- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа элективного курса по экологии
Рабочая программа элективного курса по экологии
Раздел | Другое |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Маслова Н.А. |
Дата | 20.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 16 ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
(МБОУ «СШ № 16»)
«Рассмотрено» «Принято» «Утверждаю»
на заседании МО на заседании Директор школы
от . 0 .201 г. Педагогического совета _____________ О.А. Донцова протокол № от .0 .201 г. Приказ №
Руководитель МО протокол № от .0 .201 г.
_____________ Н.А. Маслова
Авторская рабочая программа
элективного курса
«Основы экологии»
для 11 классов
Составитель программы:
Маслова Наталия Анатольевна,
учитель биологии
высшей категории
____________________
г. Евпатория 2015
Пояснительная записка
Новый учебный предмет «Экология» изучается на завершающем этапе базового образования. Содержание и структура этого курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология - социальная экология - практическая экология, или охрана природы. Рабочая программа составлена на основе: Авторской программы по Основам экологии для общеобразовательных учреждений, 10-11 класс. Лисовая Л.Н., Маслова Н.А.
Программой предусмотрено овладение учащимися научными основами экологии, а также изучение взаимосвязей природных и социальных явлений и экологических основ охраны природы в 10 и 11 классах.
В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления.
В разделе «Социальная экология» рассматривается взаимодействие между обществом и природой, принципы и перспективы их сосуществования и оптимального развития. В основе этого раздела лежат современные представления о том, что человек биосоциален по своей сущности, происхождению и эволюции и подчиняется как социальным, так и фундаментальным законам экологии.
В разделе «Экологические основы охраны природы» рассматриваются фундаментальные экологические законы и социальные закономерности. Знание этих законов необходимо для рационального природопользования, сознательной реализации мер, предотвращающих саморазрушение системы «человек - общество - природа», а также дает возможность восстановления уже нарушенных связей и процессов на местном, региональном и глобальном уровнях. Этот раздел ориентирует учащихся на разумную, экологически обоснованную деятельность, способствующую рациональному использованию и охране природных ресурсов и окружающей природной среды.
Обучение школьников экологии опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии, физике, обществоведению и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и подготовку учеников к практической деятельности.
Основу курса составляют общие проблемы Крымского полуострова, а также разделы социальной экологии и охраны природы.
В практическую часть введены экскурсии в местные биогеоценозы, на промышленные предприятия г. Евпатории, учебно-познавательные экскурсии по ЮБК.
Предусмотрено знакомство выпускников с профессиями, связанными с эколого-географическими явлениями природы.
Программа рассчитана на 2 года обучения (1 час в неделю, всего 68 часов: 34 часов в 10 классе и 34 часа в 11 классе).
Цель и задачи курса
Основная цель «Общей экологии» - рассмотреть сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
1.Решение простейших экологических задач.
2.Использование количественных показателей при обсуждении экологических и демографических вопросов.
3.Построение графиков простейших экологических зависимостей.
4.Применение знаний экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности.
5.Использование элементов системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества.
6.Определение уровня загрязнения воздуха и воды.
7.Устанавливание и описывание основных видов ускоренной почвенной эрозии.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- задачи, структуру экологии и природопользования;
- о современном состоянии окружающей среды России и планеты;
- глобальные проблемы экологии;
- о видах антропогенного воздействия на окружающую среду, здоровье человека, источниках, причинах, последствиях, пути решения;
- основные мероприятия по охране окружающей среды;
- виды особо охраняемых территорий;
- правовые основы экологической безопасности;
- задачи природоохранных органов управления и надзора;
- понятии е и виды экологического мониторинга;
- виды юридической ответственности за экологические правонарушения;
- принципы экономического механизма в природоохранной деятельности.
Ключевые образовательные компетенции:
1. Ценностно - смысловую (ученик способен видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение; уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Учащийся самоопределяется в ситуациях учебной и иной деятельности).
2. Общекультурную (Опыт освоения учащимися научной картины мира. Курс экологии 5 - 9 классов включает в себя основы экологии в форме понятий, законов, принципов, методов, гипотез, теорий, считающихся фундаментальными достижениями человечества).
3. Учебно - познавательную (самостоятельный выбор учащимися критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; использование элементов причинно - следственного и структурно - функционального анализа; умение учащихся самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата. Умение самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулировать полученные результаты. Участие в проектной деятельности, в организации учебно - исследовательской работы: умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, овладение приемами исследовательской деятельности, элементами прогноза).
4. Информационную (умение выделять основную и второстепенную информацию, оценивать информацию критически и адекватно поставленной цели - сжато, полно, выборочно. Развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, в том числе от противного. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; извлекать необходимую информацию из источников различных знаковых систем - текста, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда и др. Переводить информацию из одной знаковой системы в другую - из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст; выбирать и использовать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности).
5. Коммуникативную (овладение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, основными видами публичных выступлений - высказывание, монолог, дискуссия, полемика; следование этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута).
6. Социально - трудовую (овладение этикой взаимоотношений с одноклассниками при выполнении заданий на уроке и с окружающим обществом в целом; овладение знаниями в области профессионального самоопределения).
7. Компетенцию личностного самосовершенствования (формирование культуры мышления и поведения. Овладение правилами заботы о собственном здоровье, правилами внутренней экологической культуры. Овладение комплексом качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности).
Технологии обучения: здоровьесберегающие технологии, педагогика сотрудничества, тестовые технологии, информационно-коммуникативное обучение, проектное обучение, технология критического мышления, опережающего обучения, технология исследовательского обучения.
Методы: словесные, наглядные, практические, методы контроля и самоконтроля, поисковые, практические задания, самостоятельные работы.
Приемы: чтение текста учениками, беседа, дискуссия по проблеме, изучение учениками нового учебного материала с помощью интерактивных учебников, разработка проекта в рамках освоения нового материала.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа.
Виды уроков:
Урок с элементами лекции.
Уроки-зачеты.
Уроки- практикумы.
Уроки изучения нового материала с мультимедийным сопровождением.
Уроки обобщения и закрепления изученного материала.
Уроки контроля знаний.
Комбинированный урок.
Учебно-тематическое планирование элективного курса
«Социальная экология» для 11 класса
№ п/п
Тема
Количество часов на изучение темы
В том числе:
Формируемые знания и умения учащихся/ компетенции (согласно стандарту образования)
Уроки
Практические работы
Экскурсии
1
Экологическое состояние Крыма
10
10
1
1
Учащиеся должны знать: предмет изучения социальной экологии; Экологическое состояние Крыма.
Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи;
2.
Методы изучения состояния окружающей среды в Крыму
3
3
1
Учащиеся должны знать: основные виды взаимодействий общества и природы; методы изучения состояния окружающей среды.
Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи;
3.
Человек и биосфера
7
7
Учащиеся должны знать:
- о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей;
о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере);
- о месте человека в экосистеме Земли (общеэкологические и социальные особенности популяций человека, экологические связи человечества, их развитие, современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи);
о динамике отношений системы «природа-общество» (различия темпов и характера формирования биосферы и техносферы, совместимость человеческой цивилизации с законами биосферы);
- социально-экологические закономерности роста численности населения Земли, возможности влияния и перспективы управления демографическими процессами, планирование семьи;
Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи; строить графики простейших экологических зависимостей;
4.
Пути улучшения экологической ситуации в Крыму
14
14
1
Учащиеся должны знать:
- современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);
Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи; применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности; определять уровень загрязнения воздуха и воды;
устанавливать и описывать основные виды ускоренной почвенной эрозии;
бороться с ускоренной эрозией почв
использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов; использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Социальная экология» для 11 класса
Календарно тематическое планирование составлено на основе : Программно-методические материалы: Экология. 10-11 кл. Авторы Н.М. Чернова, В. М. Галушин /Просвещение, 2014. Экология Крыма /Под ред. Н.В.Багрова. Симферополь,2003; Основы общей биологии/ Авторы Н.М.Мамедов, И.Т. Суравегина- Москва 1998
Учебники: Экология. 10-11 кл. Авторы Н.М. Чернова, В.М..Галушин /Просвещение, 2014. ; Экология Крыма /Под ред. Н.В.Багрова. Симферополь,2003;Основы общей биологии/ Авторы Н.М.Мамедов, И.Т. Суравегина- Москва 1998
34 часа в год, 1 час в неделю из компонента образовательного учреждения
№ урока
Дата
Тема урока
Примечания
Запланирована
я
фактическая
1
02.09
Общая оценка экологической ситуации в Крыму
Багров Н.В. стр. 158
2
09.09
Природно-заповедный фонд
стр. 169
3
16.09
Состояние биологического разнообразия
Стр. 182, видеофильм
4
23.09
Диагностика экологического состояния городов Крыма
Стр. 190, видеофильм
5
30.09
Состояние с/х земель и агроландшафтов
Стр. 196
6
07.10
Водные ресурсы и экология
Стр. 202, видеофильм
7
14.10
Практическая работа № 1 «Типы водных экосистем»
Экскурсия на о. Мойнаки и Черное море
8
21.10
Характеристика экосистем горного Крыма
9
28.10
Проблемы бытовых отходов. Оценка санитарного состояния и санитарной очистки г. Евпатория
Стр. 225
Статья в журнале стр. 16
10
11.11
Зачет по теме: Экология и эстетика.
Стр. 240
11
18.11
Методы экологических исследований. Экологический мониторинг
Стр. 131
Стр. 136
12
25.11
Дистанционные методы.
Экологическая экспертиза и аудит
Стр. 145/
Стр. 150
13
02.12
Методика статистических данных г. Евпатория
Экскурсия в стат. отдел горисполкома
14
09.12
Человек и его здоровье
Москва, 10 класс, стр. 148
15
16.12
Адаптация человека к окружающей среде
М., 10 класс, стр. 160
16
23.12
Функционирование организма человека во времени. Стресс-реакция адаптации.
М., 10 класс, стр. 170
17
Социально-экологические и социально-географические особенности демографии человечества
М., 9 класс, стр. 173, 182
18
Популяция людей. Рост численности человечества
М., 10 класс. Стр. 195. М., 9 класс, Стр. 179
19
Демографические перспективы
М., 9 класс, стр. 187
20
Зачет
21
Чрезвычайные экологические ситуации в Крыму
Багров Н.В., стр. 36
22
Экологизация промышленности. Безотходное и экологическое производство
Стр. 246, 254 - М., 10 класс.
23
Экологически чистые производства
Экскурсия на хлебозавод
21
Энергетика и экология. Экологизация транспорта
Стр. 251, 256
25
Экологически чистые виды транспорта
Экскурсия в трамвайный парк
26
Экологизация с/х. Экологизация рекреационной деятельности
Стр. 259,
Стр. 267
27
Человек и космос. Человек в невесомости. Освоение космоса и проблемы экологии
М., 10 класс, стр. 183, 258
28
Техника и экология
Экскурсия в космический центр
29
Экологическое образование. Общественно-экологическое движение
Багров Н.В., стр. 287
30
Экологическое законодательство. Экологическое мировоззрение и этика
Стр. 293, 304
31
Зачет
Рефераты
32
Обобщение № 1. Смена образа жизни. Переход к устойчивому развитию
Стр. 309
33
Обобщение № 2. Международные акты в области охраны окружающей среды. Экологические общественные организации
Стр. 325,328
34
Обобщение № 3. Лекарственные ядовитые растения Крыма. Опасные животные Крыма, Черного и Азовского морей
Стр. 334, 339
Перечень учебно-методического обеспечения
Методические и учебные пособия
1. Боков В.А. и др. «Геоэкология» -Симферополь,1996.
2. Ена В.Г. и др. Заповедные ландшафты Тавриды - Симферополь, 2004.
3. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений - М.: «Дрофа», 2005. - 288 с.
4. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии: Учеб. для учащихся 9 класса общеобразоват. учреждений - М.: «Вентана - Граф», 2005. - 240 с.
3. Чернова Н.М., Пономарёва О.И.. Методическое пособие к учебнику Черновой Н.М. и др. «Основы экологии» - М.: «Дрофа», 2001. - 192 с.
4. Жигарева И.А., Пономарёва О.И., Чернова Н.М. Основы экологии: 10-11 (9) кл.: Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику Черновой Н.М. и др. «Основы экологии» /Под ред. Н.М. Черновой - М.: «Дрофа», 2007. - 208 с.
5. «Экология» 10-11 (9) кл. 2СD. Мультимедийное приложение к УМК. «Основы экологии» Н.М. Черновой и др.
8. Экология Крыма /Под ред. Н.В.Багрова. Симферополь,2003
9. Основы общей биологии/ Авторы Н.М.Мамедов, И.Т. Суравегина - Москва 1998
Оборудование и приборы:
- учебные таблицы: «Ярусность», «Смена растительных сообществ», «Жизненные формы животных», «Биоценоз дубравы», «Биоценоз пруда», «Агроценоз», «Круговороты веществ: углерода, азота, фосфора и др.», «Кривые роста населения Земли», «Приспособленности птиц: особенности клюва и лап», «Популяции», «Пищевые цепи», «Пирамиды биомассы»;
- географические карты: «Административная карта мира», «Население Земли», «Мировые минеральные ресурсы», «Административная карта Крыма;
- портреты учёных: В.И. Вернадский, Г.Ф. Гаузе, В.В. Докучаев;
- Мультимедийные презентации по темам.
Дидактический материал: инструктивные карточки для изучения тем, тематические тесты, УМП учебных проектов.
Список литературы
Литература для учителя
-
Биологический энциклопедический словарь / Под ред. М.С. Гилярова. М.: Советская энциклопедия, 1986. - 468 с.
-
Биология. Допол. материалы к урокам и внекл. мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах/авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. - Волгоград: Учитель, 2007. - 167 с.
-
Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. М.: Просвещение, 1995. - 104
-
Экологический мониторинг: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Т. Я. Ашихминой. М.: Академический проект, 2006. - 416 с.
Литература для учащихся
1. Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. М.: Просвещение, 1998. - 270 с.
-
Конституция Российской федерации. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2009. -
64 с.
-
Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав. ред. В.А. Володин. - М.: Аванта +, 2001. - 448 с.