- Преподавателю
- Другое
- Рекомендации для родителей Мультфильмы - польза или вред?
Рекомендации для родителей Мультфильмы - польза или вред?
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Панина Е.А. |
Дата | 22.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Использование мультипликационных фильмов
в работе с детьми дошкольного возраста
Дошкольное детство - это время, когда у ребенка развиваются навыки доброжелательного поведения. Нравственное воспитание детей в этом возрасте предполагает формирование дружеских взаимоотношений со сверстниками, привычки играть, трудиться, умения договариваться, помогать друг другу, стремления радовать старших хорошими поступками. Также оно подразумевает воспитание уважительного отношения к окружающим людям, заботливого отношения к малышам, пожилым, детям с ограниченными возможностями, умения помогать им. Взрослые должны поощрять творческие проявления ребенка, ведь дальнейшая жизнь вряд ли даст много поводов для фантазии, а скорее потребует постоянной работы памяти, логики, мышления. Однако полноценный человек, гармоничная и психически здоровая личность, воспитанная в духе творчества и неограниченного воображения, всегда найдет правильное решение и скрытый на первый взгляд выход из любой жизненной ситуации.
Очевидно, что мультфильмы влияют на развитие детей. Почти каждый ребенок-дошкольник проводит у экрана больше половины своего времени, когда он находится дома. Кроме этого ребенок смотрит мультфильмы в дороге (в туристических поездках, по пути в детский сад, если его везут в машине и т.д.), ходит с родителями в кинотеатры. Мультфильмы - неотъемлемое средство его социализации.
Зрительные образы, полученные посредством мультфильмов, воздействуют на детскую психику гораздо сильнее, чем прочитанная книга или рассказанная сказка.
Просматривая мультфильм, ребенок сопереживает и отождествляет себя с кем-то из главных героев, переживает события фильма вместе с ним. Таким образом, он проходит путь от выявления конфликта героя до его разрешения, как бы прокладывая внутри себя такой путь - осваивает способ решения такой проблемы, примеряет этот способ на себя.
Поведение персонажей может служить пособием, уроком, примером взаимодействия с окружающим миром. Можно наблюдать не только внешнее поведение того или иного героя, но также проникнуть в суть его мотива, понять, почему это происходит именно так.
Ребенку намного легче обсуждать и анализировать поведение главного героя, чем касаться собственных трудностей. В процессе просмотра мультфильма и работы - он отождествляется с собственными проблемами, перенося их на персонажа фильма.
Фактически ребенок видит на примере героя варианты выхода для себя, хотя до этого не видел их в своей жизни.
Таким образом, мультфильмы могут служить как отличным средством воспитания, так и инструментом психокоррекции (при обсуждении, проигрывании сцен из мультфильма, анализе действий героев).
Специально подобранные мультипликационные фильмы можно использовать в коррекционно-развивающей работе с различными целями. Например, с целью воспитания нравственных качеств, с целью коррекции заниженной самооценки, коррекции поведения, коррекция различных личностных трудностей, агрессивности, застенчивости, страхов, устранения социально-коммуникативных трудностей и т.д..
Что дает работа с использованием мультипликационных фильмов
Диагностика. Во-первых, информация, с каким героем ребенок отождествляет себя в фильме, говорит о проблеме. Что больше всего привлекает в этом герое, а что отталкивает? Ответы на эти вопросы помогут понять трудности ребенка лучше и ненавязчиво показать тутти их решения.
Способы решения проблем. Конфликт, который моделируется в мультфильме, безусловно, в той или иной мере актуален и для ребенка. Переживая с героем эту проблему, достигая выхода из нее, получая ее разрешение, ребенок тренируется в решении подобной проблемы в своей жизни.
Задачи, которые решаются в ходе работы с использованием мультипликационных фильмов:
-
Создание условий для эмоционального переживания и проживания детьми коррекционных ситуаций, раскрывающихся в мультфильме.
-
Помощь в осознании трудностей героя и их причин.
-
Обучение анализу собственного поведения в подобных ситуациях.
-
Получение вариантов решения проблемы.
Вопросы, которые можно задавать детям после просмотра мультфильма.
-
Какое у вас настроение после просмотра?
-
Кто из героев больше всего понравился?
-
Какие чувства испытывали герои?
-
Кто, наоборот, больше всего не понравился?
-
Что бы вы сделали по другому?
-
Какие качества этого персонажа могут быть в вас?
-
На месте кого из героев фильма вам хотелось бы оказаться? Почему?
-
А в жизни такое бывает?
-
Находились ли вы в таких ситуациях? Как вы преодолеваете подобные проблемы?
-
Какие эпизоды хотелось бы пересмотреть снова?
-
Что бы вы хотели добавить, изменить в мультфильме?
Обсуждение содержания просмотренных мультфильмов, проговаривание событий и анализ поведения героев сформирует у ребенка более четкую картину происходящего и заставит задуматься о смысле просмотренного мультфильма.
Литература:
-
Сергей Выгонский. Фильмотерапия. - Subscribe.ru
-
Лучина Н. Фильмотерапия. - junona.org
-
Бурухина А.Ф Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми // Воспитатель ДОУ .- №10. - 2012.
-
Туний С. Педагогическая гостиная для воспитателей «Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми»
doshkolnik.ru/okr-mir/3087-multfilm.html
Список рекомендованных мультфильмов
для просмотра с детьми
название мультфильма
год выпуска
продолжительность мм:сс
направленность
А что ты умеешь?
1984
09:04
Формирование понимания собственной уникальности
Бобик в гостях у Барбоса
1977
09:06
Воспитание правильного поведения
Большой Ух
1989
10:00
Формирование желания помогать нуждающимся
Большой секрет
1979
16:08
О смысле дружбы
Бюро находок (мультсериал)
1982
09:17
Формирование желания помогать нуждающимся
Варежка
1967
09:51
Формирование внимательного отношения к близким
Волшебное кольцо
1979
19:00
О смысле дружбы, формирование бережного отношения к животным
Вовка в тридесятом царстве
1965
19:00
Развитие трудолюбия
Великий Нехочуха
1986
09:13
Воспитание трудолюбия, понимания необходимости выполнять домашние обязанности
Волшебное лекарство
1982
09:00
Формирование доброжелательности
Волшебный магазин
1953
29:00
Развитие трудолюбия, усердия
Воспитание веры в свои силы
В стране невыученных уроков
1969
19:08
Формирование понимания важности знаний
Волшебник изумрудного города
1973
23:00
Воспитание целеустремленности, дружелюбия
Грибок-теремок
1958
10:09
Воспитания дружелюбия,
заботы о ближнем
Два жадных медвежонка
1954
10:00
Воспитание щедрости
Дед мороз и лето
1969
19:00
Развитие творчества
Ежик должен быть колючим?
1990
09:00
Формирование понимания собственной уникальности
Ёжиком в тумане
1975
11:00
Живая игрушка
1982
09:29
Формирование бережного отношения к животным
Как козлик землю держал
1974
10:00
Воспитание смелости, храбрости
Заветная мечта
1972
10:00
Формирование доброжелательности,
желания помогать
Замок лгунов
1983
16:01
О вреде лжи
Как котенку построили дом
1963
11:00
Формирование желания помогать нуждающимся
Как ослик грустью заболел
1987
09:36
О дружбе, заботе о ближнем
Как стать большим
1967
10:00
Формирование понимания того, что взрослый не тот кто вырос, а тот кто совершает обдуманные поступки
Капризная принцесса
1969
19:00
О вреде капризов
Королева зубная щетка
1962
17:33
О пользе гигиены
Крошка Енот
1974
08:51
О том, как подружиться и с чего начинается дружба
Лисенок (мультсериал)
1989-1994
07:13
О доброте
Лиса и заяц
1973
11:41
Формирование чувства справедливости, желания помогать нуждающимся
Лошарик
1971
10:00
Воспитание доброжелательнос-ти, умения поддерживать друзей
Маша и волшебное варенье
1979
11:00
О вреде лжи
Мой друг зонтик
1982
09:44
О смысле дружбы
Ничуть не страшно
1981
09:24
Борьба со страхами
Остров ошибок
1955
25:02
Формирование понимания важности знаний
Ох и Ах
1975
08:45
Палочка-выручалочка
1962
09:04
Развитие творчества
Паровозик из Ромашкова
1967
10:00
Развитие умения видеть прекрасное быденном
Песенка мышонка
1967
09:27
Развитие трудолюбия
Про мамонтенка
1983
09:01
О дружбе, любви к родителям
Просто так
1976
06:32
Воспитание доброжелательности
Приключения огуречика
1970
09:34
Воспитание доброжелательности
Подарок для самого слабого
1978
09:09
Формирование чувства справедливости, желания помогать нуждающимся
Про бегемота, который боялся прививок
1966
17:00
Борьба со страхами
Про мышонка, который хотел стать сильным
1983
09:00
Формирование понимания собственной уникальности
Про Чебурашку
1983
10:00
Про дружбу и взаимопомощь
Птичка Тари
1976
08:47
Формирование желания помогать нуждающимся
Пятачок
1977
О честности, взаимопомощи
Радуга
1974
08:00
Воспитание дружелюбия
Рассказ о девочке, наступившей на хлеб
1986
09:58
Воспитание правильного поведения
Разные колеса
1960
10:01
о трудолюбии и находчивости
Разрешите погулять с вашей собакой
1984
09:31
О доброте и бережном отношении к животным
Самый главный
1970
17:41
О дружбе, взаимоуважении
Самый большой друг
1968
09:44
О смысле дружбы
Самый маленький гном (мультсериал)
1977-1983
38:21
Формирование желания помогать нуждающимся
Сестрички-привычки
1989
10:06
О вреде капризов, лени, неряшливости
Сладкая сказка
1970
16:00
Воспитание доброжелательности, отзывчивости умения делиться
Сказка про лень
1976
09:00
О вреде лени
Трое из Простоквашино (мультсериал)
1978
17:07
О дружбе, взаимоуважении
Трудолюбивая старушка
1986
09:16
Развитие трудолюбия
Умка
1969
09:50
О смысле дружбы
Храбрый олененок
1954
20:00
Воспитание смелости, храбрости
Цветик - семицветик
1968
25:00
О вреде необдуманных поступков
Чуня (про поросенка)
1968
09:44
Формирование воспитанности доброжелательности
Чужие следы
1971
09:33
Формирование чувства справедливости
Чудесный колокольчик
1949
19:16
О доброте, скромности и трудолюбии
Шапка-невидимка
1973
10:00
Формирование честности и трудолюбия
Щелкунчик
1973
25:33
О доброте и взаимопомощи