- Преподавателю
- Другое
- Методические рекомендации по проведению урока
Методические рекомендации по проведению урока
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Власова М.Ю. |
Дата | 17.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Липецкий техникум городского хозяйства и отраслевых технологий»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
УРОК.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УРОКУ.
АНАЛИЗ УРОКА.
Липецк 2015
ВВЕДЕНИЕ
«Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее добывать»
А. Дистервег
Урок - главная составная часть образовательного процесса. Учебная деятельность преподавателя и студента в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки студентов по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы преподаватель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал студентов знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у студентов искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
УРОК.
Урок - форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями).
Урок - это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы студентов (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил студентов (по А.А. Бударному).
Современный урок - это предполагаемое сотрудничество творчески работающего учителя и активно думающего ученика, где учитель использует демократический и личностно ориентированный подходы в обучении, а задания носят мотивированный характер, который поддерживается разумно используемыми ИКТ.
СТРУКТУРА УРОКА. ТИПОЛОГИЯ УРОКА.
Структура урока - совокупность элементов урока, обеспечивающая его целостность и сохранность основных характеристик урока при различных вариантах.
Структурные элементы урока.
-
Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать студентов, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.
-
Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка студентов к восприятию новой информации.
-
Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением студентов.
-
Первичное закрепление знаний (5 минут). Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний.
-
Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились студенты на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний студентов.
-
Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.
Типы урока.
Наиболее распространенную и используемую на практике классификацию ввёл Б. П. Есипов и выделил следующие типы уроков:
1.Изучение нового материала.
2.Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.
3.Урок обобщения и систематизации знаний.
4.Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков студентов.
5.Комбинированный или смешанный урок.
1 тип: Изучение нового материала.
Вид урока: - лекция,
- урок с элементами беседы,
- лекция с элементами презентации,
- урок конференция,
- экскурсия,
- исследовательская работа.
Цель урока: изучение новых знаний и первичное их закрепление.
Структура урока:
-
Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать студентов, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.
-
Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка студентов к восприятию новой информации.
-
Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением студентов.
-
Первичное закрепление знаний (5 минут). Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний.
-
Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились студенты на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний студентов.
-
Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.
2 тип: Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.
Вид урока: - практикум,
- экскурсия,
- лабораторная работа,
- деловая игра,
- урок дискуссия.
Цель урока: Вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений и навыков по их применению.
Структура урока:
-
Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать студентов, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.
-
Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка студентов к восприятию новой информации.
-
Эта часть меняется.
-
Контроль и самопроверка знаний студентов.
-
Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились студенты на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний студентов.
-
Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.
3 тип: Урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: - семинары,
- конференция,
- обобщённый урок,
- урок собеседование,
- урок дискуссия, диспут.
Цель урока: Обобщение знаний студентов в систему. Проверка и оценка знаний студентов.
Этот тип урока используется при повторении крупных разделов изученного материала.
Структура урока:
-
Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать студентов, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.
-
Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением студентов.
-
Контроль и самопроверка знаний студентов.
-
Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились студенты на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний студентов.
-
Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения. (По выбору)
4 тип: Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков студентов.
Вид урока: - зачёт,
- экзамен,
- контрольная работа,
Цель урока: Определить уровень знаний, умений и навыков студентов и выявить качество знаний студентов, рефлексия собственной деятельности.
Структура урока:
-
Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать студентов, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.
-
Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением студентов.
-
Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились студенты на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний студентов.
-
Рефлексия.
5 тип: Комбинированный или смешанный урок.
Вид урока: - конференция,
- семинар,
- лекция,
Цель урока: Выработка умений самостоятельного применения знаний в комплексе и перенос их в новые условия.
Структура урока.
-
Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать студентов, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.
-
Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка студентов к восприятию новой информации (в зависимости от формы обучения может и не присутствовать).
-
Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением студентов.
-
Первичное закрепление знаний (5 минут). Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний.
-
Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились студенты на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний студентов.
-
Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.
Однако, возможно использование и иных типологий урока
Классические типы
Нетрадиционные типы
урок изложения нового материала
Урок фантазирования
комбинированный урок
Урок - соревнований
урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков
Урок открытых мыслей
урок самостоятельной работы
Урок - турнир
урок-конференция и урок-семинар
Урок - диспут
урок повторения, обобщения и систематизации изучаемого материала
Урок - зачёт
урок проверки и оценки знаний, умений и навыков
Урок творчества
интегрированный урок
Урок - спектакль
интерактивный урок
Урок - конкурс
Урок - конференция
Интегрированный урок
Урок - игра
Урок - сказка
Урок - КВН
Урок - путешествие
Аукцион знаний
Волшебный концерт
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УРОКУ.
Современные требования к уроку бывают трёх видов:
1. Дидактические
- чёткое определение места урока среди других уроков,
- соответствие содержания урока учебной программе с учётом подготовки студентов,
- учёт принципов целостного педагогического процесса,
- выбор методов и более эффективных средств и приёмов обучения,
- наличие межпредметных связей.
2. Воспитательные и развивающие методы.
- формирование памяти, внимания и мышления студентов,
- воспитание нравственных качеств личности,
- развитие познавательного интереса и мотивов,
- соблюдение преподавателем педагогического такта, выдержки и терпения,
- развитие творческих способностей,
- создание проблемной ситуации.
3. Организационные требования к уроку.
- наличие продуманного плана проведения урока,
- чёткость проведения урока (в соответствии со структурой урока),
- создание рабочей дисциплины,
- использование средств обучения и информационных технологий,
- завершённость урока, его гибкость и подвижность.
-
Гигиенические требования к уроку:
-
температурный режим;
-
физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
-
освещение;
-
предупреждение утомления и переутомления;
-
чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ)
-
своевременное и качественное проведение физкультминуток;
-
соблюдение правильной рабочей позы студента;
-
соответствие мебели росту студента.
-
Требования к технике проведения урока:
-
урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
-
темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия преподавателя и студентов завершёнными;
-
необходим полный контакт во взаимодействии преподавателя и студентов на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
-
доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
-
по возможности следует менять виды деятельности студентов, оптимально сочетать различные методы и приёмы обучения;
-
преподаватель должен обеспечить активное учение каждого студента.
ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ К УРОКУ.
-
Разработка системы уроков по теме или разделу.
-
Определение образовательно-воспитательно-развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, учебника и дополнительной литературы.
-
Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, дидактическая обработка.
-
Выделение главного материала, который студентов должен понять и запомнить на уроке.
-
Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приёмов обучения на нём.
-
Нахождение связей данного материала с другими учебными дисциплинами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умении студентов.
-
Планирование всех действий преподавателя и студентов на всех этапах урока и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями.
-
Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).
-
Проверка оборудования и технических средств обучения.
-
Планирование записей и зарисовок на доске преподавателем и выполнение аналогичной работы студентами на доске и в тетрадях.
-
Предусмотрение объёма и форм самостоятельной работы студентов на уроке и её направленности на развитие их самостоятельности.
-
Определение форм и приёмов закрепления полученных знаний и приобретённых умений на уроке и дома, приёмов обобщения и систематизации знаний.
-
Составление списка студентов, знания которых будут проверяться соответствующими формами, методами с учётом уровней их сформированное планирование проверки умений студентов.
-
Определение содержания, объёма и форм домашнего задания.
-
Продумывание форм подведения итогов урока.
-
Планирование внеклассной работы по данной теме.
-
Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.
Разработка плана урока.
План урока - конечный результат подготовительной работы преподавателя.
Он составляется на основе перспективно-тематического планирования с учётом эффективности изучаемой темы.
В плане указывается:
1. - тема урока,
- тип урока,
- вид урока.
2. Цель урока (образовательная, воспитательная, развивающая).
3. Оборудование.
4. Литература.
5. Структура урока (указывается время на каждый этап урока).
Преподаватель в процессе подготовки к уроку определяет, какие понятия подлежат особому усвоению. Тексты для записи на доске должны быть точно продуманы и записаны.
Преподаватели математики, физики, химии, информатики и др. дисциплин записывают в конспекте урока решение задач, которые будут предложены студентам на уроке.
Преподаватель продумывает заранее вопросы для опроса и записывает их в конспекте, а так же намечает домашнее задание.
Молодым специалистам рекомендуется составлять подробные конспекты уроков.
АНАЛИЗ УРОКА.
Как делать анализ урока?
Наблюдение и анализ урока - творческий процесс в такой же мере, как его подготовка и проведение.
Цель анализа - выявить методы и приёмы организации деятельности преподавателя и студентов на уроке, которые дают (или не дают) должный положительный эффект.
Типы анализа: 1) полный (для администратора), 2) комплексный, 3) краткий, 4) аспектный.
Виды анализа: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный.
Структура наблюдения и анализа урока:
- научно-теоретический уровень урока. Его роль и место в формировании мировоззрения; правильность и полнота определения образовательных, развивающих и воспитательных задач урока; определение содержания учебного материала и методов его изучения;
- пути и средства, обеспечивающие развитие познавательных способностей студента: а) постановка учебной проблемы; б) система познавательных задач; в) выдвижение студентами гипотез и проверка их правильности, обоснование правильности найдённого способа решения. В связи с этим выявляется педагогическая целесообразность, соотношение самостоятельной и коллективной работы студентов на уроке:
- использование на уроке разнообразных источников знаний (лекция преподавателя, объяснение, беседа, учебное кино, учебник, дополнительная литература, наблюдения в природе и т. д.);
- актуализация ранее приобретённых студентами знаний, связь обучения с жизнью;
- организация самостоятельной работы студентов. Следует проанализировать образовательный и развивающий характер предложенной студентам самостоятельной работы, объём, характер, последовательность и виды самостоятельной деятельности студентов (установить, с какой целью она даётся: для изучения нового материала, первичного закрепления полученных на уроке знаний, с целью выработки практических знаний и умений);
- методы и приёмы развития познавательной активности и самостоятельности студентов, которые применяет преподаватель в зависимости от используемых на уроке источников знаний;
- методика получения обратной информации. Элементы программированного обучения, сигнальные карточки. Письменное или устное выполнение небольшого по объёму контрольного задания;
- система учёта и оценки знаний студентов. Мотивированность и объективность выставленных на уроке отметок. Целесообразность индивидуальных и фронтальных форм проверки знаний;
- осуществление на уроке индивидуального подхода к студентам, приёмы индивидуализации обучения. Сочетания коллективной и индивидуальной работы на уроке;
- учебная деятельность студентов на уроке. Усвоение ими предусмотренных теоретических знаний, формирование практических навыков и умений. Выявление умений студентами наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно - следственные связи, делать необходимые выводы. Обобщения. Логичность, доказательность, самостоятельность, проявляемая учащимися при выполнении разнообразных письменных заданий и в устных ответах;
- объём и характер домашнего задания. Подготовка студентов в ходе урока к его выполнению. Наличие задания, цель которого - подготовить студентов к восприятию новых знаний. Индивидуализация домашнего задания;
- структура урока, её педагогическая целесообразность.
Возможные цели посещения уроков:
-
Управление успехом в процессе урока.
-
Определение уровня толерантности в отношениях преподаватель-студент, студент-группа.
-
Дифференцированный подход в процессе обучения.
-
Положительная эмоциональная составляющая урока.
-
Продуктивная значимость урока.
-
Методы, приёмы, формы на уроке: их оправданность, сбалансированность, отработанность, успешность.
-
Использование фронтальных, диалогических, микро групповых форм активизации познавательной деятельности на уроке.
-
Индивидуальный подход на уроке.
-
Нравственное приращение, получаемое студентами в ходе урока.
-
Стимулы и психолого-педагогическая поддержка студентов в учебном процессе.
-
Оценка знаний как психологический инструмент.
-
Творческая деятельность на уроке.
-
Выход на послеурочную предметную деятельность.
-
Вербальное и невербальное взаимодействие преподавателя и студентов.
-
Включённость студентов и их интерес к происходящему на уроке.
-
Анализ успешности организационно - психологического момента на уроке.
-
Организация самостоятельной творческой деятельности студентов.
-
Характер, система и формы домашнего задания.
-
Использование различных активизаторов в процессе урока.
-
Игровые моменты на уроке.
-
Доступность, образность, значимость, интересность информации, получаемой в процессе урока.
-
Практико-ориентированный характер получаемых знаний.
-
Количество заданий, выполняемых на уроке.
-
Усталость, тревожность и удовлетворённость на уроке.
-
Экспромт и тщательная подготовка как элементы урока.
Бланк посещения урока1
Ф. И. О., должность посетившего урок___________________________________________
Сведения о посещённом уроке:
а) преподаватель ________________УД, МДК__________________________
б) дата_________ группа № _____, курс _____, специальность______________________
в) тема урока______________________________________________________
Цель посещения___________________________________________________
СТРУКТУРА НАБЛЮДЕНИЯ
Анализ урока
Оценка деятельности преподавателя
Замечания, предложения
1. Готовность материально - технического оснащения урока: пособия, раздаточный материал, модели, приборы и т. д.
2. Готовность преподавателя и студентов к уроку: внешний вид, эмоциональное состояние, психологический настрой, дисциплина.
3. Построение урока: правильность и доступность поставленных целей и задач, оптимальность темпа, завершённость.
4. Определение и выбор методов обучения и развития познавательной активности и самостоятельности студентов.
5. Деятельность преподавателя на уроке по актуализации знаний, формированию новых понятий и умений, организация поисковой деятельности и самостоятельной работы.
6. Учебная деятельность студентов на уроке, выявление умений наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы, обобщения.
7. Система учёта и оценки знаний студентов: целесообразность выбранных форм проверки знаний, мотивированность и объективность выставленных оценок.
8. Объем и характер домашнего задания, его индивидуальность.
9. Научно - теоретический уровень урока. Структура урока и его педагогическая целесообразность
____________________________________
(Подпись, посетившего урок)
Анализ урока2
УД, МДК____________________ ФИО преподавателя ___________________
Дата контроля __________ Группа ____________________________________
Цель контроля_____________________________________________________
__________________________________________________________________
Тема урока ________________________________________________________
Тип урока _______________________________________
Цели урока:
-
Реализация
Оборудование _____________________________________________________
Средства активизации _______________________________________________
1. Оргмомент
Готовность группы ________
Тема ____________________
Цель_____________________
План_____________________
Психологич.настр._________
2. Проверка д/з
Форма контроля __________
3. Актуализация знаний
4. Новая тема
Форма работы _________________________
Метод объяснения _________________________
Последовательность
объяснения_______________
5. Закрепление изученного
Форма работы___________________
_________________________
Метод _________________________
_________________________
Последовательность
закрепления______________
_________________________
Виды деятельности
студентов _________________________
_________________________
_________________________
6. Итог урока
Уч.рефлексия ___________________
Псих.рефлексия _________________
Выставление оценки и отметки за урок _______________________________________
__________________________________________________
7. Домашнее задание
_________________________
_________________________
________________________________
Дано ________________ До звонка _________________
С пояснением _________________________________
Дифференциация ___________________________________
Нормирование д/з __________________________________
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Гин А. А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная Связь. Идеальность/ М.: Вита-Пресс, 2011 г.
-
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие./М.: Народное образование, 2010 г.
-
Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология./ М.: Народное образование, 2011 г.
-
Поляков С. Педагогическая инноватика: от идеи до практики/ М., 2010 г.
-
Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны /Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010 г. - № 2.
-
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010 г.
-
Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС/ М., 2012 г.
-
Лукьянова М.И. и др. Личностно-ориетированный урок: конструирование и диагностика. Учебно-методическое пособие/ Под ред. М.И.Лукьяновой. - М.: Центр педагогический поиск, 2009 г.
-
Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. /Минск: Белорусский верасень, 2009 г.
-
Брыкова О.В., Громова Т.В. Проектная деятельность в учебном процессе / М.: Чистые пруды, 2010 г.
-
Штурбина Н.А. Гуманно-личностный подход в обучении и его результативность / М.: Чистые пруды, 2010 г.
-
Бондарева Н.А. Технологические карты конструирования уроков / М.:Просвещение, 2012 г.
-
Чернобай.С.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде (серия "Работаем по новым стандартам") (ФГОС)/ М.: Просвещение, 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
СТР
Введение
2
Урок
3
Структура урока. Типология уроков.
4
Требования, предъявляемые к уроку.
8
Анализ урока.
12
Список использованной литературы
18
1 Заполняет преподаватель или мастер производственного обучения, посетивший урок
2Заполняет административный работник, посетивший урок
19