• Преподавателю
  • Другое
  • Статья «Образовательные технологии будущего - необходимая альтернатива традиционному образованию»

Статья «Образовательные технологии будущего - необходимая альтернатива традиционному образованию»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Образовательные технологии будущего-

необходимая альтернатива традиционному образованию»

Звезда, упавшая с небес

Погасла, но не умерла

Сменила форму...

Глобенко Игорь, 15 лет

Когда я спросила своих учеников, какими они видят ученика в недалёком будущем, ответы были абсолютно полярными: для одних - это ученик, умеющий пользоваться различными технологиями, а другие видят ученика- 2030 лентяем, лежащим на диване.

Статья «Образовательные технологии будущего - необходимая альтернатива традиционному образованию»Статья «Образовательные технологии будущего - необходимая альтернатива традиционному образованию»Статья «Образовательные технологии будущего - необходимая альтернатива традиционному образованию»

Сегодня, как мне кажется, наступил самый большой кризис образования за последние столетия. Всё что передавалось из эпохи в эпоху, всё, чем так гордилось образование стало неожиданно «нелепым», «старомодным», «неэффективным». Готовы ли мы к переменам и сможем ли выступить в роли Прогрессеров, как в книге братьев Стругацких, и направить образование к прогрессу в нужном направлении? Или наоборот, не умея руководствоваться новыми технологиями выступим в роли Регрессоров и только навредим сложившейся системе образования?

Многие видят крайнюю необходимость внедрения новых образовательных технологий. Нынешние учителя уже приняли к сведению, что дети - другие. Они со своим клиповым мышлением умеют много такого, как некоторые считают, к чему взрослый часто боится подступиться. Они лучше защищены от информационных перегрузок, они многозадачны. С учётом изменения мышления разумно строить образовательные технологии, которые будут отвечать требованиям времени. Основная задача заинтересовать учеников, сделать так, чтобы элемент игры присутствовал в каждом предмете обучения. В настоящий момент технологии шагнули вперёд и уже используются дистанционное обучение, технология «большие данные», технология «геймификация», смешанное обучение и другие. В недалёком будущем для привлечения внимания ученика к учебному процессу будут активно применяться видео-лекции, учителя будут создавать красочно оформленные сайты с всплывающими окнами, подкасты и другое. Что касается традиционной классно-урочной системы, она, возможно, отомрёт, и каждый сможет учиться в своём темпе, по личному учебному плану. Это значит, что сильные ученики смогут самостоятельно уходить вперёд, а слабые получат больше внимания за счёт быстрой обратной связи внутри программ и освободившегося специально для них времени учителя. Также в будущем будут широко использоваться программы, которые смогут проверять эссе, распознавать изображения, оценивать степень участия в коллективной работе, и собирать данные об успехах в течение всего учебного процесса. Более того, к 2030 году каждый ученик будет иметь индивидуальную образовательную траекторию, которая будет выстраиваться на основании больших данных. Это будет технология- аналитик для образования. При этом она не только будет собирать данные, но и перерабатывать их и рекомендовать ученику тот контент, который будет для него наиболее эффективным.

Другой вариант развития системы образования, связанный с модернизацией и инновацией - это снижение эффективности образовательного процесса. Многие считают, современные образовательные технологии приведут к либерализации учебного процесса, а обучение человека чему- то новому в большинстве случаев вызывает сопротивление. Поэтому давление со стороны учителя есть неотъемлемый элемент любого эффективного образовательного процесса. Из-за «клиповости» окружающего мира будущие дети, привыкшие к коротким текстам и «весёлым картинкам», не смогут осилить не то что «Войну и мир» целиком, но даже по главам. Дети будут хуже оперировать знаниями, чаще утрачивать конструктивность мышления. Что касается учителей никому больше не нужной гуманитарной сферы, остаётся предложить им переквалифицироваться, став учителем компьютерного обучения.

После всего написанного может сложиться впечатление, что ситуация безысходна. Но есть и ещё вариант, который делает применение технологий будущего не такой уж и утопической идеей. Этот вариант потребует пересмотра многих позиций преподавания. Необходимо пожертвовать консервативной частью обучения и включить максимально- инновационное мышление. Борьба с изменившимся мышлением учеников, как мне кажется, обречена на неудачу. «Лечить» это не надо, надо просто восполнить то, чего дети, возможно, лишаются. И тут всё просто и привычно: путешествия, спорт, музыка, театры, рисование, а главное - обычное живое общение.

Итак, ни одна реформа образования не может быть успешной, если она не состоится в голове каждого преподавателя. Для того, чтобы учителя не «вымывались», потребуется немало средств не только на оснащение школ новым оборудованием, но и на поддержку профессиональных кадров. Учителя, которые готовы комбинировать накопленный педагогический опыт и будущие технологии, получат весьма впечатляющие результаты.


Учитель английского языка Кузьмина А.В.

ГБОУ Школа №2016

© 2010-2022