Аналитический отчет об апробации УМК Экология и БЖ за 2014-2015 учебный год

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аналитический отчет по апробации УМК «Экология и безопасность жизнедеятельности». За период с февраля 2014 года по октябрь 2015 года. В МБОУ СОШ №5 г. Сургут.

С 1 сентября 2014 года в МБОУ СОШ № 5 апробировался УМК «Экология и безопасность жизнедеятельности» в 10а и 10 б классе. Рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).

Данный учебный курс реализуется, совместно 3-мя учителями в МБОУ СОШ №5 г. Сургут: Ружин К.И. (учитель ОБЖ), Григорян Л.М. (учитель биологии), Алиев Б.Н. (педагог-психолог).

Модули учителя ОБЖ Ружин К.И.:

-«Безопасность в экстремальных ситуациях»;

-«Служение Отечеству»;

-«Безопасность и экология труда»;

Модули педагога-психолога Алиев Б.Н.: -«Здоровый и безопасный образ жизни»;

-«Личность и среда»; -

«Перспективы безопасного развития современной цивилизации».

14 часов резервного времени уделялось проектной работе. Проектная работа осуществлялось обоими преподавателями совместно (учителем ОБЖ и педагогом-психологом).

Элективный курс «экология и безопасность жизнедеятельности» реализует Григорян Л.М.

Результаты апробации УМК «Экология и безопасность жизнедеятельности» за отчетный период сентябрь 2014 по май 2015г.

1-ый блок - «Безопасность в экстремальных ситуациях». Результаты 1-ого блока: сформированность у учеников понятия «риск». Понимание учеником последствий чрезвычайных ситуаций на экологию. Сформированность понятия «безопасной личности» и культуры безопасности жизнедеятельности.

2-ой блок - «Здоровье и безопасный образ жизни». Результат 2 блока: осознанное отношение учеников к своему организму. Сформированность понятия «здоровый человек». Более глубокое осознание пагубности вредных привычек (алкоголь, табак, игромания и т.п.). Умение уверенно отказываться от предложения употребления (выпить, покурить и т.д.). Форма контроля - ученикам была возможность подготовить доклад с презентацией, о пагубности влияния тех или иных вредных привычек на организм человека, на его личность, влияния вредных привычек на окружающую нас природу, и на общество в целом.

3-ий блок «личность в социальной и природной среде» Результат 3-его блока: сформированность навыка социального партнерства. Умение взаимодействовать в коллективе. Умение разрешать конфликтные. Осознание важности толерантного отношения к окружающим, в целях устойчивого развития всего общества. Осознание необходимости гармоничного сосуществования человека в техногенной, прироной и социальной среде, в целях устойчивого развития. Умение жискутировать. В рамках данного блока, педагогом-психологом был проведен психологический тренинг на развитие коммуникативных навыков. Данный тренинг способствовал развитию коммуникативных навыков, а также повысил уровень сплоченности классных коллективов.

4-ый блок «безопасность и экология труда». Результат 4-ый блок: более высокий уровень профессиональной ориентировки. Осознание учениками ответсвенности за свой выбор будущей профессии и ее влияние на здоровье самого человека, на экологическую ситуацию общества в целом.

5-ый блок - «Служение отечеству». Результат 5-ого блока - психологическая подготовленность учеников к военной службе. Более глубокое осознание учениками понятия «патриотизм».

Резервные часы (14 часов) были посвящены проектной деятельности. Результат проектной деятельности: развитие у учеников навыков поиска информации на заданную тему, развитие творческого потенциала, умение выделить научную проблему. Развитие умения постановки цели научного исследования. Способность провести социологические опросы и проанализировать научную литературу, а также способность защищать свой проект, отстаивать свою точку зрения.

Умение участника выступать публично. Развитие навыков ведения дискуссии, развитие навыков логической аргументации.

В ходе реализации проектной деятельности каждый ученик в течение 1-ого месяца готовил научный проект на выбранную тему, а затем выступал на защите этого проекта. В результате были выбраны 5 лучших работ. Авторы (ученики) данных работ, выступали на защите своего проекта на общешкольном уровне, в «День науки». 2 проектные работы заняли 2-ое и 3-е место в секции общественных наук. Все остальные работы были отмечены как «высокий уровень презентабельности проекта».

6-ой блок - «Безопасность современной цивилизации». Осознание смысла понятия «устойчивое развитие». Осознание своих личных возможностей.

По окончании изучения курса была проведена итоговая работа, целью которой было обобщение и систематизация основных понятий и проблем модулей и умение их использования на практике, оценка личных возможностей применения принципов действий для устойчивого развития.

Реализация интегрированного курса «Экология и безопасность изнедеятельности» привел к данным результатам. С нашей точки зрения, этот учебный курс имеет место быть в учебной программе, и способствует личностному росту учеников старших классов, формирует у них экологическую культуру и системное мышление.

По завершению данного курса педагог-психолог Алиев Б.Н. и Григорян Л.М участвовали в Научно-методической сессии для руководящих и педагогических работников пилотных площадок в рамках реализации проекта по апробации УМК «Экология и безопасность жизнедеятельности» 11 июля 2015. В МБОУ СОШ №2 г. Ханты-Мансийск.

Результаты апробации УМК «Экология и безопасность жизнедеятельности» за отчетный период сентябрь - октябрь 2015г.

В 2015-2016 учебном году курс «Экология и безопасность жизнедеятельности» реализуется на параллели 10-х классов (10 «А» и 10 «Б»).

К окончанию 1-ой четверти 31 октября. Согласно календарно-тематическому планированию, был пройден 1-ый образовательный модуль курса - «Безопасность в экстремальных ситуациях». Результатом реализации данного модуля стало повышение культуры безопасности жизнедеятельности. Осознание понятия «риск». Развитие навыков психологической саморегуляции в экстремальных ситуациях.

Анализ проблем и трудностей, возникших в ходе апробации УМК «Экология и безопасность жизнедеятельности» за отчетный период.

Достоинства курса «Экология и БЖ»:

1. Обеспечение каждого учащегося CD-дисками.

2. Проектная деятельность, в рамках учебного курса. Огромный качественный материал для подготовки к проектам.

3. Раскрытие темы урока проходит с использованием - высказывания известных ученых, профессионального мнения узких специалистов, притч, метафорических иллюстрационных образов.

5. Уделяется огромное внимание изучению вопросов психологии личности, социальной психологии, психологии общения. Данные курсы не преподаются в обычных общеобразовательных школах.

6. Авторы нацеливают учащихся на выражение собственной позиции, отстаивание собственной позиции, размышление, рассуждение, аргументацию.

7. Данный курс способствует развитию навыков конспектирования и реферирования научного текста.

8. Для изучения отдельных тем используются видеофильмы и далее обсуждение данных фильмов. Это способствует более глубокому осмыслению учениками темы занятия.

9. 3 урока уделено психологическому тренингу «Психология общения» - данный тренинг способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся, их способности разрешать эффективными, конструктивными способами конфликтные ситуации. Так же тренинг способствует сплочению коллектива.

Недостатки курса «Экология и БЖ»:

1. Трудность в составлении итогового контроля за усвоением материала (весь материал построен на обсуждении и рассуждении).

2. т.к. в 10-ом классе проходит изучение курса ОБЖ, некоторые темы повторяют друг друга.

3. трудность в понимании учениками научно-понятийного аппарата используемого авторами учебника.

4. Сложности в дифференциации для учеников курса Экология и БЖ, от курса ОБЖ.

5. Скептическое отношение учеников к новому курсу (ученики воспринимали данный курс как лишний урок, который будет занимать много времени).

Рекомендации по использованию УМК «Экология и безопасность жизнедеятельности» (для 10-11 классов) в учебном процессе.

С нашей точки зрения необходимо подготавливать учеников среднего звена к данному курсу. Начиная с 7-х классов обучать учеников данной дисциплине (базовым идеям, данного курса).

Обучение можно проводить в рамках элективных курсов внеурочной деятельности и т.д.

Т.о. подводя итог всему вышесказанному можно заключить, что данный курс ЭБЖ является очень важным, для современного образования. И современный выпускник должен обладать экологическим мышлением. Данный курс эффективен для реализации на учениках 10-х классов, однако существует ряд трудностей в реализации. Эти трудности возможно решить, с нашей точки зрения, если постепенно подводить учеников к изучению этого курса (для этого необходимо ввести элективные курсы в 7-х классах). Это позволит улучшить качество восприятия учениками 10-х классов данного курса «Экология и безопасность жизнедеятельности» и соответственно повысить эффективность обучения.

© 2010-2022