Методические рекомендации по проведению урока

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Липецкий техникум городского хозяйства и отраслевых технологий»










МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


УРОК.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УРОКУ.

АНАЛИЗ УРОКА.






















Липецк 2015






ВВЕДЕНИЕ


«Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит ее добывать»

А. Дистервег


Урок - главная составная часть образовательного процесса. Учебная деятельность преподавателя и студента в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки студентов по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы преподаватель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал студентов знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у студентов искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?


























УРОК.

Урок - форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями).

Урок - это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы студентов (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил студентов (по А.А. Бударному).

Современный урок - это предполагаемое сотрудничество творчески работающего учителя и активно думающего ученика, где учитель использует демократический и личностно ориентированный подходы в обучении, а задания носят мотивированный характер, который поддерживается разумно используемыми ИКТ.



























СТРУКТУРА УРОКА. ТИПОЛОГИЯ УРОКА.

Структура урока - совокупность элементов урока, обеспечивающая его целостность и сохранность основных характеристик урока при различных вариантах.

Структурные элементы урока.

  1. Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать студентов, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.

  2. Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка студентов к восприятию новой информации.

  3. Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением студентов.

  4. Первичное закрепление знаний (5 минут). Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний.

  5. Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились студенты на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний студентов.

  6. Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.

Типы урока.

Наиболее распространенную и используемую на практике классификацию ввёл Б. П. Есипов и выделил следующие типы уроков:

1.Изучение нового материала.

2.Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.

3.Урок обобщения и систематизации знаний.

4.Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков студентов.

5.Комбинированный или смешанный урок.

1 тип: Изучение нового материала.

Вид урока: - лекция,

- урок с элементами беседы,

- лекция с элементами презентации,

- урок конференция,

- экскурсия,

- исследовательская работа.

Цель урока: изучение новых знаний и первичное их закрепление.

Структура урока:

  1. Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать студентов, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.

  2. Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка студентов к восприятию новой информации.

  3. Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением студентов.

  4. Первичное закрепление знаний (5 минут). Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний.

  5. Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились студенты на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний студентов.

  6. Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.

2 тип: Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.

Вид урока: - практикум,

- экскурсия,

- лабораторная работа,

- деловая игра,

- урок дискуссия.

Цель урока: Вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Структура урока:

  1. Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать студентов, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.

  2. Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка студентов к восприятию новой информации.

  3. Эта часть меняется.

  4. Контроль и самопроверка знаний студентов.

  5. Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились студенты на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний студентов.

  6. Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.

3 тип: Урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: - семинары,

- конференция,

- обобщённый урок,

- урок собеседование,

- урок дискуссия, диспут.

Цель урока: Обобщение знаний студентов в систему. Проверка и оценка знаний студентов.

Этот тип урока используется при повторении крупных разделов изученного материала.

Структура урока:

  1. Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать студентов, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.

  2. Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением студентов.

  3. Контроль и самопроверка знаний студентов.

  4. Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились студенты на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний студентов.

  5. Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения. (По выбору)

4 тип: Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков студентов.

Вид урока: - зачёт,

- экзамен,

- контрольная работа,

Цель урока: Определить уровень знаний, умений и навыков студентов и выявить качество знаний студентов, рефлексия собственной деятельности.

Структура урока:

  1. Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать студентов, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.

  2. Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением студентов.

  3. Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились студенты на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний студентов.

  4. Рефлексия.

5 тип: Комбинированный или смешанный урок.

Вид урока: - конференция,

- семинар,

- лекция,

Цель урока: Выработка умений самостоятельного применения знаний в комплексе и перенос их в новые условия.

Структура урока.

  1. Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать студентов, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.

  2. Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка студентов к восприятию новой информации (в зависимости от формы обучения может и не присутствовать).

  3. Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением студентов.

  4. Первичное закрепление знаний (5 минут). Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний.

  5. Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились студенты на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний студентов.

  6. Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.

Однако, возможно использование и иных типологий урока

Классические типы

Нетрадиционные типы

урок изложения нового материала

Урок фантазирования

комбинированный урок

Урок - соревнований

урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков

Урок открытых мыслей

урок самостоятельной работы

Урок - турнир

урок-конференция и урок-семинар

Урок - диспут

урок повторения, обобщения и систематизации изучаемого материала

Урок - зачёт

урок проверки и оценки знаний, умений и навыков

Урок творчества

интегрированный урок

Урок - спектакль

интерактивный урок

Урок - конкурс


Урок - конференция


Интегрированный урок


Урок - игра


Урок - сказка


Урок - КВН


Урок - путешествие


Аукцион знаний


Волшебный концерт



ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УРОКУ.


Современные требования к уроку бывают трёх видов:

1. Дидактические

- чёткое определение места урока среди других уроков,

- соответствие содержания урока учебной программе с учётом подготовки студентов,

- учёт принципов целостного педагогического процесса,

- выбор методов и более эффективных средств и приёмов обучения,

- наличие межпредметных связей.

2. Воспитательные и развивающие методы.

- формирование памяти, внимания и мышления студентов,

- воспитание нравственных качеств личности,

- развитие познавательного интереса и мотивов,

- соблюдение преподавателем педагогического такта, выдержки и терпения,

- развитие творческих способностей,

- создание проблемной ситуации.

3. Организационные требования к уроку.

- наличие продуманного плана проведения урока,

- чёткость проведения урока (в соответствии со структурой урока),

- создание рабочей дисциплины,

- использование средств обучения и информационных технологий,

- завершённость урока, его гибкость и подвижность.

  1. Гигиенические требования к уроку:

  • температурный режим;

  • физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

  • освещение;

  • предупреждение утомления и переутомления;

  • чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ)

  • своевременное и качественное проведение физкультминуток;

  • соблюдение правильной рабочей позы студента;

  • соответствие мебели росту студента.

  1. Требования к технике проведения урока:

  • урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

  • темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия преподавателя и студентов завершёнными;

  • необходим полный контакт во взаимодействии преподавателя и студентов на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

  • доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

  • по возможности следует менять виды деятельности студентов, оптимально сочетать различные методы и приёмы обучения;

  • преподаватель должен обеспечить активное учение каждого студента.





































ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ К УРОКУ.


  1. Разработка системы уроков по теме или разделу.

  2. Определение образовательно-воспитательно-развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, учебника и дополнительной литературы.

  3. Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, дидактическая обработка.

  4. Выделение главного материала, который студентов должен понять и запомнить на уроке.

  5. Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приёмов обучения на нём.

  6. Нахождение связей данного материала с другими учебными дисциплинами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умении студентов.

  7. Планирование всех действий преподавателя и студентов на всех этапах урока и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями.

  8. Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).

  9. Проверка оборудования и технических средств обучения.

  10. Планирование записей и зарисовок на доске преподавателем и выполнение аналогичной работы студентами на доске и в тетрадях.

  11. Предусмотрение объёма и форм самостоятельной работы студентов на уроке и её направленности на развитие их самостоятельности.

  12. Определение форм и приёмов закрепления полученных знаний и приобретённых умений на уроке и дома, приёмов обобщения и систематизации знаний.

  13. Составление списка студентов, знания которых будут проверяться соответствующими формами, методами с учётом уровней их сформированное планирование проверки умений студентов.

  14. Определение содержания, объёма и форм домашнего задания.

  15. Продумывание форм подведения итогов урока.

  16. Планирование внеклассной работы по данной теме.

  17. Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.

Разработка плана урока.


План урока - конечный результат подготовительной работы преподавателя.

Он составляется на основе перспективно-тематического планирования с учётом эффективности изучаемой темы.

В плане указывается:

1. - тема урока,

- тип урока,

- вид урока.

2. Цель урока (образовательная, воспитательная, развивающая).

3. Оборудование.

4. Литература.

5. Структура урока (указывается время на каждый этап урока).

Преподаватель в процессе подготовки к уроку определяет, какие понятия подлежат особому усвоению. Тексты для записи на доске должны быть точно продуманы и записаны.

Преподаватели математики, физики, химии, информатики и др. дисциплин записывают в конспекте урока решение задач, которые будут предложены студентам на уроке.

Преподаватель продумывает заранее вопросы для опроса и записывает их в конспекте, а так же намечает домашнее задание.

Молодым специалистам рекомендуется составлять подробные конспекты уроков.







АНАЛИЗ УРОКА.

Как делать анализ урока?

Наблюдение и анализ урока - творческий процесс в такой же мере, как его подготовка и проведение.

Цель анализа - выявить методы и приёмы организации деятельности преподавателя и студентов на уроке, которые дают (или не дают) должный положительный эффект.

Типы анализа: 1) полный (для администратора), 2) комплексный, 3) краткий, 4) аспектный.

Виды анализа: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный.

Структура наблюдения и анализа урока:

- научно-теоретический уровень урока. Его роль и место в формировании мировоззрения; правильность и полнота определения образовательных, развивающих и воспитательных задач урока; определение содержания учебного материала и методов его изучения;

- пути и средства, обеспечивающие развитие познавательных способностей студента: а) постановка учебной проблемы; б) система познавательных задач; в) выдвижение студентами гипотез и проверка их правильности, обоснование правильности найдённого способа решения. В связи с этим выявляется педагогическая целесообразность, соотношение самостоятельной и коллективной работы студентов на уроке:

- использование на уроке разнообразных источников знаний (лекция преподавателя, объяснение, беседа, учебное кино, учебник, дополнительная литература, наблюдения в природе и т. д.);

- актуализация ранее приобретённых студентами знаний, связь обучения с жизнью;

- организация самостоятельной работы студентов. Следует проанализировать образовательный и развивающий характер предложенной студентам самостоятельной работы, объём, характер, последовательность и виды самостоятельной деятельности студентов (установить, с какой целью она даётся: для изучения нового материала, первичного закрепления полученных на уроке знаний, с целью выработки практических знаний и умений);

- методы и приёмы развития познавательной активности и самостоятельности студентов, которые применяет преподаватель в зависимости от используемых на уроке источников знаний;

- методика получения обратной информации. Элементы программированного обучения, сигнальные карточки. Письменное или устное выполнение небольшого по объёму контрольного задания;

- система учёта и оценки знаний студентов. Мотивированность и объективность выставленных на уроке отметок. Целесообразность индивидуальных и фронтальных форм проверки знаний;

- осуществление на уроке индивидуального подхода к студентам, приёмы индивидуализации обучения. Сочетания коллективной и индивидуальной работы на уроке;

- учебная деятельность студентов на уроке. Усвоение ими предусмотренных теоретических знаний, формирование практических навыков и умений. Выявление умений студентами наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно - следственные связи, делать необходимые выводы. Обобщения. Логичность, доказательность, самостоятельность, проявляемая учащимися при выполнении разнообразных письменных заданий и в устных ответах;

- объём и характер домашнего задания. Подготовка студентов в ходе урока к его выполнению. Наличие задания, цель которого - подготовить студентов к восприятию новых знаний. Индивидуализация домашнего задания;

- структура урока, её педагогическая целесообразность.

Возможные цели посещения уроков:

  • Управление успехом в процессе урока.

  • Определение уровня толерантности в отношениях преподаватель-студент, студент-группа.

  • Дифференцированный подход в процессе обучения.

  • Положительная эмоциональная составляющая урока.

  • Продуктивная значимость урока.

  • Методы, приёмы, формы на уроке: их оправданность, сбалансированность, отработанность, успешность.

  • Использование фронтальных, диалогических, микро групповых форм активизации познавательной деятельности на уроке.

  • Индивидуальный подход на уроке.

  • Нравственное приращение, получаемое студентами в ходе урока.

  • Стимулы и психолого-педагогическая поддержка студентов в учебном процессе.

  • Оценка знаний как психологический инструмент.

  • Творческая деятельность на уроке.

  • Выход на послеурочную предметную деятельность.

  • Вербальное и невербальное взаимодействие преподавателя и студентов.

  • Включённость студентов и их интерес к происходящему на уроке.

  • Анализ успешности организационно - психологического момента на уроке.

  • Организация самостоятельной творческой деятельности студентов.

  • Характер, система и формы домашнего задания.

  • Использование различных активизаторов в процессе урока.

  • Игровые моменты на уроке.

  • Доступность, образность, значимость, интересность информации, получаемой в процессе урока.

  • Практико-ориентированный характер получаемых знаний.

  • Количество заданий, выполняемых на уроке.

  • Усталость, тревожность и удовлетворённость на уроке.

  • Экспромт и тщательная подготовка как элементы урока.


Бланк посещения урока1

Ф. И. О., должность посетившего урок___________________________________________

Сведения о посещённом уроке:

а) преподаватель ________________УД, МДК__________________________

б) дата_________ группа № _____, курс _____, специальность______________________

в) тема урока______________________________________________________

Цель посещения___________________________________________________

СТРУКТУРА НАБЛЮДЕНИЯ


Анализ урока

Оценка деятельности преподавателя

Замечания, предложения

1. Готовность материально - технического оснащения урока: пособия, раздаточный материал, модели, приборы и т. д.

2. Готовность преподавателя и студентов к уроку: внешний вид, эмоциональное состояние, психологический настрой, дисциплина.

3. Построение урока: правильность и доступность поставленных целей и задач, оптимальность темпа, завершённость.

4. Определение и выбор методов обучения и развития познавательной активности и самостоятельности студентов.

5. Деятельность преподавателя на уроке по актуализации знаний, формированию новых понятий и умений, организация поисковой деятельности и самостоятельной работы.

6. Учебная деятельность студентов на уроке, выявление умений наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы, обобщения.

7. Система учёта и оценки знаний студентов: целесообразность выбранных форм проверки знаний, мотивированность и объективность выставленных оценок.

8. Объем и характер домашнего задания, его индивидуальность.

9. Научно - теоретический уровень урока. Структура урока и его педагогическая целесообразность


____________________________________

(Подпись, посетившего урок)




Анализ урока2

УД, МДК____________________ ФИО преподавателя ___________________

Дата контроля __________ Группа ____________________________________

Цель контроля_____________________________________________________

__________________________________________________________________

Тема урока ________________________________________________________

Тип урока _______________________________________

Цели урока:


Реализация



Оборудование _____________________________________________________

Средства активизации _______________________________________________

1. Оргмомент

Готовность группы ________

Тема ____________________

Цель_____________________

План_____________________

Психологич.настр._________

2. Проверка д/з

Форма контроля __________

3. Актуализация знаний


4. Новая тема

Форма работы _________________________

Метод объяснения _________________________

Последовательность

объяснения_______________

5. Закрепление изученного

Форма работы___________________

_________________________

Метод _________________________

_________________________

Последовательность

закрепления______________

_________________________

Виды деятельности

студентов _________________________

_________________________

_________________________

6. Итог урока

Уч.рефлексия ___________________

Псих.рефлексия _________________

Выставление оценки и отметки за урок _______________________________________

__________________________________________________

7. Домашнее задание

_________________________

_________________________

________________________________

Дано ________________ До звонка _________________

С пояснением _________________________________

Дифференциация ___________________________________

Нормирование д/з __________________________________

















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гин А. А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная Связь. Идеальность/ М.: Вита-Пресс, 2011 г.

  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие./М.: Народное образование, 2010 г.

  3. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология./ М.: Народное образование, 2011 г.

  4. Поляков С. Педагогическая инноватика: от идеи до практики/ М., 2010 г.

  5. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны /Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010 г. - № 2.

  6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010 г.

  7. Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС/ М., 2012 г.

  8. Лукьянова М.И. и др. Личностно-ориетированный урок: конструирование и диагностика. Учебно-методическое пособие/ Под ред. М.И.Лукьяновой. - М.: Центр педагогический поиск, 2009 г.

  9. Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. /Минск: Белорусский верасень, 2009 г.

  10. Брыкова О.В., Громова Т.В. Проектная деятельность в учебном процессе / М.: Чистые пруды, 2010 г.

  11. Штурбина Н.А. Гуманно-личностный подход в обучении и его результативность / М.: Чистые пруды, 2010 г.

  12. Бондарева Н.А. Технологические карты конструирования уроков / М.:Просвещение, 2012 г.

  13. Чернобай.С.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде (серия "Работаем по новым стандартам") (ФГОС)/ М.: Просвещение, 2012 г.














СОДЕРЖАНИЕ:

СТР

Введение

2

Урок

3

Структура урока. Типология уроков.

4

Требования, предъявляемые к уроку.

8

Анализ урока.

12

Список использованной литературы

18

1 Заполняет преподаватель или мастер производственного обучения, посетивший урок

2Заполняет административный работник, посетивший урок

19


© 2010-2022