• Преподавателю
  • Другое
  • Использование технологии сотрудничества на занятиях по ТТФ ( на примере фотосъемки на пленере)

Использование технологии сотрудничества на занятиях по ТТФ ( на примере фотосъемки на пленере)

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование технологии сотрудничества на занятиях по ТТФ ( на примере фотосъемки на пленере)

Абрамов А.С.,преподаватель спецдисциплин Чебоксарского механико-технологического техникума Минобразования Чувашии

Фотография - третий глаз

человека

Дмитрий Менделеев

Роль фотографии в обществе в целом, и в образовании в частности, незаслуженно отодвинута на третий-четвертый план. Хочется напомнить, что еще в 20-е годы ХХ века народный комиссар просвещения России А.В. Луначарский высоко оценил роль фотографии и фотоискусства в образовании. «В новых школах, устроенных в Германии, Швейцарии, отчасти и Франции, фотография играет большую роль в деле школьного воспитания и обучения. Но там такие школы доступны только для богатых, так как плата за обучение в них очень высока. А для нас важно внести благодеяния фотографии в самую гущу масс, дать ее в руки всем трудящимся. Сделать это не легко, ибо не легко так оборудовать школу, чтобы каждый был фотографом - любителем. Но как каждый передовой товарищ должен иметь часы, так он должен уметь владеть фотографической камерой», - писал он. Наставления просветителя и ученого актуальна и на сегодняшний день. В настоящее время роль фотографии в образовании и культуре современного общества значительна и многообразна. Она связана почти со всеми областями человеческой деятельности, является средством массовой коммуникации. Важное место принадлежит фотографии в современном искусстве, где она активно развивается как особый вид изобразительного направления.

Помимо того, что художественная фотография рассматривается в современном мире как один из видов искусства, прикладная фотография является незаменимым инструментом познания окружающего мира. Нет практически ни одной профессии, где не нашлось бы места для фотографии, не говоря уже о повседневной жизни каждого из нас. Поэтому владение фотографией можно отнести к общетрудовым умениям, которые необходимы каждому члену общества и должны формироваться в общеобразовательной школе.

Фотография сопровождает современного человека на каждом шагу и оказывает существенное влияние на формирование его видения действительности. Одновременно она стимулирует интеграцию различных областей общественной деятельности и духовной жизни − производства, науки, искусства и политики. В этой ситуации общество и система образования, как один из главных институтов воспитания молодого поколения, не может оставаться в стороне от формирования информационной культуры молодежи. Тенденции развития современной техники таковы, что эти устройства все чаще объединяются с цифровыми фотокамерами. Среди многочисленных отраслей, через которые ведется наша массовая культурническая работа, фотография занимает одно из первых мест назревшей потребности. Дело фотографии неразрывно связано с различными науками и их отделами, например: физикой, химией, математикой, информатикой и т. д. Фотографическая камера в руках студента дает ему не только радость и удовольствие: она возбуждает в нем живой интерес к различным дисциплинам. «Фотография является основой школы и всюду необходима. Никакие кабинеты, никакие лаборатории не могут играть такой широкой роли в учебном деле, как фотография сама по себе. С другой стороны, фотография иллюстрирует все стороны жизни, все знания, получаемые ребенком», - писал Анатолий Луначарский.

В Чебоксарском механико-технологическом техникуме по МДК 02.03 дисциплина "Техника и технология рекламной фотографии" ведется в течение 3 семестров, на 2-3 курсах. Чтобы заинтересовать студентов преподаватели цикла Реклама применяют различные педагогические технологии. Из сотен технологий по ТТФ мы часто используем такие виды технологий как модульные, частопредметные (по уровню применения), групповые, дифференцированные, альтернативные (по оргформам обучения), сотрудничества, личностно-ориентированные, гуманно-личностные, компенсирующее обучение (по подходу к студенту), профессиональные, технократические (по характеру содержания и структуры). Как применяются вышеназванные технологии, например, при изучении жанра портрет? Съемку портрета можно произвести в различных видах освещения. Для документа съемку портрета практически всегда проводят в условиях студии. Расставляются софиты, выравнивается свет, устанавливаются основные параметры фотографии, не забывается цифровое значение трансфокатора, вспоминается значения iso, баланса белого. Ориентируясь частопредметной технологии (фотосъемка является именной частопредметной дисциплиной), мы выбираем технологию сотрудничества. Напомним, что при такой технологии между преподавателем и группой студентов стираются такие понятия, как "авторитаризм" или "авторитарная технолгия", и на первое место выходит демократизм, равенство между преподавателем и группой студентов. При такой технологии студент выступает равноправным членом образовательного процесса, и тандем "педагог" и "студент" вырабатывают общие цели своей деятельности. Технология сотрудничества, на взгляд автора статьи, является самым продуктивным в области образовательного процесса по такой дисциплине, как "Техника и технология рекламной фотографии". Тезис автора доказывает тот факт, что студентами 2-3 курсов ЧМТТ в 2014-2015 учебном году завоевано 56 призовых мест на международных, всероссийских, региональных, республиканских конкурсах. Аллею победителей ЧМТТ украшают Владимир Шимин международный конкурс "Фотопризер" (2 место), Юлиания Архипова (1 место), Надежда Григорьева (1 место), Семен Суховей (2 место) в V всероссийском фотоконкурсе "Моя Россия"), Елена Шаброва спецприз, Вера Михайлова стала лауреатом ХIII всероссийского конкурса "Будущее России в руках молодых". Виктория Александрова, Елизавета Яковлева, Ксения Тиханкина заняли 1 место на региональном фестивале студентов и молодежи "Человек. Гражданин. Ученый", Лукина Наталья - 1 место на VI межрегиональном фестивале "Ритм", Екатерина Иванова - 1 место, Марина Максимова -1 место, Диана Данилова - 1 место - республиканский конкурс "Победа глазами юных", Надежда Григорьева (1 место) - республиканский конкурс среди СМИ на лучшее освещение темы "Популяризация рабочих и инженерных профессий", Семен Суховей (1 место) - III республиканский конкурс "Наука в объективе" и т.д.

О фотопроектах. Только в последние 3 года сотрудничество преподавателей и студентов ЧМТТ позволило реализовать такие республиканские проекты, как "Летняя выездная школа молодого фотожурналиста" (проект осуществлен на базе МОУ "Ильинская СОШ Моргаушского района"), "Фотовикторина" (проект осуществлен Центром "ЮНИТЭКС" Минобразования Чувашии), "Праздник Фотографии, посвященный 175-летию изобретения светописи" (проект осуществлен на базе ЧМТТ). В настоящее время в нашем техникуме проходит апробация нового проекта под названием "Фоторинг". Это соревнование двух авторов персональных выставок. На первом фоторинге выступили Ольга Стурикова и Владимир Шимин. В 2015-2016 учебном году готовится фоторинг "ЧМТТ против ЧГПУ". Успехи студентов ЧМТТ на различных конкурсных площадках достигается на основе взаимоуважения педагога к студенческой группе, где педагог является равноправным участником учебного и творческого процесса. Творческое амплуа обучающегося, как правило, всегда выдвигается на первое место. Как достигнуть успеха во время такого специфического занятия как мастер-класс "Фотосъемка на пленере". Сначала спрашиваю у студентов значение термина "пленер", напоминаю, что с преподавателем живописи В.И. Майорововым они писали картины на пленере. Студенты 3 курса вспоминают, что пленер (от фр. en plein air - «на открытом воздухе») это живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях, что термин используется для обозначения правдивого отражения красочного богатства натуры, всех изменений цвета в естественных условиях, при активной роли света и воздуха, которые применимы и в фотографии.

Затем После получения положительного ответа последуют другие вопросы. Например, как расставить снимаемые объекты на лоне природы? Используют ли его современные рекламисты? Какое освещение должно быть? Нужна ли экспрессия в кадре? У каждого студента свой ответ. В итоге мы находим общий знаменатель - удовлетворяющий всем ответы на заданные вопросы. Студенты сами задают вопросы. Какой баланс белого выбрать на пленере? Важно ли значение чувствительности матрицы? Как достичь эмоционального насыщения кадра? Здесь педагог приводит примеры из своей журналистской практики.

Во время подготовки фотоаппаратуры для съемки на природе я ненавязчиво рассказываю, что пленер появился в начале XIX века в Англии благодаря Джону Констеблю и Ричарду Парксу Бонингтону, что пленеризм становится основой эстетики художников, для которых свет и воздух приобретают самостоятельное значение и чисто живописный интерес.

Напоминаю своим студентам, что рекламная фотография - это легко воспринимающееся изображение, которое иллюстрирует идею или ею является. Такое фото объединяет все жанры, но при этом не заменяет их. После установки экспопары, чувствительности матрицы и вида освещения мы с группой студентов идеи искать естественный фон для фотосъемки. Осенью, когда имеем изобилие цветов, очень интересными получаются фотографии на пленере. В кадр можно включить "золотую" листву берез или пунцовые ветки клена, фотографию могут украсить грозди рябины или калины. Во время съемки напоминаю студентам, что неплохо бы вспомнить картину И. Левитана "Золотая осень», так как эта картина настоящий праздник бытия, ощущение восторга перед недолговечной и хрупкой прелестью окружающей природы.

Фотосъёмка на пленере проходит в естественных условиях на открытом воздухе. Данный вид съемки предполагает некую прогулку и имеет большие границы для творчества. Фотографии получаются более живыми, яркими и художественными. Съемка на пленере является самым распространенным видом фотосессий, благодаря разнообразию мест съемки и мобильному свету.

При разработке любой темы педагог направляет вектор творчества на реализацию социально-значимых проектов. Так и при реализации такой технологии, как технологии сотрудничества в год 70-летия Великой Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. над фашизмом студенты 2-3 курсов вели репортажные и постановочные съемки на улицах сел и городов Чувашской Республики. Подготовили интереснейшие серии "Наши улицы - наши герои", "Победители", "Салют, Победа!", "Молодежь вместе героями". По итогам фотосъемок участников ВОВ в городском музее г. Новочебоксарск развернута фотовыставка студентов ЧМТТ "Победители". Для достижения поставленной цели используем различные образовательные ресурсы: книги, журналы, видеоуроки, презентации, интернет-ресурсы. А главным критерием достижения цели остается дружественное, дружелюбное отношение тандема "педагог"-"студент".

Использованная литература:

  1. Милчев М.Н. Практическая энциклопедия цифровой фотографии. - М.,С-Пб.: Сова, 2013.

  2. Шнейдеров В. Фотография, реклама, дизайн на компьютере. Самоучитель. (+СD) - СПб.: Питер, 2013. - 320 с.: ил.

  3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учебное пособие / Е. С. Полат. - М.: 2000. - 296 с.


© 2010-2022