Возможности использования проектной деятельности

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОГБОУ Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа № 10 г. Рязани

Воспитатель Алексеева Татьяна Николаевна

Возможности использования проектной деятельности в целях социальной адаптации учащихся коррекционной школы.

В Федеральных государственных стандартах общего образования сказано, что начальная школа способна решить новые задачи, поставленные перед российским образованием, в первую очередь обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий учителя). Теперь в начальной школе должны привить две группы новых умений.

Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

Во-вторых, это формирование у детей мотивации к обучению, помощь им в самоорганизации и саморазвитии.

Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность. Проектная деятельность эффективно используется в коррекционной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.

Ценным в проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения. При организации проектной деятельности необходимо учитывать возрастные и психолого-физиолого-гигиенические особенности младших школьников.

Наши учащиеся имеют речевую патологию, ограниченный словарный запас, нарушенную пространственную ориентировку, у них ограничена речевая коммуникация. Как правило, подобное состояние сопровождается нарушениями со стороны центральной нервной системы. Это усложняет процесс речевой коррекции, адаптации детей в обществе. Все вышеперечисленное вносит свои особенности в работе над проектами. Вся работа требует постоянной, контролирующей, направляющей роли педагога, так как:

- учащиеся нашей школы испытывают трудности в выборе темы проекта,

- им требуются поэтапные инструкции для выполнения заданий,

- ребята плохо, а иногда и совсем не представляют себе конечный результат работы,

- учащиеся не любят описывать свою работу, а также не всегда могут объективно её оценить,

- необходим индивидуальный подход к каждому ребенку

В своей работе я использую алгоритм работы над проектом, предлагаемый в различной методической литературе. Темы проектов выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Не все учащиеся в силу их индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому мы формируем группы так, чтобы были задействованы учащиеся с разными уровнями развития.

Задача воспитателя заключается в выработке и доведения до учащихся алгоритма деятельности от задумки до конечного результата.

При организации работы над проектом встречается много трудностей, но положительные стороны такой работы очевидны. Так, например, в 1 классе учащиеся приняли участие в работе над общешкольным проектом «Мои любимые цветы. Календула», которое было предложено методическим объединением воспитателей.

В этом возрасте ребятам ещё трудно самостоятельно выполнять задания, поэтому помощь родителей оказалась кстати. Родители показали возможности работы с интернетом, помогли отредактировать полученную информацию. Эта помощь позволила ребятам успешно выступить с презентацией на защите проекта.

Работа над проектом «Русские народные сказки» имело цель заинтересовать учащихся чтением, воспитывать личность на примере положительных героев, поддерживать интерес к устному народному творчеству. Учащиеся работали над ним в течение полугода. На развивающих часах было организованно ежедневное чтение сказок, использовались такие приёмы работы, как инсценировка, драматизация сказки.

Мы смотрели мультфильмы и художественные фильмы-сказки. Ребята самостоятельно читали сказки, завели дневники чтения, в которых не только писали отзывы о прочитанном, но и рисовали иллюстрации к книгам. Кроме этого, проводилась работа по группам. Учащиеся собирали пословицы, поговорки и загадки по данной теме. Проект завершился викториной по русским народным сказкам. В ходе работы над проектом дети учились планировать, распределять обязанности в группе. от каждого ребенка требовалось умение координировать свои усилия с усилиями других.

Следует отметить, что некоторые учащиеся не смогли довести до конца оформление дневников чтения.

Название проекта «Семейные традиции» подсказала учащимся тема одного из уроков «Основы светской этики». Мы с ребятами долго обсуждали, как лучше собрать нужную информацию и что нужно для этого сделать. Ценность этой работы в том, что дети ощущают свою значимость, единение со своей семьей, связывают историю своей семьи с историей страны. Трудности работы -составление рассказа по собранной информации, составление презентации.

Иногда участие в проектах, организованных различными организациями, побуждает учащихся к работе над личными мини проектами Примером может служить проект по изготовлению скворечников и кормушек для птиц. организованный ЭКО.

Положительный результат использования метода проекта очевиден:

- получение учащимися опыта в приобретении и использовании необходимых знаний и умений в различных ситуациях;

- приобретение коммуникативных навыков и умений (работа в разновозрастных группах, исполнение разных социальных ролей, навыки общения);

- духовно-эмоциональное обогащение личности

Кроме того происходит расширение кругозора учащихся, развитие и обогащение словаря, освоение ребёнком различных социальных ролей и усвоение поведения культурного человека. Это качественно меняет отношения в детском коллективе, побуждает к взаимодействию, взаимопомощи, умению преодолевать затруднения и ошибки.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку, развивает творческие способности.

Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.

.

© 2010-2022