- Преподавателю
- Другое
- Методическая разработка теоретического занятия по теме Организация аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов по теме Дыхательная система. Воздухоносные пути
Методическая разработка теоретического занятия по теме Организация аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов по теме Дыхательная система. Воздухоносные пути
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кондакова Е.Н. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
« Медицинский колледж № 6»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ТЕМЕ «ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. ВОЗДУХОНОСНЫЕ ПУТИ»
ДИСЦИПЛИНА: АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО
КУРС: 1
Составлено Кондаковой Е.Н.
преподавателем анатомии и физиологии
высшей квалификационной категории
Москва, 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка составлена в соответствии с рабочей программой по анатомии и физиологии для специальности Сестринское дело.
При изучении темы используются следующие формы самостоятельной работы:
-
аудиторная (в виде фрагмента, основной части теоретического или практического занятия);
-
внеаудиторная (выполнение конкретных видов заданий, подготовку к теоретическим и практическим занятиям, самостоятельное изучение определенных тем).
Методическая разработка включает:
-
блок материалов для студентов: задания для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы. Эти задания представляют собой раздаточный материал;
-
блок материалов для преподавателя: материалы контроля самостоятельной аудиторной работы, эталоны ответов для аудиторной и внеаудиторной работы студентов;
-
приложение содержит слайды компьютерной презентации. Слайды, помещенные на белом фоне, используются для объяснения и иллюстрирования изучаемого теоретического материала.
В методической разработке учтены принципы личностно-ориентированного обучения:
-
возможность оформлять конспект в виде схем или текста;
-
возможность выбора при выполнении внеаудиторной работы (задания 1-4, требующие воспроизведения информации; задание 5 - творческий уровень);
-
организация работы студентов малыми группами на практических занятиях с правом выбора темы для ответа;
-
организация тестового контроля с правом выбора ответов на вопросы в текстовой или иллюстративной форме.
Общие принципы, которые применяю для организации самостоятельной работы:
-
использую правило «от простого к сложному» при составлении заданий. Работа с текстом заполнение с таблиц и схем работа с иллюстративным материалом выполнение творческих заданий;
-
аудиторную самостоятельную работу планирую при изучении нового материала и закреплении его;
-
формулирую критерии оценки самостоятельной работы;
-
самостоятельную аудиторная работа контролирую на каждом этапе ее выполнения в виде устных ответов студентов. Для этого использую муляжи, наглядные пособия, компьютерную презентацию;
-
с графиком выполнения и предоставления на проверку внеаудиторной самостоятельной работы знакомлю студентов перед изучением раздела;
-
внеаудиторную самостоятельную работу проверяю выборочно на теоретических занятиях и в обязательном порядке - на практических занятиях;
-
материалы внеаудиторной работы предоставляю студентам перед изучением раздела в электронном виде через Net School.
Критерии оценки самостоятельной внеаудиторной работы
Критерий
Балл
1.
Своевременность предоставления работы на проверку
1
2.
Аккуратность, отсутствие грамматических ошибок
1
3.
Выполнение заданий № 1-4
1
4.
Отсутствие фактических ошибок
1
5.
Выполнение задания № 5
1
Критерии оценки аудиторной самостоятельной работы (устный ответ)
Критерий
Балл
1.
Обоснованность и чёткость изложения ответа
1
2.
Владение грамотной устной речью
1
3.
Владение терминологией
1
4.
Оформление материала в соответствии с требованиями
1
5.
Умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач
1
БЛОК МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ СТУДЕНТА
Указания к изучению темы
«Дыхательная система. Воздухоносные пути»
В результате изучения темы вы будете
Знать:
-
строение и функции воздухоносных путей: носовой полости, гортани, трахеи, главных бронхов.
Уметь:
-
показывать анатомические образования на планшетах и муляжах;
-
пользоваться анатомической терминологией.
План изучения темы
1.Функции дыхательной системы
2.Воздухоносные пути и органы газообмена 3. Полость носа: строение, функции*
4.Гортань: строение, функции *
5. Трахея: строение, функция *
6. Главные бронхи
‼ Вопросы, обозначенные звездочкой, вам предстоит изучить самостоятельно, используя учебную литературу, слайды компьютерной презентации.
Для изучения теоретического материала воспользуйтесь:
-
раздаточным материалом к аудиторной самостоятельной работе;
-
слайдами компьютерной презентации;
-
учебником : Федюкович Н.И., Гайнутдинов И.К. Анатомия и физиология человека, Ростов - на -Дону «Феникс», 2010, стр.235-242.
‼ Части схем, обозначенные пунктиром, предназначены для изучения дома.
Ваша аудиторная работа будет оцениваться:
-
при ответах на вопросы (устно);
-
индивидуально - на практическом занятии «Анатомия органов дыхательной системы»;
Домашнее задание
-
изучить материал учебника: Федюкович Н.И., Гайнутдинов И.К. Анатомия и физиология человека, Ростов-на-Дону «Феникс», 2010, стр.235-242;
-
выполнить внеаудиторную самостоятельную работу.
Аудиторная самостоятельная работа
Тема «Дыхательная система. Воздухоносные пути»
1.Функции дыхательной системы
2.Воздухоносные пути и органы газообмена 3. Полость носа: строение, функции
Задание 1.
-
Перенесите изображения в тетрадь
-
Перечислите анатомические образования, с которыми граничит полость носа
?
?
?
-
Назовите отверстия полости носа
? ?
носоглотка
Задание 2.
-
Заполните схему «Строение полости носа»
Части полости носа
Носовые раковины
Носовые ходы
Особенности строения
Функции
Околоносовые пазухи
Функции
Особенности слизистой
4.Гортань: строение, функции
Задание 3.
-
Заполните схему «Гортань»
Скелетотопия
сверху снизу сбоку спереди Синтопия
Хрящи парные
Особенности строения
Отделы
Складки слизистой
Складки ограничивают
Мышцы
Слои стенки
Особенности строения
Функции
5. Трахея: строение, функция
Задание 4.
-
Заполните схему «Трахея»
Скелетотопия
сверху снизу сбоку спереди Синтопия
Части
Скелет трахеи
Задняя стенка
Место бифуркации
Функция
6. Главные бронхи
Внеаудиторная самостоятельная работа к теоретическому занятию
Тема: «Дыхательная система. Воздухоносные пути»
Задание 1. Закончите оформление опорного конспекта «Гортань».
Задание 2. Дополните предложения
1) К верхним дыхательным путям относят органы __________________________________
2) Функцию газообмена выполняют _______________________________________________
3) Эпителий, выстилающий верхние дыхательные пути____________________________
4) Отверстия, через которые полость носа сообщается с глоткой ______________________
5) Дыхательную функцию выполняют _________________________носовые ходы
6) В нижний носовой ход открывается ____________________________________________
7) Органом дыхания и голосообразования является _____________________________
8) Кость, к которой подвешена гортань, называется _________________________________
9) Мышцы, суживающие голосовую щель называются _______________________________
10) Самое узкое место дыхательных путей _________________________________________
11) Латинское название гортани __________________________________________________
12) Полость гортани сообщается вверху с ____________________, внизу с ______________
13) Гортань переходит в трахею на уровне _______________________________________
14) Латинское название трахеи __________________________________________________ 15) Бифуркация трахеи это- _______________________на уровне ____________________
Задание 3. Выбрать соответствия: 1- ; 2- ; 3- ; 4- ; 5- .
Хрящ
Характеристика
1) перстневидный
А) состоит из дуги и пластины, к которой крепятся черапаловидные хрящи
2) черпаловидный
Б) мелкий, парный, расположен в тоще мышц гортани
3) щитовидный
В) состоит из двух пластин, соединенных под углом
4) рожковидный
Г) закрывает вход в гортань при глотании
5) надгортанник
Д) имеет голосовой и мышечный отросток
Е) З) И)
Ж)
Задание 4.
Назовите орган, фрагмент которого изображен на рисунке______________________________________________
Назовите функцию этого органа ________________________
Сделайте подписи к рисунку
Задание 5*. Сформулируйте ответ на вопрос. Нередко кровеносные сосуды полости носа расширяются настолько сильно, что слизистая набухает и закрывает узкие проходы носовой полости. Они забиваются слизью, и дышать становится невозможно. Поэтому человек начинает дышать ртом. Почему это вредно? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
БЛОК МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Технологическая карта
Тема «Дыхательная система. Воздухоносные пути»
Тип занятия: теоретическое
Время на самостоятельную работу: 1 час
Время на самостоятельную внеаудиторную работу: 1 час
Формы самостоятельной работы
Аудиторная
-
в виде основной части теоретического занятия.
Внеаудиторная
-
выполнение конкретных видов заданий;
-
самостоятельное изучение определенных вопросов («Особенности строения слизистой гортани», «Особенности строения слоев стенок гортани»).
Цель самостоятельной работы
Организационная
-
вовлечь студентов в активную учебную деятельность.
-
систематизировать и закрепить теоретических знаний
Учебная
Знать:
-
строение и функции воздухоносных путей: носовой полости, гортани, трахеи, главных бронхов.
Уметь:
-
показывать анатомические образования на планшетах и муляжах;
-
пользоваться анатомической терминологией.
Развивающая
-
формирование умений работы с учебной литературой;
-
развитие познавательных самостоятельности, ответственности и организованности;
-
формирование самостоятельности мышления.
Контролирующая
-
проверка и корректировка уровня усвоения учебного материала.
Оснащение самостоятельной работы
-
учебник (Федюкович Н.И., Гайнутдинов И.К. Анатомия и физиология человека, Ростов - на-Дону «Феникс», 2010, стр.235-242);
-
раздаточный материал;
-
компьютерная презентация (см. приложение, слайды № 1- 7, 10-15, 18-20 используются при выполнении аудиторной самостоятельной работы, слайды №8,9, 16,17, 21, 22 - при контроле самостоятельной аудиторной работы);
-
муляжи.
Контроль аудиторной самостоятельной работы
Тема «Дыхательная система. Воздухоносные пути»
1.Функции дыхательной системы
2.Воздухоносные пути и органы газообмена 3. Полость носа: строение, функции
Контроль задания 1
I. На муляже «Основание черепа» покажите структуры, с которыми граничит полость носа и ее отверстия:
-
Переднюю черепную ямку
-
Глазницы
-
Полость рта
-
Ноздри
-
Хоаны
Контроль задания 2
I. Слайд №1
II. На муляже «Сагиттальный разрез головы» покажите:
-
Преддверие и собственно полость носа
-
Носовые раковины
-
Носовые ходы
-
Носовые пазухи
III. Слайд № 2
Контроль задания 3
I. На муляже «Хрящи гортани» назовите и покажите:
-
Непарные хрящи
-
Парные хрящи
II. Слайд №3
III. На муляже «Полость гортани» покажите:
-
Преддверие гортани
-
Желудочки гортани
-
Подголосовую полость
-
Складку преддверия
-
Голосовую складку
IV. Слайд №4
V. Ответьте на вопросы:
-
Какие слои имеет стенка гортани?
-
Каковы функции гортани
Контроль задания 4.
I. На муляже «Бронхиальное дерево», «Гортань» покажите
-
Хрящи гортани
-
Мягкую заднюю стенку
-
Место бифуркации трахеи
-
Главные бронхи
II. Слайд № 5
III. Слайд №6
Эталоны ответов к аудиторной самостоятельной работе
Тема «Дыхательная система. Воздухоносные пути»
1.Функции дыхательной системы
2.Воздухоносные пути и органы газообмена 3. Полость носа: строение, функции
Задание 1.
Передняя черепная ямка
Полость рта
Глазницы, гайморовы пазухи
Ноздри Хоаны
носоглотка
Задание 2.
Строение полости носа
Ч
Преддверие
Собственно полость носаасти полости носа
Н
Верхняя
Средняя
Нижняя
Средний
Нижний
Верхнийосовые раковины
Носовые ходы
О
Отверстие носослезного протока
Обонятельные рецепторы
собенности строения
Проведение воздуха
Восприятие запахов
Функции
О
Лобная
Гайморовы
Клиновидная
Решетчатые
Согревание воздуха
Резонаторыколоносовые пазухи
Функции
О
Ресничный эпителий
Наличие желез (слизь)
Венозные сплетениясобенности слизистой
4.Гортань: строение, функции
Задание 3.
Гортань
С
VI шейный позвонок
IV шейный позвоноккелетотопия
Сверху - подъязычная кость
Внизу переходит в трахею
Впереди - подъязычные мышцы шеи
Сбоку- доли щитовидной железы, сосудисто-нервные пучки
Синтопия
Непарные
Парные
Хрящи парные
Черпаловидные
Перстневидный
Рожковидные
Щитовидный
Клиновидные
Надгортанник
О
Щитовидный - самый крупный, состоит из двух, соединенных под углом пластинок. Книзу от щитовидного расположен перстневидный хрящ, передняя часть образует дугу, задняя - широкую пластинку; соединен с щитовидным двумя суставами. Сзади на его пластинке находятся два подвижных черпаловидных хряща, над которыми лежат рожковидные и клиновидные хрящи. Черпаловидные хрящи имеют основание и верхушку. У основания расположены мышечный и головой отростки. К мышечному отростку крепятся мышцы гортани, а голосовому - голосовая связка и голосовая мышца..
Вход в гортань со стороны глотки закрывает надгортанник, состоящий из эластического хряща. Надгортанник расположен позади корня языка и во время глотания закрывает вход в гортань.
собенности строения
О
Подголосовой
Желудочковый
Преддверие
гортанитделы
С
Голосовая складка
Складка преддвериякладки слизистой
С
Голосовую щель
Желудочки
Изменяющие напряжение голосовых связок
Дилататоры
Констрикторыкладки ограничивают
Мышцы
Адвентициальная
Фиброзно-хрящевая
Слизистая
Слои стенки
О
Слизистая выстлана многорядным мерцательным эпителием за искл. голосовых складок и имеет железы. Слизистая голосовых складок покрыта многослойным плоским неороговевающим эпителием и не содержит желез
Фиброзно-хрящевая оболочка состоит из гиалиновых и эластических хрящей, окруженных плотной волокнистой соединительной тканью и выполняет роль каркаса
Адвентициальная (соединительнотканная) соединяет гортань с другими образованиями шеи.
собенности строения
Ф
Голосообразование
Проведение воздухаункции
5. Трахея: строение, функция
Задание 4.
Трахея
С
V грудной позвонок
VI-VII шейные позвонкикелетотопия
С
Спереди - подподъязычные мышцы, перешеек щитовидной железы, рукоятка грудины
Сзади - пищевод
Сбоку-сосуды и нервыинтопия
Грудная
Шейная
Части
С
16-20 неполных хрящевых колецкелет трахеи
З
Перепончатая (соединительная ткань)адняя стенка
М
V грудной позвонокесто бифуркации
Ф
Проведение воздухаункция
6. Главные бронхи
Эталоны ответов к внеаудиторной самостоятельной работе к теоретическому занятию
Тема: «Дыхательная система. Воздухоносные пути»
Задание 1. Закончите оформление опорного конспекта «Гортань» (см. стр. 21).
Задание 2. Дополните предложения
1) К верхним дыхательным путям относят органы носовая полость, носоглотка, гортань.
2) Функцию газообмена выполняют легкие.
3) Эпителий, выстилающий верхние дыхательные пути реснитчатый.
4) Отверстия, через которые полость носа сообщается с глоткой - хоаны.
5) Дыхательную функцию выполняют средний и нижний носовые ходы.
6) В нижний носовой ход открывается носослезный проток.
7) Органом дыхания и голосообразования является гортань.
8) Кость, к которой подвешена гортань, называется подъязычная.
9) Мышцы, суживающие голосовую щель, называются констрикторы.
10) Самое узкое место дыхательных путей - голосовая щель.
11) Латинское название гортани larynx.
12) Полость гортани сообщается вверху с глоткой, внизу с трахеей.
13) Гортань переходит в трахею на уровне VI-VII шейного позвонка.
14) Латинское название трахеи trachea. 15) Бифуркация трахеи это - деление на главные бронха на уровне V грудного позвонка .
Задание 3. Выбрать соответствия: 1- А,Ж ; 2-Д, Е ; 3 -В,И ; 4- Б ; 5- Г, З.
Хрящ
Характеристика
1) перстневидный
А) состоит из дуги и пластины, к которой крепятся черапаловидные хрящи
2) черпаловидный
Б) мелкий, парный, расположен в тоще мышц гортани
3) щитовидный
В) состоит из двух пластин, соединенных под углом
4) рожковидный
Г) закрывает вход в гортань при глотании
5) надгортанник
Д) имеет голосовой и мышечный отросток
Е) З) И)
Ж)
Задание 4.
Назовите орган, фрагмент которого изображен на рисунке-трахея.
Назовите функцию этого органа -проведение воздуха.
Сделайте подписи к рисунку
1-хрящевые полукольца,
2-мембрана,
3-задняя (перепончатая) стенка.
Задание 5*. Сформулируйте ответ на вопрос. Нередко кровеносные сосуды полости носа расширяются настолько сильно, что слизистая набухает и закрывает узкие проходы носовой полости. Они забиваются слизью и дышать становится невозможно. Поэтому человек начинает дышать ртом. Почему это вредно?
Дыхание через рот вредно, т.к. слизистая ротовой полости не имеет всех защитных приспособлений, которые имеет носовая полость: венозные сплетения, мерцательный эпителий, слизь, форма и длина дыхательного пути.
Список литературы
-
Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека. Учебник. 3-е издание. Среднее профессиональное образование. - М.: Академия, 2007, - 496 с.
-
Жилов Ю.Д., Назарова Е.Н. физиология человека: учебно-методическое пособие к практическим занятиям по физиологии человека с кратким теоретическим курсом. - М.: САНВИТТА, 2007, 252 с.
-
Горелова Л.В., Таюрская И.М. Анатомия в схемах и таблицах. - Ростов н/Д: Феникс, 2006, - 573 с.
-
Сапин М.Р., Швецов Э.В. Анатомия человека: Учебник. Среднее профессиональное образование. - М.: Феникс, 2008, - 368 с.
-
Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебник. Среднее профессиональное образование. - М.: Феникс, 2006, - 450 с.