• Преподавателю
  • Другое
  • Выступление на методическом объединении воспитателей «Досуговые программы в системе деятельности коррекционного образовательного учреждения»

Выступление на методическом объединении воспитателей «Досуговые программы в системе деятельности коррекционного образовательного учреждения»

В своем докладе на методическом объединении воспитателей школы-интерната VIII вида, я раскрываю вопрос о проектировании программ досуга в системе коррекционного образования детей, которое базируется на выявлении педагогического потенциала досуга, его возможностей в развитии личности ребенка. Через досуговые формы осуществляется включение личности в социальную практику посредством выполнения определенной роли в практической деятельности. Досуг может оказывать как позитивное, так и негативное вл...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида

г. Донецка.









«Досуговые программы в системе деятельности коррекционного образовательного учреждения»


выступление на методическом объединении воспитателей







Старшая вожатая

Коробейникова Е.А.










2012-2013 учебный год

г. Донецк

Проектирование досуговых программ в системе коррекционного образования детей базируется на выявлении педагогического потенциала досуга, его возможностей в развитии личности ребенка.


Педагогический потенциал организованного досуга.


В современной социологии, социальной педагогике досуг рассматривается прежде всего как средство социализации личности.

Через досуговые формы осуществляется включение личности в социальную практику посредством выполнения определенной роли в практической деятельности.

Досуг может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на формирование личности ребенка, поэтому при его организации необходимо учитывать следующие педагогически значимые особенности:

  1. досуг основан на добровольности выбора рода занятий и степени активности;

  2. досуг может сформировать позитивную «Я-концепцию», объективную самооценку, способствовать самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;

  3. досуг должен способствовать раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков, стимулировать творческую инициативу детей;

  4. досуг влияет на формирование ценностных ориентаций, развивает социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;

  5. досуг - активность, контрастирующая с полным отдыхом.

Наряду с особенностями досуга социологией, социальной педагогикой выделяются

следующие основные функции досуга:

  • функция самореализации;

  • творчества;

  • коммуникации;

  • ценностного самоопределения;

  • просвещения;

  • самообразования;

  • профессиональной ориентации;

  • рекреации.

Исследователями досуга выделяется до 500 видов досуговой деятельности. В тоже время любой досуг способен выполнять четыре главные функции: отдых, развлечение, общение, саморазвитие.

Досуговые программы в системе коррекционного образования детей реализуют как образовательный, так и культурно-досуговый потенциал учреждений данного типа.

Образовательный потенциал досуговых программ активизируется за счет использования просветительских возможностей досуга в программах с ведущей познавательной направленностью. Значительным образовательным потенциалом обладают программы, предусматривающие демонстрацию кругозора, эрудиции, индивидуальных способностей и склонностей. В то же время в организации досуга следует признать прежде всего культурно-досуговую деятельность, ориентированную на формирование норм, правил, ценностей досуга как элемента общей культуры человека.

В коррекционных образовательных учреждениях социально-культурная деятельность структурируется в следующих основных компонентах.

  1. Массовые досуговые мероприятия (или массовые досуговые программы).

  2. Рекреативно-оздоровительная деятельность (осуществляется преимущественно в каникулярное время).

  3. Социально-продуктивная деятельность детей по преобразованию окружающей действительности (социальное творчество детей).

  4. Детское общественное движение, связанное с развитием самоуправления.

Принципиально значимым для определения места досуговой программы в структуре коррекционного образования является выявление ее особенностей, установление взаимосвязей и различий с образовательной программой. Досуговые программы, безусловно, являются частью комплексных образовательных программ учреждения или подразделения, но они отражают исключительно направления массовой работы, организацию внеучебной деятельности детей. В этой связи продуктивным следует признать целесообразность проведения различий между образовательной программой как учебно-методическим комплексом, ориентированным прежде всего на освоение новых знаний, умений, навыков, достижение определенного уровня образованности, и массовой культурно-досуговой программой.

Педагогические цели досуговых программ.


Цели проектирования досуговых программ направлены на решение комплекса задач, связанных с формированием культуры свободного времени: вовлечением ребенка, подростка, а для нашего учреждения воспитанника в яркий мир игр, соревнований, развлечений и праздников, освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение. Досуговая программа предназначена для развития направленности личности на разные социально значимые нормы, ценности и установки.

Существуют следующие установки досуговых программ (Б.А. Титов):

  • самосовершенствование;

  • осознание принадлежности к социально-исторической общности;

  • соблюдение нравственных общечеловеческих ценностей;

  • социальная активность;

  • природа;

  • искусство;

  • общение.

Разнообразие установок досуговых программ сочетается при их проектировании с включением детей в разнообразные формы деятельности. К ведущим видам деятельности в досуговых программах относятся игровая, коммуникативная, креативная (творческая) деятельность.

Классификация досуговых программ.


Для изучения возможностей досуговых программ представляет интерес несколько основных вариантов их классификации, используемых в теории организации социокультурной деятельности, в педагогике досуга. Каждая из представленных ниже классификаций имеет право на существование и может быть использована при разработке в коррекционном учреждении пакета досуговых программ, оценке их эффективности.

Существует 4 вида классификации досуговых программ. Представим их, характеризуя возможности использования каждой.


  1. Классификация досуговых программ по ведущей функции организации культурно-досуговой деятельности


Позволяет оценить разнообразие форм организации досуга, обеспечить многофункциональность, разноправленность досуговых программ в коррекционных образовательных учреждениях:

  • Сюжетно-игровые - в них преобладают разнообразные игры: подвижные, интеллектуальные, игры-драматизации, аттракционы, аукционы;

  • Конкурсно-развлекательные - состоят из разнообразных конкурсов, позволяющих выделить лидирующих участников или целые группы в какой-либо области знаний или общественно полезной деятельности;

  • Фольклорные - включают народные игры, песни, танцы, хороводы. В сюжет этих программ вводятся персонифицированные образы;

  • Шоу-программы - состоят из зрелища, пластики, танцев, показа мод, концертных номеров, клоунады, музыки, светового оформления;

  • Рекреационно-оздоровительные - включают методы биоэнергетического оздоровления, восточные оздоровительные системы, шейпинги, ароматерапию, музыкотерапию, арттерапию, диалоготерапию, сказкотерапию;

  • Информационно-дискуссионные - включают новую и значимую для аудитории информацию, побуждающую к спорту, дискуссии, размышлению. Содержание этих программ черпается из обширного проблемного поля современной жизни;

  • Праздничные программы - органически сочетают в себе многообразие содержания и средств художественного воздействия на разновозрастную аудиторию;

  • Профилактико-коррекционные программы - содержат педагогическую направленность и способствуют регуляции психического состояния людей;

  • Спортивно-развлекательные программы - включают подвижные игры, шуточные поединки, веселые старты, комбинированные эстафеты, спортивные конкурсы.


  1. Классификация по принципам соучастия детей в программе и ее протяженности во времени

Позволяет освоить видовое разнообразие досуговых программ, определиться с жанрами программ, их особенностями, основными задачами и принципами проектирования.

Выделяются 6 типов программ:

  • Разовая игровая программа - не требует предварительной подготовки участников; ведущий включает детей в игру, массовый танец, пение непосредственно в ходе программы. Может длиться от 30 минут и более, в зависимости от возраста детей и выбора развлечений.

  • Конкурсная игровая программа по заданной тематике с предварительной подготовкой участников (КВН, брейн-ринг и т.д.). Готовить такие программы могут как педагоги, так и старшеклассники под руководством взрослых.

Основные типы интеллектуальных игр:

Викторина - форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов. При подготовке и проведении викторин в специальных (коррекционных) школах VIII вида рекомендуется придерживаться следующих правил:

- темы должны быть актуальными;

- вопросы должны быть четкими и понятными обучающимся;

- вопросы должны быть рассчитаны на определенный возраст обучающихся;

- обучающиеся должны иметь время на подготовку ответа;

- в викторинах должны быть победители;

- вопросы викторин должны собираться и использоваться в учебно-воспитательном процессе учебного заведения.

Виды викторин:

  • Тестовая викторина (участники отвечают на вопросы и получают оценку). Примеры: «О, счастливчик!», «Что? Где? Когда?»;


  • Сюжетная викторина (организаторы придумывают игровой сюжет, например: лошадиные скачки, космическое путешествие, морская регата; участники соответственно «становятся» жокеями, космонавтами, моряками).


  • Стратегия - форма интеллектуальной игры, где успех обеспечивается за счет наиболее верного планирования участниками своих действий.

Вопросы для интеллектуальных игр:

№ п/п

допустимые

Условно допустимые

недопустимые

Вопросы на сообразительность

Воспроизводящие вопросы

Вопросы-розыгрыши

Вопросы типа «неизвестное об известном»

Вопросы «с уловкой»

Вопросы на логическое и ассоциативное мышление.

Вопросы на перечисление

Вопросы «на удачу»

Вопросы, предполагающие длинный ответ

Вопросы «на приближение»

Игра-спектакль. Чтобы провести игру-спектакль, необходимо группа ведущих игровой программы. Как правило, ими выступают педагоги-организаторы, учителя, воспитатели. Сюжет спектакля строится таким образом, что его сторонние участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля.

Театрализованная сюжетная игра требует погружения артистов и зрителей в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки. Чаще всего ее проводят в коллективных старших школьников.

Праздник - предполагает разнообразие развлечений, зрелищ, выставок, публичных выступлений с активным участием детей. Праздник может быть торжественным ритуалом, связанным с социально значимым событием или значительным событием в жизни коллектива, группы, класс, например день рождения объединения, кружка, юбилей учреждения. Праздник обязательно рассчитан на активную подготовку к нему всех участников; это одно из главных условий в создании атмосферы ожидания праздника.

Длительная досуговая программа представляет собой систему воспитательной работы педагога или педагогического коллектива.

Современные длительные досуговые программы восходят своим содержанием к сюжетно-ролевым играм, которые были широко распространены в практике пионерской организации.

Особенности длительной сюжетно-ролевой игры:

  • наличие развивающей социальной идеи (сюжета);

  • наличие коллективной творческой деятельности детей (в качестве системообразующего фактора);

  • разнообразие игровых ролей, их свободный выбор и смена (для самовыражения личности);

  • создание и закрепление в игре положительных моделей поведения;

  • конструирование защитной игровой среды, смягчающей воздействие обыденной жизни и диктат взрослых.

В качестве программы длительности сюжетно-ролевая игра применима в различных педагогических системах: в рамках образовательной школы, в летнем детском лагере, в коррекционных учреждениях и т.д.

В досуговых программах, в том числе и длительных, используются основные, выделенные в теории С.А Шмакова виды современных игр, в том числе: физические и психологические игры и тренинги, интеллектуально-творческие игры, социальные игры, комплексные игры.


  1. Классификация досуговых программ, массовых мероприятий, коллективных творческих дел в соответствии с возрастными этапами развития ребенка

Обеспечивает использование принципа возрастосообразности в организации досуговой деятельности детей, корректный выбор жанра и содержания программы. Опора на сенситивные виды деятельности детей, связанные с возрастными особенностями, лежащими в основе классификации, безусловно, повысит привлекательность программ для детской аудитории, придаст педагогическую целесообразность их проведению.

I этап - возраст от 6 до 10 лет. Период научения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; определенные ограничения как бы очерчивают для них некую зону безопасности, в которой ребенок чувствует себя защищенным. Исходя из этого основным способом осуществления культурно-досуговой деятельности с младшими детьми является действие по образцу, а формами ее реализации могут быть всевозможные игры (игры с правилами, с игрушками, синхронные действия), чтение вслух, рисование, коллекционирование, драматизация, праздники.

II этап - возраст 11-13 лет. Детям этого возраста чрезвычайно важно согласовывать свои действия со сверстниками, они хотят участвовать в общем деле и знать, как их деятельность может выражаться в денежном эквиваленте. Подросткам этого возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в «мирное» русло, помочь сделать самостоятельные шаги к самоутверждению. Здесь ведущий способ проведения досуга - организация коллективной творческой деятельности, а наиболее популярными ее формами являются: игры на местности, игры на восприятие друг друга, спортивные игры, туризм, вечеринки, встречи с кумирами (наяву, через рассказы, видеофильмы), система зарабатывания каких-либо благ, праздники, драматизация.

III этап - возраст 14-17 лет. В этом возрасте подростки проходят период формирования чувства идентичности, «самости», осознания собственной индивидуальности, стремятся выразить себя. На данном этапе формируются жизненные цели личности, складывается мировоззрение, осваиваются навыки взаимодействия с противоположным полом. Подростки интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, старшего и более опытного товарища. Учитывая эти особенности, старшим подросткам, как и в предыдущем случае, целесообразнее всего предлагать различные варианты коллективной творческой деятельности, но с учетом их запросов и интересов. Это могут быть: вечера современной музыки, дискотеки, вечера авторской песни, спортивные игры, дискуссии, тренинги, формы общественно-полезной деятельности (благотворительные акции, выезды с концертными программами, этнографические, экологические, фольклорные экспедиции, трудовые дела).


  1. Видологическая классификация досуговых программ

Предназначена для проведения комплексного анализа организации детского досуга в коррекционных учреждениях; может быть использована при описании системы культурно-досуговой деятельности учреждения, для изучения ее содержания, оценки качества.

№ п/п

Вид классификации

Варианты программ

1.

По направлению деятельности

Научно-технические, туристско-краеведческие, спортивно-технические, эколого-биологические, культурологические, физкультурно-спортивные, социально-педагогические, военно-патриотические, художественно-эстетические (музыка, театр, декоративно-прикладные виды искусства). Программы общественных организаций.

2.

По педагогическим целям

Познавательные, научно-исследовательской ориентации, социальной адаптации, профессионально-прикладные, спортивно-оздоровительные, развивающие художественную одаренность, досуговые и др.

3.

По задачам организации деятельности

Познание, просвещение, общение

4.

По педагогической направленности на формирование личностных установок

Самосовершенствование; осознание принадлежности к социально-исторической общности; соблюдение нравственных общечеловеческих ценностей; социальная активность; природа; искусство; общение

5.

По возрастным особенностям

Для дошкольников, учащихся начальной, основной, средней школы, для подростков

6.

По контингенту воспитанников

Смешанные, для мальчиков, девочек (юношей, девушек), для детей с ограниченными возможностями, одаренных детей и т.д.

7.

По продолжительности реализации

Разовые, длительные, двухгодичные и др.

8.

По формам реализации

Групповые, индивидуальные

Основные технологические приемы, используемые при проектировании и реализации досуговых программ.

Для продуктивного проведения досуговых программ в коррекционном образовательном учреждении необходимо педагогическое регулирование внутренних коммуникаций аудитории. Этой цели служат разнообразные приемы, способствующие общению участников программы. В зависимости от вида программы они могут быть следующими:

  • Дискуссии, дающие участникам программы возможность высказать свое мнение, точку зрения по интересующей проблеме;

  • Игры-драматизации, позволяющие индивидуализировать проявления творческой активности аудитории, дающие возможность «опробовать» себя в различных ролях;

  • Коллективное пение, являющееся средством группового сплочения;

  • Хороводно-танцевальные фрагменты, направленные на укрепление сплоченности участников программы и снятие напряжения;

  • Слайд-программы, способствующие расслаблению и активизации творческой деятельности участников;

  • Конкурсы, дающие возможность самореализации, - участники могут петь, танцевать, играть и т.д.

© 2010-2022