Программа работы ст. вожатой

Программа деятельности старшей вожатой и детского объединения.Цель программы – Создание условий для единого формирования в школе единого пространства детства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, формирование нового сознания, ориентированного на умение при любых неблагоприятных условиях и при самых острых ситуациях сохранять уважение друг к другу, взаимопонимание, стремление к взаимодействию. Задачи программы: воспитать уважения к культурному и историческому прошлому ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа работы ст. вожатойПрограмма работы ст. вожатойПрограмма работы ст. вожатойПрограмма работы ст. вожатойПрограмма работы ст. вожатойПрограмма работы ст. вожатойПрограмма работы ст. вожатойПрограмма работы ст. вожатойПрограмма работы ст. вожатойПрограмма работы ст. вожатойПрограмма работы ст. вожатойПрограмма работы ст. вожатойПрограмма работы ст. вожатой




Программа

«Детский остров»

(участники:Д/О «Улыбка»)

срок реализации: 2008-2011

Автор программы:

ст. вожатая

МБОУ средней

общеобразовательной школы №100

с углубленным изучением

отдельных предметов

Евдокимова Анна Владимировна
















Нижний Новгород

2008


Паспорт программы


Наименование программы

«Детский остров»

Основание для разработки программы

Необходимость обновлений форм и методов работы

Государственный заказчик

МОУ СОШ №100 с углубленным изучением отдельных предметов Ленинского района города Нижнего Новгорода

Нормативно-правовая база

  • Конвенция ООН о нравах ребенка;

  • Конституция РФ (сл.30 п. 12. ст.4.5.6):

  • Закон РФ «Об образовании» (ст.1 п.5, ст.3 п.2, ст.5 п.4);

  • Федеральный закон №82-53 от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях»;

  • Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединениях» от 26 мая 1996 г.:

  • Программы СПО/ФДО, ФДО «Юная Россия»;

  • Районная программа «Вожатый и дети: мы вместе» (2004-2007г.г.)

  • Государственная программа «Патриотический воспитание на 2001-2005г.г.», «2006-2010 г.г.»:

Сроки реализации

2008-2011

Цели и задачи программы

Создание условий для единого пространства детства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка формирование нового сознания, ориентированного на умение при любых неблагоприятных условиях и при самых острых ситуациях сохранять уважение друг к другу, взаимопонимание, стремление к взаимодействию:

■ воспитать уважения к культурному и историческому прошлому России, её традициям;

■ утвердить в сознании и чувствах ребят патриотические ценности, взгляды, убеждения;

■ развить познавательный интерес, интеллектуальные способности;

■ развить творческие способности и таланты детей;

■ создать условия для позитивной самореализации детей.

Условия достижений целей и задач

Занятия в ЦДОД для детского объединения и ст. вожатого:

  • Накопление методического материала:

  • Проведение сборов;

  • Проведение школы актива;

  • Участие в школьных и районных мероприятий

  • Обмен опытом с другими детскими объединениями;

  • Работа по районным и школьным программам

- Работа по паспорту интересных дел.

Основные направления

направление: «Будущее за нами»;

направление: «Коллективно-творческая деятельность»

направление: «Я - лидер»,

Участники

детское объединение «Улыбка»

Ожидаемые результаты

- воспитание ответственности у детей;

- личностный и творческий рост участников детского объединения;

- получение умений и навыков индивидуальной и творческой деятельности, самоуправления, социальной активности;

- внутреннее и внешнее сотрудничество, взаимодействие с кл. руководителями, учителями-предметниками, администрацией школы, родителями.

Система контроля

Директор, Заместитель директора по воспитательной работе.

Пояснительная записка.

Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели школу к пересмотру педагогических позиций, переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания: не отказываясь от прежних достижений в этой области, теоретики и практики воспитательной работы вынуждены изменить подход к воспитательному процессу.

Если принять воспитание как целенаправленную организацию процесса вхождения ребенка в современное общество, развитие его способностей жить в нем достойно, формирование системы ценностных отношений ребенка к окружающему миру во всех его проявлениях, становится ясно, что главным результатом воспитания будет личность, способная строить жизнь, достойную человека.

Отсюда основа новой педагогической позиции в воспитании - это принятие ребенка как личности, признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое «Я» на том уровне развития, которого он достиг в своей жизни. Исходя из этого, меняется и методика работы с детьми, которая сориентирована на индивидуальное развитие личности каждого ребенка с учетом новых технологий в воспитании. Но любое государство желает видеть молодое поколение достойными гражданами и патриотами своей Родины.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из важных задач нашего общества, если не сказать самая главная. Да и сущность патриотизма не в гордости, а в ином, гораздо более редком сегодня проявлении человеческого духа - великодушии. А чувство патриотизма - это чувство причастности ко всему в культуре и цивилизации своей страны, радость за то, что несет возможность жить и развиваться любому человеку своей страны и не мешает жить людям других стран.

Ведь каким будет завтрашний день, завтрашнее общество, какие в нем будут преобладать нравственные ценности, зависит в определенной мере от нас взрослых, родителей, педагогов, решать эту задачу нужно сегодня, сейчас.

Но не менее важной задачей является нравственное здоровье учащегося. Какие нравственные ценности признаёт подрастающее поколение сегодня, какие моральные понятия ему близки и понятны, каким образом происходит становление ребёнка как личное всовременной жизни. Эти и другие вопросы стоят перед обществом. Жизнь стала новой, другой. Появились новые проблемы в воспитании детей. Дети воспитываются в деятельности, поэтому важно, какими отношениями эта деятельность наполняется, какие нравственные положения повторяются, воспроизводятся, закрепляются на опыте. И от того, на что будет направлена эта деятельность, во многом зависит, какими вырастут они - юные граждане.

До нынешнего учебного года детское объединение «Улыбка» работало по проектам деятельности («Память - лучшая награда»; «Комната школьника»), которые разрабатывались на общем сборе детского объединения в начале года, и были направлены на решение отдельных, конкретных дел. Чтобы четко и грамотно спланировать работу взрослых с детьми, сформировать единственную систему воспитательного пространства была разработана программа «Детский остров». Рассчитана на период с 2008 по 2011 год, направлена на развитие и воспитание гражданско-патриотических чувств, развитие активности и интересов детей.

Программа разработана в рамках районной программы «Возрождение» - городского мега проекта «Мы вместе».



Цели и задачи программы.

Цель программы - Создание условий для единого формирования в школе единого пространства детства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, формирование нового сознания, ориентированного на умение при любых неблагоприятных условиях и при самых острых ситуациях сохранять уважение друг к другу, взаимопонимание, стремление к взаимодействию.

Задачи программы:

  • воспитать уважения к культурному и историческому прошлому России, её традициям;

  • утвердить в сознании и чувствах ребят патриотических ценностей, взглядов, убеждений;

  • развить познавательные интересы, интеллектуальных способностей;

  • развить творческие способности и таланты детей.

  • создать условия для позитивной самореализации детей.

















Концептуальные основы программы.

Концептуальные основы программы опираются на гуманизацию процесса воспитания, которое должно быть обращено к человеку как высшей ценности и цели воспитательного процесса.

1. Принцип гармонизации общечеловеческих и реальных ценностей

 признание развивающейся личности ребёнка с её достоинством и потенциалом;

подготовка детей к организации в жизненных ситуациях и выбору ценностей для

их решения;

  • формирование активного отношения к миру и себе, его самосознания;

  • наличие четких и ясных перспектив в той деятельности, в которую ребенок включается:

  • доверие ребенку в выборе средств и способов достижения поставленной цели доступной, понятной, осознанной;

  • вера в возможности ребенка и его вера в свои возможности достижения

поставленных задач.

2. Принцип заботливого отношения друг к другу и к окружающему миру

3. Принцип совместной деятельности детей и взрослых (вместе планируем, вместе готовим дело, вместе проводим, вместе анализируем)

4. Принцип романтики, интереса, игры

 как бы разнообразны и многоцветны ни были интересы детей и подростков, какими бы разными ни были характеры детей и подростков, как бы пи отличались младшие от старших и средних, а девчонки от мальчишек, есть нечто общее.объединяющее всех ребят, - это жажда увлекательного и яркого, красивого и заманчивого, героического и возвышенного.

5. Принцип непрерывности и систематичности

создание непрерывной и целенаправленной системы деятельности , которая охватывает жизнь школьников в период учебного года и во время каникул.

Для эффективной организации работы Д/О «Улыбка» необходимо выделить следующие виды деятельности:

  1. Организационная деятельность:

  • работа выборного органа самоуправления РСДО;

  • проведение собраний, конференций, слетов;

  • прием в члены организации;

  • ведение необходимой документации;

  • работа «Школы актива».

  1. Содержательная «внутренняя» деятельность:

  • мероприятия, дела, праздники внутри организации, направленные на реализацию интересов членов организации.

  1. Содержательная «внешняя» деятельность:

  • мероприятия, дела, праздники, направленные на взаимодействие организации с внешней средой (родителями, администрацией, педагогическим коллективом, различными общественными организациями).

Несмотря на выделение различных видов деятельности, вся организация работы Д/О направлена на достижение главной цели.








Нормативно-правовое обеспечение

  • Конвенция ООН о нравах ребенка;

  • Конституция РФ (сл.30 п. 12. ст.4.5.6):

  • Закон РФ «Об образовании» (ст.1 п.5, ст.3 п.2, ст.5 п.4);

  • Федеральный закон №82-53 от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях»;

  • Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединениях» от 26 мая 1996 г.:

  • Программы СПО/ФДО, ФДО «Юная Россия»;

  • Районная программа «Вожатый и дети: мы вместе» (2004-2007г.г.)

  • Государственная программа «Патриотическое воспитание на 2006-2010 г.г.»:

































Содержание программы.

Содержательной основой программы является создание воспитательного пространства для включения ребенка, вожатого в коллективно творческую деятельность, развивающую деятельность, для удовлетворения каждым личных потребностей, достижение самоценности собственной личности, осознания своей роли в жизни других людей, коллектива, общества, в улучшении окружающей жизни, познания и открытия нового.

Реализация программы предусматривает полномерное развитие Д/О в школе:

1 год Активизация деятельности Д/О

2 - 3 год Создание единого пространства детства в ОУ.

Этапы реализации программы:

2008-2009 уч. год - Проектный этап

2009-2010 уч. год - Практический этап

2010-2011 уч. год. - Обобщающий этап

В проектном этапе работа детского объединения будет направлена на работу с активом, в практическом этапе работа актива направлена на воспитание новичков, и в обобщающем этапе работа направлена на организацию взаимодействия актива Д/О с советом старшеклассников школы.

В основу программы положены следующие направления работы:

- «Будущее за нами»;

- «Коллективно-творческая деятельность»;

- «Я - лидер».






Механизм реализации.

1. Направления работы:

1 направление: «Будущее за нами».

Цель: создание условий для формирования личности, обладающей основными качествами гражданина России, патриота своего Отечества, активно участвующего в жизни общества.

Задачи:

- привлечь детей и подростков к поисковой и исследовательской работе;

  • продолжить формирование у учащихся уважения к историческому и культурному наследию своего района, города, края.


«БУДУЩЕЕ ЗА НАМИ»


Месячник

Правовых знаний

Вахта памяти

Акция поздравительная листовка

№ п/п
Формы, методы и средства

воспитания и самовоспитания

Срок исполнения

Участники мероприятия

1

Месячник правовых знаний:

 сочинения

 игры

 беседы

Октябрь

апрель

Д/О Улыбка

2

Акция «Поздравительная листовка»

в течение года

5-9 классы,

Д/О «Улыбка»

3

Вахта памяти:

 Мероприятия к 23 февраля

 Мальчишник - 2007

 Мероприятия, посвященные памяти Катунина

 Районный пост №1 у Стелы Труженикам тыла

 Концерты

 Рыцарский турнир

 Круглый стол


Февраль

февраль

Январь

Май

в течение года

Февраль

в течение года


5-11 кл., Д/О

5-9 кл., Д/О

Д/О «Улыбка»

Д/О Улыбка

5-11 кл. Д/О

5-7 кл. Д/О

Д/О

Ожидаемый результаты:

 формирование нравственной позиции школьников;

 формирование гражданско-патриотического сознания, чувства любви и гордости к Родине.

 развитие уважения к окружающим людям;

Оценка результатов:

Показатели

Критерии

Инструментарий

Ценностная ориентация учащихся.

- Формирование у учащихся стремления улучшать окружающую жизнь;

- степень участия детей и подростков в общественно-полезном труде, проявление общественной и нравственной активности.

- Анкета «Ценностные ориентиры учащихся»;

- Диагностика личностного роста учащихся (П.В.Степанов, Д.В.Григорьев, И.В.Кулешова);

- Методика изучения профессиональных идеалов учащихся (Кривошенко Л.П.).




2 направление: «Коллективно-творческая деятельность»

Цель: создание условий для самовыражения, членов Д/О. Содействие раскрытию творческих способностей, таланта детей.


КОЛЛЕКТИНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ



Конкурс рисунков, сочинений


Концерты


Календарные праздники


Акции


№ п/п

Формы, методы и средства

воспитания и самовоспитания

Срок исполнения

Участники мероприятия

1

Конкурс:

  • рисунков

  • сочинений


В течение года

Д/О

2

Концерты

В течение года

Д/О

3

Календарные праздники:

  • День города;

  • Новогодние елки;

  • День смеха.

В течение года

Д/О

4

Акции:

  • Новогодняя игрушка,

  • Кормушка

  • Доброе сердце

В течение года

Д/О

Ожидаемый результат:

 создание благоприятных условий для развития творческих способностей;

 поддержка стремлений самореализации личности.

Оценка результатов:

 Повышение уровня профессионального мастерства;

 Результат участия.

 Диагностика творческой личности учащихся, методика «Не дописанный тезис»

3 направление: «Я-лидер»

Цель: создание условий для формирования у молодежи активной жизненной позиции, развития личности подростков и актуализации их лидерского потенциала.

«Я-ЛИДЕР»



Школа актива


Сбор Д/о Искра


Форум по проблемам детского движения


№ п/п

Формы, методы и средства

воспитания и самовоспитания

Срок исполнения

Участники мероприятия

1

Школа актива

  • Общий сбор Д/О «Улыбка»

в течение года

1 раз в месяц

Д/О

Д/О

2

Участие в районной школе актива

  • Районный сбор детских объединений

в течение года

1-2 раза в год

Д/О

Д/О

3

Районный форум по проблемам детского движения

декабрь

Д/О

Ожидаемые результаты:

 повышение уровня организаторских навыков, лидерских качеств детей;

 поддержка стремлений к самосовершенствованию.

Оценка результатов:


Показатели



Критерии


Инструментарий

Способность подростков к рефлексии

Изменение уровня навыков аналитической деятельности, способности к оценке собственных достижений

- Тест на самооценку коммуникативно-лидерских способностей Е.И.Фадеевой;

- Тест «Лидер ли я?»;

- «Шкалирование»;

  • «Я - позиция».

Уровень развития объединения

Изменение уровня развития членов объединения в соответствии с целями, задачами, направлениями деятельности объединения

- Визитная карточка члена объединения;

- Информационная карта «Динамика уровня развития членов объединения»;

  • Анкета «Почему я участвую в делах объединения?» .

Самоуправление в объединении

Степень активности участия подростков в делах объединения, развития организаторских умений и навыков.

- Информационная карта объединения;

- анкета «Я и мое объединение».

Ожидаемые результаты программы.

- становление гражданско-патриотической позиции, воспитание ответственности

личностный и творческий рост участников детского объединения;

- формирование умений и навыков индивидуальной и творческой деятельности, самоуправления,социальной активности;

- организация внутреннего и внешнего сотрудничество взаимодействие.



Список литературы:

  1. «Будем работать вместе!» / Программы деятельности детских и подростковые организаций.

  2. «Время выбрало нас!», «Время выбрало нас!-2»/ В помощь организаторам педагогической поддержки детского общественного движения. - Н.Новгород. Нижегородский гуманитарный центр, 2004 -150 с.

  3. «Проблемышкольного воспитания».- 2/2000. Приложение к журналу «Педагогическое обозрение.»/ Нижегородский гуманитарный центр. Издание - 2. Москва - 1996

  4. Программа в помощь организаторам и лидерам детских организации и объединений, педагогам и родителям «Я и мы!»: Москва 1996 г.


© 2010-2022