• Преподавателю
  • Другое
  • Литературно-музыкальная композиция о жизни и подвиге Героя Советского Союза Е. Н. Преображенском «Верность мужеству храним»

Литературно-музыкальная композиция о жизни и подвиге Героя Советского Союза Е. Н. Преображенском «Верность мужеству храним»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Заявка

на участие в районном конкурсе методических разработок

«Мой лучший урок»

Номинация

Внеклассное мероприятие по патриотическому воспитанию обучающихся на основе краеведческого материала музея Боевой Славы имени Героя Советского Союза Е.Н. Преображенского

Название работы

Литературно-музыкальная композиция о жизни и подвиге Героя Советского Союза Е.Н. Преображенском «Верность мужеству храним»

Полное наименование ОУ

по Уставу

Бюджетное образовательное учреждение Кирилловского муниципального района Вологодской области «Николоторжская средняя общеобразовательная школа»

Автор (авторы)

(Ф.И.О., должность)

Шабарова Ольга Владимировна, педагог-организатор

Квалификационная категория

Первая

Телефон

4-51-66

E-mail

[email protected] или [email protected]

Директор ОУ_______________________ Башарова В.А. ФИО директора

(личная подпись)

М.п.

Пакет конкурсной документации

Сдал(а)_____________________/О.В. Шабарова/

(личная подпись) ФИО конкурсанта

Получил (а) ______________/_________________

(личная подпись) ФИО получившего



Регистрационный

номер

Дата



Бюджетное образовательное учреждение

Кирилловского муниципального района Вологодской области «Николоторжская средняя общеобразовательная школа»

Районный конкурс методических разработок

«Мой лучший урок»



Номинация конкурса:

Внеклассное мероприятие

Сценарий литературно - музыкальной композиции, посвященной

жизни и подвигу Героя Советского Союза Е.Н. Преображенскому «Верность мужеству храним»



Автор конкурсной работы:

Шабарова Ольга Владимировна,

педагог-организатор БОУ КМР ВО «Николоторжкая СОШ»





С. Волокославинское

2013

Пояснительная записка

Актуальность темы определяется современной социально-экономической и образовательной реформой школы, её значимостью в возрождении и развитии духовно-нравственных ценностей, необходимостью формирования высоких морально-этических принципов учащихся, подготовкой молодёжи к активному участию в развитии гражданского общества и российской государственностью.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

«Родной край, его история,» - писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, - «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Цели мероприятия:

  • воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, гражданственности, национального самосознания и благодарности к старшему поколению за героизм и самоотверженность в годы Великой Отечественной войны;

  • прививать нравственно-эстетические качества;

  • обогащать опыт поисковой работы;

  • воспитание исторической памяти у обучающихся на основе уважительного отношения к истории своей малой Родины, наших земляков;

  • формирование новых знаний по краеведению на основе материалов из школьного музея;

  • развитие творческих способностей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся;

  • совершенствования форм сотрудничества и взаимодействия всех участников воспитательного процесса.


Задачи:

  • сохранение и совершенствование традиционных и поиск инновационных методов работы по патриотическому воспитанию;

  • воспитание исторической памяти у обучающихся на основе уважительного отношения к истории государства и памяти защитников Родины - наших земляков;

  • отработать навыки монологической речи и выразительного чтения;

  • приобретение опыта самостоятельной работы с дополнительной литературой и навыков исследовательской работы.


Данный материал можно преподнести в форме классного часа, урока - мужества, беседы, устного журнала. Он может стать основой сценария для проведения различных мероприятий патриотической направленности.

В ходе мероприятия и при его подготовке учащиеся получат дополнительные знания о жизни и подвиге прославленного земляка, Героя Советского Союза Е.Н. Преображенском. В полной мере будут использованы ресурсы школьного музея. Отработают навыки монологической речи и выразительного чтения, приобретут опыт самостоятельной работы с дополнительной литературой и навыки исследовательской работы.


Формы и методы реализации:


  • совместная деятельность педагога и учащихся по подготовке внеклассного мероприятия: работа с литературой и материалами музея, разработка сценария, репетиции;

  • самостоятельная работа учащихся по подготовке выступлений;

  • проведение мероприятия.


Возрастная аудитория: учащиеся 4 - 11 кл., родители, учителя

Ожидаемые результаты:

  • формирование чувства сопричастности и уважения к родной истории;

  • участие школьников в деятельности гражданско-патриотического направления.

  • формирование новых знаний по краеведению на основе материалов музея Боевой Славы имени Героя Советского Союза Е.Н. Преображенского.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, электронная презентация, фонограммы песен военных лет, видеосюжеты, фотографии, подлинники и ксерокопии документов.

Приёмы и методы:

- методика коллективных творческих дел;

-работа в группах ( творческая лаборатория);

- организация деятельности обучающихся по принятию цели мероприятия.

Примечание: в зависимости от возраста обучающихся и отведённого времени материал может быть сокращён.

Мероприятие разработано таким образом, что, можно не посещая школьный музей, эффективно использовать его ресурсы







Содержательная часть (сценарий) :

(рассказ сопровождается электронной презентацией. Слайды меняются по щелчку)

Вступительное слово учителя:

Дорогие ребята и гости! Каждое поколение бережно хранит историческое наследие своего народа. Особой темой для всех нас являются события Великой Отечественной войны. Чем дальше уходит от нас День Победы, тем ценнее становится каждая страница этой легендарной битвы. С каждым годом время всё дальше отодвигает прошлое, но человеческая память никогда не забудет то, страшное и героическое время.

Потому что все меньше остается с нами тех, кто шел тогда в бой со святой верой в правое дело. Шел по приказу сердца -защитить родную землю и свой народ. Рассказы о судьбах и подвигах этих людей по-прежнему нас волнуют и вызывают восхищение.

Сегодня мы проводим литературно-музыкальную композицию и посвящаем его отважному, смелому человеку: нашему прославленному земляку, Герою Советского Союза Евгению Николаевичу Преображенскому. (слайд 1, 2) .
Каким был его жизненный путь и какой героический подвиг он совершил? Подвиг, который до сих пор поражает воображение и служит воплощением доблести, мужества и отваги защитников Отечества. Подвиг, слава о котором будет передаваться из поколения в поколение.

В далеком 1941 году, когда жаркие бои уже вовсю гремели на нашей земле, советские летчики показали всему миру, на что способны: преодолев немецкую ПВО, они бомбили столицу фашистской Германии город Берлин. Это было настоящим геройством. Командовал группой летчиков наш земляк Евгений Николаевич Преображенский.(слайд 3)

Ученик 1.

Евгений Николаевич Преображенский родился и вырос в семье, имеющей давние педагогические традиции, идущие еще с 19 века. (слайд 4) Дед Евгения Николаевича, отец его матери, Дмитрий Степанович Делов родился в 1845 году в семье солдата-крестьянина Астриловской волости Старорусского уезда Новгородской губернии. В 1874 году он закончил Новгородскую учительскую школу , а в 1883 году переезжает в Волокославино и начинает работать в Волокославинском 2-х классном училище учителем арифметики, а позднее - директором училища.

(слайд 5) За время его работы Волокославинское училище становится одним из лучших в уезде. Было построено новое здание школы, разбит сад и огород, устроена небольшая метеостанция, приобретено много наглядных пособий. Учащиеся любили Дмитрия Степановича за добродушие и веселый нрав. (слайд 6) Родители Евгения Николаевича Анна Дмитриевна, Николай Александрович также были учителями Волокославинской школы. Анна Дмитриевна обучала русскому языку и литературе, а Николай Александрович, являвшийся директором школы, преподавал ряд предметов в том числе, химию, физиологию человека, пение. Поощряя развитие художественной самодеятельности в школе, он сумел привить любовь к музыку и Евгению. Анна Дмитриевна и Николай Александрович много помогали ребятам из бедных семей, обладали высокой культурой и были очень уважаемы в селе. В семье Преображенских было трое детей: Евгений, Владимир и Лидия. Лидия Николаевна впоследствии работала в управлении военно-морского флота в Ленинграде и погибла 17 сентября 1941 года во время бомбежки судна с эвакуированными из Ленинграда на Ладожском озере. Судьба Владимира Николаевича неизвестна.

Литературно-музыкальная композиция о жизни и подвиге Героя Советского Союза Е.Н. Преображенском «Верность мужеству храним»

Ученик 2.

(слайд 7,8) Евгений Николаевич Преображенский родился в 22(9) июня 1909 г. Учился Женя только на 4 и 5. У Евгения Николаевича было много увлечений: он любил лыжи и коньки, шахматы, участвовал в художественной самодеятельности.

После окончания школы Евгений, решив пойти по стопам родителей, поступил в Череповецкий педагогический техникум, но применить полученные знания на практике Евгению не пришлось: в 1927 году в восемнадцатилетнем возрасте способного юношу по комсомольской путевке направили на учебу в военно - теоретическую школу летчиков в Ленинграде, оттуда курсант Преображенский попал в Севастопольскую военную школу морских летчиков. (слайд 9) По окончании Евгений Николаевич получает направление на Балтику, где становится командиром эскадрильи морской авиации.

Группа учащихся читают стихи и исполняют песню «Авиационный марш»

Над морской лазурью кружит самолёт,

То взовьётся в небо, то к волнам прильнёт,

И поёт-рокочет в синеве мотор,

Как прибой на взморье у скалистых гор.

Полюбилось море, стало дорогим

Морякам крылатым - лётчикам морским.

В океане неба, в пене облаков

Мчатся корабли крылатых моряков.

Не пройти внезапно никаким врагам,

Не подкрасться тайно к нашим берегам.

От морских пилотов на любых морях

Не укроется нигде коварный враг.

А пока что мирно кружит самолёт,

Побеждать на море учится пилот.

Смело каждый из крылатых моряков

За свою Отчизну постоять готов.

«Авиационный марш»

Музыка Ю. Хайта, слова П. Германа

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,

Преодолеть пространство и простор,

Нам разум дал стальные руки-крылья,

А вместо сердца - пламенный мотор.

Припев:

Все выше, и выше, и выше

Стремим мы полет наших птиц,

И в каждом пропеллере дышит

Спокойствие наших границ.

Бросая ввысь свой аппарат послушный

Или творя невиданный полет,

Мы сознаем, как крепнет флот воздушный,

Наш первый в мире пролетарский флот!

Припев.

Наш острый взгляд пронзает каждый атом,

Наш каждый нерв решимостью одет;

И, верьте нам, на каждый ультиматум

Воздушный флот сумеет дать ответ.

Припев.


Ученик 3.

(слайд 10) Храбрым, мужественным лётчиком проявил себя Е.Н.Преображенский во время советско - финляндской войны 1939-1940 г.г. За боевые заслуги и героизм наш земляк в январе 1940 года был награждён орденом Ленина.

К началу войны с фашистской Германией Евгений Преображенский - командир первого минно - торпедного авиаполка Краснознамённого Балтийского Флота.

22 июня 1941 года Евгению Николаевичу исполнилось 32 года. В этот прекрасный летний день в семье Евгения Николаевича и его жены Таисии Николаевны произошло и еще одно радостное событие - рождение третьего ребенка - дочери Ольги. Но в мирную жизнь вторглась война.

Ученик 4.

Советский народ встал на защиту своей Родины, проявляя несгибаемый русский характер, мужество и отвагу. Впереди 4 долгих года тяжелых испытаний, крови, пота и слёз. Миллионы погибших на фронтах и в тылу, замученных в концлагерях. (слайд - видео 11. Кадры из фильма «Флагман». О судьбе адмирала ВМФ Советского Союза Николая Кузнецова), по окончании просмотра

Чтецы читают стихи, затем дуэт мальчиков исполняет песню

Кровью закат окрашен,

Молча идём без слов

Мимо полей и пашен,

Мимо родных лесов.

Путь наш тяжёл и длинен.

В горе. В слезах. В огне.

Немец, заняв Калинин,

Рвётся уже к Москве.

Ноги твои босые,

Кровь посреди дорог,

Трудный твой путь, Россия,

С запада на восток.





Песня «Мне приснилось утро раннее»
В. Ильина
1. Мне приснилось утро раннее,
Утро светлое, небо чистое.
И поля, поля бескрайние,
И товарищи, сердцу близкие.

Мне приснился дом родной
В стороне далёкой,
Мне приснился дождь грибной
С радугой высокой.

Только выстрел прогремел,
Сразу сон мой улетел.

Припев - 1: День и ночь идёт война,
Взрывы бомб и рёв снарядов.
Рядом в бой идут друзья,
Смерть шагает тоже рядом.
Рядом в бой идут друзья.

Вставка - 1: 2 Такта.

2. Мне приснились руки мамины
И глаза, от беды печальные.
И молитва о спасении,
И слова её на прощание.

Шум берёз, что встали в ряд
У крыльца родного.
Дай мне Бог и в этот раз
К ним вернуться снова.

Только выстрел прогремел,
Сразу сон мой улетел.

Припев - 2.


Ученик 4. Полк Преображенского наносил удары по танковым колоннам и живой силе врага, бомбил порты, морские конвои противника. В конце июля 1941 года немецкая авиация совершила первый массированный налёт на Москву. Бомбардировка советской столицы должна была показать, что дни ее в условиях, когда Красная Армия практически деморализована, а авиация, по мнению немцев, почти полностью уничтожена, уже сочтены.

Это был тяжёлый для страны психологический удар, ведь фашистская пропаганда заявила на весь мир о разгроме советского воздушного флота.

Ученик 5.

ВЛитературно-музыкальная композиция о жизни и подвиге Героя Советского Союза Е.Н. Преображенском «Верность мужеству храним»Литературно-музыкальная композиция о жизни и подвиге Героя Советского Союза Е.Н. Преображенском «Верность мужеству храним»озникла необходимость развеять этот миф и нанести ответный удар по логову фашизма - Берлину. Нарком Военно - Морского флота Кузнецов Николай Герасимович (кстати, тоже наш земляк, уроженец деревни Медведки Великоустюгского района Вологодской области) предложил дерзкий план. (слайд - видео 12 в электронной презентации ). Его спланировали в штабе ВВС Военно - морского флота. В ночь на восьмое августа с аэродрома острова Эзель, входящего в Моодзунский архипелаг (Эстония), взлетели тринадцать дальних бомбардировщиков ДБ - 3 (слайд №13), сконструированных нашим известным земляком Сергеем Ильюшиным еще в 1935 году. Каждый из самолетов нес по восемь 100- килограммовых бомб. Когда самолеты подлетали к Штеттину (Польша), немцы сочли их за свои и даже включили огни аэродрома, предлагая посадку.

Литературно-музыкальная композиция о жизни и подвиге Героя Советского Союза Е.Н. Преображенском «Верность мужеству храним»Берлин не был затемнен. Еще бы - ведь фашистская пропаганда внушала: «Скорей падут столицы всех стран мира, нежели падет Берлин». С высоты пять с половиной километров на него посыпались бомбы. Через четыре часа после вылета, преодолев свыше 3.5 тысячи километров, все наши бомбардировщики благополучно вернулись на базу… (слайд 14, видео слайд 15 )

Ученик 1.

Немецкое радио тогда вещало: «Крупные силы английской авиации в количестве до 150 самолетов пытались бомбить Берлин. Истребительной авиацией и огнем зенитной артиллерии основные силы англичан были рассеяны. Из прорвавшихся 15 самолетов девять сбито». Но это была ложь.

В тот же день Верховный Главнокомандующий И.В.Сталин послал в полк Преображенского поздравительную телеграмму.

ВЛитературно-музыкальная композиция о жизни и подвиге Героя Советского Союза Е.Н. Преображенском «Верность мужеству храним»се участники первого удара по Берлину были награждены высокими наградами, а пятерым из них, в том числе и Е.Н.Преображенскому, было присвоено высокое звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали « Золотая Звезда» Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа. (слайды16,17 ).

Налёты на Берлин продолжались до 4 сентября. За этот период лётчики 1го минно - торпедного авиационного полка сбросили 311 бомб различного калибра, общим весом 36050 килограммов, больше чем англо - американская авиация за весь 1941 год.

Ученик 2.

(Слайды18,19) Первый гвардейский минно-торпедный авиационный полк имеет славную историю. Его называли полком Героев. Из 128 авиаторов 33 были удостоены звания Героя Советского Союза. Погибли во время полетов на Берлин экипажи Плоткина, Трычкова, Рысенко и других. Друзья Преображенского Гречишников и Игашев совершили бессмертные подвиги, направив свои боевые самолеты на фашистские колонны.

Летчиков вдохновлял на подвиги гимн 1 - го минно-торпедного полка Краснознаменного Балтийского флота, в котором упоминались имена их погибших товарищей.

Хор исполняет

ГИМН ПЕРВОГО МИННО-ТОРПЕДНОГО ПОЛКА КРАСНОЗНАМЕННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА

СЛ. Н. БРАУН МУЗ. В. ВИТЛИНА

  1. ГОРИТ ЛИ ПОЛДЕНЬ НАД ЗЕМЛЕЮ,

ВЗОЙДУТ ЛИ ЗВЕЗДЫ В НЕБОСВОД,

ИДУТ КРЫЛАТЫЕ ГЕРОИ,

ВЫХОДЯТ СОКОЛЫ В ПОЛЕТ.

ПРИПЕВ: ВО СЛАВУ ЗНАМЕНИ РОДНОГО

ЛЕТИ ТЫ, ПЕСНЯ, КАК НЕБО ШИРОКА

И ДНЕМ, И НОЧЬЮ В ПОЛЕТ ГОТОВЫ

ГВАРДЕЙЦЫ ПЕРВОГО ПОЛКА.

  1. НЕТ В МИРЕ НАШЕЙ ДОЛИ КРАШЕ

У НАС В МОТОРАХ СТУК СЕРДЕЦ.

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ГОРДОСТЬ НАША,

А ОГАНЕЗОВ НАШ ОТЕЦ.

ПРИПЕВ:


  1. ДЛЯ ВНУКОВ СКАЗКОЙ СТАНУТ БЫЛИ,

СПОЮТ О СЛАВЕ ТЕХ ГОДИН,

КАК МЫ НА ХЕЛЬСИНКИ ХОДИЛИ,

И КАК БОМБИЛИ МЫ БЕРЛИН.

ПРИПЕВ:

4. НАС ИМЕНАМИ ДОРОГИМИ

К ПОБЕДАМ РОДИНА ЗОВЕТ,

ЗОВЕТ ГРЕЧИШНИКОВА ИМЯ

И ДОБЛЕСТЬ ПЛОТКИНА ВЕДЕТ.

5. КАК ИГАШЕВ В БОЮ СУРОВОМ

ТАРАНОМ БЕЙ ИЗ ОБЛАКОВ.

СИЯЙ НАМ МУЖЕСТВО ХОХЛОВА,

ВЕДИ В ПОЛЕТ НАС ЧЕЛНОКОВ.

ПРИПЕВ:

6. СМЕЛЕЙ, ВПЕРЕД, КРЫЛАТЫХ СТАЯ,

ТВОРИ ГЕРОЙСКИЕ ДЕЛА,

ЧТОБ СНОВА РОДИНА ДО КРАЯ

В ЦВЕТАХ ПОБЕДЫ ЗАЦВЕЛА

(примечание: рукописный текст и ноты подлинника находятся в музее. Фонограмма воспроизведена и записана преподавателем ВОУК Голубевым Г.Ф. )

Ученик 3.

(слайды 20,21) Бомбовые удары по Берлину имели огромное значение. Они укрепили веру советских людей на фронте и в тылу, в победу над фашизмом, а врагу напомнили о неизбежном возмездии. К сожалению, успех в этой операции достался дорогой ценой, и многие экипажи не вернулись на свой аэродром.

Группа чтецов.

Над землёй ни грохота, ни гула,

Ни огней посадки, ни ракет.

Спит в тиши аэродром Когула,

Спит, не пробуждаясь, много лет.

Только иногда платочек женский

Над травой высокою мелькнёт,

А ведь на Берлин Преображенский

Начинал отсюда свой полёт.

Нюхал на рассвете можжевельник

Напрямик шагая по росе

И глядел на серебристый ельник,

Что прижался к взлётной полосе.

А за командиром тихим шагом

Шли, неугомонные с утра

Лётчики его, лихие асы,

Бомбовых ударов мастера.

Шли в унтах и мягких шлемофонах,

С горечью глядели на восток.

От России самый отдалённый

Был родной им этот островок.

И внося в кабины леса запах,

Взяв с собой по горсточке земли,

Сквозь огонь вели они на запад

Боевые чудо - корабли

А назавтра, нарастая громом,

Вынырнув к земле из высоты,

Зависали над аэродромом

«Мессершмидтов» чёрные кресты

Хлопали растерянно зенитки,

Шум моторов, взрывы без конца.

И металла огненные слитки

Обжигали землю и сердца.

А когда темнели неба краски

Снова оживала полоса,

Обнимались лётчики по-братски,

«На Берлин!» - звучали голоса.

А теперь, ни грохота, ни гула,

Васильковой скатертью покрыт.

Спит в тиши аэродром Когула,

Запах трав и пороха хранит.

Ученик 4.

Литературно-музыкальная композиция о жизни и подвиге Героя Советского Союза Е.Н. Преображенском «Верность мужеству храним»После отлёта с острова Сааремаа (Эзель) лётчики авиаполка Преображенского активно включились в защиту Ленинграда: наносили бомбовые удары по батареям, обстреливающим Ленинград, их авиаполк уничтожал живую силу и технику противника, топил боевые корабли и транспорты на Балтике, ставил мины на морских фарватерах. Фашисты продолжали наступать. Тревога за судьбу страны, своих родных и близких, с которыми его разлучила война, не покидала Евгения Николаевича ни на минуту.

Осенью 1941 года Евгению Николаевичу Преображенскому выпала возможность встретиться со своей женой Таисией Николаевной и детьми, которые находились в это время у матери Евгения Николаевича Анны Дмитриевны на родине, в селе Волокославино. (слайды 22, 23 )

Ученик 5.

(Литературно-музыкальная композиция о жизни и подвиге Героя Советского Союза Е.Н. Преображенском «Верность мужеству храним»слайды 24, 25) Земляки тепло встретили Героя. Старый мастер баянного цеха Панов сказал «Бей фашистов крепче, Евгений, помни: вологжане всегда были смелыми и стойкими защитниками Родины. Дарим тебе и твоим друзьям этот баян, изготовленный нами. Баян - тоже оружие. Пусть лётчики играют на нём песни, с ними легче воевать…» Так волокославинский баян был взят на «вооружение» полка. Часто в перерывах между полётами Евгений Николаевич играл на нём, вспоминая о родном селе, собирая вокруг себя своих боевых товарищей. (слайды 26, 27 )

Литературно-музыкальная композиция о жизни и подвиге Героя Советского Союза Е.Н. Преображенском «Верность мужеству храним» В 1943 году полковника Преображенского назначают начальником штаба ВВС Северного флота, с сентября 1944 года он - командующий ВВС Северного флота, в городе Мурманске. (слайд 28)

Ученик 1.

В апреле 1945 года Евгения Николаевича назначают заместителем командующего, а затем командующим Тихоокеанского флота, и он уезжает с семьёй на Дальний Восток, где и встретил День Победы.

Но для Преображенского война закончилась только лишь 3 сентября 1945 г. после капитуляции Японии. В августе 1945 он возглавлял операцию, также вошедшую в историю второй мировой войны как одну из наиболее значимых: руководил высадкой воздушного десанта и освобождением от японцев военно - морской базы Порт - Артур (слайд 29 ). 5 лет служил Евгений Николаевич вдали от родных мест. И только в 1950 году он возвращается в Москву.

(слайд 30) С 1950 года в течение 12 лет и почти до самой своей кончины наш земляк был командующим авиацией Военно - морского флота. Дослужился до звания генерал - полковника. Его награды говорят сами за себя: кроме звезды Героя, Евгений Преображенский награжден четырьмя орденами Красного Знамени и орденом Суворова 2 - ой степени. А первому минно - торпедному полку, участвовавшему в тех знаменитых полетах на Берлин (командиром его Преображенский стал в возрасте 32 лет), одним из первых в ВМФ СССР было присвоено звание гвардейского.

Литературно-музыкальная композиция о жизни и подвиге Героя Советского Союза Е.Н. Преображенском «Верность мужеству храним»

Ученик 2.

К сожалению, жизнь Евгения Николаевича была недолгой. Сказалась тяжелая военная служба и те невыносимые условия, в которых приходилось совершать героические налеты.

В октябре 1963 года, в возрасте 54 лет, Преображенский Е.Н. скончался. Его похоронили на Новодевичьем кладбище Москвы. (слайды 31)

Литературно-музыкальная композиция о жизни и подвиге Героя Советского Союза Е.Н. Преображенском «Верность мужеству храним»(Слайд 32) Подвиг нашего земляка немеркнущей страницей вписан в героическую летопись советского народа. Вахту памяти несет третье поколение победителей- внуки и правнуки тех, кто отстоял победу и независимость нашей Родины.

В 1975 году на родине Е.Н. Преображенского был установлен бюст, на открытие которого приезжали его дети: Владимир, Ольга, Галина и жена Таисия Николаевна. (слайд 33,34)

Мы храним благодарную память о Герое Советского Союза Е.Н. Преображенском. В 1976 году был открыт школьный музей Боевой Славы имени Е.Н. Преображенского, который и сейчас является центром патриотического воспитания подрастающего поколения. В музее сосредоточен огромный материал о жизни и подвиге нашего прославленного земляка. (Слайд 35)

Все участники литературно-музыкальной композиции выстраиваются на заключительную часть.

Чтец читает стихотворение Николая Сергеевича Логинова, жителя с. Волокославинское

ВХОЖУ Я С ТРЕПЕТНЫМ ВОЛНЕНЬЕМ

В ОБЫЧНЫЙ С ВИДУ ШКОЛЬНЫЙ КЛАСС,

ЧТОБ ЗАРАЗИТЬСЯ ВДОХНОВЕНЬЕМ,

ПОПОЛНИТЬ МУЖЕСТВА ЗАПАС.

ЗДЕСЬ О БОЛЬШОЙ ЛЮБВИ К ОТЧИЗНЕ

БЕЗЗВУЧНО СТЕНДЫ ГОВОРЯТ,

О МУЖЕСТВЕ И ГЕРОИЗМЕ

ВЕЩАЕТ КАЖДЫЙ ЭКСПОНАТ.

И КАЖЕТСЯ, ЧТО БУДТО РЯДОМ

ПРОСЛАВЛЕННЫЙ ЗЕМЛЯК-ГЕРОЙ,

ОН ПРИГЛАШАЕТ ДОБРЫМ ВЗГЛЯДОМ

ИДТИ ПО ЗАЛУ ЗА СОБОЙ.

ВСТАЕТ В ВЕЛИЧИИ ПРЕКРАСНОМ

ЗЕМЛЯК НАШ, ЛЕТЧИК - ИСПОЛИН:

ОН В СОРОК ПЕРВОМ С ГРУППОЙ АСОВ

БОМБИЛ ФАШИСТСКИЙ ЦЕНТР БЕРЛИН.

ОН ЗАЩИЩАЛ КРАЯ РОДНЫЕ,

НАНЕС БОЛЬШОЙ УРОН ВРАГУ.

ЕГО ЗАСЛУГИ БОЕВЫЕ

ЗДЕСЬ ПОМНЯТ , СВЯТО БЕРЕГУТ

Учитель.

(слайды 36,37,38) 17 октября 2009 г. делегация Кирилловского района, в которую входили представители администрации, учителя и учащиеся, была приглашена в военный гарнизон п. Федотово Вологодского района на торжественное мероприятие, посвященное присвоению самолетам 73 авиационной эскадрильи почетных наименований самолетам ТУ - 142 МК (МР) «Великий Устюг», «Евгений Преображенский», «Иван Борзов».

22 июня 2009 года на родине Героя - селе Волокославинском прошли праздничные мероприятия, посвященные 100 - летнему юбилею со дня рождения Е.Н. Преображенского.

Вот уже прошло 67 лет с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война. Меняется время, меняются поколения на земле. Но мы должны гордиться нашим прославленным земляком и нашим героическим прошлым.

Чтец1.

Сердца людские памятью сильны,

Мы перед славой Родины в ответе.

Весеннее бессмертие страны

Мы сохраним для будущих столетий.

Чтец 2.

На всех дорогах звездных и земных,

На всех дорогах грозных и крутых,

Герои остаются молодыми,

Вместе: А память - это песня молодых

Хор исполняет Песню из к.ф. «Офицеры» сл. музыка Р.Хозак слова Е.Агранович

От героев былых времен
Не осталось порой имен.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землей и травой.
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых.
Этот вечный огонь, нам завещанный одним,
Мы в сердцах храним.

Посмотри на моих бойцов…
Целый свет помнит их в лицо.
Вот застыл батальон в строю,
Снова старых друзей узнаю.
Хоть им нет двадцати пяти -
Трудный путь им пришлось пройти.
Это те, кто в штыки поднимался, как один.
Те, кто брал Берлин.

Нет в России семьи такой,
Где б ни памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят.
Этот взгляд, словно высший суд
Для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть,
Ни с пути свернуть.


Для разработки сценария мероприятия использованы материалы:


  1. Т.О. Спивак «Крылатое мужество», Вологда 2003 г.

  2. В.П. Муштаев «Вижу Берлин», Москва, 1979 г.

  3. В.Ф. Трибутц «Балтийцы сражаются», Москва 1985 г.

  4. Кадры из фильма «Флагман». О судьбе адмирала ВМФ Советского Союза Николая Кузнецова.

  5. Материалы школьного музея Боевой Славы имени Е.Н. Преображенского, личные фотографии.

Приложения:

Электронная презентация,

фонограммы песен

  1. «Авиационный марш» Музыка Ю. Хайта, слова П. Германа

  2. «Мне приснилось утро раннее» В. Ильина

  3. Гимн Первого Минно-Торпедного авиационного полка Краснознаменного Балтийского флота слова Н. БРАУН музыка В. ВИТЛИНА

  4. Песня из к.ф. «Офицеры» сл. музыка Р.Хозак слова Е.Агранович

Бюджетное образовательное учреждение

Кирилловского муниципального района Вологодской области

«Николоторжская средняя общеобразовательная школа»


Районный конкурс методических разработок

«Мой лучший урок»


Номинация конкурса:

Внеклассное мероприятие

Сценарий литературно - музыкальной композиции,

посвященной

жизни и подвигу Героя Советского Союза Е.Н. Преображенскому

«Верность мужеству храним»



Автор конкурсной работы:

Шабарова Ольга Владимировна,

педагог-организатор БОУ КМР ВО «Николоторжкая СОШ»

[email protected]

© 2010-2022