проектом
№
Вид деятельности
Результат
1
«Летний Читай-город» - общешкольный конкурс
1.Мультимедийная презентация по сюжету полюбившихся книг;
2.Реклама любимой книги (мини-сочинение по понравившемуся произведению, в котором учащиеся-авторы раскрывают интересные факты, побуждающие других школьников прочесть рекламируемую книгу);
3. Книжка-самоделка (предлагается совместное с родителями изготовление
миниатюрной красочной книжки-раскладушки).
2
Библиотечные уроки.
Основная цель уроков, проводимых библиотекарем, -
заинтересовать, увлечь ребёнка, приобщить его к миру книги.
3
«Фантастический мир сказок Корнея Чуковского».
Школьная викторина для учащихся 1-5 классов.
4
«Азбука витаминов».
Школьный конкурс чтецов, проведённый в рамках программы «Разговор о правильном питании».
5
«Что за прелесть, эти сказки!»
Школьная викторина (два этапа) по сказкам А.С. Пушкина.
6
«Ребята, давайте жить дружно!»
Литературный праздник для малышей
7
Благотворительная акция «Подари детскую книгу библиотеке».
Пополнение библиотечного фонда новыми, интересными
книгами, для привлечения новых читателей в библиотеку.
8
«Вместе весело читать».
Семейный книжный праздник для учащихся и их родителей. Проводится в рамках школьной Недели детской книги библиотекарем и классным руководителем. Цель: вовлечение родителей в их совместные занятия с детьми, в совместное чтение книг.
Результаты
В настоящее время обучающиеся нашей школы регулярно посещают сельскую библиотеку в соответствии с режимом ГПД. Там они могут почитать книги, полистать журналы, поучаствовать в мастер-классах и громких чтениях по плану библиотеки и планам воспитательной работы в группах. Так же у ребят есть возможность взять книги на дом или почитать их в группе во время проводимых «Часов чтения». Для этого у ребят есть все условия: большой уютный стол, стулья и мягкие лавочки, и здесь редко не бывает посетителей. На переменах, во время свободного урока ребята обращаются к книгам, читают. Таким образом, мы достигли поставленной цели - создали условия для чтения книг и развития интереса у ребят к чтению.