Сценарий Музыкального салона «Музыкальный калейдоскоп»

Муниципальное образовательное учреждение  дополнительного образования детей Центр внешкольной работы г. Сочи                 Сценарий Музыкального салона   «Музыкальный калейдоскоп»           составители: Пацхава Л.А., Кукса И.Ю., ЕленинаО.Ю., педагоги дополнительного  образования высшей категории.                                       г. Сочи         Введение                            Цели и задачи мероприятия:                                                                                   ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр внешкольной работы г. Сочи









Сценарий

Музыкального салона


«Музыкальный калейдоскоп»






составители:

Пацхава Л.А.,

Кукса И.Ю.,

ЕленинаО.Ю.,

педагоги дополнительного

образования высшей категории.







г. Сочи





Введение


Цели и задачи мероприятия:

- развитие познавательной активности учащихся;

- расширение кругозора в области музыкальной культуры;

- воспитание эстетического вкуса.

Возраст детей: младший и средний школьный.

Оборудование: две магнитные доски, музыкальный центр, мультимедийный проектор, экран , рояль, компактдиски, карточки с изображением музыкальных инструментов.











Сценарий.



Звучит музыка.

1-я ведущая:

Мы рады приветствовать вас в нашем Музыкальном салоне.

Нашу встречу мы назвали «Музыкальный калейдоскоп».

Слово калейдоскоп в переводе с греческого языка - вижу красивый вид, а в переносном смысле обозначает быструю смену событий, явлений.

В нашем « Музыкальный калейдоскопе» вы узнаете много интересного о музыке и музыкантах, музыкальных инструментах, вашему вниманию будут представлены викторина, загадки, вас ждет встреча с интересными музыкальными исполнителями.

2-я ведущая:

Ребята, какие музыкальные инструменты вы знаете?

А сколько существует музыкальных инструментов?

Точно вам никто не ответит - их великое множество.

Поэтому мы поговорим сегодня лишь о тех, которые используются сейчас наиболее часто и о музыкантах-исполнителях, которые на них играют.

Послушайте, пожалуйста, несколько концертных номеров, которые подготовили воспитанники нашей студии.

Концертные номера:

«В садике». С.Майкапар

«В старинном стиле».

«Солдатик и балерина», «Крыса» С.Баневич

«Мазурка» Гречанинов

«Вальс» Ф.Шуберт

«Пони» А.Флярковский

«Вариации» П. И. Чайковский

«Уголок России», А. Шаинский

«В лесу ночью» -А.Гедике

«Во саду ли в огороде», вариации на р.н.п., Беркович.

«Матрешки», Л.-Компанеец.

1-я ведущая:

Ребята! А что объединяет эти музыкальные номера?

Правильно! Все выступающие - исполнители соло или солисты - так называют исполнителя произведения, написанного для одного инструмента, в данном случае для фортепиано.

Но музыканты с древних времен любили объединяться в группы - ансамбли.

И в большие коллективы - оркестры.

Ансамбль в переводе с французского - согласованность.

А где еще встречается это слово?

Правильно. В архитектуре, в одежде.

Но мы сегодня будем говорить только о музыкальных ансамблях.

Музыкальный ансамбль - это группа артистов, составляющая единый художественный коллектив.

А как называется ансамбль из двух исполнителей?

Правильно. Дуэт - в исполнении вокального дуэта послушайте песню

«Расскажите».

Песню исполняют воспитанники вокальной студии.

1-я ведущая:

Итак, один исполнитель - солист, а два и более - это ансамбль.

А как называется из трех музыкантов? - Правильно, терцет.

Из четырех - квартет, из пяти - квинтет, из шести - секстет, из 8 - октет, из 9 - нонет, а из 10 - децимет.

А какое количество исполнителей можно назвать оркестром?

Определенно сказать нельзя.

Ансамбль из 12 музыкантов называется - дуодецимет.

А вообще 10, 12 участников вполне можно считать небольшим оркестром.

И называются такие небольшие оркестры «камерными».

Звучит запись в исполнении камерного оркестра.

2-я ведущая:

Ребята, какие вы знаете оркестры?

Правильно, и зависит это от того, какие инструменты входят в состав оркестра.

Итак, оркестры бывают: струнные, духовые, шумовые, народные, симфонические.

Самое большое, самое представительное собрание музыкальных инструментов - симфонический оркестр.

Количество и состав инструментов в симфоническом оркестре может меняться от 20 -200.

У каждой из 4 групп инструментов есть свое место в оркестре.

Именно при таком расположении, которое формировалось почти 200 лет, оркестр имеет наиболее гармоничное звучание.

Состав симфонического оркестра - 4 группы:

(На экране представлен состав симфонического оркестра).

1.Струнные смычковые (скрипки, альты, виолончели, контрабасы);

2.Деревянные духовые (флейты, гобой, кларнеты, фагот).

3.Медные духовые (трубы, валторны, тромбоны, туба)

4.Ударные (барабаны, литавры, тарелки, колокола, треугольники).

2-я ведущая:

Но при таком количестве музыкантов очень трудно добиться стройности и согласованности звучания?!

1-я ведущая:

А для этого есть в оркестре музыкант, который руководит и управляет оркестром. Ребята, кто это? Правильно, дирижер.

Дирижер - это сердце и разум оркестра. У каждого исполнителя есть инструмент, которым он владеет. Инструмент дирижера - оркестр.

Все музыканты оркестра подчиняются дирижеру - его мастерству, его таланту.

Примерно 100 лет назад дирижеры стояли спиной к оркестру, лицом к публике. И лишь великий немецкий композитор и дирижер Р. Вагнер понял, что современным оркестром управлять по- старому невозможно и решительно повернулся лицом к музыкантам, как бы полностью соединившись со всем оркестром.

Звучит музыкальный фрагмент в исполнении симфонического оркестра.

2-я ведущая:

А теперь, ребята, внимательно послушайте и определите : в исполнении какого оркестра прозвучит следующий музыкальный фрагмент?

Звучит музыкальный фрагмент в исполнении оркестра народных

инструментов.

А теперь назовите инструменты, которые входят в его состав?

(На экране представлен состав оркестра).

Струнные щипковые (домры, балалайки, гусли).

Деревянные духовые (свирель, жалейка, рожки).

Пневматические язычковые (гармоники, баяны).

Ударные ( бубны, барабаны, шумовые инструменты).

Викторина « Музыкальные инструменты».

На магнитных досках - карточки с изображением разных музыкальных инструментов. Детям предлагается на одной доске собрать карточки с инструментами симфонического оркестра, а на другой - оркестра народных инструментов.

1-я ведущая:

А сейчас мы хотим познакомить вас с интересным коллективом народных инструментов « Терем - квартет». Эти музыканты известны во всем мире своим мастерством и обработками классических произведений.

Звучит запись в исполнении « Терем - квартета» .

Р- К .Корсаков «Царевна-лебедь»

Мы прослушали симфоническое произведение в переложении для народных инструментов.

Уже знакомые нам народные инструменты звучат совсем по- новому, какое богатство звуковых красок, нюансов, кажется, что звучит большой оркестр.

1-я ведущая:

Вы сегодня узнали много нового и интересного из жизни музыкальных инструментов, попробуйте отгадать загадки.

Музыкальные загадки:

- Проверяют звук и тон

Инструментом… (камертон).

- Треугольная доска

А на ней три волоска

Волосок - тонкий

Голосок - звонкий. (балалайка)

- Я стою на трех ногах,

Ноги в черных сапогах.

Зубы белые, педаль.

Как зовут меня…? (рояль)

-Рояль с баяном подружились

И навсегда объединились.

А ты названье угадаешь

Содружества мехов и клавиш? (аккордеон)

- Инструмент тот с давних пор

Украшал собой собор.

Украшает и играет,

Весь оркестр заменяет. (орган)

- Больше скрипки в десять раз

Инструмент тот…(контрабас)

-Шаляпин всем на зависть пел,

Талант огромный он имел,

Все по тому, что изучал

Искусство, что зовут…(вокал)

- В нем 4 музыканта

Виртуоза и таланта,

Пропоют любой мотив.

Как зовется коллектив? (квартет)

-Исполнителей в нем 8,

Отгадать ансамбль просим. (октет)

-Он руками машет плавно

Слышит каждый инструмент

Он в оркестре самый главный

Он в оркестре президент. (дирижер)

-Он с музыкантом выступает

Но сам в оркестре не играет

Он молча должен лишь стоять

Тетрадку с нотами держать. (пюпитр).

Наша встреча подходит к концу, и последней страницей нашего «Музыкального калейдоскопа » будет путешествие в город Лейпциг, мы побываем на джазовом фестивале и познакомимся с необычным музыкантом. Зовут его Бобби Мк. Феррин - его называют человек-оркестр за способность изображать с помощью голоса любой инструмент. Мы услышим произведение И. С. Баха «Аве Мария».

В этом необычном номере зрители поют мелодию, а певец исполняет голосом партию аккомпанемента.

Просмотр видеозаписи

2-я ведущая:

Подошла к концу наша встреча, спасибо за внимание. Но мы не прощаемся, а говорим вам : до новых встреч в нашем гостеприимном Музыкальном салоне!








Литература :

1. Эмиль Филькенштей, « Музыка от А до Я» . Изд. « Композитор» Санкт - Петербург, 1997.

2. Гвидо Боффи , Большая энциклопедия музыки. Москва, АСТ « Астрель»,2006.

3.Агеева И.Д., «Занимательные материалы по музыке, театру и кино». М.:ТЦ СФЕРА. E-mail: [email protected]



© 2010-2022