Рабочая программа элективного курса по экологии

Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 16 ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

(МБОУ «СШ № 16»)




«Рассмотрено» «Принято» «Утверждаю»

на заседании МО на заседании Директор школы

от . 0 .201 г. Педагогического совета _____________ О.А. Донцова протокол № от .0 .201 г. Приказ №

Руководитель МО протокол № от .0 .201 г.

_____________ Н.А. Маслова





Авторская рабочая программа

элективного курса

«Основы экологии»

для 11 классов






Составитель программы:


Маслова Наталия Анатольевна,

учитель биологии


высшей категории


____________________








г. Евпатория 2015


Пояснительная записка


Новый учебный предмет «Экология» изучается на завершающем этапе базового образования. Содержание и структура этого курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология - социальная экология - практическая экология, или охрана природы. Рабочая программа составлена на основе: Авторской программы по Основам экологии для общеобразовательных учреждений, 10-11 класс. Лисовая Л.Н., Маслова Н.А.

Программой предусмотрено овладение учащимися научными основами экологии, а также изучение взаимосвязей природных и социальных явлений и экологических основ охраны природы в 10 и 11 классах.

В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления.

В разделе «Социальная экология» рассматривается взаимодействие между обществом и природой, принципы и перспективы их сосуществования и оптимального развития. В основе этого раздела лежат современные представления о том, что человек биосоциален по своей сущности, происхождению и эволюции и подчиняется как социальным, так и фундаментальным законам экологии.

В разделе «Экологические основы охраны природы» рассматриваются фундаментальные экологические законы и социальные закономерности. Знание этих законов необходимо для рационального природопользования, сознательной реализации мер, предотвращающих саморазрушение системы «человек - общество - природа», а также дает возможность восстановления уже нарушенных связей и процессов на местном, региональном и глобальном уровнях. Этот раздел ориентирует учащихся на разумную, экологически обоснованную деятельность, способствующую рациональному использованию и охране природных ресурсов и окружающей природной среды.

Обучение школьников экологии опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии, физике, обществоведению и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и подготовку учеников к практической деятельности.

Основу курса составляют общие проблемы Крымского полуострова, а также разделы социальной экологии и охраны природы.

В практическую часть введены экскурсии в местные биогеоценозы, на промышленные предприятия г. Евпатории, учебно-познавательные экскурсии по ЮБК.

Предусмотрено знакомство выпускников с профессиями, связанными с эколого-географическими явлениями природы.

Программа рассчитана на 2 года обучения (1 час в неделю, всего 68 часов: 34 часов в 10 классе и 34 часа в 11 классе).

Цель и задачи курса

Основная цель «Общей экологии» - рассмотреть сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

1.Решение простейших экологических задач.

2.Использование количественных показателей при обсуждении экологических и демографических вопросов.

3.Построение графиков простейших экологических зависимостей.

4.Применение знаний экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности.

5.Использование элементов системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества.

6.Определение уровня загрязнения воздуха и воды.

7.Устанавливание и описывание основных видов ускоренной почвенной эрозии.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- задачи, структуру экологии и природопользования;

- о современном состоянии окружающей среды России и планеты;

- глобальные проблемы экологии;

- о видах антропогенного воздействия на окружающую среду, здоровье человека, источниках, причинах, последствиях, пути решения;

- основные мероприятия по охране окружающей среды;

- виды особо охраняемых территорий;

- правовые основы экологической безопасности;

- задачи природоохранных органов управления и надзора;

- понятии е и виды экологического мониторинга;

- виды юридической ответственности за экологические правонарушения;

- принципы экономического механизма в природоохранной деятельности.

Ключевые образовательные компетенции:

1. Ценностно - смысловую (ученик способен видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение; уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Учащийся самоопределяется в ситуациях учебной и иной деятельности).

2. Общекультурную (Опыт освоения учащимися научной картины мира. Курс экологии 5 - 9 классов включает в себя основы экологии в форме понятий, законов, принципов, методов, гипотез, теорий, считающихся фундаментальными достижениями человечества).

3. Учебно - познавательную (самостоятельный выбор учащимися критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; использование элементов причинно - следственного и структурно - функционального анализа; умение учащихся самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата. Умение самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулировать полученные результаты. Участие в проектной деятельности, в организации учебно - исследовательской работы: умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, овладение приемами исследовательской деятельности, элементами прогноза).

4. Информационную (умение выделять основную и второстепенную информацию, оценивать информацию критически и адекватно поставленной цели - сжато, полно, выборочно. Развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, в том числе от противного. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; извлекать необходимую информацию из источников различных знаковых систем - текста, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда и др. Переводить информацию из одной знаковой системы в другую - из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст; выбирать и использовать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности).

5. Коммуникативную (овладение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, основными видами публичных выступлений - высказывание, монолог, дискуссия, полемика; следование этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута).

6. Социально - трудовую (овладение этикой взаимоотношений с одноклассниками при выполнении заданий на уроке и с окружающим обществом в целом; овладение знаниями в области профессионального самоопределения).

7. Компетенцию личностного самосовершенствования (формирование культуры мышления и поведения. Овладение правилами заботы о собственном здоровье, правилами внутренней экологической культуры. Овладение комплексом качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности).

Технологии обучения: здоровьесберегающие технологии, педагогика сотрудничества, тестовые технологии, информационно-коммуникативное обучение, проектное обучение, технология критического мышления, опережающего обучения, технология исследовательского обучения.

Методы: словесные, наглядные, практические, методы контроля и самоконтроля, поисковые, практические задания, самостоятельные работы.

Приемы: чтение текста учениками, беседа, дискуссия по проблеме, изучение учениками нового учебного материала с помощью интерактивных учебников, разработка проекта в рамках освоения нового материала.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа.

Виды уроков:

Урок с элементами лекции.

Уроки-зачеты.

Уроки- практикумы.

Уроки изучения нового материала с мультимедийным сопровождением.

Уроки обобщения и закрепления изученного материала.

Уроки контроля знаний.

Комбинированный урок.

Учебно-тематическое планирование элективного курса

«Социальная экология» для 11 класса

п/п




Тема





Количество часов на изучение темы

В том числе:

Формируемые знания и умения учащихся/ компетенции (согласно стандарту образования)


Уроки

Практические работы

Экскурсии

1

Экологическое состояние Крыма

10

10

1

1

Учащиеся должны знать: предмет изучения социальной экологии; Экологическое состояние Крыма.

Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи;

2.

Методы изучения состояния окружающей среды в Крыму

3

3


1

Учащиеся должны знать: основные виды взаимодействий общества и природы; методы изучения состояния окружающей среды.

Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи;

3.

Человек и биосфера

7

7



Учащиеся должны знать:

- о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей;

о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере);

- о месте человека в экосистеме Земли (общеэкологические и социальные особенности популяций человека, экологические связи человечества, их развитие, современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи);

о динамике отношений системы «природа-общество» (различия темпов и характера формирования биосферы и техносферы, совместимость человеческой цивилизации с законами биосферы);

- социально-экологические закономерности роста численности населения Земли, возможности влияния и перспективы управления демографическими процессами, планирование семьи;

Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи; строить графики простейших экологических зависимостей;

4.

Пути улучшения экологической ситуации в Крыму

14

14


1

Учащиеся должны знать:

- современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);

Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи; применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности; определять уровень загрязнения воздуха и воды;

устанавливать и описывать основные виды ускоренной почвенной эрозии;

бороться с ускоренной эрозией почв

использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов; использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества







Календарно-тематическое планирование элективного курса «Социальная экология» для 11 класса


Календарно тематическое планирование составлено на основе : Программно-методические материалы: Экология. 10-11 кл. Авторы Н.М. Чернова, В. М. Галушин /Просвещение, 2014. Экология Крыма /Под ред. Н.В.Багрова. Симферополь,2003; Основы общей биологии/ Авторы Н.М.Мамедов, И.Т. Суравегина- Москва 1998

Учебники: Экология. 10-11 кл. Авторы Н.М. Чернова, В.М..Галушин /Просвещение, 2014. ; Экология Крыма /Под ред. Н.В.Багрова. Симферополь,2003;Основы общей биологии/ Авторы Н.М.Мамедов, И.Т. Суравегина- Москва 1998

34 часа в год, 1 час в неделю из компонента образовательного учреждения

урока

Дата

Тема урока

Примечания

Запланирована

я

фактическая

1

02.09

Общая оценка экологической ситуации в Крыму

Багров Н.В. стр. 158

2

09.09

Природно-заповедный фонд

стр. 169

3

16.09

Состояние биологического разнообразия

Стр. 182, видеофильм

4

23.09

Диагностика экологического состояния городов Крыма

Стр. 190, видеофильм

5

30.09

Состояние с/х земель и агроландшафтов

Стр. 196

6

07.10

Водные ресурсы и экология

Стр. 202, видеофильм

7

14.10

Практическая работа № 1 «Типы водных экосистем»

Экскурсия на о. Мойнаки и Черное море

8

21.10

Характеристика экосистем горного Крыма

9

28.10

Проблемы бытовых отходов. Оценка санитарного состояния и санитарной очистки г. Евпатория

Стр. 225

Статья в журнале стр. 16

10

11.11

Зачет по теме: Экология и эстетика.

Стр. 240

11

18.11

Методы экологических исследований. Экологический мониторинг

Стр. 131

Стр. 136

12

25.11

Дистанционные методы.

Экологическая экспертиза и аудит

Стр. 145/

Стр. 150

13

02.12

Методика статистических данных г. Евпатория

Экскурсия в стат. отдел горисполкома

14

09.12

Человек и его здоровье

Москва, 10 класс, стр. 148

15

16.12

Адаптация человека к окружающей среде

М., 10 класс, стр. 160

16

23.12

Функционирование организма человека во времени. Стресс-реакция адаптации.

М., 10 класс, стр. 170

17

Социально-экологические и социально-географические особенности демографии человечества

М., 9 класс, стр. 173, 182

18

Популяция людей. Рост численности человечества

М., 10 класс. Стр. 195. М., 9 класс, Стр. 179

19

Демографические перспективы

М., 9 класс, стр. 187

20

Зачет

21

Чрезвычайные экологические ситуации в Крыму

Багров Н.В., стр. 36

22

Экологизация промышленности. Безотходное и экологическое производство

Стр. 246, 254 - М., 10 класс.

23

Экологически чистые производства

Экскурсия на хлебозавод

21

Энергетика и экология. Экологизация транспорта

Стр. 251, 256

25

Экологически чистые виды транспорта

Экскурсия в трамвайный парк

26

Экологизация с/х. Экологизация рекреационной деятельности

Стр. 259,

Стр. 267

27

Человек и космос. Человек в невесомости. Освоение космоса и проблемы экологии

М., 10 класс, стр. 183, 258

28

Техника и экология

Экскурсия в космический центр

29

Экологическое образование. Общественно-экологическое движение

Багров Н.В., стр. 287

30

Экологическое законодательство. Экологическое мировоззрение и этика

Стр. 293, 304

31

Зачет

Рефераты

32

Обобщение № 1. Смена образа жизни. Переход к устойчивому развитию

Стр. 309

33

Обобщение № 2. Международные акты в области охраны окружающей среды. Экологические общественные организации

Стр. 325,328

34

Обобщение № 3. Лекарственные ядовитые растения Крыма. Опасные животные Крыма, Черного и Азовского морей

Стр. 334, 339

Перечень учебно-методического обеспечения

Методические и учебные пособия

1. Боков В.А. и др. «Геоэкология» -Симферополь,1996.

2. Ена В.Г. и др. Заповедные ландшафты Тавриды - Симферополь, 2004.

3. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений - М.: «Дрофа», 2005. - 288 с.

4. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии: Учеб. для учащихся 9 класса общеобразоват. учреждений - М.: «Вентана - Граф», 2005. - 240 с.

3. Чернова Н.М., Пономарёва О.И.. Методическое пособие к учебнику Черновой Н.М. и др. «Основы экологии» - М.: «Дрофа», 2001. - 192 с.

4. Жигарева И.А., Пономарёва О.И., Чернова Н.М. Основы экологии: 10-11 (9) кл.: Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику Черновой Н.М. и др. «Основы экологии» /Под ред. Н.М. Черновой - М.: «Дрофа», 2007. - 208 с.

5. «Экология» 10-11 (9) кл. 2СD. Мультимедийное приложение к УМК. «Основы экологии» Н.М. Черновой и др.

8. Экология Крыма /Под ред. Н.В.Багрова. Симферополь,2003

9. Основы общей биологии/ Авторы Н.М.Мамедов, И.Т. Суравегина - Москва 1998

Оборудование и приборы:

- учебные таблицы: «Ярусность», «Смена растительных сообществ», «Жизненные формы животных», «Биоценоз дубравы», «Биоценоз пруда», «Агроценоз», «Круговороты веществ: углерода, азота, фосфора и др.», «Кривые роста населения Земли», «Приспособленности птиц: особенности клюва и лап», «Популяции», «Пищевые цепи», «Пирамиды биомассы»;

- географические карты: «Административная карта мира», «Население Земли», «Мировые минеральные ресурсы», «Административная карта Крыма;

- портреты учёных: В.И. Вернадский, Г.Ф. Гаузе, В.В. Докучаев;

- Мультимедийные презентации по темам.

Дидактический материал: инструктивные карточки для изучения тем, тематические тесты, УМП учебных проектов.


Список литературы

Литература для учителя


  1. Биологический энциклопедический словарь / Под ред. М.С. Гилярова. М.: Советская энциклопедия, 1986. - 468 с.

  2. Биология. Допол. материалы к урокам и внекл. мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах/авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. - Волгоград: Учитель, 2007. - 167 с.

  3. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. М.: Просвещение, 1995. - 104

  4. Экологический мониторинг: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Т. Я. Ашихминой. М.: Академический проект, 2006. - 416 с.

Литература для учащихся

1. Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. М.: Просвещение, 1998. - 270 с.

  1. Конституция Российской федерации. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2009. -

64 с.

  1. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав. ред. В.А. Володин. - М.: Аванта +, 2001. - 448 с.


© 2010-2022